Внутренние (висцеральные) анализаторы: классификация, роль в поддержании гомеостазиса, в регуляции функции внутренних органов.




Висцеральные сенсорные системы выполняют функцию получения, анализа и синтеза инфы о состоянии внутренней среды организма, тем самым они участвуют в регуляции работы внутренних органов. Выделяют следующие системы внутренней среды: химизма, температуры, осмотического давления, давления в кровеносных сосудах, давления во внутренних полых органах при их наполнении.

Периферический отдел представлен соответствующими рецепторами (механо, термо, хемо и осмо), расположенными в различных органах, сосудах, слизистых оболочках и ЦНС. Все они являются первичными. Адекватным стимулом для них являются различные химические вещества.

Проводниковый отдел: афферентная импульсация от внутренних органов поступает в ЦНС в основном в составе вегетативных нервов, частично в смешанных, в состав которых входят и соматические, и вегетативные волокна. Первые нейроны локализуются в соответствующих чувствительных ганглиях, вторые в спинном или продолговатом мозге. Их аксоны идут к заднемедиальному ядру таламуса (третий нейрон).

Корковый отдел находится в зонах С1 и С2 соматосенсорной области коры (четвертый нейрон) и в орбитальной области коры большого мозга. Поступление потока висцеральной импульсации к нейронам коры обеспечивает возможность выработки многочисленных вегетативных условных рефлексов.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АДАПТАЦИЯ И ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫОРГАНИЗМА

Высшая нервная деятельность (ВНД): понятие, особое значение учения о ВНД для клиники, развитие представления о ВНД (Гольц, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Э.А.Асратян, П.К.Анохин - схема “поведенческой“ функциональной системы. Методики изучения ВНД.

Основоположником учения о ВНД является И.П.Павлов, открывший условные рефлексы. Используя их как объективный метод исследования психической деятельности, он разработал основы учения о ВНД.

История изучения ВНД.

Экспериментальной предпосылкой для создания учения о ВНД были работы по декортикации (полной или частичной) подопытных животных с последующими наблюдениями за изменениями в поведении (Буйо, Флуранц, Гольц). Л. Гольц в течение 18 месяцев наблюдал за поведением собаки с удаленными большими полушариями. Животное потеряло все навыки, приобретенные в течение жизни, в результате чего не могло приспособиться к изменениям внутренней среды.

И. М. Сеченов высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности. Познание окружающей среды возможно лишь с помощью органов чувств – первоначального звена всей психической деятельности. Первопричина всякого действия лежит вне его, наблюдая за поведением и формированием сознания ребенка, он показал, как врожденные рефлексы с возрастом усложняются, вступают в разнообразные связи друг с другом и определяют всю сложность человеческого поведения.

Условный рефлекс является объективным методом исследования ВНД мозга. Исследование условно – рефлекторного слюноотделения стало отправной точкой в создании Павловым учения о ВНД.

ВНД, по Павлову – условно – рефлекторная деятельность при участии ведущих отделов головного мозга (у человека и животных больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения организма к вешнему миру, т.е. поведение. Вместе с тем обработка полученной информации в период бодрствования, а также во сне являются проявлением ВНД, хотя активное поведение при этом отсутствует. ВНД – те процессы, которые происходят в мозге и обеспечивают приспособление.

ВНД – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение инфы и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе целенаправленному поведению организма в окружающей среде и обществе. Психическая деятельность – идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических механизмов. Психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД.

Существенный вклад в развитие учения о ВНД внесли ученики Павлова. Асратян открыл условные рефлексы с прямыми и обратными связями.

Велики заслуги Анохина, который разработал схему архитектоники поведенческого акта.

Методы исследования ВНД.

ВНД изучается с помощью выработки условных рефлексов и др видов научения, методами воздействия на ЦНС и исследования ее состояния.

Выработка различных условных рефлексов и др форм научения на фоне холодового выключения, разрушения и раздражения отдельных структур мозга позволяет выявить роль отдельных структур в замыкании временной связи.

Научение проводят при введении агонистов (АХ, адреналина, серотонина), антагонистов (блокаторов), а также на фоне действия молекул ДНК и РНК.

С помощью электронной микроскопии исследуют изменения в синаптических структурах и отростках нейронов после выработки условных рефлексов и при исследовании др видов научения.

Электроэнцефалография – регистрация суммарного электрического поля, создаваемого ПД, ВПСП и ТПСП, коры большого мозга с поверхности головы. ЭЭГ с коры - электрокортикограмма. Метод ЭЭГ позволяет в некоторой степени судить о локализации фокуса активности. Регистрация ЭЭГ проводится с помощью биполярных или униполярных электродов, накладываемых на кожу головы. На ЭЭГ можно выделить 4 основных ритма: альфа, бета, тета, дельта.

Микроэлектродным методом изучается активность одиночных нейронов ЦНС. С помощью микроэлектродов, вводимых внутрь клетки, можно измерять мембранные ПП, регистрировать постсинаптические потенциалы – возбуждающие и тормозные, а также ПД. Разновидностью микроэлектродного метода является метод микроинофореза, при котором используются многоканальные стеклянные микроэлектроды. Через один канал, заполненный электролитом, можно регистрировать электрическую активность нейрона; остальные каналы заполняют БАВ, которые апплицируют на работающий нейрон, пропуская растворы веществ через постоянный ток.

На базе метода магнитно – резонансной томографии (МРТ), которая применяется для структурной томографии (получение карты структур мозга на основе контрастов серого и белого веществ), появилась функциональная МРТ. Она основана на использовании парамагнитных свойств веществ, которые можно ввести в организм и которые не обладают магнитными свойствами, но приобретают их, войдя в магнитное поле. На практике ФМРТ использует парамагнитные свойства гемоглобина. ФМРТ позволяет выявлять участки мозга с активно работающими нейронами.

Классификация условных рефлексов и их характеристика. Причины более совершенного приспособления организма в окружающей среде с помощью условных рефлексов. Импринтинг: понятие, формы, отличительные особенности.

Среди условных рефлексов, которые вырабатываются на базе безусловных необходимо выделить три группы.

1. По биологическому значению выделяют пищевые, оборонительные, половые.

2. По виду рецепторов, с которыми вырабатываются условные рефлексы выделяют:

· Экстероцептивные условные рефлексы формируют приспособительное поведение в окружающей среде

· Интероцептивные участвуют в регуляции функций внутренних органов.

· Проприоцептивные лежат в основе научения двигательным навыкам

3. По отделу НС и эффекторам различают условные соматические (двигательные) и вегетативные (сердечно –сосудистые, секреторные, выделительные).

В зависимости от условий выработки различают:

1. Натуральные условные рефлексы образуются на сигналы, являющиеся естественными признаками подкрепляющего раздражителя.

2. Искусственные (лабораторные) – условные рефлексы на любые сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному раздражителю. Эти рефлексы разделяют на три основные подгруппы.

· По сложности различают: 1. Простые условные рефлексы, вырабатываемые на одиночные раздражители; 2. Комплексные условные рефлексы: один условный рефлекс на несколько сигналов, действующих одновременно или последовательно; 3. Цепные рефлексы – несколько условных рефлексов на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс – динамический стереотип, иллюстрирующий системность в деятельности коры большого мозга, аналитико – системную деятельность; 4. Инструментальные условные рефлексы: например, животное в эксперименте для получения пищи должно начать на педаль.

· По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей различают наличные и следовые. Для выработки наличных условных рефлексов характерно совпадение действия условного и безусловного раздражителей, последний включается несколько позже. Следовые рефлексы вырабатывают в условиях, когда безусловный раздражитель подают через 2- 3 мин после выключения уловного.

· По выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса различают условные рефлексы второго, третьего и др порядков. Рефлексы первого порядка - рефлексы, выработанные на базе безусловных рефлексов. Рефлексы второго порядка вырабатываются на базе рефлексов первого порядка, при которых безусловный стимул отсутствует. Рефлекс третьего порядка на базу рефлекса второго порядка.

У человека вырабатываются условные рефлексы на слово.

Выделяют также положительные и отрицательные условные рефлексы (торможение условных рефлексов). Однако такое разделение некорректно. Условный рефлекс – выработанная в процессе онтогенеза реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции и носит приспособительный характер, что не может быть отрицательным явлением.

Импринтинг – запечатлевание в памяти новорожденного окружающей действительности. Это особая форма неассоциативного научения.

Формы импринтинга.

1. Запечатление образов и объектов – родителей, братьев, сестер, вида пищи и др.

2. Усвоение поведенческих актов – имитационное поведение.

3. Реакция следования – автоматическое следование новорожденного за родителем.

Импринтинг имеет сходство с безусловным и условным рефлексами. Подобно безусловным рефлексам он сохраняется, как правило, на всю жизнь. Реакции импринтинга являются врожденными, но для их проявления нужны определенные условия.

Импринтинг отличается и от безусловных, и от условных рефлексов. Во – первых, он проявляется в определенные критические периоды. Имеется три основных критических периода: 1. Критический период для запечатления родителя – первые часы (максимум дни) жизни детеныша; 2. Импринтинг у матери по отношению к новорожденному; 3. Формирование полового поведения и предпочтения будущего полового партнера.

Во – вторых, запечатление происходит очень быстро и возможно с первого раза.

Биологическое значение импринтинга заключается в том, что он выделяет и позволяет усваивать ключевые моменты зоосоциального поведения, которые являются настолько важными, что их надо формировать быстро и надолго.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: