Задания для практического занятия




1. Социокультурная ситуация в Германии конца XVIII–нач. XIX вв. и ее выражение в философии.

2. Эволюция теории познания у немецких философов.

3. «Я» и «не-Я» в учении И. Г. Фихте.

4. Объективный идеализм Ф. В. Й. Шеллинга.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Опишите историческую ситуацию, сложившуюся в Германии в конце XVIII–нач. XX вв. Какое влияние она оказала на КНФ?

2.Подготовьте сообщения по темам «Объективный идеализм Шеллинга», «Субъективный идеализм Фихте».

 

Рекомендуемая литература

1.Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. – М., 1971.

2.Кант И. Критика практического разума. – М., 1994.

3.Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные произведения: В 2-х тт.– М., 1965. – Т. 1.

4.Фихте И. Г. Сочинения. – М., 1995.

5.Ойзерман Т. И. Теория познания Канта. – М., 1991.

6.Семенов В. Е. Функционализм как трансцендентальный принцип философии И. Канта // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 171–180.

7.Соловьев, Э. Ю. И. Кант: Знание, вера и нравственность // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991.

8.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1939 (и др. изд.).

Тестовые задания

1. Философ, отождествлявший понятия свободы и моральной ответственности, – …


1) Н. Макиавелли

2) И. Кант

3) Л. Фейербах

4) А. Шопенгауэр


 

2. Суть этического учения И. Канта не отражает следующее высказывание:

1) Человек есть житель двух миров – мира природа и мира свободы

2) Высшая свобода есть возможность поступать по собственной воле и нравственно по отношению к другим

3) Следование моральному закону есть подавление личной воли

4) Категорический Императив – внутренний закон, вложенный Богом в души людей

 

3. Центральным понятием учения И. Фихте является


1) «волевое Я»

2) «мыслящее Я»

3) «Я-бытие»

4) «коллективное Я»


 

4. Тождество субъекта и объекта, с точки зрения Ф. Шеллинга, достигается через

1) рациональное постижение сущности вещей

2) творческий акт

3) эмпирическое познание

4) самоотречение

 

5. Суть диалектического метода Г. Гегеля не отражает следующее высказывание:

1) Развитие природы, общества и мышления осуществляется по одним и тем же законам

2) Каждый последующий этап развития является отрицанием предыдущего

3) Высшей целью развития является совпадение субъекта и объекта

4) Бытие определяет сознание

 

6. Источником развития Г.В.Ф. Гегель считал…

1) естественные законы

2) божественный разум

3) деятельность человека

4) противоречия

 

7. Автор работы «Наука логики» –


1) И. Кант

2) Ф.В. Шеллинг

3) Г.В.Ф. Гегель

4) И.Г. Фихте


 

8. «Вещь в себе» у И.Канта означает

1) непознаваемую сущность

2) форму вещи

3) закрытую для других личность

4) феномен

 

9. Природу как инобытие Абсолюта рассматривал…


1) Ньютон

2) Фейербах

3) Шеллинг

4) Гегель


 

10. Априорную основу знания утверждает…


1) Кант

2) Фейербах

3) Гегель

4) Конт


 

11. Г. Гегель сформулировал основные принципы…

1) диалектики как учения о всеобщем развитии

2) теории прибавочной стоимости

3) теории общественного договора

4) цивилизационного подхода

 

12. «Категорический Императив» Канта – это

1) религиозная заповедь

2) безусловное нравственное поведение

3) социально-правовое требование

4) экономический закон

 

13. Основным предметом немецкой классической философией является…

1) вопрос об отношении человека и Бога

2) проблема первоначала мира

3) проблема тождества субъекта и объекта

4) структура человеческой психики

 

14. Какие проблемы волнуют Канта в докритический период его деятельности:

1) социальные

2) этические

3) естественнонаучные

4) антропологические

 

15. С чего начинается всякое знание, по Канту:


1) разума

2) истины

3) чувств

4) опыта


 

16. Философский метод Гегеля является


1) метафизическим

2) догматическим

3) феноменологическим

4) диалектическим


17. Существует ли противоречие между методом и системой в философии Гегеля:

1) да 2) нет

 

18. Какой характер носит материализм Фейербаха:

1) диалектический

2) феноменологический

3) вульгарный

4) антропологический

 

19. За что Фейербах критикует Канта:


1) материализм

2) метафизику

3) агностицизм

4) дуализм


 

20. Смог ли Фейербах понять и принять рациональное зерно философии Гегеля:

1) да 2) нет

Философская теория

Карла Маркса и Фридриха Энгельса

План лекционного занятия

1.Формирование философских концепций К. Маркса и Ф. Энгельса.

2.Исторический материализм.

3.Диалектический материализм. Диалектико-материалистическая концепция материи и движения.

 

Основные понятия

Диалектический материализм, исторический материализм, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, общественно-экономические формации, средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость.

Краткие сведения

Марксизм – одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли Х1Х–ХХ вв. Он возникает в середине 40–60-х гг. Его основатели – Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895) – разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира.

В марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма. При этом философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие концепции.

По определению В. И. Ленина (1870–1924), «философия марксизма есть материализм». Учение Маркса явилось важной ступенью развития философского материализма, так как в марксистской философии был выдвинут ряд крупных, принципиально новых идей.

1. Коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Представители КНФ – идейные предшественники К. Маркса – считали, что их наука имеет преимущественно теоретическое значение. В своей ранней работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс поставил перед философией другие задачи. Он писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы изменить его». Отсюда ярко выраженная практическая направленность марксистской философии: она должна не только теоретически осмыслить природу и человека, но и разработать стратегию преобразования общества путем целенаправленной революционной деятельности.

2. Создание концепций диалектического материализма.

Прямыми предшественниками марксизма и области философии явились Гегель и Фейербах. Гегель был классическим представителем объективного идеализма и диалектики, Фейербах – материалистом и метафизиком.

В естествознании XVII-XVIII вв., господствовал метафизический стиль мышления. Ученые исследовали только изолированные предметы и их свойства, а не крупномасштабные процессы изменения, развития, взаимодействия. Природу считали постоянной и неизменной. Например, биологические виды вечно остаются одинаковыми, в земной коре ничего не изменяется. Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас, и т. п.

Диалектику в это время исследовали идеалисты, опиравшиеся на изучение тех сфер действительности, в которых было проще заметить процесс развития: это человеческое мышление, религия, всеобщая история, история философии. Диалектическую картину природы и общества создали Шеллинг и Гегель. Однако гегелевский вариант диалектики имел специфический, ограниченный характер: с его точки зрения, развивается не природа, материальный мир, а абсолютная идея – особое духовное начало, являющееся основой мира.

С конца XVIII в. начали формироваться предпосылки для описания процессов развития не только мышления, но и материального мира. Систематизация и обобщение знаний сразу показали, что явления природы нельзя считать изолированными друг от друга, существующими самостоятельно и в неизменном виде. Начало нового этапа в развитии науки связывают с небулярной гипотезой Канта-Лапласа, которая утверждает, что Солнечная система существует не вечно, а развилась из более примитивного состояния материи (газовой туманности). В1842–1845 гг. Джоуль открыл закон сохранения и превращения энергии. Оказалось, что в неорганической природе постоянно совершаются преобразования одних форм движения в другие, причем энергия никуда не исчезает и не появляется вновь, а только трансформируется из механической в тепловую, электрическую и обратно. В1830-е гг. М. Я. Шлейден и Т. Шван создали клеточную теорию строения живых организмов. Эта теория впервые показала глубокое единство (следовательно, общность происхождения) всех животных и растений – одинаковый принцип строения всего живого. Диалектические механизмы развития жизни были блестяще описаны Ч. Дарвином в эволюционной теории («Происхождение видов путем естественного отбора» (1859)). Диалектическое содержание есть и в периодическом законе химических элементов, сформулированном Д. И. Менделеевым (1869). Он описывает химический мир как единое целое. Только в XX в. был выявлен огромный потенциал, заложенный в неевклидовых геометриях, разработанных Н. И. Лобачевским (1826), Б. Риманом (1854) и Я. Больяи (1882). Теория эволюции Вселенной использует созданный ими математический аппарат для описания развития пространственно-временных форм. Оказалось, что даже такие фундаментальные характеристики материи, как пространство и время, изменяются в процессе расширения Метагалактики. Пространство и время не являются ни застывшими, неизменными субстанциями (И. Ньютон), ни врожденными субъективными формами восприятия, посредством которых сознание упорядочивает хаос человеческих ощущений (И. Кант). Для изучения диалектики развития общества решающую роль сыграло открытие классов и классовой борьбы французскими историками эпохи Реставрации – это, прежде всего Тьерри (1795–1856) и экономические исследования Адама Смита (1723–1790).

Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция материализма органично включила в себя диалектику. Их последователи всегда подчеркивают, что формирование новой концепции материализма и диалектики явилось результатом действия трех групп предпосылок:

• социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества); определяющий фактор прогресса – социальный заказ;

• конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках);

• философско-теоретических (КНФ: диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Работы: Ф. Энгельс «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», В. И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»(1908) и «Философские тетради» (1914-1916). «Капитал», «Немецкая идеология», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.».

3. Создание исторического материализма. Исторический материализм тоже использует теорию развития, диалектику, и в этом смысле также является диалектическим. Две характеристики новой формы материализма –диалектический и исторический – были даны для того, чтобы сделать философскую концепцию общества последовательно материалистической. До середины XIX в. все ученые разделяли идеалистические взгляды на исторический процесс. Идеалистическое понимание истории состоит в признании воли и сознания человека конечной и определяющей причиной общественного развития. С кем начать войну, какие принять законы и управленческие решения в экономике – все зависит от желания и воли отдельных личностей, социальных групп и организаций. Следовательно, эти желания и воля определяют ход истории. Идеалистическую концепцию общества разделяли представители КНФ, французские материалисты XVIII в., утопические социалисты XIX в. Сен-Симон, Р. Оуэн и Ш. Фурье. Так, у французских материалистов была популярна мысль, что ход истории зависит от воли человека, который стоит у власти. Отсюда их идея «просвещенного монарха»: добрый и образованный правитель может изменить ход истории, если будет стараться действовать гуманно и справедливо. Мыслители эпохи Просвещения полагали, что люди могут построить общество так, как им захочется, – подобно художнику, который изображает на картине все, что ему вздумается.

Идеалистическое объяснение детерминации исторического процесса не могло выйти из замкнутого логического круга: сознание отдельного человека зависит от воспитания, данного ему обществом; воспитание, которое дает нам общество, само зависит от сознания и воли отдельных людей. Новое понимание исторического процесса первым сформулировал К. Маркс. С точки зрения Гегеля мировой дух, создающий науку, религию, искусство, политическую организацию общества и правовые нормы, определяет все общественные процессы. Но в реальной жизни непонятные «материальные интересы» людей не приспосабливались к правовым нормам, а, наоборот, вступали с ними в конфликт. Эта ситуация требовала специального научного анализа, к которому Маркс вскоре приступил. Главная идея исторического материализма:«материальные» жизненные – прежде всего экономические – отношения между людьми определяют все остальные происходящие в обществе процессы. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – с отношениями собственности. С изменением экономической основы происходит переворот в надстройке.

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм, социалистическое общество.

Идея о смене общественно-экономических формаций возникает на основе пересечения на основе пересечения двух идей: гегельянской идеи закономерного характера истории и позитивизма Конта о построении науки об обществе на основе изучения их эмпирических фактов.

Попытки развить и переосмыслить подход Маркса приводят к появлению различных интерпретаций его идей. Одна из таких интерпретаций – концепция так называемого экономического детерминизма. Согласно этой концепции, все социальные процессы прямо и непосредственно, по существу автоматически предопределяются изменениями в экономике.

Исторический материализм строится на основе законов:

1) примат общественного бытия над общественным сознанием;

2) закон об определяющей роли материального производства;

3) закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Учение о классах: диктатура пролетариата. «Класс-в-себе» => «Класс-для-себя».

4. Учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи.

Механистическая философия материалистов XVI-XVIII вв. и классическая физика пытались объяснить любые изменения в природе, а иногда и в обществе механическим движением атомов и молекул.

В природе должны быть какие-то другие, более сложные законы. Существуют качественно различные уровни организации природы, не сводимые один к другому. Впервые эти уровни попытался разграничить Гегель на механизм, химизм и организм. После них возникает дух, т. е. общество. Фридрих Энгельс разработал диалектико-материалистическую концепцию основных форм ступеней развития материи. Согласно этому подходу, существуют 4 основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, – механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Энгельс сумел сформулировать также основные закономерности взаимодействия этих форм движения.

В науке второй половины XX в. началось интенсивное развитие междисциплинарных исследований, которые затрагивают проблемы, возникающие как бы на стыках старых, классических наук. Так, ядерная энергетика связана с областями исследования на стыке физики и химии, проблема возникновения жизни решается в основном на стыке химии и биологии, на стыке биологии и техники возникла бионика.

Наиболее важным в этой области остается вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического начал в человеке и в обществе в целом.

5. Материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза. Развитие науки в ХIХ–ХХ вв. создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда – в этом смысле и говорят, что «труд создал человека». Трудовая теория формирования и развития человека и человеческого сознания была изложена в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи, способную к универсальной трудовой деятельности. Трудовая деятельность позволяет неограниченно перестраивать и преобразовывать вещество природы для удовлетворения материальных, а также духовных потребностей людей. С их точки зрения, развитие капитализма неизбежно приведет к возникновению новой общественной формации – коммунистического общества, экономической основой которого станет общественная собственность на средства производства. Только это общество создаст условия для гармоничного развития способностей каждого человека и воплощения в жизнь гуманистического идеала всесторонне развитой личности, о котором писали еще мыслители эпохи Возрождения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какими социально-политическими условиями определяется появление марксистской философии?

2. Как диалектический материализм относится к философии Гегеля, Фейербаха? Удалось ли Марксу и Энгельсу выйти из гегелевской парадигмы?

3. Определите особенности марксистской диалектики.

4. Какова роль процесса отчуждения в марксистской философии?

5. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

6. Интересы каких социальных групп выражены в марксизме? Какое влияние оказали марксистские идеи на социально-политическую ситуацию России начала XX века?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: