Примечания тринадцатой главы




1. Хайд, Хроника сиу; Утли, Копье и щит. Раймонд ДеМолли сравнивает Танец Призрака с верованиями лакота, чтобы показать, что были точки соприкосновения между новой верой Вовоки и религией сиу. "Танец Призрака лакота".

2. Ларсон, Красное Облако. Пинающий Медведь и Короткий Бык были членами лагеря Бешеного Коня во время Большой Войны Сиу. Оба стали фанатичными сторонниками движения Танца Призрака. Они начали проводить танцы в Пайн Ридж. Позднее Пинающий Медведь отправился в резервацию Шайенн Ривер, а Короткий Бык в Роузбад, где наслаждался большим успехом, чем Пинающий Медведь. Хайд, Хроника сиу.

3. Интервью клерка Пайн Ридж, Роберта Пью, с Эли Рикером, 21 августа 1907г, коллекция Рикера; Утли, Последние дни сиу; Дженсен, Пол и Картер, Свидетель Вундед Ни.

4. Ларсон, Красное Облако. Дополнительная информация о двойственном отношении Красного Облака к Танцу Призрака, Муни, Религия Танца Призрака и восстание сиу.

5. Какое-то время Грасс, наряду с Желчью, считался членом протестантской церкви. Грасс был крещён бенедиктинским священником, отцом Страссмаиром, после его прибытия на Территорию Дакоты в декабре 1866г. После смерти Грасс был похоронен на католическом кладбище. Фрэнк, "Вождь Желчь"; Вестал, Новые источники индейской истории; Утли, Копье и щит.

6. Рукопись Высокого Орла, коллекция Кэмпбелла.

7. Утли, Копье и щит; Утли, Последние дни сиу; Вестал, Новые источники индейской истории.

8. Вестал, Новые источники индейской истории.

9. Каригнан Маклоглину, 14 декабря 1890г, Офис Индейских Дел, Сообщение Джеймса Маклоглина. Каригнан сообщил, что двести мужчин и их семейства ежедневно танцуют, и что только трое из девяноста учеников остались в классе. Гувер, "Сидящий Бык". Утли, Последние дни сиу.

10. Кэмпбелл должен был признать, что Маклоглин, которого он часто критиковал, был эффективным и честным агентом, весьма уважаемым среди коллег. Его компетентность закончилась работой инспектором Индейского Отдела. Вестал, Новые источники индейской истории.

11. Утли, Последние дни сиу.

12. Офис Индейских Дел, "Перепись индейцев хункпапа агентства Стендинг Рок". Размер общины Желчи изменялся так же, как и других вождей и главных мужчин. Возможно, она увеличилась, хотя это сомнительно, из-за трудного экономического положения в Стендинг Рок и распространения эпидемий.

13. Биография Желчи, бумаги Воггонер; Вестал, Новые источники индейской истории; Утли, Последние дни сиу.

14. Письмо Маклоглину от Желчи и Грасса, 15 декабря 1890г. Вестал, Новые источники индейской истории.

15. Утли, Последние дни сиу. Невестка Маклоглина добавила три главы по спорному аресту Сидящего Быка спустя двадцать один год после первого издания книги, Мой друг индеец. В этих главах расхвалена роль индейской полиции и помещена клевета на Сидящего Быка. Маклоглин, Мой друг индеец, или три прежде неопубликованных главы. Хороший отчет об эффективности индейской полиции, Хаган, Индейская полиция и судьи.

16. Стреляющий Ходок, коллекция Кэмпбелла.

17. Отчет Маклоглина о смерти Сидящего Быка, Офис Индийских Дел, Сообщение Джеймса Маклоглина. Маклоглин, Мой друг индеец. Биография Красного Томагавка, бумаги Воггонер.

18. Описание капитана Фечета последствий этого кровавого дела, Утли, Последние дни сиу.

19. Утли, Последние дни сиу. Жозефина Воггонер утверждала, что ее муж, солдат Двенадцатой Пехоты и плотник, получил приказ сделать гроб для Сидящего Быка. Она также утверждала, что Сидящий Бык, по приказу Маклоглина, перед арестом прекратил посещать Танцы Призрака. Биография Сидящего Быка, бумаги Воггонер. Согласно письму Эдварда Форта Фрэнку Фиску от 21 октября 1932г, бывшего первого сержанта эскадрона D, Седьмой Конницы, именно Форт сделал гроб для Сидящего Быка. Фиск, как семилетний мальчик, живший в форте Ятес, был свидетелем некоторых событий. Фиск, Жизнь и смерть Сидящего Быка. Маклоглин, Мой друг индеец.

20. Телеграмма Белта 1 и 5 декабря, сообщение Маклоглина 16 декабря специальному уполномоченному Индейских Дел Томасу Моргану, Сообщение Джеймса Маклоглина.

21. Джекобсон, "Жизнь в индейской деревне".

22. Утли, Последние дни сиу; Биография Крапчатого Лося (Большая Нога), бумаги Воггонер.

23. Интервью члена общины Большой Ноги, Джозефа Облачного Рога, Эли Рикеру, 23 октября 1906г, коллекция Рикера. Данкер, "Интервью Вундед Ни", краткий обзор неверного толкования перемещения Большой Ноги и его трагический результат. Ларсон, Красное Облако.

24. Утли, Последние дни сиу; Хайд, Хроника сиу; Колеман, Голоса Вундед Ни.

25. Утли, Индейская граница. Число индейских жертв спорно с самого начала. Один источник оценил индейские потери Вундед Ни – сорок мужчин и двести женщин и детей. Пауэрс, Религия оглала.

26. Пауэрс, Религия оглала; Колеман, Голоса Вундед Ни; Вестал, Новые источники индейской истории.

27. Интервью Вернона Железное Облако и Тэо, 21 мая 2001г.

28. Вестал, Новые источники индейской истории.

 

Глава четырнадцатая

Последние годы

В начале 1890-ых ослабевающая энергия Желчи и желание оставаться дома стали более заметны. Вероятно, это было больше связано с ухудшающимся здоровьем, чем разногласием с Маклоглином. Потомки Желчи настаивают, что старые раны, в конечном счете, сократили его жизнь. 1. Высокое кровяное давление, сердечный приступ и проблемы с весом были другими причинами; в течение последних пяти лет жизни его вес составлял от 250 до 300 фунтов. 2. Плохое здоровье, вероятно, препятствовало ему активно участвовать в дебатах по спорному законопроекту сиу 1888 и 1889гг. Эти болезни не позволили Желчи препятствовать его людям участвовать в Танце Призрака. Возможно, это объясняет его попытку ограничить влияние Сидящего Быка во время движения Танца Призрака. Действительно, к 1892г стало очевидно, что борьба Желчи со своими недугами станет его последним сражением.

Первые существенные признаки плохого здоровья Желчи проявились в возрасте пятидесяти лет. До 1892г, во время первых лет жизни в Стендинг Рок, он был активным посредником европейской культуры. Его служба фермером района с 1883 по 1892гг представляла убедительный пример того, что воин лакота мог стать успешным фермером. Хотя он только один срок исполнял обязанности судьи, его приговоры были понятны большинству людей. Он также помог установить и поддержать миссию Сент-Элизабет, послав своих детей в школу миссии, и посещая мессу с некоторой регулярностью. 3

В течение жизни в резервации Желчь использовал своё влияние, как посредник культур, честно пытаясь примирить расы. Но он был ограничен агрессивной оппозицией своего старого наставника, Сидящего Быка. В Стендинг Рок продолжалось жестокое фракциональное разделение, которое препятствовало Желчи достичь успехов таких индейских лидеров, как Куана Паркер среди команчей. Пятнистый Хвост был ещё одним вождём, который пытался разрушить культурный барьер. Его успехи завершились смертью в 1883г. Его несгибаемое правление закончилось фракциональным расколом, который разделил брюле агентства Роузбад. В Пайн Ридж Молодой Человек, Боящийся Своей Лошади и Джордж Сворд пытались призвать оглала к сотрудничеству с штатом резервации, но их усилия часто притуплялись двойственной позицией Красного Облака. 4

Однако, ухудшающееся здоровье Желчи не препятствовало ему путешествовать по резервации. Он, наряду с членами своей общины, всё ещё посещал сборы у форта Ятес, где индейцы Стендинг Рок получали продовольствие. Он продолжал обрабатывать свой участок земли. Интенсивные усилия Желчи быть хорошим фермером ради благосостояния своей семьи стали очевидны после его смерти; его семейство было вынуждено продать землю Желчи белому фермеру по имени Джексон. 5. Желчь также любил путешествовать по резервации всякий раз, когда мог. Например, осенью 1891г Желчь побывал на реке Моро в резервации Шайенн Ривер, чтобы контролировать пожар в прерии, который периодически случался в резервациях Шайенн Ривер и Стендинг Рок. 6

Когда проблемы со здоровьем Желчи увеличились, он сблизился с Епископальной церковью, таким образом, больше ассимилируясь в белую культуру, которую постоянно продвигали Маклоглин и его коллеги. Его сближение с миссией Сент-Элизабет продолжалось много лет, когда он сидел в задней части церкви, больше как наблюдатель, чем участник. Он любил обсуждать Библию со священниками Сент-Элизабет, став хорошим другом епископа Хэйра. 7. Его отношение к усилиям духовенства Сент-Элизабет было смешанным, поскольку они говорили ему, что он уже узнал Создателя. Подобно многим лакота, он сохранил некоторые старинные религиозные верования и ценности, связав их с новыми, христианскими. 8

Когда его легендарная энергия начала сокращаться, он стал намного ближе к христианской вере. 4 июля 1892г его крестили под именем Абрахам Гол. (Во время жизни в резервации он также носил имя Джон). 12 ноября 1894г, за три недели до смерти, он освятил свой брак с Мартиной Синяя Земля в Епископальной церкви. 9

Когда стало очевидно, что он был неизлечимо болен, Желчь окружил себя теми членами общины и друзьями, которые также крестились. По словам Жозефины Воггонер, которая служила переводчиком в Сент-Элизабет с 1888 по 1889гг, "ему читали Библию каждый день, и он никогда не утомлялся слушать слова Бога". 10. Когда он умирал в своей хижине в Вакапала, в долине Оак Крик, всего в трети мили от Сент-Элизабет, его любимая дочь, Нэнси, была рядом. Она отчаянно пыталась оживить его, "наполняя его рот водой и прыская в лицо, словно китаец при глажке рубашки". 11

Ухудшение здоровья Желчи стало необратимым в конце 1894г. В декабре этого года он умер. Точная дата спорна. По отчётам Епископальной церкви, он умер 5 декабря от болезни сердца. Однако, 14 декабря Bismarck Weekly Tribune сообщила, что он умер в предыдущую субботу, 8 декабря. Хотя в некрологе Tribune не была указана причина смерти, казалось, что этот однажды мощный воин, которого Либби Кастер описала "самым прекрасным экземпляром воина", имел проблемы с весом. Газета описала Желчь во время смерти "очень маленьким и толстым".

Фактически, причиной смерти Желчи, по словам его друга и поклонника Дэвида Барри, было лекарство, сжигающее жир, которое ему рекомендовали некоторые его друзья. После методичного употребления этого уменьшающего отложение жира средства в течение недели, больной Желчь, демонстрируя веру в медицину и технологию белых, выпил целую бутылку. Результат был фатальным. Известный вождь умер в возрасте пятидесяти четырех лет и был похоронен на кладбище Сент-Элизабет. 12

В течение всей жизни карьера Желчи была полна противоречий. Его враги, и даже некоторые друзья, считали его оппортунистом. Военный вождь хункпапа действительно был независимым человеком. Во время войны он вел свою общину в набеги на вражеские деревни, и посещал их ради торговли во времена мира. Он выжил после удара штыка, спровоцированного Кровавым Ножом во время одного из таких визитов, по-видимому, дружественной деревни арикара, хидатса и манданов. 13

В другой раз, Желчь, исполняя роль эмиссара Сидящего Быка, поставил свою подпись под соглашением форта Ларами 1868г на совете с федеральными властями в форте Райс. Любопытно, до этого, Желчь был абсолютно против этого соглашения, осудив его в одной из своих торжественных речей. Все же, Сидящий Бык, который также был против этого соглашения, не возражал, когда Желчь раздал подарки своим людям в качестве награды за одобрение этого соглашения. Сидящий Бык, который стал одним из главных недоговорных индейцев, отметил: "Вы не должны обвинять Желчь. Все знают, что он сделает всё ради сытной еды". 14

Несмотря на фривольный характер Желчи, было бы несправедливо назвать его мелким оппортунистом. Этот прагматичный военный вождь всегда был лоялен Сидящему Быку и его людям. В многочисленных сражениях и перестрелках с армией, он оказывал Сидящему Быку поддержку почти четверть века. У горы Убитого Оленя, на Йеллоустон и на Литл Бигхорн он играл видную роль. Он порвал с Сидящим Быком только после острого разногласия в Канаде из-за нежелания своего наставника сдаться федеральному правительству, даже притом, что большинство лакота голодали.

Выбрав дорогу белого человека, в Стендинг Рок Желчь нашёл нового наставника в лице агента Джеймса Маклоглина. Его необычайное стремление к ассимиляции казалось искренним. Желчь стал одним из главных индейских сторонников Маклоглина в Стендинг Рок. Очевидно, он был рад принять роль главного лейтенанта еще одного мощного наставника.

Очевидно, Желчь полагал, что сотрудничество с властями Стендинг Рок было лучшим способом обеспечить благосостояние своих людей. Учитывая мощь и силу американского правительства, он чувствовал, что сотрудничество было единственным способом, открытым для лакота. В сущности, он был реалист, прагматичный реалист. По его мнению, для хункпапа, черноногих и других лакота было необходимо научиться заниматься сельским хозяйством, отказавшись от традиционного образа жизни, основанного на охоте на исчезающих бизонов.

Желчь также чувствовал, что его родственники должны получить образование, чтобы их дети могли конкурировать с доминирующей культурой белых. Упрямый воин убедился, что мог жить в гармонии с американской правительственной системой, которая была навязана хункпапа. Действительно, он, наряду с Джоном Грассом и другими индейцами, осуществлял свои политические права, сопротивляясь усилиям уменьшить размер Большой Резервации Сиу. Он явно показал готовность жить с новой юридической системой, налагаемой на индейцев Стендинг Рок. Как судья, он пытался изменить более строгие законы, затрагивающие его людей.

Постепенное преобразование Желчи к христианству, в конечном счете, закончилось крещением, венчанием и похоронами протестантской церковью. Фактически, другие лидеры, подобно Красному Облаку, Вороньему Королю и Джону Грассу, стали католиками, хотя, подобно Желчи, придерживались многих старых верований. Черный Лось, один из вдохновенных голосов лакота, пошел ещё дальше; в 1904г он стал наставником католической церкви. 15

Все же, позднее Желчь часто критиковали за то, что он слишком быстро принял ценности белой культуры. Один известный ученый, Дуэйн Шампэйн, утверждал, что Желчь "принял европейский образ жизни". 16. Этот вождь, который был одним из самых важных индейских лидеров, сопротивлявшихся потоку белых до 1880-ых, действительно был сложным человеком. Он отказался участвовать в шоу Буффало Билла, потому что считал, что это унижает достоинство воина хункпапа. Все же, после сдачи, он принял активное участие в белой ассимиляции. Возможно, его разрыв с Сидящим Быком, который много лет символизировал индейское сопротивление лакота, был вызван недовольством Желчи политикой своего старого наставника.

Одним пропущенным аспектом жизни Желчи является внимание, которое он уделял членам своей общины, или tiospaye. Он стремился помочь им, выполняя их потребности, экономические и социальные; по традиции лакота это считалось основной обязанностью главного человека. Вождь хункпапа стремился утвердить своё лидерство убеждением и разумными доводами. Он также мог быть весьма демократичен – необходимое достоинство среди независимых воинов лакота. Например, когда в конце 1875г он покинул агентство Стендинг Рок, чтобы присоединиться к Сидящему Быку, то позволил членам своей общины решить, последуют ли они за ним или останутся. Когда он сдался в 1881г, то отказался соглашаться на любые мирные условия, пока не обсудит их со своими людьми. Во время кризиса Танца Призрака, он, наряду с Джоном Грассом, требовал оружие, чтобы защитить свои общины от наиболее рьяных Танцоров Призрака.

Выдающееся положение Желчи среди сотрудничающей индейской фракции Стендинг Рок приносило ему большую награду. Маклоглин расхваливал его, как великого героя, вожака на Литл Бигхорн. В то же самое время, сторонники агента стремились оклеветать Сидящего Быка из-за его оппозиции политике Маклоглина. Редактор Bismarck Daily Tribune, представляя взгляд большинства белых поселенцев в районе Стендинг Рок, обрушился с критикой на Сидящего Быка, назвав его "старым хитрым обманщиком". Версия агента Стендинг Рок о подвигах Желчи, в конечном счете, оттолкнула от вождя многих его старых военных товарищей. Поскольку военный вождь был первым воином лакота, который изобразил индейскую сторону сражения на Литл Бигхорн, скромная версия Желчи о своей роли в сражении была преувеличена версиями Маклоглина, Бердика и Барри. По общему признанию, Желчь действительно сосредоточился на собственной роли, но такой подход был типичен для большинства воинов при описании сражений. 17

Потомки Желчи считают, что его историческое наследие, прежде всего, должно базироваться на его рассказах, как воина. Сражался ли он под руководством Сидящего Быка, или координировал действия в сражении, этот военный вождь, обычно носивший красное одеяло, часто ужасал своих врагов. 3 сентября 1864г, спустя семь недель после сражения у горы Убитого Оленя, двадцатичетырехлетний Желчь был одним из военных вождей, которые возглавили нападение на караван капитана Джеймса Фиска после того, как Сидящий Бык был ранен. Демонстрируя свои навыки тактика и стратега, он возглавил отдельный отряд против армии во время Йеллоустонской Кампании 1872г. Армия была необходима, чтобы защитить железнодорожных инспекторов, которые стремились определить маршрут через земли Йеллоустон. Желчь был первым воином, который предупредил Сидящего Быка о прибытии пехоты полковника Дэвида Стэнли. В конце этой кампании, Желчь оставил неизгладимое впечатление не только на людей Стэнли, но и на всю нацию, когда вызывающе подвесил скальпы, по крайней мере, двух жертв отряда около форта Райс. Одним из убитых Желчью был второй лейтенант Луи Дент Адэйр, кузен жены президента Гранта, Джулии Дент. Эта смерть не только подняла Желчь до выдающегося положения, но и повлияла на генерала Шеридана, увеличившего размер армии Йеллоустонской Кампании 1873г.

Хотя Желчь поздно присоединился к сражению на Литл Бигхорн, этот конфликт стоил ему двух жен и трех детей. Несмотря на печаль, он принял активное участие в легендарном Последнем Оплоте Кастера и возглавил нападение на отряд капитана Кеога. В этом нападении, он и его мужчины рассеяли лошадей Кеога, лишив спешившихся солдат подвижности.

Действительно, один из военных товарищей вездесущего военного вождя причислял ему двадцать удачных ходов за всю военную карьеру. Это весьма сомнительно, поскольку это число включает всех солдат, с которыми он боролся и побеждал. Стиль борьбы американской армии просто не требовал демонстрировать личную доблесть, подчеркнутую воинами лакота при приобретении этих подвигов. 18. Однако, Желчь был знаком многим солдатам, потому что его мощная фигура, завёрнутая в красное одеяло, была заметна во многих военных отрядах конных лакота.

Возможно, самое яркое представление Желчи было представлено Сэмюэлем Барроусом, корреспондентом нью-йоркской Tribune. Он заметил Желчь во время Йеллоустонской кампании 1873г, когда конница хункпапа атаковала солдат Кастера. Барроус был особенно впечатлён одним бесстрашным воином, носившим красное одеяло. Несомненно, это был Желчь. Военный вождь спрыгнул с лошади, которая была убита, и запрыгнул на свежую, продолжив борьбу. Подобно Кастеру, Желчь не ведал страха, и подобно Кастеру, был яркой личностью.

В течение последних лет Желчь смягчился, демонстрируя мягкость и теплоту, особенно с членами своего семейства и своей общины. Характеризуя наследие лакота, родство продолжало быть важным для него. Кроме того, гнев и месть, которую он показал против своих врагов, подобно Кровавому Ножу, стали менее очевидными в течение жизни в резервации. Его вспыльчивый характер сменился тихим стоицизмом; все же, его пассивный подход часто мог пугать из-за уважения, которым он наслаждался. Его старая репутация свирепости осталась.

Культура выживания, которая была распространена на Великих равнинах в течение большой части девятнадцатого столетия, часто зависела от стиля борьбы воинов. Красное Облако, подобно Желчи, также получил немало критики за свою жестокость в некоторых перестрелках и сражениях. 19. Однако одно заключение о военном вожде хункпапа, кажется, действительно бесспорным. Его жизнь была трудной и сложной, требуя проявления неоспоримой храбрости и здравого смысла. Выдающееся проявление Желчью этих качеств сделало его одним из самых известных воинов лакота.

Несомненно, Желчь обладал своеобразным обаянием, которое притягивало к нему не только белых друзей, подобно Бердику и Барри, но и многих индейцев. Даже многие индейские традиционалисты, которые не соглашались с ним, любили его; а многие просто трепетали перед ним. Его роль посредника культур, смело встречавшего новые проблемы, перед которыми он оказался в Стендинг Рок, принесла ему похвалу многих белых. Издатели Bismarck Daily Tribune признавали его существенную роль в истории, 14 декабря 1894г напечатав его некролог. Они признали оппозицию Желчи вторжению поселенцев в 1860-ых и 1870-ых; этот "непримиримый противник белых" сражался с американской армией на Литл Бигхорн, и был одним из последних лакота, который заключил мир. "Стойкость, храбрость и навыки сделали его заметной фигурой в племени, и объектом интереса для всех, кто знал его историю".

Готовность ассимилироваться в белую культуру и убеждать индейцев сделать аналогично, также заслужила благоприятное признание Tribune. Даже притом, что он сотрудничал с властями резервации, старый лидер хункпапа не был легко управляем. "Он отличался от многих своих соплеменников, был непроницаем для лести, а его сдержанность и спокойствие напоминали идеального индейца, изображенного в беллетристике". 20. Хотя майору Маклоглину действительно удавалось влиять на Желчь в самые критические времена, уважаемый хункпапа, казалось, верил в будущее своих людей. Конечно, их близкие отношения, действительно оказались выгодными для обоих.

К 1890г известность Желчи приравнивалась к славе Сидящего Быка. 21. Он наслаждался уважением многих лакота резервации и многих белых жителей Дакоты. Спустя шесть лет после смерти, в 1894г, один из городов был назван в его честь; этот городок находился на Тихоокеанской железной дороге, против строительства которой Желчь боролся во время Йеллоустонской кампании 1872-1873гг. Эта дорога начиналась из Мандана, Северная Дакота, двигалась на юг между рекой Кэннонбол и северной границей Стендинг Рок, и заканчивалась в городе Флэшер, приблизительно сорок миль к юго-востоку от Бисмарка. Однако этот город, который имел почтовое отделение, просуществовал только три года. Кампания Нортерн Пасифик предпочитала называть города в честь своих служащих; станция в Бисмарке первоначально называлась Эдвинтон, в честь главного инженера Нортерн Пасифик, Эдвина Джонсона, позже была переименована в честь известного прусского лидера Отто фон Бисмарка, чтобы привлечь необходимый капитал из Германии. 22. В течение последующих лет известность Желчи была значительно заслонена Сидящим Быком, как доминирующим индейским лидером хункпапа в течение войн сиу конца девятнадцатого столетия. Сегодня имя Сидящего Быка также известно и популярно, как имена Бешеного Коня и Джеронимо. Роль Желчи не забыта, но, в последние годы, значительно померкла.

Действительно, несправедливо недооценивать важность Желчи, как и преувеличить его значение. Был ли Желчь вожаком на Литл Бигхорн или нет, но его роль в судьбе Кастера и его мужчин стала одной из доминирующих интерпретаций этого сражения, конкурируя с легендарной защитой Аламо. Желчь также был ключевым лидером в окончании канадского изгнания, которое к 1880г стало временем голода для большинства лакота и их союзников; его решение было актом разумного подхода, потому что он должен был бросить вызов своему старому союзнику, Сидящему Быку.

Желчь заслуживает повторный взгляд. Он был великим воином и резервационным лидером, известным за свой взгляд на ассимиляцию. В своей первой роли, он часто ужасал офицеров и солдат американской армии. В своей поздней роли, он подчинился неизбежной судьбе, приспособился к жизни в резервации и пытался быть добросовестным посредником культуры белого человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: