I. Факторы зависимости
Принадлежность к сетевой субкультуре: №№ 2, 12, 15, 49, 54, 67
Нецеленаправленность поведения: №№ 4, 16, 23, 34, 40, 48
Потребность в сенсорной стимуляции: №№ 7, 10, 19,,27, 31, 41, 55
II. Особенности восприятия Интернета
Мотивация использования Интернета: №№ 8, 42
Изменение состояния сознания в результате использования Интернета: №№ 6, 9, 14, 32, 43, 50, 53, 59
Восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью ("уход"): №№ 5, 11, 18, 25, 28, 29, 33, 36, 51, 56, 63
Общение: №№ 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64
III. Последствия зависимости
Время в Интернете: №№ 20, 39
Пространство в Интернете: №№ 46, 57, 66
Восприятие Интернета как проективной реальности: №№ 21, 37, 44, 45, 61, 62
Одушевленность Интернета: №№ 22, 30, 58
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный: №№ 1, 26, 47, 60, 65
Методика выявления отношения к Интернету "Незаконченные предложения"
Методика "Незаконченные предложения", разработанная Жичкиной А. Е. и Щепилиной Е. А., направлена на выявление субъективного отношения опрашиваемых к Интернету. При проведении исследований может быть использована вместе с опросником "Восприятие Интернета".
Инструкция: "Ниже приводится 33 незаконченных предложения. Пожалуйста, прочитайте каждое предложение и закончите его. Не нужно долго думать над каждой фразой, записывайте первую пришедшую Вам в голову мысль. Длина и строение фразы не имеют значения. Старайтесь выполнять задание быстро. Если не можете закончить какое-нибудь предложение сразу, обведите его номер кружком и займитесь им позже".
1. Три слова, обозначающие для меня "интернет": …
2. Когда я нахожусь в сети, я…
3. Большинство сайтов в Интернете…
4. Мне кажется, что время в сети
5. Интернет помогает мне…
6. Большинство людей в Интернете …
7. После выхода из сети, я чувствую…
8. В Интернете меня привлекает, прежде всего…
9. Больше всего времени в сети у меня уходит на…
10. Другие люди в Интернете кажутся мне…
11. Когда я нахожусь в сети, мне бывает сложно…
12. Информация в Интернете…
13. В Интернете меня часто раздражает…
14. Переходя по ссылкам, я чувствую…
15. Когда я нахожусь в сети, мое настроение…
16. Интернет мешает мне…
17. Я посещаю сайты в Интернете, чтобы…
18. Интернет может приносить пользу, если…
19. Я считаю, что Интернет нужен для…
20. Самой большой ошибкой, которую я совершал в Интернете, было …
21. Когда я вхожу в сеть, мне кажется, что…
22. Иногда я чувствую, что Интернет…
23. Лучшее, что я сделал, находясь в Интернете …
24. Входя в Интернет, люди обычно хотят…
25. Я воспринимаю пространство сети как…
26. Я в Интернете и я в реальной жизни …
27. Когда я захожу в интернет, я чувствую себя…
28. Я воспринимаю своих виртуальных собеседников как…
29. Когда мне нужно найти информацию по какому-либо вопросу, я…
30. Пребывание в Интернете для меня - это…
31. Интернет может быть бесполезным или даже вредным, если…
32. В Интернете я…
33. Моя жизнь без Интернета стала бы…
Ключи к шкалам методики "Незаконченные предложения".
Восприятие Интернета в целом: №№ 1, 4 (шкала "восприятие времени"), 7, 9, 11, 14, 15, 19, 21, 22, 25 (шкала "восприятие пространства"), 30, 33
Положительные свойства Интернета: №№ 5, 8, 18, 23
Отрицательные свойства Интернета: №№ 13, 16, 20, 31
Люди в Интернете: №№ 6, 10, 24, 28,
Информация в Интернете: №№ 3, 12, 17, 29
Я в Интернете: №№ 2, 26, 27, 32
Шкала Интернет-зависимости (автор А. Жичкина)
Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1.А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи
Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.
Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - 0 баллов. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Тест на Интернет-зависимость (автор Лоскутова В. А.)
Часть 1.
никогда 1
иногда 2
регулярно 3
часто 4
всегда 5
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?