Тема 3.1. Структурно-организационная составляющая подготовки педагогов дополнительного образования




В связи с развитием непрерывного до­полнительного образования от дошкольного до послевузовского в настоящее время формируется первый опыт подготовки педагогиче­ских кадров для системы дополнительного образования.

Целенаправленная подготовка педагогических кадров для сис­темы образования традиционно велась и ведется в соответствии с государственными программами, учебными планами и в последнее время - в соответствии с государственными образовательными стандартами. Такая же система подготовки должна осуществляться и для системы дополнительного образования.

Цель подготовки педагогов допол­нительного образования соотносится с целью самого дополнительно­го образования детей, сформулированного в "Типовом положении об учреждениях дополнительного образования детей" (1995): "Цель до­полнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образователь­ных программ и услуг в интересах личности, общества, государства"

Рассматривая дополнительное образование как систему, адек­ватную базовой системе образования, будем исходить из того, что оно характеризуется всеми теми же элементами, что и система базо­вого образования. Это - образовательные дополнительные програм­мы, учреждения управления, педагогические кадры и др. В настоя­щее время все названные элементы присущи системе дополнитель­ного образования. Один из этих элементов - педагоги дополнитель­ного образования - только в последние несколько лет переведены из разряда внешкольных работников и в связи с этим требуют доста­точно пристального внимания и помощи при создании системы их подготовки и переподготовки. Система дополнительного образова­ния, соотносимая нами с системой базового образования, должна обеспечиваться всеми теми же кадрами: администрацией, методи­стами, педагогами - организаторами, педагогами дополнительного образования, психологами и специалистами.

Результат работы каждого педагога как участника образова­тельного процесса учреждения дополнительного образования зави­сит от его профессиональной, психолого-педагогической подготовки, от сформированности его психолого-педагогических, специальных и методических умений, а также от того, отмечают Т.И Руднева и В.Г. Кочеткова в работе "Педагог дополнительного образования", что "современный педагог в дополнительном образовании детей, незави­симо от специализации (педагог-организатор, педагог-руководитель кружка, секции), является прежде всего предметником. Поэтому он должен: мастерски владеть интересным для детей или подростков делом; знать основы педагогики, возрастной и социальной психоло­гии, социологии; уметь пользоваться технологиями организации об­щения; диагностировать, анализировать и прогнозировать результа­ты своей деятельности". Формирование образа такого педа­гога возможно лишь в результате целенаправленно, качественно и творчески сконструированного процесса его обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

Сравнительный анализ показывает, что специфика, существен­ная разница в требованиях к учителям, преподавателям и педагогам дополнительного образования заключается в том, что:

- педагоги дополнительного образования не работают в рамках образовательных стандартов;

- первостепенно важным для них по сравнению с деятельно­стью педагогов в базовом образовании является выявление и развитие творческих способностей обучаемых, их обучение и воспитание средствами дополнительного образования;

- поддержка одаренных и талантливых детей;

- в деятельности педагога дополнительного образования ис­пользуются другие подходы к комплектованию состава обу­чающихся;

- занятия с обучающимися проводятся в иных временных рам­ках, без жесткого расписания занятий;

- объединением обучающихся является не класс, а доброволь­ные, разновозрастные группы;

- занятия проводятся в таких формах организации деятельно­сти детей как клуб, кружок, секция и др., а не традиционный урок;

- педагогу дополнительного образования необходимо учиты­вать специфику возраста обучаемых и овладеть широким диапазоном специальных и психолого-педагогических знаний, которые позволят ему работать в дополнительном образова­нии от дошкольного до послевузовского.

В качестве примера рас­смотрим модель педагога учреждения дополнительного образования детей, которая по определению авторов работы "Педагог дополни­тельного образования" Т.Н. Рудневой и В.Г. Кочетковой, интегрирует в себе две модели: модель специалиста и модель личности.

Первая модель содержит профессионально значимые качества.

Вторая модель отражает структуру педагогической системы и содержит функциональные компоненты, каждый из которых может выполняться на разном уровне сложности и педагогической целесо­образности. Профессиограмма отражает в модели личности: направ­ленность, профессиональные качества; знания, общеинтеллектуаль­ные способности; специальные способности. В модели специалиста - личностную готовность, интеллектуальную готовность и функциональную готовность.

Педагогическая направленность включает в себя: когнитив­ный компонент, характеризующийся особыми свойствами ума (гиб­кость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, системность); эмоциональный компонент (умение придать личност­ную окраску преподаваемому предмету), обусловленный потребно­стью работать с детьми; поведенческий компонент (педагогический такт, педагогическая культура, целеустремленность, установка на создание позитивных стимулов для самовоспитания обучающихся).

Знания педагога дополнительного образования интегрированы: специальные, методические и психолого-педагогические.

Педагогическое мышление предполагает развитость общеин­теллектуальных свойств личности, общетворческих способностей (обаяние, дар перевоплощения, заразительность, эмоциональная уравновешенность) и специальных способностей по Н.В. Кузьминой (проектировочно-конструктивные, организаторские, перцептивные, коммуникативные, экспрессивные, гностические), "определяющих отношение к профессии, осознание себя в ней".

Сегодня ключевая задача состоит в доработке названного Госу­дарственного образовательного стандарта (ГОС) среднего профес­сионального образования по специальности 0317 "Педагогика допол­нительного образования", действовавшего с 1998 года в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сен­тября 2001 года, разработки качественных, специальных образова­тельных программ подготовки таких специалистов. В стандарте отме­чается, что "профессиональная деятельность педагога дополнитель­ного образования направлена на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреж­дениях (дошкольных и общеобразовательных учреждениях среднего полного (общего) образования) и в учреждениях дополнительного об­разования, учреждениях летнего отдыха детей и др." Стандарт предполагает подготовку педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образования в области ху­дожественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке".

Совершенствование содержания стандартов, разработка новых поколений стандартов позволит приблизить нас к реализации стоя­щей в центре внимания современного образования проблемы повы­шения качества подготовки педагогов дополнительного образования и качества образовательного процесса в учреждениях дополнитель­ного образования. Оценку качества подготовки педагогов дополни­тельного образования целесообразно осуществлять по следующим критериям:

- профессионализм педагога дополнительного образования;

- творческое становление и развитие его личности в процессе обучения;

- разнообразие видов организаторской, методической, творче­ской деятельности, освоенных студентом;

- инновационный потенциал освоенных студентом технологий;

- число освоенных долгосрочных и комплексных дополнитель­ных образовательных программ;

- число форм, методов и средств работы в области дополни­тельного образования, освоенных студентом;

- число освоенных программ творческого развития обучаемых;

- владение способами осуществления допрофессиональной и ранней профессиональной подготовки обучаемых;

- овладение знаниями многоуровневой и дифференцированной подготовки обучаемых;

- освоенность пакета нормативно-правовых документов в об­ласти дополнительного образования и другие.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Особенность целенаправленной подготовки педагогических кадров.

2. Проанализируйте требования, предъявляемые к педагогам дополнительного образования.

3. Сравните требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования и к педагогу-предметнику.

4. Раскройте основные составляющие модели педагога учреждений дополнительного образования.

5. Проанализируйте и раскройте компоненты, входящие в педагогическую направленность.

6. Как Вы думаете, насколько назрела необходимость в доработке Госу­дарственного образовательного стандарта?

7. Прокомментируйте критерии оценки качества подготовки педагогов дополнительного образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: