Ситуационная (практическая) задача № 2




Ситуационная (практическая) задача № 1

На основе анализа Конституций СССР 1936 г. и Российской Федерации 1993 г. проведите сравнительный анализ формы государственно-правового режима указанных государств по предложенным в таблице критериям:

Критерии для сравнительного анализа СССР Российская Федерация
1. Год принятия Конституции    
2. Источник власти рабочие и крестьяне многонациональный народ
3. Какие права и свободы человека и гражданина провозглашаются Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом. Всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренными Конституцией РФ
4. Наличие системы разделения властей есть есть
5. Каким образом обеспечивается разделение властей Высшие органы власти и органы государственного управления Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В заключении аргументируйте вывод о типе государственно-правового режима в СССР в 1936 г. и в современной России. Возможно ли сделать вывод о типе государственно-правового режима только на основании анализа Конституций?

В СССР в 1936 году тип государственно-правового режима был антидемократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

В Современной России тип государственно – правового режима демократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

На основе анализа Конституций возможно сделать выводы о типе государственно-правового режима, так как в Конституции Российской Федерации данный тип государственного – правового режима регламентируется в ст. 1. В Конституции СССР 1936 года, данный аспект не освещен, но изучив конституцию, в частности в «Главе 1 Общественное устройство», можно сделать выводы о типе государственно-правового режима.

 

Ситуационная (практическая) задача № 2

«Основные законы» Российской империи (1906 г.) предусматривали, что законы принимаются избираемой населением Государственной Думой, а члены правительства назначаются и освобождаются от должности монархом.

Определите тип конституционного монархического правления в России в этот период. Аргументируйте ответ.

Ответ:

Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звень­ев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право по­милования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная ини­циатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении дейст­вующих и издании новых законов», за исключением Основных государст­венных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императо­ром. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса долж­ны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законода­тельные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Исходя из вышеизложенного, следует, что тип конституционного монархического правления в России в этот период был ограниченной монархией.

 

 

Тестовые задания:

1. В состав юриспруденции входят следующие дисциплины:

а) исторические юридические;

б) отраслевые юридические;

г) общие юридические.

 

2. Основателями договорной концепции возникновения государства являются:

а) Гоббс Томас;

б) Локк Джон;

3. Государство – это:

а) легитимный, суверенный, территориальный, политический союз лиц, располагающий публичной властью;

4. Формами реализации функций государства являются:

а) правотворческая;

г) правоохранительная;

5. Цивилизационный подход объединяет государства по признаку:

а) принадлежности к одной цивилизации (культуре);

6. Укажите государства, в которых в текущий момент республиканская форма правления:

б) Польша;

г) Франция;

 

7. Признаки демократического режима:

а) наличие свободных выборов;

б) принцип разделения властей;

в) признание и защита основных прав и свобод граждан со стороны государства;

8. Чертами правового положения государственных служащих являются:

в) публичность;

г) членство в правящей партии.

9. Концепции разделения властей в формальном смысле предполагает, что:

б) у каждой ветви есть только основная компетенция;

 

10. Основной идей правового государства является:

г) приоритет разрешительного регулирования над общедозволительным.

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993

2. Конституция СССР 1936

3. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: