Антикультура – человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.
Духовная деятельность – деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.
Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т. п.) ценностей общества.
Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.
Личность – индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.
Материальная деятельность – деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.
Социальная мобильность – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.
Учебно-методическое обеспечение
1. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.
2. Балашов Л. Е. Философия: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
3. Вальяно М. В. Философия: учебник. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
4. Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. – М., 2007.
5. Губин В. Д. Философия: учебник. – М., 2010.
6. Гуревич П. С. Философия: учеб. для студ. вузов. – М., 2005.
7. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник. – М.: ЭКСМО, 2006.
8. Иоселиани А. Д. Сборник методических рекомендаций, тестов и контрольных заданий по философии: учеб. пос. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
9.Канке В. А. Современная философия: учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.
10. Канке В. А. Философия: учебник. – М.: Логос, 2000.
11. Канныкин С. В. Философия: конспект лекций по истории философии. Ч. 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008.
12. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2007.
13. Лекции по философии науки: учеб. пособие / Под ред. В. И. Пржиленского. – М., 2008.
14. Мир философии: Кн. для чтения / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – В 2-х ч.
15. Нижников С. А. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
16. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2001–2003.
17. Орлов С. В. История философии. – СПб.: Питер, 2007.
18. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТК «Петрополис», 1994.
19. Сербиненко В. В. Русская философия: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006.
20. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2005.
21. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2007.
22. Философия: учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
23. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л. А. Микешина. – М., 1997.
24. Чернышова А. В. Проблемы культуры в русской философии: от П. Я. Чаадаева до наших дней: учеб. пособие – М., 2008.
25. Специализированные журналы:
– Вопросы философии;
– Философские науки;
– Логос: философско-литературный журнал.
Содержание
Введение. 3
Содержание программы.. 5
Модуль 1. Философия: предмет, структура, функции. 14
Модуль 2. Исторические типы философии. 27
Восточная философия. 27
Античная философия. 40
Философия Средневековья. 63
Философия эпохи Возрождения. 71
Философия Нового времени и эпохи Просвещения. 82
Классическая немецкая философия. 95
Философская теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса 111
Западноевропейская философия XIX–XX вв. 120
Отечественная философия в исторической эволюции. 139
Деловая игра «я – историк философии». 159
Модуль 3. Онтология…………………………………….…….166
Проблема бытия. 166
Учение о развитии. Диалектика миропонимания 178
Сознание. 190
Модуль 4. Теория познания. 203
Модуль 5. Философская антропология. 219
Модуль 6. Социальная философия. 235
Задания к контрольной работе по философии. 262
Экзаменационные вопросы.. 266
Глоссарий. 269
Учебно-методическое обеспечение. 277
Васильева Ольга Васильевна
Философия
Учебное пособие
Ответственный редактор: Швецов Н.М.
Корректор: Ефремова Ю.В.
Компьютерная верстка:
Подписано в печать 21.11.2010
Усл.печ.л. 10,5
Заказ № 2673-1. Тираж 100.
Отпечатано в ООО «Т»
424002, г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 31
[1] Процессы, проистекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к хаосу. Процессы, проистекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры.