Задания для практического занятия




1. Бытие, субстанция, материя в античной философии.

2. Проблема познания в античности.

3. Социально-политические учения античных философов.

4. Идеалы и модели поведения в древнегреческой философии.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подумайте, какими особенностями характеризуется ионийская философия? Какую из этих особенностей вы бы выделили как самую значимую и почему?

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на наличие отдельных философских идей, размышлений до появления Милетской школы, именно ее считают началом философии?

3. Почему считают учение Сократа фундаментальным поворотом в философии античного времени?

4. Применимы ли, на ваш взгляд, оценки «материализм» – «идеализм» в анализе античной философии?

5. Как вы думаете, что заставило Платона создать свой проект идеального государства?

6. Какой из проектов государственного устройства более реалистичен: Платона или Аристотеля? Почему?

7. Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?

Рекомендуемая литература

1. Кессиди Ф. Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001.

2. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М., 2002.

3. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

4. Космос и душа: учения о Вселенной и человеке в античности и в средние века: (исследования и переводы) / Рос. акад. наук; Ин-т философии; ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

5. Интеллектуальные традиции античности и средних веков: (исследования и переводы) / сост. и общ. ред. М. С. Петровой. – М.: Кругъ, 2010.

6. Ахутин А В. Античные начала философии. – СПб.: Наука, 2007.

7. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. – М., 2008.

8. Платон Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / общ. ред. А. Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1999.

9. Платон. Государство, Законы, Политик. – М.: Мысль, 1998.

10. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. – М.: Мысль, 1999.

 

Тестовые задания

1. Кто из древнегреческих философов обосновал наличие в мире абсолютной необходимости, не оставляя места для существования объективной случайности:


1) Гераклит

2) Зенон

3) Демокрит

4) Эпикур


 

2. Общей идеей древневосточной и древнегреческой философии является представление о человеке как

1) личности

2) микрокосме

3) социальной сущности

4) иррациональном существе

 

3. Философ, первым сформулировавший проблему бытия и небытия в философии –


1) Фалес

2) Гераклит

3) Парменид

4) Сократ


 

4. Древнегреческий философ, сравнивавший мир с потоком, рекой –


1) Фалес

2) Демокрит

3) Гераклит

4) Сократ


5. Основным критерием истины софисты считали

1) ощущения, получаемые с помощью органов чувств

2) законы разума, общие для всех людей

3) принципы добра и красоты

4) логическую доказуемость

 

6.Основоположник диалектики как метода познания –


1) Сократ

2) Аристотель

3) Августин Блаженный

4) Декарт


 

7.Основоположник учения об атомном строении материи –


1) Демокрит

2) Протагор

3) Аристотель

4) Эпикур


 

8. Согласно Демокриту

1) бытие познается чувствами, а не разумом

2) бытие есть атомы и пустота

3) основой бытия являются универсальные идеи

4) бытие есть единое

 

9. Наилучшей формой государственного правления Платон считал


1) монархию

2) тимократию

3) аристократию

4) демократию


 

10. Основой государства, по Аристотелю, должна быть

1) частная собственность

2) общая собственность

3) правление большинства

4) социальное равенство

 

11. Критика Аристотелем платоновского учения была направлена против обоснования

1) существования форм и вещей

2) понятия Единого, Блага

3) понятия первоматерии

4) самостоятельного существования идей

 

12. Основное понятие антропологического учения стоиков –


1) бессмертие

2) судьба

3) вера

4) разум


 

13. Развитие происходит благодаря борьбе противоположностей, – считал:


1) Гераклит

2) Демокрит

3) Анаксимен

4) Зенон


 

14. Проблему количественной предопределенности впервые сформулировал


1) Зенон

2) Пифагор

3) Аристотель

4) Демокрит


 

15.Основоположником диалектики как учения о развитии природы является


1) Анаксимандр

2) Гераклит

3) Платон

4) Зенон


 

16. Представитель объективного идеализма –


1) Платон

2) Гегель

3) Эпикур

4) Протагор


 

17. Перипатетическую школу в афинском Ликее основал:


1) Диоген Синопский

2) Сенека

3) Платон

4) Аристотель


 

18. Логику орудием познающего разума сделал:


1) Протагор

2) Платон

3) Аристотель

4) Зенон


 

19. Философ-материалист:


1) Платон

2) Пифагор

3) Эпикур

4) Сократ


 

 

20. «Человек – общественное животное» – считал:


1) Аристотель

2) Платон

3) Сенека

4) Сократ


 

21. Классический период в античной философии связан такими мыслителями, как:

1) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

2) Ксенофон, Парменид, Зенон

3) Сократ, Платон, Аристотель

4) Эпикур, Платон, Аристотель

 

22. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы


1) софистов

2) стоиков

3) эпикурейцев

4) киников


 

23. Высшая цель гедонизма – это

1) чувственное удовольствие

2) аскетизм

3) духовное богатство

4) польза и выгода

 

24. «Познать самого себя» призывал


1) Анаксагор

2) Сенека

3) Левкипп

4) Сократ


 

25. Впервые философский вопрос о первопричине вещей поставили

1) софисты

2) пифагорейцы

3) философы Милетской школы

4) элеаты

 

26. Во главе государства должны стоять философы, – говорил …


1) Сократ

2) Демокрит

3) Платон

4) Аристотель


27. Автором термина «философия» является …


1) Аристотель

2) Пифагор

3) Сократ

4) Ксенофан


 

28. История античной философии охватывает период:

1) с III в. до н.э. до VI в. н.э.

2) с V в. до н.э. до II в. н.э.

3) с IV в. до н.э. до III н. н.э.

4) с VI в. до н.э. до VI в. н.э.

 

29. Первоначальный атеизм и наивный материализм представлен в учении


1) Платона

2) Зенона

3) Сократа

4) Демокрита


 

30. Человек, по Сократу, это

1) результат эволюции живого мира

2) телесное, чувствующее существо

3) политическое животное

4) разумная душа

 

Философия Средневековья

План лекционного занятия

1. Общая характеристика средневековой философии.

2. Патристика. Учение о мире как второй реальности Августина Блаженного.

3. Специфика средневековой схоластики. Фома Аквинский.

4. Спор о природе универсалий.

Основные понятия

Патристика, схоластика, креационизм, иррационализм, номинализм, концептуализм, персонализм.

Краткие сведения

1.Принципы средневековой философии определяются ее принадлежностью эпохе, культуре, в которой господствующее положение занимает христианская религия. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры, сохранившиеся от предшествующей эпохи.

Зарождение этого типа философии относится ко времени, когда античная философская мысль начала испытывать влияние христианских идей, т.е. ко II–III вв. В средневековой философии обычно выделяют два основных этапа: патристику (со II–III вв. по VIII в.) и схоластику (с IX по XV вв.).

В Средние века назначение философии виделось в ее служении религии: «Философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже» (Петр Дамиани, XI век). Такое сближение философии и религии называют сакрализацией философии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: