Г) частные – разрабатываемые собственно – юридической наукой.
-(ПО УРОВНЯМ) Нет отличия почти с предыдущей
А) Высшего уровня познания – методы отражают общие принципы познания в целом. Задают научным исследованиям опред направленность, обеспеч их концептуальную определенность или целостность (это парадигма).
Б) Среднего – имеют междисциплинарный характер, используются всеми наукам и для изучения однотипных объектов. (общенаучные)
В) Низшего – частно-научные методы, ведущие к получению конкретных знаний.
- ПО уровням:
Эмперический – изучается внешняя сторона явлений, используются такие методы как наблюдение, измерение, описание, сравнение. Осуществляется с помощью органов чувств человека.
Теоретический уровень познания – стремятся выяснить сущность явлений, используются научные абстракции!
Методы методологии юр.исследований имеют свою историю.
Методология-часть теории познания.
Приритет предмета (раньше), утверждая что метод должен соответствовать предмету!!! Специфика предмета определет специф познания.
Преобладающая иная точка зрения: ПРИМАТ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ, О взаимосвязи предмета и метода. (их взаимозависимость).
Представление об объекте определеется тем методом, с помощью кот объект описывается и объясняется.
Мы не можем наблюдать сложный объект непосредственно, отсюда способ его представления определе наше видение, модель объекта.
Методы познания, использ в той или иной области знания (правоведения)
Методы субъективны, ибо избираются субъектом, исходя из личных представлений. В частности, методы Теории. ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ СУЩ-Н РАЗЛИЧАЮТСЯ: ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧ АНАЛИЗА, МЕТОДА.
Объективность: Определенный уровень знаний (мировоззрения).
Современные методы познания меняются, пробиваются исторические, обусловленные мировоззрением конкрет цивилизацией.
к/я эпоха отличается др от др. В нашем случае важно мировоззрения. Составная часть духовной культуры – это тип мышления. Мышление включает в себя тип научного знания.
Диалектика – вначале понималась в греции как искусство разговора и диалога. Искусство Отождествлялось с методом мышления. (1. отрицание, выведение че/з вопросы логических противоречий; 2. выведение обобщения путем вопросов и ответов; 3. определение понятий с помощью техники развлечения – анализ и синтез с делением рода на виды, подвиды..)
Средние века:
Понять предмет означало понять его применительно к всеобщему. Некие абсолютные знания о мире, заключенное в откровениях всевышнего, закреп в канонических книгах.
Задача науки: выведение из абсолютных знаний, определенного рода следствий. Возникает конкретный метод разрабатываемый и применяемый в юриспруденции – СХоЛАСТИКА. (в начале 12 века)
Предполагал абсолютный авторитет определенных книг, содерж. Единое и полное учение, однако,
Парадоксальным образом Схоластический мир предполагал что в текстах могут быть пробелы, противоречия. Его задача – РАЗРЕШИТЬ И ЗАКРЫТЬ Пробелы! (в 19 веке стали именовать диалектическим=Стремящимся примирить противоположности) Принял форму анализа и синтеза.
Схоластический метод применялся в политике. От пассивного приобщения к действит-ти к активному преобразованию природы. Между природой и личностью возникает мир культуры. Отсюда наука нового времени ориентирована уже на практику, практическим преобразованием природы, общества.
Идеал научности – физика, опирающаяся на математику. Основное внимание – причинно-следственные закономерности.
В юриспруденции на первое место выходит – позитивизм. Наука должна опираться на факты, всякие абстрактные суждения, допустимы в том случае, если их можно свести к эмпирическим фактам.
Позитивный метод в юриспр-ии ограничивается внених сторон исследуемых сторон исследумого объекта.
Современное право существует в форме.
(Эмпирический – познание органами чувств, наблюдение.)
Главная роль – формально - догматический метод. (господствующий на данный момент)
К концу 19 века к нему стали добавляться социологические методы внешнего изучения правовой действительности. Добавление связано с тем, что право не м.б. сведено лишь к тексту, закону. А социологи обратили внимание на правовые явления для подтверждения концепций. Идет взаимообогащение.
Позитивисткий подходне может Претендовать на объективность познания.
Субъективность имеется в любых исследований претендующих на объективность!!!!! – негативные стороны позитивизма. => Потерял главную роль!!!!
Системный подход