Техника медитативного рисунка - мандала




Сегодня существует множество методов арттерапии - диагностики и коррекции различных психологических расстройств, развития личности, познания самого себя.

Одной из таких техник изотерапии является создание - мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг» [Киселева М.В., 2007; с.22].

Мандалы (рисунки в круге) очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Рисование мандалы способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т.е. становлению творческой личности [Кожохина С.К., 2006; с.65].

Понятие мандалы внес в западную психологию К. Юнг. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом. При создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство, т.к. круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены открывает возможность для духовного роста личности. Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой [Киселева М.В., 2007; С.23].

Рисование мандал используется в контексте инсайт-ориентированной психотерапевтической работы и напоминает юнгианский анализ, когда клиент рисует в круге определенного размера серию композиций, а затем обсуждает их с психологом, что позволяет ему прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста.

В основном создание мандал протекает в форме самостоятельной работы клиента, хотя он также время от времени обсуждает свои рисунки со специалистом. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования на личность клиента, которому таким образом часто удается достичь релаксации и психического равновесия.

Более того, техника рисования мандалы используется в сочетании с другими приемами арттерапевтической работы, например, с музыкой.

Технику рисования мандал можно использовать как в процессе индивидуальной, так и в процессе групповой арттерапии, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае, возможно не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но проведение коллективной работы с использованием разнообразных материалов и средств.

Каждая мандала - это композиция символов и цветов. Мандала работает наилучшим образом, если она создана самим человеком. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка).

Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое колесо. Создание цветового колеса можно использовать в качестве подготовительного упражнения при работе с мандалой. Цветовое колесо - это инструмент, помогающий клиентам стать более чувствительными к цветам. Поскольку работа предполагает взаимодействие с полным спектром цветов, это уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия. С.В. Кожохина предлагает использование этой техники в качестве развивающего средства.

Таким образом, мандала — это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма: каждая деталь внутри мандалы символически значима.

Рисование мандалы с ребенком дошкольного возраста (семейная традиция)

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции [Кожохина С.К., 2006; С.65].

Этап. Подготовка

Собравшись всей семьей и подготовив необходимые материалы (гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или большая тарелка), мы отправляемся в путь.

На листе бумаги рисуется круг (маленьким детям необходима помощь) диаметром около 20 см.

Этап. Настройка

Для создания настоящей мандалы необходимо настроиться и «погрузиться» внутрь себя: используются различные методы релаксации (длительной или краткосрочной).

Малышу предлагается уютно расположиться прямо полу тогда релаксация будет более глубокой. Зажигаются свечи.

Введение малыша в тему: «Сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие. Поудобнее располагайся на полу и закрой глаза. Представь себе, что ты - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким ты захочешь его сделать, потому что оно - только твое: ты здесь самый главный. Сделай два глубоких вдоха и выдоха, полежи еще немного так расслабленно. Посмотри, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у тебя возникают. А когда ты будешь готов, давай попробуем нарисовать все это в круге, который мы с тобой приготовили». Когда малыш почувствует, что он готов начать работу, и встанет, можно включить свет, оставив свечи гореть.

Этап. Создание мандалы

Предложите ребенку, взяв лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько сесть за стол, выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга все что захочется. Посоветуйте ему поменять цвет и продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если малышу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему.

Если в создании мандалы принимают участие взрослые, важно соблюдать некоторые рекомендации:

• во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

• дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;

• не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату. Спросите у ребенка, как бы ему хотелось назвать свою мандалу, и подпишите рисунок.

Этап. Описание мандалы

Теперь переходим к следующему этапу — это художественное описание мандалы. Спросите ребенка о том, что он изобразил. Можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда малыш вербализует рисунок, это помогает ему научиться точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию связи между правым и левым полушариями.

Желательно дословно записать рассказ ребенка на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить его к мандале.

Важно, слушая историю, придуманную ребенком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

Этап. Завершение работы

Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив гореть свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его настроение в процессе создания мандалы: от подготовительного - до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

Литература:

1. Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная //

https://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 63с.

3. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

4. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

5. Кокоренко, В.Л. Арттехнологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005 с.101

6. Копытин, А.И. Арттерапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е. Свистовкая //

https://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-4-2007.htm (29.12.2008)

7. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.

Материал представлен Колисниченко Т.Н.,

методистом кафедры педагогики и психологии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: