Изложение, его виды. Методика проведения урока обучающего изложения.




Виды диктантов. Методика проведения диктантов разных видов

Для подготовки к собеседованию по теме семинара см вопросы и задания в пособии «Самостоятельная работа студентов. Тема 21.»

Вопросы и задания

1. Дайте толкование методического понятия «диктант»; укажите особенности диктанта как вида упражнения по орфографии и пунктуации. Каковы цели проведения диктанта?

2. Какие типы и виды диктантов используются при обучении орфографии? Назовите основания, по которым классифицируются виды диктантов. Расскажите о существующих классификациях диктантов.

3. Назовите требования, предъявляемые к контрольному (проверочному) диктанту. Опишите методику его проведения.

4. Сопоставьте предупредительный, комментированный и объяснительный диктанты. Что дает основания для такого сопоставления? Укажите отличия в их проведении.

5. Охарактеризуйте возможности выборочного диктанта, какова методика его проведения? Какое значение в системе диктантов имеет выборочный диктант? Подберите текст для выборочного диктанта и объясните, как он проводится.

6. Какой диктант называется творческим? Укажите его основные виды. Назовите и охарактеризуйте его основные виды.

7. Сопоставьте творческий диктант и диктант с продолжением. Выясните их обучающие возможности. Укажите отличия в их проведении.

8. Свободный диктант сопоставьте с обычным диктантом. Укажите общее между ними и отличие этих видов работ. Назовите требования к подбору текстов для свободного диктанта. Опишите методику его проведения.

9. Какой диктант называется «немым»? Укажите обучающие возможности этого вида работы.

10. Какие методические требования следует учитывать при проведении письма по памяти?

11. Раскройте понятие «система диктантов».

12. Подумайте, в какой последовательности вы расположили бы такие виды диктантов, как объяснительный, предупредительный, комментированный, творческий, если бы исходили из того, что при формировании орфографического навыка необходимо постепенное усложнение условий письма.

Индивидуальные задания

Подготовьте обзор существующих сборников диктантов для 5– 9 классов (желательно устроить выставку книг).

Литература

1.Баранов М. Т. О видах диктантов по русскому языку // РЯШ.– 1975.- № 2.

2. Бухарин В. Н. О текстах для диктанта // РЯШ.– 1989.– № 5.

3. Елясова, О. Н. Графические диктанты [Текст] / О. Н. Елясова // Рус. яз. — 2006. — 16—31 июля (№ 14). — С. 31

4. Косолапкова А. А. Словарный диктант с комплексным заданием// РЯШ.– 1985.– № 2; она же.– Индивид. работа по орфографии на основе словарных диктантов.// РЯШ.– 1990.– № 1.

5. Ладыженская Т. А. Диктант с продолжением // РЯШ.– 1978.– № 5.

6. Ладыженская Т. А. Немой диктант // РЯШ.– 1968.– № 2.

7. Ладыженская Т.А. и др. Свободные диктанты: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1967.

8. ЛадыженскаяТ. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс.– М.: Просвещение, 1992.– С.116 – 122, 267 – 275.*

9. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2000. — С. 210—211.

10. Морозова И. Д. Выборочный диктант // РЯШ.–1971.– № 1.

11. Надель, Ф. А. Возможности самодиктанта [Текст] / Ф. А. Надель // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 22.

12. Панов, Б. А. От упражнений к интерактивным диктантам [Текст] // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 24.

13. Пленкин Н. А. К методике проверочного диктанта // РЯШ.– 1972.– № 3.

14. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 255—274.

15. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. — М., 1982..

16. Устинов А. Ю. Свободный диктант с использованием картины // РЯШ.– 1995.– № 6.

 

Практическое занятие 17

Изложение, его виды. Методика проведения урока обучающего изложения.

Цели занятия:

Оборудование:

Для подготовки к собеседованию по теме семинара см вопросы и задания в пособии «Самостоятельная работа студентов. Тема 29.»

 

Вопросы и задания:

1. Расскажите о видах и формах речи.

2. Назовите основные типы речи, укажите их композиционные схемы.

3. Охарактеризуйте изложение как вид работы по развитию речи. Каково место и значение изложения в общей системе обучения русскому языку?

4. Расскажите об изложении как виде учебной деятельности — что оно представляет собой с точки зрения психологии речи и как влияет на развитие речемыслительной деятельности учеников?

5. Назовите критерии, которые кладутся в основу классификации изложений. Какие виды изложений выделяются в методике обучения русскому языку?

6. Расскажите о подготовке к написанию обучающего изложения: охарактеризуйте основные этапы урока и формы работы. Проанализируйте с этой целью 3 –4 конспекта уроков в следующих работах:

– Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика: 5 кл.– М.:Просвещение, 1992.– С. 190 – 199.

– Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебн. Пос. «Русская речь»:: кл..– М.,2000.– С. 17 – 21, 33 – 39, 56 –59, др.

– Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка.– М.: Просвещение, 1986.– С. 171 – 182.

– Пленкин Н. А. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского «Шкатулка проснулась» // РЯШ.– 1980.– № 4.

– Методические рекомендации для 5 – 7 кл.

См также Приложение в «Самостоятельная работа студентов. Тема 29»

7. В приложении пособия Е. И. Никитиной «Русская речь. 5—7 кл.» найдите специальные памятки «Как готовиться к изложению…», внимательно ознакомьтесь с ними.

8. Расскажите о том, какую работу предполагает лингвистический анализ исходного текста перед написанием изложения? Прочитайте об этом в указанных пособиях — Н. А. Пленкина, в «Сборнике текстов для изложений с лингвистическим анализом» и других источниках. Ознакомьтесь с образцами анализа текстов, данными в указанных пособиях.

9. Изучите нормы оценки изложения, способы исправления ошибок и приемы работы над ошибками; обязателен конспект из кн.: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 – 7 кл.– М.: Просвещение, 1991.– С. 22 – 40, 171 – 188.

Расскажите, по каким критериям и как оцениваются ученические изложения

10. Изучите и законспектируйте книгу И.Н. Морозовой или Н.А. Пленкина.

Индивидуальные задания:

Расскажите о видах изложения и методике проведения урока подготовки к изложению по следующим работам:

– Бондаренко С. М. Изложения с продолжением // РЯШ.– 2001.– № 5.

– Вершинина Г. Б. Из опыта проведения изложения с привлечением музыкального произведения // РЯШ.– 1985.– № 3.

– Морозова И. Д. Выборочное изложение в 6 кл. //РЯШ.– 1977.– № 4.

– Новожилова Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка // РЯШ.– 1994.– № 5.

– Подготовьте обзор сборников для изложений (5 – 9 кл.), расскажите об основных пособиях.

Литература

1.Капинос, В. И. Оценка сочинений и изложений [Текст] // Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 171—188.

2. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 283—286.

3. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 225—227, 229—235.

4. Новожилова Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка // РЯШ.– 1994.– № 5.

5. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения [Текст] / И. Д. Морозова. — М., 1984.

6. Обертышева, Г. Ю. Работа с текстом при подготовке к изложению [Текст] /
Г. Ю. Обертышева // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 54—61.

7. Пленкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста [Текст] / Н. А. Пленкин. — М., 1988.

8. Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений [Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1986. — С. 78—133.

9. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. — М., 1991. — С. 3—14.

10. Хаустова, Д. А. Еще раз об изложении [Текст] / Д. А. Хаустова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 3.

Практическое занятие 18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: