Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента.




Глава 1

1.1. Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками.

Понятие «источник журналистской информации» довольно объемное. Определить его не так просто. Например, в широком смысле слова источник журналистской информации - это весь окружающий мир. Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. А так как работа журналиста связана с человеческой деятельностью и ее результатом, то на основе этих двух понятий можно сделать вывод:

Источник журналистской информации- это субъект деятельности или объект события, с которым журналист вступает в тесное взаимодействие с целью получения нужной информации определенного направления и вида.

Классификация информационных ресурсов.

Все информационные источники можно классифицировать по типу информации, по режиму доступа, по виду носителя, а также по форме собственности и т.п.

1. Тип информации:

- правовая;

- научно-техническая;

- политическая;

- финансово-экономическая;

- статическая;

- социальная;

- о здравоохранении;

- о чрезвычайных ситуациях;

- персональные данные;

- кадастры.

2. Источники информации по режиму доступа

- открытые;

- ограниченного доступа;

- государственная тайна;

- конфиденциальная информация;

- коммерческая тайна;

- профессиональная тайна;

- служебная тайна;

- личная тайна.

3. Информационные ресурсы по виду носителя

- материальный источник (газета, книга, рукопись, брошюра и т.д.);

- машиночитаемые носители (кинопленка, магнитная звуко- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, диске и др.);

- на канале связи (теле- радиопередача);

4. Информационные ресурсы по форме собственности:

- общероссийское национальное достояние;

- государственная собственность;

- собственность субъектов РФ;

- муниципальная собственность;

- частная (личная или корпоративная) собственность.

Таких классификаций может быть очень много.

Выбор источника.

Как и способ классификации, так и выбор источника информации зависит от задач, стоящих перед журналистом, от особенностей жанра, в котором он работает, от характера события и других факторов.

Главными носителями перспективных материалов всегда являются:

- знающие люди;

- документы;

- средства беспроводной и проводной связи (телефоны, телефаксы, радиостанции);

- электронные системы обработки информации (компьютеры, электрические пишущие машинки);

- разные отслеживаемые факторы (поведение, разговоры, результаты действий).

Вне зависимости от классификации информационных ресурсов любой из них может быть как достоверным, так и недостоверным.

По достоверности и надежности источники информации расцениваются как однозначно достоверные и надежные, когда сведения задокументированы по всем правилам, имеются реально существующие и ответственные свидетели и т.п.; достоверные, но ненадежные, если нет документальных или свидетельских подтверждений, и потому требуется дополнительная проверка; надежные, но недостоверные, как правило, содержащие информацию от очевидцев или участников событий, но без документальных подтверждений. Информация из двух последних источников нуждается в дополнительном анализе и годится в основном для черновой работы или используется в качестве повода для расследования. Поначалу достоверная, но ненадежная информация (или надежная, но недостоверная) в результате кропотливой работы во многих случаях получает подтверждение и приводит к появлению журналистских сенсаций или же острополемических выступлений.

Правовые нормы работы с источниками информации:

1. Конституции РФ.

Статья 29 п. 4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

2. Закон о СМИ.

Статьи 47 (о правах журналиста), 38 (право граждан на получение информации через СМИ), 39 (право журналистов на запрос информации), 41(конфиденциальность).

Этические нормы работы с источниками информации:

«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (принятый в 1994 году):

· При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

· Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

· Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

· Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.

· Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

· Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

· Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.

· Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.


1.2. Практическое задание


В заметке «Роспотребнадзор заблокировал пост в Tumblr с цитатой Ремарка» идет речь о том, что в известной социальной сети Tumblr был заблокирован пост с цитатой из романа писателя Эриха Марии Ремарка «Три товарища», в которой он сравнивает жизнь с болезнью. Об этом сообщается на сайте «Роскомсвободы».

Ошибка журналистов состоит в том, что информация не была проверена должным образом и в результате невнимательности искажена: «Ранее в новости говорилось о том, что Роспотребнадзор заблокировал пост из-за цитаты Эриха Марии Ремарка. Однако, из сообщения на сайте «Роскомсвободы» это не следует — там не указана причина блокировки.»

«Также на странице поста есть призыв, который также может стать причиной блокировки.»
Публикация искажённой информации является нарушением журналистского кодекса, может нести за собой такие последствия как судебное разбирательство. Эту ситуацию можно было бы избежать, запросив официальный комментарий представителя «Роспотребнадзора».

 

Глава 2

Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента.

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Это довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1) B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных).

2) По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные.

3) По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые.

4) По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и не включенные (изучение со стороны).

2.Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

 

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о чем-либо. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям:

1) По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.).

2) По типу авторства - официальные и личные.

З) По близости к объекту отображения -первоначальные и производные.

4) По подлинности – оригиналы и копии.

5) По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

При анализе документов необходимо:

1) Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения).

2) Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной.

3) Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь.

4) Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников.

5) Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный).

 

Практическое задание

Статьи украинского блогера Владимира Багненко повествуют о таком методе сбора информации как интервью.

Автор подает информацию в незаурядной манере. В статье https://bagnenko.name/blog/the-history-of-interview интересны были основные черты интервью, которые начали оформляться с начала XIX века (особые вопросы, клише вежливости, стилистические фигуры, риторические приемы), факты (интервью, взятое у Карла Маркса в 1880 году представляло собой всего несколько цитат из трактата Маркса «Капитал»; вклад Оскара Уайльда в историю интервью).
В статье https://bagnenko.name/blog/make-the-interview Багненко утверждает, что жанр интервью самый сложный, дает классификацию видов интервью, дает советы как практикующий интервьюер, демонстрирует полезные, по его мнению, отрывки из фильмов и программ. Статья поможет стать более продуктивным при работе с этой стезей.
В статье https://bagnenko.name/blog/prepare-interview автор делится с читателями самыми интересными, полезными секретами и советами при интервьюировании. Настоятельно рекомендуется к прочтению!
Здесь (https://bagnenko.name/blog/journalist/analyze-an-interview-part-1-larry-king-interviews-m-tyson-and-e-holifild) Багненко проводит анализ самого известного журналиста Ларри Кинга и секретов его мастерства.
В статье https://bagnenko.name/blog/journalist/shortcomings-and-mistakes-in-an-interview-sergey-makovetskii-visiting-dmitry-gordon-series-parse-interview-part-2 проводится разбор слабых сторон интервью Дмитрия Гордона. Полезная статья, в которой читатель может почерпнуть важную информацию и поучиться на ошибках известного интервьюера.

 

Глава 3

3.1. Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения.

Факторы выбора темы

Факторы выбора темы сильно влияют на замысел будущего журналистского произведения. Но тема, прежде всего, зависит от поставленной перед журналистом задачи. Когда перед ним поставлена задача, далее появляется возможность осмыслить подачу работы и ее особенности.

Этапы формирования замысла

Перед подготовкой темы её нужно особым образом сформировать в более конкретный материал, разобрать идейную направленность. Все это, бесспорно сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

Выбор жанра

Жанр – (с франц. род, вид) - это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками, многообразие которой обусловлено тем, что произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение.

Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие.

Основными причинами, вызывающими жанровую дифференциацию журналистского творчества, являются:

- многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой;

- основные типы объектов;

- многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности;

- основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики;

- многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности;

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков:

- по предмету познания и отображению объекта публицистом;

- конкретное назначение материала;

- широта освещения действительности и масштабы выводов и сообщений;

- определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале;

- размеры материала на газетной полосе.

Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности. Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

1. Информационные (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, реплика)

2. Аналитические (корреспонденция, статья, комментарии, рецензия, обозрение)

3. Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе, сатирические жанры – памфлет, фельетон).

Структура текста.

Любое журналистское произведение должно начинаться с заголовка. Цель заголовка – воздействие. В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер газеты. Заголовок – главный тезис любого материала. У заголовка к информационному сообщению, в большинстве случаев представляющего собой полное предложение, доминирующей, иногда единственной является информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В заголовке выражается авторская позиция. Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения. Заголовок берёт на себя важнейшие функции текста, характеризуется разнообразием структур. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор.

Цитаты – самые популярные заголовки интервью. Заголовок в форме вопроса более характерен для аналитических жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Это может быть перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в известном афоризме, рифмованный заголовок.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей эту часть текста обычно выделяют шрифтом. Функциональное назначение лида – привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только упоминается основная канва события, в других – даётся интригующая подробность, в третьих – используется яркая деталь, в четвёртых – задаётся риторический вопрос и т. д. Содержание лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, которые ставит перед собой журналист.

Многие журналисты, исходя из традиционной журналистской теории, в частности и Максим Николаевич Ким, говорят, что лид характерен для информационных материалов. Но в жизни мы практически в любом журналистском произведении встречаем вводную часть материала, которая привлекает внимание читателей и плавно подводит к основным рассуждениям автора, т. е. к основной части. В ней журналист развивает, разворачивает обозначенное в лиде событие, свои мысли на проблему, предмет, либо даёт более подробное описание кого-либо или чего-либо.

Особенности композиции. Определившись со структурой, журналист далее должен выбрать какую из имеющихся композиционных форм, лучше применить. Что вынести в лид, как выстроить основную часть и т. д. Вот, что об этом говорит Горохов: «Элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимает сюжет и композиция», а также фабула и архи тектоника.

Слово «композиция» происходит от лат. сompositio – составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться события, разделённые во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т. д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Любая композиционная форма – это отражение динамики развития

И становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определённым образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. «Композиция, - пишет Е.П. Прохоров, - оказывается, прежде всего, расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения».

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Журналисты охотно используют данный принцип в своей работе. Например, журналист А. Васинский говорит, что ему в построении композиции помогает сценарный опыт: «Всё время переставляю абзацы, меняю начало, конец, стараюсь добиться динамики, ритма».

Можно использовать такой приём как разделение большого текста на отдельные главки, что способствует концентрации внимания читателя. Также этот подход позволяет:

- разбить всё произведение на тематические блоки;

- в каждом разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос;

- выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации;

- с помощью логических мостиков придать тексту целостность.

Материал, построенный по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как приём «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. Выдвижение «ударного эпизода» всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывая интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

 

Язык произведения
При помощи языка и стиля журналист не только наиболее точно описывает события, характеры и внешний облик героев, но и проявляет собственную индивидуальность, делает авторские материалы узнаваемыми, присущими только ему одному.

3.2. Практическое задание

I. Волгоградцам повысили уровень финансовой грамотности.

2 декабря 2016 года в Волгограде прошел семинар по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования «Защита прав потребителей финансовых услуг»
Данный семинар был организован в рамках проекта Минфина России, в конференц зале отеля «Park Inn By Radisson».
Участники узнали больше о банкротстве физических лиц, научились планировать личное финансирование и ознакомились с основными новостными трендами. Для придания мероприятию домашней обстановки участникам был предложен шведский стол.

Рекомендации:

Информация оформлена в виде сухих фактов, но их недостаточно – нет имен приглашенных журналистов и риторов, организаторов. Не хватает живости и вовлеченности в ситуацию – можно было бы добавить больше особенностей мероприятия, проведенного именно в городе Волгограде, мнения экспертов о событии, комментарии присутствующих и т.д. Ссылки можно было бы найти на официальном сайте Минфина: https://minfin.ru/ru/om/fingram/news/

II. Всероссийский образовательный проект «МедиаСмыслы» расширяет свои горизонты
Мастер-класс для молодых журналистов состоялся 1 ноября в рамках всероссийского образовательного проекта «Медиасмыслы». Данную конференцию представляли и вели, такие действующие журналисты, как Донцова А.А. и Решетникова М.С.
На проекте была продемонстрирована презентация Донцовой «Этика журналиста. Оставить читателя в живых», где все могли почерпнуть для себя что-то новое, а некоторые и сделать немало важных «открытий» в сфере влияния информации на человека: Почему профессия журналиста сравнима с фармацевтикой, её современные тенденции.
Особо дискуссионным получился вопрос о потере ответственности журналиста перед аудиторией. Все присутствующие имели уникальную возможность задать свой вопрос, особо злободневные выделяли и активно обсуждали, к примеру, темы борьбы журналиста за внимание читателя, о согласованности информации с первоисточником, но самым важным для каждого встал вопрос – совесть, она же этика журналиста, или же, пометка «не для печати», важна как социальная значимость? Решетникова М.С. поведала о погоне за сенсацией, раскрыла вопрос «Блогер-журналист ли?», а также открытое обсуждение множества проблематик в жанре Интервью, не оставили никого равнодушным. А.А. Донцова поделилась секретами идеального интервью, рассказала, что, оно заключается, как ни странно, в не подготовке вопросов, а в нахождении точек соприкосновения с личностью и вдохновения человеком.
В завершении встречи, А.А. Донцова произнесла несколько прощальных слов: «Все мы люди, а журналист в первую очередь должен оставаться человеком. Главная ошибка нашей профессии - недооценивать силу слова. Ваша совесть - ваш главный редактор».

Рекомендации:
Было бы интересно услышать мнение и впечатления присутствующих на мастер-классе гостей, больше информации о проекте, план его распространения в других городах, информацию о других экспертах, условия принятия участия.
Ссылка: сайт комитета молодежной политики Волгоградской области https://kdm.volgograd.ru/current-activity/cooperation/news/117398/

Заключение

В курсовой работе были подняты все основополагающие способы сбора информации, методы ее редактирования и основополагающие успешной работы журналиста.
Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков.
Подбирая тот или иной источник информации, журналист должен учитывать:

- общие и конкретные цели (о чём, для чего);

- доступность источников информации;

- сроки сбора информации;

- степень надёжности информации;

Умелое сочетание нескольких типов источников журналистской информации приведет журналиста к созданию качественного, актуального, общественно значимого материала. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь оперировать всеми источниками информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материал.

Данное исследование дает право сделать вывод, что за выбор источник информации, вне зависимости от его характера, полную ответственность несет журналист, и он всегда должен об этом помнить.

Список используемой литературы
1. Ким М.Н. журналистика: методология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 496 с.
2. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.

3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // Ред. -сост. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: