ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ И ПЕЩЕРЫ ТЕПЕ-КЕРМЕНА




ВВЕДЕНИЕ

 

Юго-Западный, горный Крым и в античной, и в средневековой литературе описывался как особый в культурном и историческом отношении регион: для древних греков это был край тавров, чьё отличие от остальной Скифии они всячески подчёркивали, а в средневековье, в эпоху нашествий кочевников, крымское нагорье стало основным районом обитания оседлого земледельческого населения. Это и послужило основой возникновения и расцвета “пещерных городов”, крепостей, монастырей, расположенных на труднодоступных возвышенностях Внутренней горной гряды--на плато столовых гор и скалистых мысах.

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыму – пожалуй, весьма значимый и примечательный объект подобного рода на территории полуострова в целом и в окрестностях древней ханской столицы в частности. Среди других таких комплексом, расположенных в Бахчисарайском районе, он может быть и не наиболее посещаемый, но занимает почетное место благодаря живописному виду скалы, где высечены его помещения, потрясающе красивой местности Качинской долины.

Археологи, проводившие изыскания в границах древнего городища, склонны считать его главным пунктом этих мест, сравнивая со своеобразной столицей проживавших здесь аланов и других народов, подчинявшихся и признававших власть местных правителей. К сожалению, история достопримечательности известна недостаточно хорошо, но раскопки на ее территории и расчистка многочисленных сооружений продолжается. Можно говорить о том, что в ближайшее время будут открыты все загадки этого удивительного места.


ТЕПЕ-КЕРМЕН: ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД, САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТАВРОСКИФИИ

 

Название Тепе-кермен буквально состоит из двух простых тюркских слов: тепе - холм и кермен - крепость. За этими словами ничего не стоит, настоящее название этого укрепления не известно. Вокруг не только множество плоских вершин - тепе, но и множество пещерных крепостей и монастырей. О многих из них можно говорить как о феодальных центрах, центрах ремесел (виноделия, например) и торговли. Но о смысле Тепе-кермен судить сложно.

Это соединение христианской традиции монахов-воинов со скифским культом предков, чьи останки — самое святое, что требует защиты от врагов.
Скифия Великая 8-5 веков до н э имела тайную область Герры у днепровских порогов [3].

B первые века новой эры сарматы и римляне загнали остатки скифов к таврам. Тавроскифия как раз в своем неприступном от природы центре хранила родовые костницы.

Для обрядов и для омывания костей через год после смерти, между похоронами в гробнице у родового храма и упокоением в склепе с предками, на Тепе-кермен в криптах южного обрыва производили вино. Но важно понимать, что виноград привозили снизу из долин, вероятно, на вьючных осликах. Вода для технологических процессов виноделия доставлялась от ближайшей поляны внизу, это тоже было нелегко. Такое вино не предназначалось для продажи, уж очень сложно его было сделать.
Татьяна Фадеева, известный исследователь сакрального Крыма, в книге о Коктебеле разбирает топонимы окрестностей и среди прочего пишет, что вершина Тепе-оба (Могила на холме) это упрощенное искаженное название. Правильнее Тете-оба (Могила предков). Тюркское слово тете обозначает все, что связано с культом предков: поп, батюшка, монах, жрец, деды-прадеды и бабушки-прабабушки [4].

На Тепе-кермен жили монахи-воины. Они не разводили садов, не занимались ремеслами, не сторожили каких-либо важных торговых путей ради взимания пошлины. Множество храмов, разных по своему устройству и символики, говорят о том, что они служили сакральным целям для нескольких разных по своей культуре и происхождению родов окрестных долин. В целом, это некая интеграция древних традиций тавров (родовые склепы в дольменах, каменных ящиках), скифов с их священной обязаностью оберегать курганы и ролью этих курганов как гарантии права на пастбища и земли. Христианское вероучение дополнило эти представления новыми обрядами и символами.


ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ И ПЕЩЕРЫТЕПЕ-КЕРМЕНА

 

Городище Тепе-кермен расположено на вершине горы-останца высотой 534 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью. Склоны ее поросли лесом с запада и северо-запада, остальная часть безлесна. С северо-востока наверх ведет единственная тропа. Здесь находится пещерная церковь VIII–IX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Ее размеры – 4,5 х 10,5 м, причем внутреннее пространство вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. Молящиеся размещались полукругом перед выступающим внутрь храма алтарем, окруженным шестью грубо высеченными из цельного камня колоннами, из которых полностью уцелели три; на наружных стенках нижней части алтаря высечены большие кресты; выступ в глубине алтаря, под окном, служил жертвенником. У юго-восточной стены храма – две высеченные в полу гробницы, над ними – остатки греческой надписи, в углу – баптистерий в виде каменного ящика с крестообразной выемкой [1].

В пещере ниже церкви исследователи начала века находили много человеческих костей: очевидно, это был могильник, куда складывали по древнему обычаю кости, вынутые из гробниц. Своеобразное решение внутреннего пространства пещерного храма роднит его с аналогичными сооружениями областей Малой Азии (Анатолии, Сирии). Поскольку носителями этих традиций были иконопочитатели, бежавшие на окраины империи, особенности тепекерменской церкви могут служить косвенным доказательством их пребывания здесь.

Очевидно, в период создания храма Тепе-кермен был уже заселен, а городище укреплено. И хотя следов крепостных стен пока не обнаружено, такой вывод может быть сделан из наличия на Тепе-кермене пещерных казематов, аналогичных мангупским и эскикерменским, что свидетельствует о существовании каких-то общих принципов в организации обороны.

Раскопками вскрыты некоторые следы существования наземных построек на плато: большой дом из четырех помещений, в каждом из которых – вырубки для установки пифосов; меньших размеров помещение с лестницей из штучных блоков, время сооружения которого определено XII в., а верхняя кладка из тесаного камня – XIV в. Неподалеку была найдена пластина с изображениями святых. У южного края плато заметен фундамент небольшой часовенки с полукругом апсиды из массивных, грубо отесанных каменных блоков. Само название Тепе-кермен – замок или крепость на горе – говорит о том, что на плато находилось укрепление, однако раскопки пока не дали полной картины жизни городища. Зато пещеры Тепе-кермена, наиболее сохранившие следы былой жизни на горе, являют собой едва ли не все многообразие типов, встречающихся в пещерных городах. Наиболее полное обследование пещер Тепе-кермена было предпринято в 1912 г.

Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы, а результаты его были обобщены Н. А. Боровко в работе, которая "по полноте иллюстративного материала (фотографии, планы, чертежи), охватывающего едва ли не все пещеры этого города, нужно отдать ей справедливость, представляет исключительное явление в литературе о пещерных городах" [2].

Установлено реальное количество имеющихся на сегодня пещер – 250, дана их классификация по форме. Самые крупные пещеры со входом во всю ширину, составляющие примерно половину всех пещер, Боровко причислил к самым ранним: внутри имеется обычно нечто вроде «завалинки», с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого иногда приподнят и снабжен дырами словно для привязи скота. Часто встречаются в таких пещерах «каменные кольца» – так приходится называть, – пишет Боровко, – высеченные в стенах, потолке уступы с дырами, очень напоминающими отрезки кольца, вставленные своими концами в каменную массу".

Пещеры с входом в виде люка, находящиеся на вершине плато, производят впечатление погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды. Пещеры с «дверью», которых насчитывается 57, – это маленькие помещения без окон. Отмечает он также и несколько самых маленьких – ниже человеческого роста – и самых «непонятных» пещер со входом-"дверью", расположенных с противоположной стороны горы.


СИМВОЛИКА ПИРАМИДЫ

 

Приближаясь к Тепе-Кермену со стороны Качинской долины, можно в полной мере оценить безупречное изящество и вневременное величие этого памятника, воздвигнутого природой. Очертания Тепе-Кермена относятся к тем формам, которые неизбежно воспринимаются человеческим сознанием в качестве архетипов независимо от особенностей той или иной культурной традиции.

Символика пирамиды достаточно сложна и многозначна, но ее главной и неизменной составляющей является связь с духом, божеством, установление контакта с иными мирами. Согласно учению некоторых мистиков, пирамида представляет собой устройство, позволяющее транслировать энергетические потоки в разные измерения - именно поэтому древние охотно использовали форму пирамиды в архитектуре культовых и погребальных сооружений, а также в жреческой и магической практике. В Новое время пирамида стала одним из самых известных символов масонства, что также свидетельствует о глубоко сокровенном, эзотерическом характере этого архетипа [5].

С точки зрения философии искусства, пирамида - это четкость формы, преодолевающая косность материи; это - точность определения, которой чужда невнятность средств выражения мысли; это - дерзость вызова, брошенного силой человеческого духа и разума всепоглощающему времени; это - жест, устремленный ввысь, к небу в прямом (покорение космоса) и к Небу в переносном, мистическом смысле.

Вершина пирамиды символизирует пламя, высшую ступень инициации, посвящения в таинства, поэтому небольшое плато Тепе-Кермена уже с глубокой древности могло привлекать внимание жрецов, магов, адептов языческих культов. Сегодня в силу археологической малоизученности Тепе-Кермена невозможно определенно говорить о существовании здесь дохристианских святилищ, однако вполне допустимо с большой долей вероятности предполагать наличие таковых.

Раннесредневековое укрепленное поселение - очевидно, небольшая византийская крепость, возведенная в конце VI века одновременно с целым рядом других фортификационных сооружений в юго-западной Таврике и около XI столетия превратившаяся в феодальный замок владетеля Качинской долины - в глазах местного населения, возможно, обладало известным сакральным статусом, ведь не случайно именно здесь был высечен своеобразный пещерный храм, одно из самых ранних сооружений подобного типа в Крыму, не имеющее себе равных на полуострове по продуманности архитектурного решения и тщательности обработки камня. Вместе с тем, нет никаких оснований для того, чтобы интерпретировать Тепе-Кермен как монастырь (как мы помним, неподалеку располагался крупный пещерный монастырь Качи-Кальон) - хозяин замка несомненно был человеком светским и принадлежал к младшему феодальному сословию Готии, представителей которого византийские письменные источники именуют обычно на греческий манер архонтами.

Сюзереном архонта Тепе-Кермена являлся господин Готии - кир или топарх, резиденция которого располагалась, скорее всего, в крепости Дорос на горе Мангуп, а в XIII - XIV столетиях, вплоть до гибели поселения - владыка Кырк-Орского княжества [5].

Феодальный замок на вершине горы-останца Тепе-Кермен, этой огромной естественной пирамиды, обладал весьма ограниченными стратегически-оборонительными возможностями, не имел резервной площади, водных источников и других природных условий для дальнейшего развития и постепенной трансформации посада в поселение городского типа, однако на протяжении как минимум семи сотен лет небольшое труднодоступное плато, которое он занимал, активно обживалось людьми. Очевидно, средневековые обитатели края наделяли это место особым, пока непонятным для нас, сакрально-магическим и религиозным значением. Недаром на Тепе-Кермене некоторые исследователи локализуют загадочную крепость под названием Фуллы, известную из ряда византийских источников.

Символика пирамиды несомненно могла сыграть решающую роль в определении жителями Крымской Готии мистического центра Качинской долины - ведь и сегодня над обрывами Тепе-Кермена вперемешку с любителями древностей и ценителями горных пейзажей нередко бродят современные маги, экстрасенсы и другие "охотники за силой".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня пещерный город Тепе-Кермен в Крыму, как и другие интересные места на территории полуострова, является достопримечательностью и туристическим объектом, привлекающим массу посетителей. Нынешний древний полис – это около 250 гротов и пещер, высеченных в 3 яруса, занимающих общую площадь немногим более 1,2 га. Он второй по величине среди себе подобных в регионе – после Эски-Кермен, количество пещер которого достигает почти 300 единиц.

До сегодня сохранились две дороги, ведущие к городищу, использовавшиеся жителями с глубокой древности. Северная, бывшая некогда главной и довольно оживленной, сохранила даже следы от колес повозок, глубоко в нее врезавшиеся, остатки ворот и крепостных сооружений. Руины эти вызывают смешанные чувства – с одной стороны, это едва ли не единственные наземные строения Тепе-Кермен, что плохо вписываются в общий пейзаж, с другой – они поражают монументальностью даже в столь плачевном состоянии.

Большинство сооружений пещерного города имеет жилое, хозяйственное и религиозное назначение, стены их часто испещрены трудно различимыми надписями на греческом языке и иврите, но отдельные фрагменты все же можно прочесть. Интересно, что на его территории пока не найдено ни одного колодца, но зато здесь встречаются десятки желобов и бассейнов, высеченных на ровной плоскости, предназначенных, по всей видимости, для сбора дождевой воды. На склонах горы, немного ниже основных сооружений, неплохо сохранился некрополь с многочисленными склепами и надгробными плитами, оказавшийся, к большому сожалению, совершенно разграбленным.

Самые интересные объекты Тепе-Кермен представлены остатками трех церквей, сейчас от них остались лишь фундаменты и небольшие участки стен, а интересны они как единственные наземные здания городища. Они имеют небольшую площадь и условные названия, относящиеся к началу ХХ века, но это самые яркие памятки пещерного комплекса. Две из них – «церковь с баптистерием» и «церковь с ризницей» — сохранились несколько лучше, третья, разрушенная до основания, не имеет даже условного наименования.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: