Модуль VI. Социальная философия




Социальная философия: история и современные концепции. Общество. Проблема происхождения общества. Общество как система. Экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Культура и цивилизация. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Смысл истории. Прогресс и регресс (А. Блаженный, Г. Гегель, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Фромм, Ф. Фукуяма и др.). Формационная и цивилизационная концепции общественного развития (К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин). Свобода и необходимость. Конформизм.Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 


Тематический план

№ п/п темы Наименование разделов и тем Количество часов по учебному плану
    Всего Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
    Лекции Лабораторные занятия Практические занятия (семинарские)
             
  Философия ее предмет, структура, функции          
  Разнообразие картин мира: мифология, религия, философия, наука          
  Восточная философия. Философия Древней Индии и Древнего Китая          
  Античная философия. Досократический период. Классическая древнегреческая философия          
  Период эллинизма в античной философии          
  Философия Средневековья          
  Философия Возрождения          
  Философия Нового времени          
  Философия эпохи Просвещения          
  Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм И. Канта          
  Философская система и диалектика Гегеля          
             
  Антропологический материализм Л. Фейербаха          
  Философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса          
  Неклассическая философия. «Философия жизни»          
  Исторические формы позитивизма.          
  Современная западная философия          
  Русская философия, становление, основные периоды развития, особенности          
  Русская философия XVIII–XIX вв.          
  Русский космизм. Философия русского зарубежья          
  Промежуточный контроль          
  Онтология. Категория «бытие» в философии. Бытие и его всеобщие формы. Категории          
  Материя, ее атрибуты и формы движения          
  Сознание, его происхождение и сущность. Сознательное и бессознательное          
  Учение о развитии. Диалектика миропонимания          
  Познание как предмет философского и специально-научного исследования          
  Уровни, формы и методы познания. Научное и вненаучное познание          
  Истина, ее формы и критерии. Идея творчества          
  Философская антропология. Проблема человека в истории философии.          
             
  Человек как биосоциальный феномен. Личность. Свобода и ответственность личности. Проблема смысла человеческой жизни.          
  Философия общества: история и современные концепции. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.          
  Общество как система. Общество и природа          
  Проблема цели и смысла общественной жизни в философии истории          
  Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.          
  Итоговый контроль          
             

 


Модуль 1

Философия: предмет, структура, функции

 

План лекционного занятия

1.Понятие мировоззрения, его исторические формы и типы.

2.Предмет и понятие философии.

3.Структура философского знания. Исторические типы философии.

4.Основной вопрос и основные направления философии. Классическая и неклассическая философия.

5.Функции философии.

 

Основные понятия

Аксиология, антропология, гносеология, иррационализм, логика, методология, мировоззрение, миф, мифология, нравственность, онтология, рационализм, эмпиризм, религия, теология, эстетика, этика.

 

Краткие сведения

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Составляющими мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие. Мироощущение (первый уровень отражения действительности) возникает в силу определенного эмоционального настроя, фиксирует отдельные внешние проявления бытия, явления, а не сущности. На втором уровне отражения действительности – мировосприятие – создается цельная картина мира благодаря чувственному опыту. Вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов рациональным путем способно миропонимание.

Можно выделить два уровня мировоззрения:

– жизненно-практический – в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей, складывается стихийно. В данном случае преобладает психологический компонент, нередко отсутствует последовательность, доказательность, систематичность;

– теоретический– на данном уровне вырабатывается свой специфический язык, создаются специальные методы исследования мира и самого человека, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.

Выделяют четыре основные формы мировоззрения, которые возникали постепенно и продолжают существовать сейчас.

1. Обыденное мировоззрение – оно является наиболее древним, возникло у первобытных людей в ходе их повседневной практической деятельности, опирается на повседневный жизненный опыт.

2. Мифология, которая представляет собой отражение в космически обобщенном виде общинно-родовых отношений, описывает явления природы и общества в фантастической, художественно-образной форме.

3. Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные потребности человека. Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

– тотемизм – поклонение животным, растению, которое считается предком рода;

– анимизм – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

– фетишизм – вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов;

– магия – вера в действенность специальных обрядов.

К национальным религиям относятся:

– иудаизм – религия евреев, возникла в конце II тыс. до н.э.;

– индуизм – религия северной Индии, возникла в V в. до н.э.;

– конфуцианство – одна из религий Китая (V в. до н.э.);

– синтоизм – средневековая религия японцев.

Мировые религии:

– Буддизм – возник в IV–V вв. до н.э. в Индии. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный).

– Христианство – возникло в I веке в Палестине, основоположник Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Три ветви христианства: католичество, православие, протестантизм.

– Ислам (мусульманство) – возник в VII веке в Аравии. Два основных направления: суннизм, шиизм. Основатель – Мухаммед.

4. Философия, сделавшая мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, критического осмысления, позднее перерастает в научное мировоззрение.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (IV–начало V в. до н.э.), который считал, что смысл философии – в поиске истины.

Философия как система знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру возникла около 2,5 тысяч лет назад. Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но она не совпадает с ним. Философия, в отличие от мировоззрения, не только выделяет всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, но и проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Предмет философии – общие закономерности развития природы, человека, общества. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно имеет сложную структуру; носит предельно общий теоретический характер; содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе других наук; во многом субъективно (содержит авторские учения); являются совокупностью объективного знания и ценностей, оказывает влияние культурно-историческая ситуация. Философская мысль рефлексивна. Философия опирается на категории – предельно общие понятия. Кроме того, философское знание неисчерпаемо.

Философские вопросы – это вопросы не об объектах, а об отношении к ним человека.

В истории философии сложились направления, которые можно рассматривать как взаимоисключающие:

1) материализм и идеализм;

2) признание познаваемости мира и ее отрицание (агностицизм);

3) диалектика и метафизика.

Отношение между идеализмом и материализмом, признанием и отрицанием познаваемости мира было наиболее удачно сформулировано Фридрихом Энгельсом в его работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» – он назвал это соотношение основным вопросом философии. В общем виде, это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе.

Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяют две стороны:

1) онтологическая: что первично – сознание или материя;

2) гносеологическая: познаваем ли мир.

На первую часть основного вопроса философии можно дать два противоположных ответа – материалистический и идеалистический. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Материалистическая философия прошла долгий путь развития. Обычно выделяют следующие ее формы:

– наивный материализм в древнегреческой философии;

– метафизический материализм в философии Нового времени – XVII-XVIII вв.;

– материализм русских революционеров-демократов XIX в.;

– диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса;

– современный философский материализм – XX век.

В Древней Греции состояние науки не давало возможности последовательно объяснить мир материалистически. Поэтому возникает противоположное направление – идеализм. Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю – вторичной по отношению к сознанию.

Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух. Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизм.

Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека. Классик субъективного идеализма Джордж Беркли вводит в свое учение представление о боге как гаранте существования других людей, т.е. он использует и идеи объективного идеализма. На основе субъективного идеализма возникает солипсизм – концепция, согласно которой существую только Я, а все остальные люди и вещи – только комплексы, наборы наших ощущений.

вопрос о возможности и границах достоверного познания мира первыми поставили и подробно проанализировали скептики. Позже отрицание познаваемости мира было названо агностицизмом. В Новое время классиками агностицизма стали английский субъективный идеалист Дэвид Юм и основоположник немецкой классической философии И. Кант. Наиболее полно позиция философского агностицизма выражена во взглядах Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения сущности предмета («вещь–в–себе») и того, как этот предмет представляется человеку («вещь–для–нас»).

Противоположное им направление получило название гностицизм или гносеологический оптимизм.

Гностики – это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающее. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе».

Итак, по способу решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два типа – материалистические и идеалистические. По способу решения его второй стороны философские концепции делятся на признающие познаваемость мира и отрицающие ее.

И материализм, и идеализм являются монистическими концепциями, признающими, что в основе мира лежит одно начало, одна субстанция – дух или материя. Кроме монизма в философии существуют и другие подходы – дуализм и плюрализм. Дуализм – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга субстанциями мира, существующими параллельно друг другу (Р. Декарт). Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Главным атрибутом духовной субстанции является мышление, материальной – протяженность.

Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал. Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц. Субстанцию он подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами.

Кроме основного вопроса философии в ней существует еще один, второй по значению фундаментальный вопрос – о движении и развитии. Его можно сформулировать следующим образом: развивается мир или он остается неизменным?

Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII-XIX вв. В древности – например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. Сократ и Платон применили идею изменчивости и к человеческому мышлению. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. Маркс и Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.

Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно. Можно выделить следующие черты метафизического понимания мира:

– вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов;

– вещи неизменны в своей сущности, могут подвергаться лишь несущественным изменениям, но не могут развиваться;

– вещи лишены внутренних противоречий.

 

Основные структурные элементы философского знания:

· онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии;

· гносеология (от греч. gnosis – познание, logos – учение) – учение о познании;

· антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – учение о человеке;

· социальная философия – учение об обществе и закономерностях его развития;

· логика – учение о законах правильного мышления;

· этика – учение о нравственности;

· эстетика – учение о прекрасном;

· история философии – изучает развитие философской мысли от зарождения до наших дней;

· философия истории;

· философия культуры;

· философия права;

· аксиология – учение о ценностях;

· философия и методология науки и т.д.

Функции философии

1.Мировоззренческая, которая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем.

2.Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

3.Методологическая, которая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира.

4.Прогностическая функция состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления.

5.Критическая функция связана с поиском истины и предполагает критическое отношение к действительности.

6.Аксиологическая функция философии заключается в оценке явлений и событий с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т.д.

7.Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности, прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях.

8.Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие факторы являются системообразующими для определенного исторического типа мировоззрения?

2.На ваш взгляд, что такое философия – наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.

3.Как вы понимаете термины «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание»?

4.Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?

5.Возможно ли единственное определение философии? Сводимы ли разнообразные определения к одной общей дефиниции?

6.Является ли основной вопрос философии определяющим для любой философской системы?

7.Какие исторические формы материализма вы знаете?

8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете?

9.Какие функции философии вы бы назвали основными?

10. Что такое монизм? плюрализм? дуализм?

 

Задания для практического занятия

1.Мифология, религия, философия: общее и особенное.

2.Философия и наука.

3.Философия – искусство.

4.Исторические формы философии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: