Тоталитаризм и его конфликтогенная специфика




Политический режим- способ функционирования политической систему общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти и правовым основам их деятельности.

Ж-Л. Кермонн: политический режим есть совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Totalitas- полнота, цельность.

Totalis- весь, целый, полный.

Впервые в политический словарь его ввел в 1935 году Бенито Муссолини для характеристики своего движения.

Причины возникновения:

• Революция;

• Военное поражение;

• Внутренние противоречия;

• Навязывание извне.

• Условия формирования: резкая ломка устоявшихся социальных структур, маргинализация различных общественных групп;

• Кризис политической власти;

• Разрушение гражданского общества;

• Деформация политического сознания.

Основы становления:

• Появление современных СМИ и формирование их потребителя (минимально грамотных слоев населения);

• Возникновение массовых политических партий;

• Накопление опыта государственного управления обществом, решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс людей;

• Наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Основные признаки тоталитарного режима:

• Наличие в стране одной массовой партии /остальные формально/, которая полностью контролирует государственную власть, держит ее в своих руках;

• Тоталитарно- заговорщицкий тип этой партии, которая сама организована недемократически;

• Государственные органы стремятся к тотальному, всеохватывающему контролю за личной, семейной, экономической, духовной, национальной и политической жизнью граждан. При этом власти имеют дискреционные, то есть законом не ограниченные полномочия;

• Существуют запреты на деятельность демократических организаций, фактически отсутствуют основные права и свободы граждан, общество пронизывает ️я тотальным территориальным контролем полицейских и секретных служб за населением, который дополняется законами, предусматривающими физическую ликвидацию или длительную изоляцию лиц, подозреваем в нелояльности к лидеру, и открытых противников режима.

Правые, или "черные" тоталитарные режимы.

Характерные черты:

• Сохраняется частная собственность, функционируют рыночные (хотя и деформированные) отношения;

• Политические лидеры фактически зависимы от той или иной группы монополистов- банкиров и промышленников;

• В духовной сфере общества такие режимы стремятся опереться (а не разрушить) на семейные и национальные традиции, религию, включая их в свою идеолого-пропагандистскую сферу;

• Тоталитарное государство, его органы изображаются (внедряются в сознание населения) как стоящие над обществом, как наднациональные "третейские судьи

Левые, или "красные" тоталитарные режимы.

Характерные черты:

• Ликвидация и постоянная борьба с частной собственностью, с рыночными отношениями, которые уходят в "тень";

• Ликвидируются или коренным образом трансформируются общественные, культурные и религиозные отношения;

• Ведется война на уничтожение обычаев, традиций, определенных исторических и духовных ценностей, препятствующих тотальному контролю за обществом. Носители этих ценностей, духовной культуры частично уничтожаются, частично высылаются из страны или подкупаются властью. В принципе это характерно и для "черного" тоталитаризма, но масштабы акций несопоставимы;

• Переделываются вся или частично политическая система общества, сложившаяся исторически, внедряются новые модели политической жизни.

Изменение тоталитарных режимов в направлении их демократизации, как показала история, возможно лишь после смерти лидеров или путем роспуска (или уничтожения либо физически, либо морально и юридически) всех опорных структур режимов (в экономической, в военных сферах, в полицейских и секретных службах, в средствах массовой информации и внешнеполитических органах).

23Демократические политические режимы и политический конфликт

Демократия и вызовы бесконфликтного развития

Политический режим- способ функционирования политической систему общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти и правовым основам их деятельности.

Ж-Л. Кермонн: политический режим есть совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Демократия- способ функционирования политической системы общества, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

 

Характерные черты

• Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании;

• Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

• Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

• Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

• Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

• Отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Гарантии и функционирование:

• Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;

• Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

• Наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан;

• Упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

• Гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Концепции демократии

1. Коллективистические: 1) приоритет общественных интересов над групповыми и частными; 2) подчинение меньшинства большинству;

2. Индивидуалистические: 1) приоритет прав личности над правами государства; 2) индивидуальная свобода как отсутствие ограничений; 3) ограничение компетенции и сферы влияния государства, невмешательство в дела гражданского общества; 4) разделение властей, создание системы сдержек и противовесов;

3. Плюралистические: 1) заинтересованная группа, главный субъект политики; 2) соперничество и баланс интересов- основа демократической власти; 3) государство- атрибут, обеспечивающий саморегулирование общества; 4) разделение властей; 5) множественность, плюралистичность властных элит

Концепция либеральной демократии.

Либеральная демократия ограничивает деятельность правительства и защищает права личности.

Конституция США:

- разделение властей;

- Частные выборы;

- Федерализм;

- Билль о правах;

- Судебная интерпретация конституции.

Либерализм первичен по отношению к демократии.

А.Лейпхпарт:

• Мажоритарная демократия: Вестминстерская модель;

• Консенсусная (сообщественная) демократия: Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Дания;

• Консенсусная демократия, но с элементами мажоритарной демократии. Между двумя моделями: Италия, Франция, Норвегия и Швеция.

Мажоритарная демократия:

• Одна партия формирует правительство и удерживает значительную исполнительную власть до вердикта, выносимого ей избирателями на следующих выборах;

• Двухпартийная система;

• Работает в относительно однородных обществах.

Консенсусная демократия:

• Диффузия власти в правительстве и партиях;

• Исполнительная власть распределяется между членами формальных и неформальных коалиций;

• Исполнительная власть не доминирует над законодательной;

• Многопартийная система избирательная система пропорционального представительства;

• Использование форм прямой демократии (Швейцария).

 

Полития как понятие имеет три основных значения:

1. Власть большинства

2. Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

3. Это понятие также используется (по аналогии с английским polity) для обозначения политической единицы любого уровня (политической организации того или иного общества), то есть оно используется в качестве родового для таких понятий как «независимая община», «вождество», «племя», «государство». Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. В широком смыслеполития — другое наименование политической системы. Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества.

Особенности протекания политического конфликта:

Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом.

 

Обусловленность властью (властными отношениями). Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.

 

Идеологический характер мотивации конфликта. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта.

 

Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.

 

«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям.

 

Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. На политическом «рынке» предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.

 

Наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется и в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний.

 

Правовые коллизии политического конфликта. Речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.

 

Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима.

 

Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и при практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Например, попытки ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий «цветных революций» был реализован, но их результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых.

 

Возможность трагических последствий.Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени».

Полиархия характеризуется следующими институтами:

• Выборной власти, обличенные правом контроля над правительственными решениями;

• Свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;

• Включающее избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;

• Право претендовать на избрание всех взрослых граждан;

• Свобода выражения мнения;

• Альтернативные источники информации и пиво граждан на поиск альтернативной информации;

• Организационная самодеятельность, то есть право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.

Полиа́рхия — политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей.

Признаки:

1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.

2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывным открытым политическим соперничеством между гражданами и их объединениями.

3. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.

4. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.

5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.

6. Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.

7. Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правамигражданина.

Главными особенностями полиархии являются возможность политической состязательности, обеспечение права на участие в политике и управление на основе коалиции. Правление осуществляется с учётом предпочтений множества различных автономных групп интересов, каждая из которых по отдельности является меньшинством. Появление этих групп вызвано тем, что каждый гражданин принадлежит кругу людей, у которых есть определённые узкие интересы, тесно связанные с их повседневной жизнью. Такое правление противоположно диктатуре, когда при выборе политического курса доминируют предпочтения одной группы.

Более того, власть при полиархии обычно распределена между независимыми по отношению друг к другу, и иногда по отношению к государству, крупными общественными структурами (правительственными агентствами, политическими партиями, профсоюзами и т. д.). Такое распределение власти нехарактерно для авторитаризма, хотя возможная при этом концентрация власти в руках независимых от государства организаций также плохо согласуется и с идеалом демократии. Важную роль играет потребность конкурирующих элит заручиться поддержкой со стороны широких групп населения. По мнению Даля, это способствует росту народного суверенитета и политического равенства, в противоположность олигархии, хотя на практике значительная часть населения проявляет пассивность и на процесс принятия решений оказывает слабое влияние

 

24. Гибридные политические режимы и их влияние на полит конфликты

Политический режим – способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

 

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе как элементы демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремится легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом самими процедуры остаются под контролем правящих элит. К разновидностям гибридных режимов относятся

Гибридные режимы

• Демократура- демократизация без либерализации;

• Диктократия- либерализация без демократизации;

• Делегативная демократия

 

О'Доннел Гильермо:

1. Существующие теории и типологии демократии рассматривают представительную демократию в ее реальном виде со всеми вариантами и подтипами в высокоразвитых капиталистических странах.

1. Ряд новых демократий (в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и многих коммунистических странах) действительно являются таковыми в том плане, что они соответствуют терминологическим критериям полиархии, предложенным Р. Далем.

2. Однако эти демократии не относятся к представительным и не имеют тенденции стать таковыми; исходя из их характеристик, я называю их делегатов ныли демократиями (ДД).

3. ДД не являются закрепленными (то есть институциональными) демократиями, однако они могут быть устойчивыми. В ряде случаев отсутствуют признаки как скрытой угрозы возврата к авторитарно у режиму, так и развития в сторону представительной демократии.

4. Существует важный эффект взаимодействия: глубокий социально- экономический кризис, наследуемых большинством этих стран от предыдущих авторитарных режимов, укрепляет определенные представления о правильном использовании политической власти и практике ее использования таким образом, что эти страны продвигаются в направлении делегативной, а не представительной демократии.

 

Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, в Кении и Кот-д'Ивуаре, а также других африканских государствах. [2]

Демократура предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав. [8]

Режим делегативной демократии. Понятие было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. О'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма.

Его отличительными чертами являются:

1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации;

2) низкий уровень институализации власти;

3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы;

4) наличие гражданских прав и свобод;

5) формальный характер законодательной власти;

6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером;

7) отсутствие механизмов согласования интересов. [2]

Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии, сформулированным Р. Далем. Однако в отличие от представительной демократии, при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает. [5]

«Лидер должен исцелять нацию, объединяя ее разрозненные части в гармоническое целое. Поскольку плоть политики недужна, а раздающиеся голоса лишь свидетельствуют об этом недуге, делегирование предусматривает право (и обязанность) давать горькие лекарства, которые восстановят здоровье нации. С этой точки зрения только голова тела все знает, президент и самые доверенные его советники - альфа и омега политики. Определенные проблемы нации могут быть решены только с использованием высокотехнологичных критериев. Техницизм, особенно в экономической политике, нуждается в защите его президентом от многостороннего противодействия общества.

В то же время очевидно, что любое противодействие - со стороны конгресса, политических партий, групп интересов, уличной толпы - необходимо игнорировать. Правда, эти органистические представления слабо увязываются с сухими аргументами технократов, и тогда мифу делегирования приходит конец: президент изолирует себя от большинства политических институтов и организованных интересов и в одиночку несет ответственность как за успешность, так и за провалы своей политики» (Г. О'Доннелл).

Таким образом:

• Наличие демократических институтов не является гарантией демократии;

• Эта неинституционализированная демократия характеризуется слабостью имеющихся институтов, место которых занимают клановость и коррупция;

• Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на президентских выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных норм.

 

Вывод:

Для протекания политических конфликтов режимная составляющая зачастую является определяющей, наравне с другими (экономической, культурной). "Лучшие" режимы всегда определяются внутренней спецификой развития государства.

 

2 вариант

Политический режим – способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

 

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе как элементы демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремится легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом самими процедуры остаются под контролем правящих элит. К разновидностям гибридных режимов относятся

Гибридные режимы

1. Демократура- демократизация без либерализации;

2. Диктократия- либерализация без демократизации;

3. Делегативная демократия

 

О'Доннел Гильермо:

1. Существующие теории и типологии демократии рассматривают представительную демократию в ее реальном виде со всеми вариантами и подтипами в высокоразвитых капиталистических странах.

1. Ряд новых демократий (в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и многих коммунистических странах) действительно являются таковыми в том плане, что они соответствуют терминологическим критериям полиархии, предложенным Р. Далем.

2. Однако эти демократии не относятся к представительным и не имеют тенденции стать таковыми; исходя из их характеристик, я называю их делегатов ныли демократиями (ДД).

3. ДД не являются закрепленными (то есть институциональными) демократиями, однако они могут быть устойчивыми. В ряде случаев отсутствуют признаки как скрытой угрозы возврата к авторитарно у режиму, так и развития в сторону представительной демократии.

4. Существует важный эффект взаимодействия: глубокий социально- экономический кризис, наследуемых большинством этих стран от предыдущих авторитарных режимов, укрепляет определенные представления о правильном использовании политической власти и практике ее использования таким образом, что эти страны продвигаются в направлении делегативной, а не представительной демократии.

Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, в Кении и Кот-д'Ивуаре, а также других африканских государствах. [2]

Демократура предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав. [8]

Режим делегативной демократии. Понятие было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. О'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма.

Его отличительными чертами являются:

1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации;

2) низкий уровень институализации власти;

3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы;

4) наличие гражданских прав и свобод;

5) формальный характер законодательной власти;

6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером;

7) отсутствие механизмов согласования интересов. [2]

Таким образом:

4. Наличие демократических институтов не является гарантией демократии;

5. Эта неинституционализированная демократия характеризуется слабостью имеющихся институтов, место которых занимают клановость и коррупция;

6. Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на президентских выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных норм.

Вывод:

Для протекания политических конфликтов режимная составляющая зачастую является определяющей, наравне с другими (экономической, культурной). "Лучшие" режимы всегда определяются внутренней спецификой развития государства.

25Политическая модернизация как конфликтоген

В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа:

· 50-60-х годы XX века,

УНИВЕРСАЛИЗМ

Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

Политическая модернизация предполагала:

Демократизацию развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Критика данного подхода:

o радикальная критика модернизации, осуществляемая в основном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х годов в Западной Европе: теория модернизации оправдывала колонизацию.

o Особое развитие получила так называемая «теория отсталости»: Это критика модернизации, развиваемая представителями левых радикалов западных и некоторых развивающихся стран: теория модернизации упрощает картину развития, недостаточно учитывает специфику рассматриваемых обществ. Модернизация по западному образцу ведет к консервации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды, социальным конфликтам и революциям.

· Конец 60-70-е годы XX века,

o Отход от евроцентризма.

o Тезис о эффективности демократизации в странах третьего мира с точки зрения реализации целей экономического роста и социально-экономического прогресса в целом поставлен под сомнение.

o Основное внимание было уделено проблеме «стабильности» политического развития как предпосылки для социально-экономического прогресса.

В этот период сформировалось два направления:

Первое: «Консервативное»

(С.Хантингтон, Дж.Нельсон, Х.Линц и др.)

главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.

неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.

«Либеральное» направление (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай и др.):

Главный критерий политической модернизации – степень вовлеченности населения в систему политического представительства: характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлеченности рядовых граждан в политический процесс.

Условие успешной модернизации – обеспечение стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и населением при мобилизации массы

Варианты развития событий:

1. при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан формируются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

2. в условиях значительного усиления роли конкуренции элит при низкой активности основной массы населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразований;

3. доминирование политического участия населения над соревнованием элит может способствовать нарастанию охлократических тенденций, что провоцирует ужесточение режима и замедление преобразований, а также возможный распад государства как целостной системы;

4. одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия населения ведет к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также способствует установлению диктатуры.

· 80-90-е годы XX века,

o принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса;

o модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

Основная слабость на данном этапе:

o Не уделяется достаточно внимания анализу и учету различий в механизмах и способах модернизации, а также историческому контексту их использования.

o Увеличение роли технологий в политическом развитии приводит к тиражированию «бархатных революций» в различных регионах мира.

· С конца 90-х годов XX века по н\время.

«Модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социо-культурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов:

«Контрмодернизация» - альтернативный вариант модернизации по незападному образцу.

«Антимодернизация» - активное противодействие процессу модернизации.

Политическая модернизация:

· формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.

· под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а лишь те, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.

26. Типы политического развития и политический конфликт

Политическое изменение- это появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.

Определяется:

• В рамках существующей политической системы

• Масштабом истории и повседневной жизни

Политическое развитие- определяется как последовательная смена качественных состояний политической системы в целом и её отдельных составных частей.

Зависит от:

• Масштаб эволюции

• Состояние общества.

Политическое развитие - процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов; нет единого заданного алгоритма; осуществляется не линейно.

Политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами.

Точки зрения:

1. Политическая система развивается либо однолинейно, либо в результате развития различных политических систем достигается одинаковый результат. Основная причина политического развития: 1) развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др); 2) изменение в системе ценностей и моделях поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др); 3) функциональная дифференциация внутри общественной системы в целом и политической в частности (Т. Парсонс).

2. Для политических



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: