Использование тренажерных устройств в физической реабилитации детей с ДЦП




 

Обычно методы и средства реабилитации детей-инвалидов основываются на специфике заболевания и исходного состояния организма ребенка с нарушением функций ОДА. Рекомендуемые в специальной литературе комплексы физических упражнений физкультурно-оздоровительной направленности выполняются детьми только в положении лежа или сидя и подбираются, главным образом, без учета резервных возможностей занимающихся, что значительно увеличивает сроки восстановления. В положении стоя - только теми, которые в той или иной мере совершают шаговые движения. Дети, не удерживающие по разным причинам вертикальную позу без посторонней помощи, не имеют возможности выполнять рекомендуемые упражнения. Таким образом, повышение эффективности процесса физического развития связано, с одной стороны, с созданием условий для расширения двигательной активности, с другой - пребыванием ребенка в вертикальном положении, что возможно при условии разработки усовершенствованных методов и внедрения технических средств. Известно, что тренажерные устройства, особенно имитирующие циклические движения, позволяют в условиях спортивного зала выполнять физические нагрузки, близкие по характеру деятельности основному упражнению. При этом можно регламентировать направленность воздействия, т.е. изменять скорость или мощность прилагаемого усилия, учитывать реакцию организма на выполняемую нагрузку, осуществлять коррекцию техники движения и т.д. Систематическое применение технических устройств в реабилитационной практике началось в середине XIX века, когда Густав Цандер, профессор анатомии Упсальского университета (Швеция), создал новую систему гимнастики и назвал ее машинной. Г. Цандер открыл в 1857 г. первый институт, в котором имелось 27 аппаратов для машинной гимнастики. Известны механические конструкции, созданные для терапевтических целей и других изобретателей: М. Герца, Г. Крукенберга (Германия), Л. Бирковского (Польша), А. Габричевского (Россия). Эти машины и положили начало развитию восстановительных тренажеров, а форму занятий с их применением сейчас называют тренажерной гимнастикой.

Тренажерные устройства условно разделяются на три группы:

а – для активных упражнений,

б - для пассивных движений,

в - для механических операций.

Специальное оборудование и инвентарь играют важную роль в организации физической реабилитации детей с ДЦП. Особенно существенными являются приспособления при обучении стоянию и ходьбе, а также для улучшения ручных действий.

Для эффективности физической реабилитации применяют различное оборудование:

1. Оборудование и инвентарь, используемый в групповых и индивидуальных занятиях для выполнения различных упражнений;

2. Приспособления и тренажеры для улучшения ручных действий и приспособления для ног;

3. Механотерапия для разработки длительного и локального воздействия на отдельный орган;

4. Приспособления и тренажерные устройства при обучении сидению, стоянию и ходьбе;

5. Тренажеры для выполнения корригирующей гимнастики.

 

К первой группе оборудования относятся укороченная гимнастическая стенка или “станок” из параллельных шестов, куда крепятся разные приспособления в виде блоков, подвесных велосипедов, подвесного щита для опоры ног, наклонные плоскости, а также специальный стул для поддержания и отведения нижних конечностей.

Ко второй группе приспособлений для улучшения ручных действий относятся различные игрушки, приспособления, дающие возможность фиксировать пальцы, кисть, предплечье, а так же различные приспособления для ног.

К третьей группе относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах, для ускорения процесса восстановления нарушенной двигательной функции, где требуется интенсивные локальные воздействия на развитие подвижности в суставах конечностей и увеличения силы мышц. Характер движений, выполняемых на этих аппаратах, определяется анатомическими особенностями того или иного сустава. К четвертой группе относятся приспособления при обучении сидению. Для этого рекомендуют специальный стул с фиксацией больного, с подставкой для ног, с накладным столиком. Для тренировки равновесия и равномерной опоры применяют различные специальные приспособления, например "Качалка" и др. Для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета в занятиях с детьми ДЦП применяют маятниковый тренажер Юлина. Кроме того, тренажер применяется для профилактики и лечения таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, плексит, бронхит, энурез и др. Тренажер состоит из оснований-опор и шарнирно смонтированной между ними на горизонтальной оси с насечками рамы, с фазами, по одну сторону оси - верхняя рукоятка хвата (перекладина) и нижняя рукоятка хвата, по другую - средняя рукоятка хвата. Все ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине. Ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине смонтированы поручни для хвата. На тренажере выполняется более 200 различных физических упражнений. Благодаря универсальности на тренажере можно не только выполнять упражнения различной сложности.

В последние годы в реабилитационной практике стали использовать Тренажёр Гросса, который позволяет детям с нарушениями в ОДА обеспечить условия для выполнения различного рода упражнений и перемещения в пространстве во всех направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх вниз), сохраняя вертикальное положение и при этом иметь возможность вращения вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, и, страхуя от падения. Тренажер предусматривает дозирование нагрузки на ОДА, что обеспечивает адекватное тестирование физических возможностей и качеств, и создает основу для оптимизации и индивидуализации физических нагрузок в процессе реабилитации. Тренажер включает: систему страховочного пояса и страховочный трос подвижными блоками, перемещающимися по поперечной направляющей. Перемещение ребенка, закрепленного в страховочном поясе, в тренажере осуществляется за счет любого изменения положения центра тяжести, которое через эластичные тяги, обеспечивающие сохранение направленного вверх усилия, приводит в движение подвижные блоки, свободно перемещающиеся по направляющим. Движения туловища или вращения и прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси осуществляется за счет использования вращательного механизма страховочного пояса в независимости от положения страховочного троса и эластичных тяг, что обеспечивает сохранение дозированной нагрузки и лимитирует воздействие дополнительного вращающего момента на ОДА. Эластичные тяги позволяют обеспечить оптимальную для формирования опорности ритмику движений с возможностью изменения их амплитуды при любых упражнениях, а также при прыжках или ходьбе. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на ОДА уменьшается за счет снижения давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка увеличивается вплоть до величины собственной массы тела. Такое дозирование нагрузки (т.е. снятие от 10 до 90% массы тела занимающегося) создает благоприятные условия для развития ОДА, что особенно важно при деформации суставов и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неограниченное время. С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты. Он позволяет детям, имеющим разные степени двигательных ограничений, свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, при этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сохраняется вертикальное положение, движения рук и ног не скованы, ребенок застрахован от падения. Дети с патологией ОДА, находящиеся в Тренажёре Гросса могут одновременно заниматься на других тренажерах или гимнастических снарядах.

 

Среди распространенных снарядов, которые относятся к категории спортивного оборудования, является иппотренажер. Иппотренажер предназначен для того, чтобы укреплять позвоночник маленьких детей, научить держать ровную осанку. В основу иппотренажера было положено воспроизведение адаптивной верховой езды на лошади. На сегодняшний день использование иппотренажера достаточно распространено во время прохождения реабилитации при ДЦП. Так как при нарушении опорно-двигательной системы у детей нет возможности ездить верхом, то альтернатива применять иппотренажер стала весьма актуальной.

Принцип работы иппотренажера заключается в точном воспроизведении естественного движения лошади, что позволяет эффективно координировать положение осанки, укрепить мышечные ткани спины, пресса, приобрести новые активные двигательные навыки. Устройство способно оказывать оздоровительный массаж в ритмичном движении. Он гармонично раскачивается, не причиняя ребенку дискомфорт.

Также к спортивным приспособлениям относится специальный бассейн, заполненный маленькими пластиковыми шариками. Врачи рекомендуют проводить терапию при помощи данного комплекса, так как это позволит развивать моторику, массажировать конечности, спину и живот, в зависимости от положения тела в этом бассейне. Детям с церебральным параличом очень нравится проводить время таким образом.
К отдельной категории можно отнести специальные вещи, которые помогают в период терапии – ортопедическая обувь, бандажи, растяжки

Достаточно распространенным приспособлением для реабилитации детей с ДЦП является тренажер Гросса. Тренажер Гросса представляет собой особую систему ограниченной поддержки для того, чтобы больной имел возможность выполнять самые разнообразные физические упражнения. Используя тренажер Гросса при реабилитации, зафиксированный в нем ребенок всегда находится в правильном положении. Он не может упасть, а также мало устает при выполнении лечебных упражнений. Родители смогут самостоятельно корректировать движения, спастические искривления позвоночника, а также тазобедренных суставов.

Ребенок с ДЦП закрепленный в тренажере Гросса сможет постепенно осваивать ходьбу, проводить лечебные упражнения, а также ездить на велосипеде. Тренажер Гросса хорошо развивает опорно-двигательную систему, а при регулярных занятиях улучшает кровообращение.

Тренажер Гросса можно одновременно использовать при занятии с кольцами. Конструкция Гросса позволит страховать детей, фиксируя их в правильном положении.
В тренажере Гросса можно начинать постепенно учить детей с ДЦП ровно сидеть, ползать, помогает формировать правильную ходьбу, а также проводить занятия гимнастикой на других спортивных снарядах.

Еще один снаряд, который часто используется для реабилитации больных детей – шведская стенка. В современных образцах снаряда можно увидеть встроенные турники, кольца, лестницы и даже систему противовесов. Упражнения на шведской стенке нужно проводить в щадящем режиме, чтобы развитие координации тела проходило постепенно. Не стоит переусердствовать при таких занятиях.

Использование велотренажеров для детей с ДЦП позволит оказывать комплексное укрепление мышц. Велотренажер снижает спастичность мышечных тканей, приводит в тонус мускулатуру и суставы. Велотренажер позволяет вернуть больному уверенность в своих движениях, устранить некоторые ощущения скованности.

Также велотренажер снимает отечность на конечностях, помогает стимулировать стабильную работу большинства внутренних органов, улучшая кровообращение в организме. Такое устройство позволяет улучшать двигательные функции, влияет на формирование правильной ходьбы.

Прибор обычно используется в возрасте от 4-5 лет, а также, если больной способен самостоятельно приобретать сидячее положение и двигать ногами. Велотренажер представляет собой корпус со встроенными педалями. Некоторые формы велотренажера могут быть рассчитаны специально для сидячих, а другие для лежачих больных.

При работе на велотренажере ребенок должен крутить равномерно педали. Стопа фиксируется ремешками. Также современные велотренажеры позволяют при помощи специальных насадок разрабатывать руки.

Первые тренажеры

Для детей с диагностированным ДЦП первой и второй стадии можно использовать специальные тренажеры для стопы ног. Лучше всего применять особые коврики с бугристой и шипованной поверхностью. Также коврики-пазлы обычно имеют пестрый окрас, что способно заинтересовать детей, и они будут более охотно проводить занятие на нем.

Коврик используется специально для массажа стоп, стимулируя мышечные ткани и нервные окончания в этом месте, а также улучшает циркуляцию крови в конечностях. При подобных процедурах можно помочь ребенку лучше держать равновесие, вырабатывать правильную ходьбу.

Первые упражнения можно делать именно на таком коврике-тренажере. После того как ножки были промасажированы, мама может уложить ребенка на животик, а потом на спинку. Во время прохождения реабилитации для начала можно просто полежать на поверхности по несколько минут на каждой стороне. Через время на коврике можно лежать и по 5-6 минут, позволив больному самостоятельно переворачиваться.

Также можно, чтобы больной ощупывал ручками бугорки тренажера и разминал их. Такие тренажеры можно приобрести в магазине или же сделать самостоятельно. Если курс реабилитации детей будет походить в форме игры и с использованием ярких интересных вещей, то это улучшит результативность и желание малыша проводить процедуры.

Еще один тренажер, который используется при реабилитации детей с ДЦП – эспандер. Можно использовать резиновую мягкую игрушку, чтобы больной мог ее разминать в руках. Это позволит развивать хватательный рефлекс, снимать спастику в пальцах рук.
Также мамы могут сделать подобный эспандер самостоятельно. Можно сделать мягкий мешочек, набив его солью, песком или рисом. Он тоже будет выполнять соответствующие функции при реабилитации физических рефлексов.

Очень большую роль для реабилитации детей с ДЦП играют прыгунки и ходунки. Эти тренажеры имеют специальную конструкцию с ортопедическими вставками под руки и спину, а также фастексы для закрепления их на стене. Нельзя оставлять больного малыша в тренажере одного, так как любое неосторожное движение может вызвать серьезное осложнение, и свести все старания на «ноль».

Механотерап и я - выполнение физических упражнений на аппаратах, специально сконструированных для развития движений в отдельных суставах. Применяется для раннего и безболезненного восстановления подвижности суставов, для предотвращения осложнений, связанных с длительной иммобилизацией (неподвижностью).

- MOTOmed – для выполнения циклических вращательных движений как верхними, так и нижними конечностями, различных по характеру мышечного сокращения (направление вращения и степень активного усилия), темпу выполнения и продолжительности.


Для лежачих пациентов имеется передвигаемый на колесиках кроватный тренажер Motomed letto, который в комплексе с другими методами лечения применяется для профилактики вторичных осложнений (тромбоз, нарушение функции кишечного тракта, трофические нарушения). Воссоздается необходимая потребность в движении для поддержания жизненных функций пациентов.

Специально для детей 3-15 лет в центре имеется тренажер Motomed gracile, «имитирующий» естественную езду на велосипеде, с удобным дисплеем и большими клавишами управления.

У детей использование терапевтического тренажера Motomed возможна практически при любых ограничениях объема движений в суставах нижних и верхних конечностей, а также при необходимости объективного учета объема выполненной дозированной циклической нагрузки в рамках ежедневной и/или процедурной дозы.

- Динамический тренажер лестница-брусья - для упражнений в ходьбе и подъеме по лестнице. Высота ступеней изменяется от 0 до 16 см.

- КОБС - уникальная многофункциональная система для биомеханической диагностики и коррекции нарушений движений, в том числе повседневных навыков с биологической обратной связью. Программное обеспечение платформы позволяет индивидуально диагностировать особенности нарушений движений, разработать алгоритм восстановления координации движений, равновесие и навык ходьбы, восстанавливать повседневные навыки социально-необходимых движений.

Терапия с использованием системы КОБС позволяет исправить осанку, улучшить мышечный тонус, повысить ощущение собственного тела, вовлечь в работу и поддержать слабые мышцы, улучшит общую моторику, поддержать равновесие, скорректировать модель движения.

- Primus RS – универсальный комплекс для функциональной оценки, диагностики и реабилитации опорно-двигательного аппарата. Включает большое количество адаптеров и насадок для стимуляции различных профессиональных и повседневных действий (как изолированные так и комплексные движения): имитация подъема тяжестей, имитация различных профессиональных и бытовых действий.

Программное обеспечение имеет заложенные программы с упражнениями. Данные тестов и тренировок сохранятся и документируются.

- Реабилитационный роботизированный комплекс Lokomat – самая эффективная реабилитационная технология восстановления навыка ходьбы с биологической обратной связью. Робот поддерживает тело пациента в процессе ходьбы, направляет его ноги, исходя из физиологического паттерна ходьбы, а также обеспечивает возможность частичной разгрузки веса пациента. Параметры тренировки (скорость, разгрузка веса пациента, диапазоны движения, направляющая сила) регулируются с учетом возможностей пациента. Данные, полученные в ходе тренировки, сохраняются для оценки прогресса в реабилитации пациента.

Лечение проводится после консультации врача-невролога.

Имеются роботизированные взрослые и детские ортезы для тренировки на беговой дорожке.

Наиболее эффективны занятия в комплексной реабилитации у детей с ДЦП, спастической диплегией после ортопедо-хирургического лечения (устранение спастики мышц, контрактур суставов, деформации стоп). У таких пациентов после 10-15 занятий в сочетании с ЛФК, массажем и физиотерапией есть шанс начать ходить с поддерживающими устройствами, а у некоторых даже самостоятельно. У детей тренинг на роботизированной системе вызывает мощный положительный психоэмоциональный всплеск, что существенно повышает мотивацию к самостоятельной ходьбе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: