Проблема бессознательного в философии




Сознание – явление психическое, однако не все психические процессы находятся под контролем сознания. Психические переживания или действия, которые находятся какое-то время за «порогом сознания», называются бессознательными.

К бессознательным явлениям относят сновидение, гипноз, телепатию, внушению, различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение.

– Общая идея бессознательного встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, интуиция.

– Учение Платона о познании как воспоминании.

– Августин сравнивает сферу воспоминания со скрытым от сознания внутренним помещением.

– иррационализм Шопенгауэра, воля.

– Ницше: разум играет вторую роль.

С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания.

Структурные компоненты бессознательного:

1) иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности разорваны и не объяснимы логическим путем;

2) бессознательное находит свое отражение в информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти;

3) бессознательное проявляется в установке – направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам;

4) гипноз – вербальное воздействие на подсознание;

5) импульсивные действия – человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков;

6) интуиция.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое сознание? Какие точки зрения в истории философии существовали на проблему происхождения сознания?

2. Каково соотношение сознания и самосознания?

3. Возможен ли в реальной жизни литературный сюжет о Маугли? Может сознание развиться вне общества?

4. Что понимает Платон под «миром идей»? Какими атрибутами Декарт наделил материальную и духовную субстанции? Какова разница между понятиями Гегеля «субъективный дух» и «объективный дух»? Что подразумевал под понятиями «Я» и «не-Я» Фихте? Имеет ли сознание диалоговую основу (по М.М. Бахтину)? Какова структура психики по З. Фрейду? Каково соотношение «Я» и «Оно»? Что такое «архетип» и «коллективное бессознательное» (К. Юнг); каково его значение в бытии культуры?

Вопросы для практического занятия

1. Основные философские подходы к исследованию сознания.

2. Сознание и самосознание.

3. Индивидуальное и общественное сознание. Структура и формы общественного сознания.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Язык и сознание.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сообщения.

1. Дух, душа, духовность.

2. Концепции идеального.

3. Проблема создания искусственного интеллекта.

4. Знак и символ.

Тестовые задания

1. Общественное сознание представляет ___________ форму бытия

1) материальную

2) вещественную

3) субъективную идеальную

4) объективную идеальную

 

2.Верно утверждение: «Духовное, сознание могут существовать до материального бытия и без него» для следующего направления

1) материализм

2) субъективный идеализм

3) объективный идеализм

4) рационализм

 

3. Верно утверждение: «Сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит» для следующего направления


1) теизм

2) деизм

3) пантеизм

4) атеизм


 

4. Время как философская категория…

1) существует не в самих вещах, а только в нашем мышлении

2) это текущая длительность, в которой все возникает и все исчезает

3) форма существования материи, выражающая последовательность и длительность

4) всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное Богом вместе с материей

 

5. Категория, выражающая наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект, именуется

1) сущность

2) бытие

3) реальность

4) действительность

 

6. Движение как форму существования материи определял:

1) метафизический материализм

2) объективный идеализм

3) диалектический материализм

4) дуализм

 

7. Диалектика – это…

1) представление о конце света

2) учение о взаимосвязи и взаимообусловленности

3) признание развития за счет внешнего толчка

4) учение о самоорганизации

 

8. Создание образа реальности с помощью ЭВМ образует ____________ бытие


1) духовное

2) материальное

3) социальное

4) виртуальное

 

9. Синонимом философии выступает:

1) диалектика

2) метафизика

3) онтология

4) этика

 

10. Диалектический материализм взаимоотношения сущности и явления решает следующим образом:

1) сущность является, явление существенно

2) сущность не проявляется в явлении

3) сущность независима от явления

4) сущность непознаваема

 

11. Характеристика необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей между явлениями заключает категория:


1) «общее»

2) «принцип»

3) «закон»

4) «сущность»


 

12. Всякое явление имеет причину и следствие – выражает принцип:


1) историзм

2) детерминизм

3) взаимосвязь

4) системность


 

13. В зависимости от трактовки основного вопроса философии «Что первично: материя или сознание?» выделяются…

1) метафизики и диалектика

2) монизм и плюрализм

3) гностицизм и агностицизм

4) материализм и идеализм

 

14. Понятие материя отражает…

1) субъективную реальность

2) объективную реальность

3) объективную и субъективную реальности в совокупности

4) действительность

 

15. Всякое изменение вообще отражает свойство материи –


1) развитие

2) самоорганизация

3) движение

4) вечность


 

16. Изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и внутриядерные процессы относятся к ____________ форме движения материи.


1) социальной

2) биологической

3) физической

4) химической


 

17. Способность материи к созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил изучает…


1) кибернетика

2) синергетика

3) метафизика

4) диалектика


 

18. Пространство и время – отдельная реальность, существующая наряду с материей, – считали сторонники __________ подхода.

1) диалектического

2) реляционного

3) физического

4) субстанционального

 

19. Согласно диалектико-материалистической концепции сознание происходит из всеобщего свойства материи –


1) отражения

2) движения

3) самоорганизации

4) неуничтожимости


 

20. Философская категория, обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, прообразов, данных человеку в сознании как умопостигаемые сущности, – это


1) ирреальное

2) субъективное

3) идеальное

4) интеллигибельное


 

21. Понятие бессознательного отрицают представители

1) аналитической философии

2) иррационализма

3) неофрейдизма

4) объективного идеализма

 

22. Целостное понимание мира, рациональное его объяснение, но в то же время сохранение установки на сознательное конструирование не всегда верифицируемых реальностей отражено в __________ картине мира.

1) научной

2) мифологической

3) философской

4) религиозной

 

23. Система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности выражается в


1) теории

2) парадигме

3) научном понятии

4) законе


 

24. Составляющие, которые не входят в структуру сознания:

1) ценностно-смысловой компонент

2) логико-понятийные способности

3) эмоциональный компонент

4) сновидения, грезы, ошибки

25. Понятие «материя» означает …

1) философская категория для обозначения материальной основы всего существующего

2) объективная реальность, данная нам в ощущениях

3) это лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств

4) это непознаваемая «вещь в себе»

 

26. Метафизика – это …

1) другое название философии

2) отрицание развития

3) признание развития за счет внешнего толчка

4) теоретическая физика

 

27. Идеализм – это …

1) стремление человека к совершенству;

2) утверждение, что идеи существуют реально;

3) представление о первичности сознания (идеального)

4) представление об объективном существовании мира идей.

 

28. Высказывание «В начале было Слово» характеризует направления:


1) материализм

2) креационизм

3) спиритуализм

4) сциентизм


 

29. Согласно материалистической позиции, характерной чертой пространства не является...


1) протяжённость

2) необратимость

3) изотропность

4) трёхмерность


 

30. Согласно _________, мышление и бытие являются двумя равноправными началами.


1) идеализму

2) деизму

3) дуализму

4) материализму


Рекомендуемая литература

1. Яковлев А. И. Материальность сознания. – Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: URSS; Либроком, 2009.

2. Майнцер Клаус Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество: новый синтез; под ред. и с предисл. Г. Г. Малинецкого; пер. с англ. А. В. Беркова. – М.: URSS; Либроком, 2008.

3. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

4. Губин В. Д. Философия: учебник. – М., 2010.

Модуль 4

Теория познания

 

План лекционного занятия

1. Познание как предмет философского изучения. Проблема познаваемости мира.

2. Субъект, объект, уровни и формы познания.

3. Структура познавательного процесса.

4. Иррациональные способы познания (интуиция, понимание/объяснение, вера).

5. Вненаучные формы знания.

6. Методы и формы научного познания.

7. Проблема истины в философском и научном познании. Формы и критерии истины.

 

Основные понятия

Познание, агностицизм, гностицизм, теория, дедукция, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, антиномии, антитезис, априорный, «вещь в себе», иррационализм, мистицизм, неопозитивизм, прагматизм, релятивизм, скептицизм, тезис, тождество, трансцендентальный, трансцендентный, диалектика, метафизика, противоречие, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, ноумен, феномен, интуиция.

 

Краткие сведения

1. Гносеология – теория познания. Познание – процесс творческой деятельности человека, формирующий его знания. Знание как состояние ума существует в форме образов, понятий, знаков и применяется в качестве идеального плана для практической деятельности людей. Следует отличать знание от мнения. Не следует противопоставлять знание и разумную веру (есть иррациональная вера)

социальная природа познания;

опора на интеллектуальный фонд:

познавательный процесс может протекать лишь при помощи языка;

ценностное отношение субъекта к объекту, влияние идеологии:

Проблема познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов: гностицизма и агностицизма.

Термин агностицизм происходит от греческого слова, означающего «недоступный познанию». Позиция агностицизма в классическом виде сформулирована И. Кантом. Признается принципиально непознаваемое, что передает кантовская категория «вещь–в–себе» и антиномии Канта.

В широком смысле слова к агностицизму можно отнести софистику, скептицизм и конвенционализм, т.к. каждое из этих направлений признает ограниченность познания. Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм – установку, которую разделяли представители прагматизма и постпозитивизма. Принцип фаллибилизма утверждает, что все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что все наше знание ошибочно. Агностицизм также называют гносеологическим пессимизмом.

Согласно гносеологическому оптимизму (гностицизм), не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Позиция гностицизма свойственна объективному идеализму и материализму. Диалектический материализм разрабатывает идею диалектического единства сущности и явления: сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности и, следовательно, всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на достижениях науки.

2. Процесс познания является взаимодействием познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания).

Субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания – индивид, социальная группа, коллектив, класс, общество в целом.

Созерцательный материализм (Фейербах) предполагает пассивность субъекта познания, механическое воздействие природы на органы чувств.

Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте) развивает идею активности субъекта познания. Если рассматривать познание глазами субъекта, то обнаруживается, что ощущения субъекта являются тем материалом, которым он оперирует в процессе познания. Для субъективного идеализма единственным предметом познания являются ощущения, из чего следовало, что объект познания создается субъектом и зависит от него. Открытым для субъективных идеалистов остается вопрос, что является источником ощущений. Крайнюю позицию выразил солипсизм: субъект познает лишь свои собственные ощущения, не имея никакого представления о внешнем мире.

Идея активности субъекта познания по отношению к объекту обосновывается и в агностицизме Канта. Сознание субъекта активно формирует объект познания на основе ощущений, с одной стороны, и априорных форм сознания, с другой. Познаются не предметы, существующие в действительности, а их модели, созданные субъектом познания.

Диалектический материализм под активностью субъекта признает не только мыслительную, но практическую деятельность субъекта. Природа и социальная действительность преобразуется человеком. В результате практической деятельности формируется сам человек. Поэтому в практике создается как субъект, так и объект познания. Отдельный человек является носителем социальных связей, поэтому субъект познания имеет общественную природу. В этом смысле субъектом познания может являться не только индивид, но и научное сообщество, общество в целом.

Актуальным остается вопрос об активности субъекта. Ньютонова физика допускала абсолютное противопоставление субъекта и объекта познания, понимание объекта как вещи, существующей независимо от субъекта. Квантовая механика исходит из принципа активного вмешательства субъекта в формирование объекта познания. В гуманитарных науках остается открытым вопрос о субъективности или объективности знания.

3. Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на три группы: чувства, рассудок, разум. Органы чувств служат источником ощущений. Рассудок и разум представляют способность оперировать понятиями. Рассудок строит суждения о конечных вещах, а разум мыслит абсолютное, бесконечное. Эта традиция развита у И.Канта. одной из основных проблем остается вопрос о соответствии ощущений источникам, их вызывающим. Материалистический сенсуализм (Ламетри, Гельвеций, Гольбах) рассматривает ощущения как отражения свойств предметов. Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) считает, что вопрос о соответствии ощущений внешнему миру остается открытым, нельзя доказать, что ощущения достоверно отражают свойства предметов.

В самом процессе познания выделяют 2 формы: чувственное познание (опытное) и абстрактно-логическое мышление.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступени: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – при непосредственном взаимодействии отражение отдельных признаков, свойств предмета.

Восприятие – при непосредственном взаимодействии отражение предмета в целом с помощью органов чувств.

Представление – мысленное воспроизведение предмета в целом, ранее действовавшего на органы чувств.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлечение от конкретных, частных признаков), обобщающего мышления.

Абстрактно-логические ступени познания:

Понятие отражает общие, существенные признаки предметов. «Студент».

Суждение – совокупность понятий, отражающая связь и отношения между предметами и их свойствами. «Все учащиеся в университете – студенты».

Умозаключение – процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. «Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я – студент».

Сенсуализм и рационализм – два крайних подхода к пониманию процесса познания. Сенсуализм всегда подчеркивал особую роль чувств: «все, что есть в знании, получено из чувств». Солипсизм – «мир есть мое я». Рационализм настаивал на особой роли разума. На самом деле чувственное пронизано рациональным, а рациональное чувственным.

4. Обыденное познание ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу. Его характеризует здравый смысл, включающий элементарные верные сведения о мире. Оно развивается стихийно, бессистемно, поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику.

Мифологическое познание. Миф – эмоционально-образное восприятие мира.

Религиозное познание – мышление догмами.

Паранаучное познание – обозначение гипотез и представлений, которые не могут быть объяснены с точки зрения современной науки. Например, телепатия, психодиагностика, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии.

Художественное познание – «мышление образами» (Белинский), отражение мира в искусстве.

Философское познание как органичное единство мироощущения, миропредставления, миропонимания.

5. Основными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:

§ Развитость понятийного аппарата (категориальность);

§ Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

§ Интерсубъективность знания;

§ Высокий уровень обобщения знаний;

§ Критерий истины полученных знаний – разум и практика;

§ Специальные методы получения знаний.

Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Можно выделить диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (природу, общество, сознание) в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности.

Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Методы математики отличаются от методов, используемых историографией или лингвистикой.

Уровни научного познания:


§ Эмпирический

§ Теоретический


Формы научного познания


§ Научный факт

§ Эмпирический закон

 

 

§ Проблема

§ Гипотеза

§ Теория


Методы научного познания:

Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание

 

Единство исторического логического, восхождение от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия (моделирование), абстрагирование, идеализация.

Особое место в науке занимает научная картина мира – целостный теоретический образ того, как мир устроен, движется, развивается. Научный поиск предполагает систему методологических установок и схем, стандартов мышления, которые получили название парадигмы (Кун). История науки – это процесс возникновения и конкуренции, распада и зарождения новых парадигм. Радикальная смена парадигмы – научная революция.

I научная революция (XVII в., классическая механика Ньютона).

II научная революция (нач XX в, квантово-релятивистская картина мира, Эйнштейн).

В 50-60-е гг XX в. наступила научно-техническая революция, означавшая превращение науки в ведущую силу прогресса общества. В научном познании появляются новые направления (кибернетика, синергетика, генетика), что символизирует III научную революцию.

6.Проблема истины является основной для гносеологии, так как вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира.

Классическая концепция истины.

Классическим пониманием истины называют образцовую устойчивую концепцию, ведущую свое начало от Аристотеля и выдержавшую испытание временем. Ее основу составляет принцип соответствия, согласно которому, истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту.

Прагматическая концепция истины. Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Отрицая созерцательный образ жизни, идеологи прагматизма смыслом жизни человека видели дело, действие. Истинным считалось то знание, которое ведет к успешному действию, достижению поставленной цели. Полагая, что сомнение вредит действию, Пирс считал, что успешное действие может обеспечить только вера. На место объективного знания Пирс поставил социально признанное верование. В абсолютном смысле истиной он называл общезначимое принудительное верование, к которому по каждому изучаемому вопросу пришло бы беспредельное сообщество исследователей, если процесс исследования продолжался бесконечно.

Конвенционалистская концепция истины. А. Пуанкаре, П. Дюгем.

Аксиомы, лежащие в основании теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора является удобство использования и простота. Пуанкаре полагал, что отдельные гипотезы должны проходить проверку в опыте, и тем самым оставлял возможность для действия принципа соответствия.

Диалектико-материалистическая концепция истины

строится на классическом принципе соответствия. Истина – соответствие знаний с реальностью, адекватное отражение действительности.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Сознание человека, являясь высшей формой отражения, независимо от воли субъекта, принципиально способно отображать объективный мир.

Абсолютная истина – это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе; 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Конкретные достижения науки оцениваются как относительные истины – это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает те или иные способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина всегда конкретна, т.е. нет истины, применимой всегда и везде, во все времена (зависимость истины от условий, места и времени).

Заблуждение – форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека.

Ложь – преднамеренное искажение человеком действительности.

Ошибки проявляются в неверных расчетах, вычислениях, измерениях.

Герменевтическая концепция истины

Хайдеггер, Гадамер, Рикер, Бетти, Парейсон.

Исходной установкой для Гадамера является историчность субъекта познания, его зависимость от культурно-исторической среды, в которой он живет. Следование традиции, опора на предрассудки и авторитет не удаляют, а приближают к истине субъекта познания в гуманитарных науках. Гадамер не ставит перед собой цели дать четкое логическое определение истины в гуманитарных дисциплинах. Для Парейсона личность является глашатаем истины, Ж. Лакан обнаруживает условия истины в бессознательном дискурсе.

Критерии истины

Всеобщность, необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Рационалистическая традиция главными признаками истины считала всеобщность и необходимость. Истинное знание относится не к отдельным предметам, а к классам предметов. Истинным признавалось то, в чем невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. Очевидное, по мнению рационалистов, постигается путем интеллектуальной интуиции.

Сенсуализм в качестве критерия истины называет ощущения. В отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Диалектический материализм в качестве критерия выдвинул практику, понимаемую как целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы решает гносеология? Чем отличается научное знание от мифологического, религиозного, обыденного? Как решают проблему достоверности философский оптимизм, агностицизм и скептицизм? Что такое сущность и явление, ноумен и феномен? Что Кант понимал под «вещью-в-себе»? В чем достоинства и недостатки сомнения в познании?

2. Каково соотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности? Совпадают ли понятия «субъект» и «человек», «объект» и «окружающий мир»? Дайте характеристику эмпирическому и теоретическому уровням познания. Кто из философов указывал на решающее значение опыта? Что такое «идолы» Ф. Бэкона? Что понимал Д. Локк под «первичными» и «вторичными качествами» вещей? Каким образом Д. Беркли подверг критике эту теорию? Как вы понимаете тезис Беркли о том, что «существовать – значит быть воспринимаемым»? В чем суть критики Д. Юмом понятия причинности? Каков предмет изучения феноменологии?

3. Что такое мышление; какую роль играет мышление в познании? Приведите примеры взаимосвязи понятий, суждений и умозаключений.

4. Почему Ф. Бэкон полагал индукцию в качестве основного метода научного познания, а Декарт – дедукцию? Чем отличаются теория и гипотеза? Каково понятие априорного знания в рационализме? Кто из философов признавал существование «врожденных идей», что понимается под этими идеями? Что Кант писал об антиномиях «чистого разума»?

5. Какова взаимосвязь языка и мышления?

6. Что такое паранаука и лженаука? Как соотносятся научное и вненаучное знание, сциентизм и антисциентизм?

7. Почему проблема истины является центральной в теории познания? В чем суть классической концепции истины как соответствия знания и предмета (Аристотель), истины как когеренции, истины как конвенции, истины как полезности. Каково соотношение истины, правды, лжи и заблуждения в познании?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: