Студенту при анализе документов практикума




Практикум по новой истории стран Европы и Америки.

Обоснование издания

 

Подготавливая к печати данное издание, составители исходили из того, что в настоящее время учебный процесс на историческом факультете фактически не обеспечен практикумами по новой истории, позволяющими качественно готовиться к семинарским занятиям. Сейчас они проходят на основе немногих сохранившихся практикумов по новой истории для студентов-заочников, изданных еще в 1973 г. Хрестоматия по новой истории в 2-х томах была издана еще ранее в 1963-1965 гг. и сохранилась буквально в нескольких экземплярах. В библиографическую редкость превратались изданные в это же время практикумы по новой истории Н.А. Кислицы, к тому же материалы методических указаний, характеризующие революции 17-18 вв. в значительной мере устарели. Конечно, существуют весьма ценные подборки документов по отдельным темам, как, например «Сборник документов по истории Английской буржуазной революции» В.М. Лавровского (М, 1973) или тем более «Документы истории Великой Французской революции в 2-х томах» М., МГУ, 1990-92 гг., без которых вряд ли могут обойтись составители любого практикума по новой истории, но заменить практикумы общего плана они не могут, по характеру и структуре больше напоминают хрестоматии, да и представлены крайне скудно (например, в библиотеке КГПУ есть только первый том «Документов Французской революции»). Ненамного лучше представлен сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870), сост. Е.Е. Юровская, М. 1990. Кроме того, как полагают составители практикума, он должен являться по существу учебным пособием (и в этом плане не тождественен по своим целям хрестоматии), тесно связанным как с общим курсом новой истории, так и с задачами организации самостоятельной работы студентов. Поэтому авторы-составители практикума уделили большое внимание введениям и комментариям к темам семинарских занятий и включили в практикум памятку-инструкцию для работы с документами.

Подбор документов осуществлен таким образом, чтобы была возможность акцентировать внимание на любом из вопросов семинарских занятий в зависимости от тех задач, которые должны решаться в ходе занятий.

 

Предисловие к практикуму по новой истории

 

Семинарские занятия составляют важную часть курса новой истории. Задачей семинаров является приобретение навыков анализа исторических источников (с этой целью в практикум включена памятка студенту при анализе документов) и работы с научной литературой.

К каждой теме семинарских занятий даны введения и комментарии к документам. Вместе с тем, семинарские занятия могут быть успешными только при условии серьезной самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям. При изучении каждой темы необходимо использовать учебники и учебные пособия по новой истории, словарь понятий и терминов курса новой истории и специальную научную литературу. В помощь студентам авторы-составители практикума подготовили «Методические указания к семинарским занятиям и коллоквиумам по курсу новой истории» (ч. I).

Документы практикума публикуются, как правило, по фундаментальным изданиям 60-90-х гг. XX в., таким, например, как «Сборник документов по истории Английской буржуазной революции» В.М. Лавровского, М. 1973. Хрестоматия по новой истории (в 2-х томах), М. 1963-1965. Документы истории Великой Французской революции в двух томах, М. 1990-1992, но в ряде случаев используются документы из более ранних, в том числе дореволюционных публикаций, не потерявших своей научной значимости и ставших библиографической редкостью.

Введения, комментарии к документам и их подбор осуществлены С.И. Кангуном и М.В. Эберхардт.

Памятка

студенту при анализе документов практикума

 

Важнейшей составной частью работы на семинарских занятиях по новой истории стран Европы и Америки является анализ документов.

Приступая к анализу документов в процессе подготовки к занятию, прежде всего необходимо определить время, место и обстоятельства создания соответствующего документа, охарактеризовать автора (авторов) документов и присущие им взгляды.

Во-вторых, следует определить разновидность документа (петиция, программа, памфлет, конституция и т.д.), его структуру и характер.

В-третьих, анализ документа предполагает выявление проблематики документа (в соответствии со структурой), основных фактов (как открытых, так и скрытых — под скрытыми фактами подразумеваются те, которые прямо не указаны в источнике, но логически могут быть из него выведены) и идей. При наличии различных редакций документа необходимо объяснить причины появления нескольких редакций, общие черты и различия между ними. Если документ отражает дискуссии по каким-то проблемам, то чрезвычайно важно выявить аргументацию участников дискуссии (см., например, «Прения на Путнейской конференции в ходе Английской буржуазной революции»).

Итогом анализа документа должны быть выводы о его роли и значении в целом и в тех событиях, которые в нем отражены, в частности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: