Олигополия и ее виды. Поведение фирмы в условиях олигополии.




Олигополия - форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию.

Пример: в РБ 4 сахарных завода, 3 завода производящих химическое волокно.

Виды олигополий:

• Однородная (недеференцированая) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция — продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт — 3 сорта, сахар — около 8 сортов, алюминий — около 9 марок).

• Неоднородная (деференцированая) - несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция — продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок.

Пример — автомобили, сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).

• Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО «Кирамин», производящее более 75% этой продукции.

• Дуополия — когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.

Пример: в РБ два завода производящих телевизоры — Витязь и Горизонт, они действуют, во всем подражая друг другу.

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительными признаками олигополии являются следующие: 1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти); 2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть: 3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным; 4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами; 5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (втом числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополистдолжен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

Модель сговора. Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению и ведут между собой острую борьбу преимущественно в области цен. В отличие от них 2—4 фирмы-олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве.

Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объеме производства, называется картелем.

Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Фирма-отступник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отношения с бывшими партнерами.Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Некооперативные олигополии – в которых участники рынка действуют самостоятельно, не зависят друг от друга и не вступают в сговор.

Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — э т о цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

К моделям количественной олигополии основанным на некооперативной стратегии принято относить модели Курно. Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии —модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

Модель Курно. Простая модель олигополии (на примере ее частного случая — дуополии), где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса. Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода. Равновесие Курно— некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают ей наибольшие прибыли при данных действиях своих конкурентов. График, отражающий объемы производства фирмы в зависимости от предполагаемых объемов производства ее конкурентов, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении кривых реакции обеих фирм. В конечном счете прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом. Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции.

В настоящее время все большее значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр.Теория игр — наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы — с нулевой и ненулевой суммами Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими:

выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой

суммой — модель Курно, а с ненулевой суммой — "дилемма заключенного". Диле́мма заключённого— фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Предполагается, что игрок («заключённый») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других.В дилемме заключённого предательство строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Проще говоря, неважно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство. Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: