Глава I. Советская культура 1950- середине 1960-х г.г.




Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава I. Советская культура 1950- середине 1960-х г.г…………………........ 4

1.1. Образование……………………………………………………………… 4

1.2. Наука……………………………………………………………………... 5

1.3. Литература, кино, театр, живопись ……………………………………. 6

Глава II. Советская культура 1960- середина 1970-х г.г…………………...... 8

2.1. Экономика……………………………………………………………….. 8

2.2. Образование, наука ……………………………. ………………………. 9

2.3. Литература и искусство……………………………………………….... 11

2.4. Живопись и скульптура………………………………………………… 13

Глава III. Советская культура 1970- середина 1980-х г.г. ………………...... 14

3.1. Экономика……………………………………………………………….. 14

3.2. Образование……………………………………………………………... 15

3.3. Наука…………………………………………………………………….. 16

3.4. Литература, Кино, Театр……………………………………………….. 17

3.5. Живопись………………………………………………………………... 20

Заключение………………………………………...………………………….... 21

Библиографический список………………………………………………….... 22

Введение

Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. В городах не хватало продуктов питания. В СССР, по-прежнему, ставка делалась на угледобывающие отрасли.

В сельском хозяйстве укреплялись колхозы (было проведено их укрупнение в 1949 г.), ограничивались возможности содержания личного подсобного хозяйства. Крестьяне, фактически, оставались в рабском положении, получали мизерное вознаграждение за свой труд (по трудодням), согласно закону 1932 г. не могли при желании покинуть село. Сельское хозяйство оставалось в глубочайшем кризисе. Появляется практика направлять на уборку урожая горожан и военнослужащих.

Население города пострадало из-за роста цен, сельчане потеряли мизерные сбережения, полученные за счет продажи сельскохозяйственной продукции с личных участков в связи с проведением денежной реформы 1947 г.

На съезде ВКП (б), партию большевиков, переименовали в КПСС, коммунистическую партию Советского Союза, что означало отсутствие оппозиции. На ХIХ съезде Сталин объявил о полном решении зерновой проблемы, когда люди умирали от голода.

Летом 46 г был нанесен первый удар, по творческой интеллигенции. Постановление 1946 г. (по поводу Зощенко и Ахматовой) напоминало, что литература и искусство должны быть поставлены на пропаганду коммунистической идеологии. Подтверждалось право партийно-административного аппарата, должностных лиц, “от лица народа” ставить оценку на произведения литературы и искусства.

Новая волна репрессий получила название “ждановщины”. Разгрому подверглись наука, литература, кино, музыка. Антипатриотическую группировку отыскали даже в архитектуре во главе с историком искусства Д. Аркиным. Партийные функционеры в своей критике дошли до полного и неприличного абсурда. Определяющей чертой культурной политики стал произвол.

 

Глава I. Советская культура 1950- середине 1960-х г.г.

1.1. Образование

В области образования происходили только количественные изменения. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тысяч учебных заведений. В восстановлении разрушенных школ и строительстве новых, как и в изготовлении учебных пособий активное участие принимали сами школьники и их родители. С 1949 г. везде был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах.

В 1950 – 1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тысяч человек.

 

1.2. Наука

В рамках антигитлеровской коалиции правительство вынуждено было расширить контакты с Западом. Советские ученые принимали участие в международных встречах, где все чаще вставал вопрос о положении науки в СССР. В конце войны к руководству Академией наук пришел С.И. Вавилов, брат репрессированного Н.И. Вавилова. В научной среде стали открыто высказывать свою точку зрения, начали открытую кампанию против Т.Д. Лысенко, который после расправы над Н.И. Вавиловым, осуществлял руководство всей сельскохозяйственной наукой в СССР. На сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук) Лысенко выразил абсолютную преданность партии и Сталину. После чего, все идеи и работы противников Лысенко объявили “вне закона”, как лженаучные. Через суды чести пропустили всех ученых, кто мечтал о науке без государственных и географических границ.

После окончания войны, Петр Леонидович Капица занялся электроникой больших мощностей. Открытие Капицы было зарегистрировано в 1970 г. На основе этих исследований он предложил схему нового термоядерного реактора.

Лев Ландау первый указал на новый источник энергии звездного лучеиспускания, разработал теорию сверхтекучести. Большое значение имели его работы по магнетизму и квантовой теории. За создание теории квантовых жидкостей Л.Д. Ландау в 1962 г. была присуждена Нобелевская премия.

Сразу после Великой Отечественной СССР, правительство особое внимание уделяет разработке новых видов оружия, проведению ядерных испытаний. Над созданием новых самолетов, в т.ч. и военных, работает А.Н. Туполев. Уже в начале 50-х годов Игорем Васильевичем Курчатовым было создано термоядерное оружие. Началось проектирование первой атомной электростанции. Были сделаны первые шаги по освоению космического пространства.

1.3. Литература, кино, театр, живопись

Литература сразу после войны подверглась разгрому. Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей. Резкой критике за недостаток “идейности”, “искажение образов советских людей” были подвергнуты, опубликованные “Дом у дороги” А. Твардовского, “В окопах Сталинграда” В Некрасова, “За правое дело” В. Гроссмана, “Семья Иванова” (“Возвращение”) А. Платонова. Литература представляла собой некую гладкую, безжизненную поверхность. Эта установка закрепилась в самих названиях: “Свет над землей”, “Всегда вперед”, “Солнце, которое не заходит”, “Дали лазурные”, “Большая родня”. Большинству романов, очерков и рассказов характерно обезличивание героев, что вполне соответствовало взглядам того времени на место человека в обществе и истории. Литературу буквально заполонили семейные династии – “Ястребовы”, “Волгины”, “Журбины”, “Семья Тараса”. Создается огромный пласт произведений безудержно воспевающих вождя и руководящую роль партии.

В киноискусстве продолжается диктат партии, о чем, кому и как снимать. “Безыдейными” фильмами были названы “Большая жизнь” (о шахтерах Донбасса), “Адмирал Нахимов” В. Пудовкина, вторая серия “Ивана Грозного” С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине. Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей.

Популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как “Весна” Г. Александрова, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.

Заклеймили позором, поставленную в Большом театре оперу В. Мурадели “Великая дружба”, творчество Д. Шостаковича.

Раскритиковали кантату “Кремль ночью” Н. Мясковского, после чего он написал героико-эпическое произведение ярко национального характера – 26-ю симфонию, а затем и 27-ю симфонию.

В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как “Губернатор провинции” братьев Тур и Льва Щейнина или “Незабываемый 1919-й”, Всеволода Вишневского.

В эти годы проводилась масса всесоюзных выставок. Важным событием стало учреждение Академии художеств СССР в 1947 г. Создавалось огромное количество работ, содержащих традиции социалистического реализма в живописи. Главные герои полотен – рабочие и колхозники (у доменной печи, у штурвала комбайна), партийные вожди, герои революции (“Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола” Б. Иогансона, “Зимний взят” Вл. Серова).

Широко использовались традиции русского искусства, передвижников. Это картины Ю. Непринцева “Отдых после боя” (“Василий Теркин”), В. Костецкого “Возвращение”. Прекрасные портреты создали П. Корин, М. Сарьян, И. Грабарь.

Широко развивается монументально-прикладное искусство. Образы великих русских полководцев на плафонных мозаиках станции Московского метро “Комсомольская” принадлежат П. Корину.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: