Основные этапы экспериментального исследования




Экспериментальные и неэкспериментальные методы в психологии

Итак, на наш взгляд, целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии 3 класса методов:

1) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования). Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в естественно-языковой форме, в форме знаково-символической или пространственно-схематической.

Будем считать теоретическими методами психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результатом его является теория, закон и пр.;

2) индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результатом его является индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

3) моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования, результатом его применения является модель объекта, процесса, состояния.

 

2) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения являются данные - фиксации состояний объекта в показаниях приборов, состояниях субъекта, в памяти компьютера, продуктах деятельности и пр. К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) измерение.

 

 

3) интерпретация и описание, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующей исследование теории, модели, индуктивной гипотезы. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

 

*Кроме того, все методы психологических исследований условно можно разделить на

- активные (эксперимент, беседа)

- пассивные (наблюдение, измерение

И если добавить сюда же классификацию по критерию «опосредованности», то можно составить след.схему

  Активный Пассивный
Опосредованный Эксперимент Измерение
Непосредственный Беседа Наблюдение

Организация и проведение экспериментального исследования

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.

Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации.

Переменная — параметр реальности, который может изменяться и/или изменяется в экспериментальном исследовании. Различают:

1) независимые переменные, изменяемые экспериментатором;

2) зависимые переменные, изменяемые под влиянием изменений независимой;

3) внешние (побочные), недоступные управлению, но влияющие на зависимую, источник погрешности;

Алгоритм экспериментального исследования

1) Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2) Проводится поисковый эксперимент.

3) В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4) Проводится подтверждающий эксперимент.

5) Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

Основные этапы экспериментального исследования

1. Теоретический:

– Библиографическая подготовка: анализ теоретических работ по данной теме, определяется степень изученности,

– формулировка понятий,

– проблемы,

– выделяется объект,

– предмет,

– цели, задачи,

– формулируется основная гипотеза.

Последовательность библиографической подготовки:

1) Познакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии.
В них можно найти ссылки на наиболее известные работы в этой области и на учёных, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.

2) Составить библиографию по интересующей вас теме. Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на отдельной карточке.

3) Просмотреть журналы "Вопросы психологии", "Психологический журнал" и др. по интересующей проблеме.

Примерная структура:

1) Феноменологическое описание.

2) Место данного явления среди других психических явлений.

3) Рассмотрение с опорой на выбранный методологический подход. Уделить внимание структуре явления — это устойчивые связи между его компонентами, элементами.

4) Сущность, природа явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.

5) Закономерности, которым подчиняется явление.

6) Прикладное, практическое использование явления, свойства или функции.

Основываясь на литературный обзор, необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, насколько равномерно изучены отдельные стороны, аспекты. Особо выделить мало изученные и неизученные вопросы, противоречия о понимании природы явления как в целом, так и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу её применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах, имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения. Тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений создаёт условия для формулирования научной проблемы.

Постановка научной проблемы предполагает:

1) обнаружение существования такого дефицита;

2) осознание потребности в устранении дефицита;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы.

Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем проблемы, выступает источником развития научных теорий.

Объект исследования — это группа людей, с которыми будет проводиться исследование.

Предмет исследования — часть реальности, которая будет изучаться.

Цель исследования — желаемый конечный результат.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Он может быть: 1) теоретико-познавательным; 2) практическим; 3) прикладным.

Виды целей психологического исследования:

1) Определение характеристик явления. Основанием для постановки такой цели работы могут быть: а) обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психического явления, изучение которого актуально в данный момент; б) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2) Выявление взаимосвязи психических явлений. Надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, объяснить свойства связи.

3) Изучение возрастной динамики явления.

4) Описание нового феномена, эффекта. Задачами исследования при такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5) Открытие новой природы явления.

Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии:

• Обычно недостаточно введения одного нового термина. Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.

• Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны, названы в явной форме.

• Новое описание или объяснение даёт возможность предсказывать новые, ещё неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений могут быть описаны неизвестные ранее закономерности.

• Автору необходимо определить сферу действия закономерности.

6) Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся. Обобщение — необходимый компонент исследовательской работы.

7) Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определённой теорией, концепцией.

8) Создание методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами, а не только отсутствием диагностического инструментария.

Новые методики имеют ценность, если они позволяют:

• повысить точность измерения, надёжность;

• давать более дифференцированную или более общую, полную характеристику диагностируемых качеств;

• сократить время обследования; расширить контингент испытуемых (по возрастам, уровню образования, состоянию психического здоровья и т.д.);

• облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

9) Адаптация психодиагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила своё назначение.

Задача — данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определённой процедуре. Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе.

Определение задач — это выбор путей, средств достижения цели исследования. Они могут быть сформированы как вопросы, ответы на которые позволяют прийти к цели исследования.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность.

Гипотезы исследования

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто.Научная гипотеза — предположение, выдвигаемое как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств определённых областей действительности, наиболее вероятностный с точки зрения теории, которой придерживаются учёные-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему. Может формулироваться на различных уровнях обобщения, но формулировка должна быть конкретной, соотносясь с конкретными явлениями.

Основное требование к гипотезе — её проверяемость. Возможна постановка нескольких равновозможных гипотез одновременно — тогда они проверяются последовательно.

В теоретической части в осмыслении основ своего исследования желательно протянуть нить рассуждений, рассмотреть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана.

Этапы при проверке гипотезы:

1) Определяется общая стратегия и тактика исследования, общие принципы, по которым будет строиться исследование.

2) Гипотеза проверяется экспериментально, формулируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Для её проверки необходимо ввести переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависимой

Виды:

Различают:

1) теоретические гипотезы — выдвигаются для устранения преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и является инструментом совершенствования теоретического знания;

2) гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке;

3) эмпирические гипотезы — выдвигаются безотносительно какой-либо теории, то есть модели формулируются для данного случая.

Также различают: 1) научные гипотезы — формулируются как предполагаемое решение проблемы; 2) статистические гипотезы — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

 

  1. Методологический:

a. определение схема эксперимента,

b. описание переменных,

c. планирование выборки,

d. подбор методик,

e. подробное описание процедуры.

Описание переменных:

Можно начать с того, что составить перечень переменных, которые вас интересуют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и выделить в нём зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые вы сможете измерять или обнаруживать и которые не сможете.

Определение объёма выборки обусловлено исследовательскими задачами.

Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной и контрольной группах. Формируются группы, которые должны быть одинаковы по всем параметрам, которые интересуют вас и могут оказывать влияние на изучаемый феномен или зависеть от его влияния, кроме параметра, величина которого является основанием для выделения экспериментальной и контрольной групп. Желательно уравнивать группы по возрастному и половому составу.

Если в обработке экспериментальных данных планируется применять корреляционный анализ, то объём выборки может быть взят 30—35 человек, чтобы уровень значимости заслуживал внимания. Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объёму. В других случаях предпочтительнее иметь состав либо однородный по полу, либо по количеству лиц мужского и женского пола примерно одинаковый.

При проведении группового обследования необходимо предстоящую работу согласовать с руководителем структурного подразделения, в котором вы будете проводить обследование.

Лучше составлять группу из 20 человек, если вы используете вопросники или достаточно апробированные методики, не требующие вашего постоянного участия. В остальных случаях группа должна быть по объёму меньше.

Возрастные параметры выборки имеют большое значение, особенно если необходимо сделать выбор какого-либо возраста до взрослости. Даже если рассмотрение возрастной специфичности феномена не входит в число исследовательских задач, не следует набирать испытуемых без соотнесения с какой-либо принимаемой вами классификацией. Должны быть указаны: размах выборки по возрастным параметрам, средний возраст испытуемых.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, поставленным целям.

Метод — основной принцип и способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика — форма реализации метода, совокупность приёмов и операций (их последовательность и взаимосвязь), а также правила сбора, обработки и анализа информации.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надёжности фиксации выраженности исследуемых качеств. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, сведения о субъективных параметрах. Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом.

Часто наиболее интересными и обоснованными, воспринимаются исследования, в которых использованы и известные, достаточно распространённые, и новые, оригинальные методики. Более надёжные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.

  1. Собственно эксперимент – проведение самого исследования. Нужно учитывать:

– инструктаж, знакомство, порядок предъявления стимулов.

– одинаковое отношение и единообразные условия.

– тщательность регистрации реакций.

– окончание взаимодействия с испытуемыми.

В самом начале целесообразно получить информацию о самочувствии испытуемого.

Разработка инструкции.

Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инструкции.

В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. По данным И.А. Бутенко, предложение в тексте должно содержать не более 11 слов.

До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в её понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировав стимульный материал. Желательно провести апробацию с 5—10 людьми, а сложную инструкцию с 10—15.

Здесь же целесообразно провести отладку экспериментальной процедуры. Нужно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемых.

Важно, чтобы все испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Инструкция должна быть либо заучена наизусть, либо должна зачитываться. Нельзя "объяснять смысл" того, что нужно делать или "объяснять самое главное". Если инструкцию не поняли, не отвечать ни на какие вопросы, а прочитать ещё раз инструкцию.

Причины непонимания инструкции:

1) ситуация психологического эксперимента всегда несёт значительную новизну, часто имеет стрессовый характер, в результате человек пропускает какие-то части информации.

2) Разным людям требуется разное время, чтобы принять роль испытуемого, здесь важнее эмоциональное принятие, чем когнитивное.

3) Люди могут сильно различаться по своей наклонности задавать вопросы. Это обусловлено личностными качествами и ситуативными моментами.
4) Вопросы наталкивают на размышления, будят воспоминания.

5) Стремление показать свою неординарность.

Ошибочно входить в развёрнутые объяснения и комментарии вопросов. Для многих случаев применимы два объяснения: "Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего". "Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)".

"Эффект инструкции" проявляется при измерении времени реакции. Инструкция, настраивающая испытуемого на обнаружение сигнала, увеличивает время реакции, а инструкция, требующая максимально быстрого ответа, ускоряет реагирование. Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно.

 

Процедура эксперимента.

Эксперимент следует проводить в одном и том же порядке.

Помещение должно быть:

1) отдельным,

2) изолированным (посторонние (поместите на дверях предупреждающее объявление);

3) достаточно освещенным;

4) проветриваемым;

5) оборудованным для каждого испытуемого.

Оборудование. Стимульный материал, тексты, вопросники с инструкциями и др. инструментарий, писчая бумага, карандаши, авторучки и др. должны быть в достаточном количестве.

Продолжительность работы. Предельное время для взрослого 6 часов, но часто уже 3—4 часа приводят к немалому напряжению. Для детей в зависимости от возраста и сложности 1—2 методики. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.

Протокол эксперимента. Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экспериментальной процедуры, простоту и удобство обработки результатов. В графу "примечание" заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описание внешнего вида и т.д. Записи вести с одной стороны листа.

Завершение эксперимента. Каждый эксперимент таит в себе опасность нанести испытуемому психотравму, если вы не можете осуществить необходимую психокоррекцию, то дайте возможность высказаться. При этом вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на высказывания. Болезненно могут восприниматься, например, нерешённые задания в отведённый срок, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что в эксперименте это обычное явление и примерно также действуют другие испытуемые. Не забывайте благодарить за участие в эксперименте.

  1. Аналитический:

– математическая обработка,

– качественный анализ мат данных,

– научное описание,

– формулировка вывода, рекомендаций.

Математическая обработка.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц, в которую можно свести числовые данные, применить простейшие способы обработки данных качественного характера. Подсчитывается частота встречаемости.

Все строки и столбцы должны быть пронумерованы. Последовательность признаков может быть упорядочена по разным основаниям. Таблицам необходимо давать названия, достаточно полно отражающие их содержание и специфику. В исходную сводную таблицу чаще всего заносят сырые данные. Затем — обработка с помощью математических методов, использованием корреляционного анализа, факторного анализа, позволяющими обнаружить взаимосвязи между переменными.

Научное описание.

Первоочередное значение здесь имеет понятие факта.

Различают факты: 1) объективные и 2) научные.

Объективные факты — любые не зависящие от наблюдения события, явления, фрагменты реальности.

Научный факт — это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого искусственного языка.

Фактуальное описание — упорядоченное представление совокупности научных фактов. Фактуальное описание одного и того же явления будет различным при разных подходах. Разными будут и результаты исследований, выводы.

На описание фактов влияют: содержание принимаемой исследователем теории, особенности процедуры сбора данных и измерительного инструментария, характер целей исследования, уровень глубины анализа и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: