Петиция от имени армии Ферфаксу, 29 мая 1647 г.




 

...Принимая во внимание приказы о роспуске армии прежде, чем удовлетворены наши жалобы, признана правота армии, привлечены к ответственности те лица, которые являлись сторонниками, подготовителями и инициаторами нашего уничтожения..., принимая также во внимание странный, неслыханный и необычный путь нашего роспуска способом отделения одного полка от другого, вопреки примеру других армий, распускавшихся в этом королевстве, каковой порядок настраивает нас подозрительно в отношении к королевству, врагами которого мы уже были объявлены за некоторые из наших заявлений... и остальные наши действия могут быть представлены с такими же истолкованиями... Мы, ваши петиционеры, смиренно умоляем ваше превосходительство, чтобы вы соблаговолили срочно назначить собрание армии, а также приложили все ваши усилия к тому, чтобы армия не была распущена, прежде чем наши серьезные и настоятельные жалобы будут выслушаны и полностью удовлетворены. Если этого сделано до роспуска не будет, то, по нашему скромному мнению, мы вынуждены будем на ряд неподобающих действий, которые неизбежно возникнут, когда мы... будем поставлены перед необходимостью совершить такие поступки, что, если ваше превосходительство предупредите их путем удовлетворения наших справедливых пожеланий в надлежащем порядке, то мы будем чрезвычайно рады этому.

Thomason Tracts, E. 391/2.

Попытка парламентских комиссаров

Распустить армию, 1 июня 1647 г.

 

... При приближении офицеров, которых мы послали туда, солдаты закричали: вот идут наши враги. Когда они были ознакомлены с решениями, декларациями и ордонансами парламента, они спросили офицеров: зачем вы приносите ваши двухпенсовые брошюрки? После этого солдаты захватили подвалы с амуницией и с медицинскими ящиками и увезли их по направлению к Халстеду и Хьюнингему.

Критика левеллерами поведения индепендентов и высших офицеров. (Из памфлета Уайлдмена «Призыв свободного народа Англии ко всем солдатам»)

 

Почему они так любезны с Ашбернгемом и другими главными советниками короля? Почему они разрешают находиться около него ложному духовенству? Почему они становятся перед ним на колени и целуют ему руки и выслуживаются перед ним?..

О, позор людям! О, какое преступление перед богом! Неужели можно поступать так с человеком, который с ног до головы обрызгал кровью ваших самых дорогих друзей и солдат?

J. Wi1dman. A Call to All the soldiers of the Army. London, 1647, pp. 3—4

 

Основы предложений, исходящие от армии.

Августа 1647 г.

 

(Тезисы предложений, выработанные по соглашению его превосходительства сэра Томаса Ферфакса и совета армии и переданные комиссарам парламента при армии с целью совместного обсуждения их комиссарами парламента и комиссарами армии. Тезисы содержат подробные пожелания армии по осуществлению ее прежних деклараций и записок, имеющие целью отчетливое выяснение и обеспечение прав и вольностей королевства и установление справедливого и прочного мира в нем.)

I. После того как этим парламентом будут осуществлены мероприятия, излагаемые в дальнейшем, актом парламента устанавливается определенный срок для окончания работ парламента этого созыва {такой период должен быть фиксирован самое большее на год). Тем же актом должны быть предусмотрены правила, определяющие конституцию и порядок следования друг за другом парламентов на будущее время в согласии с нижеследующими положениями:

1. Парламенты должны выбираться, каждые два года и созываться в определенный день.

2. Заседания каждого двухгодичного парламента должны продолжаться 120 дней [если только он не будет отсрочен или распущен ранее с его собственного согласия ], после чего он может быть отсрочен или распущен королем, и ни один парламент не должен даже при крайних обстоятельствах. заседать свыше 240 дней, считая с первого дня заседаний...

3. Король по рекомендации Государственного совета в перерывах между сессиями двухлетнего парламента может созвать чрезвычайный парламент при условии, если он соберется за 70 дней до созыва следующего парламента, причем он должен быть распущен за 60 дней до дня созыва очередного парламента.

4. Этот и каждый последующий парламенты при наступлении перерыва или роспуска или до них могут назначать комитеты для ведения дел во время промежутков между парламентами...

5. Выборы членов палаты общин в будущие парламенты должны быть распределены по всем графствам и другим частям и делениям королевства в соответствии с известными правилами равенства или пропорции таким образом, чтобы все графства могли иметь число членов парламента, соответствующее их голосам, пропорционально размеру их участия в общей сумме налогов и повинностей королевства и сообразно с некоторыми другими правилами равенства и пропорции, чтобы сделать палату общин (насколько это возможно) равным представительством всего королевства. В силу этого соображения право избрания представителей должно быть отнято от пришедших в упадок и незначительных городов и передано, в качестве некоторого добавления к наличному числу членов парламента, крупным городам, которые в настоящее время имеют меньше, чем это допускает правильная пропорция, и таким путем установить всюду, насколько это возможно, указанную выше норму пропорциональности.

6. Должно быть издано постановление о свободе выборов в будущем и определено время выборов...

8. Должна быть установлена свобода высказывания мнений в палате общин с указанием, что ни один член ее не должен подвергаться а то, что он высказал или как он голосовал в палате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из палаты, причем исключение должно проводиться согласно решению самой палаты.

9. Должна быть ясно установленная судебная власть или право вынесения окончательного приговора палатами лордов и общин.

10. Должны быть уточнены и ограждены права и вольности членов палаты общин...

II. Для дальнейшей безопасности парламента и для надлежащей организации с этой целью милиции актом парламента должно быть установлено нижеследующее:

1. Морская и сухопутная милиция в течение 10 лет, считая с ближайшего года, должна состоять в управлении и распоряжении лордов и коммонеров...

2. В течение указанного срока названные силы не должны состоять в распоряжении и получать практические задания от короля...

3. В течение указанного срока названные лорды и коммонеры могут путем проведения билля или ордонанса собирать средства и распоряжаться ими для тех военных сил, которые они будут находить необходимыми...

4. Никто из подданных, участвовавших в последней войне во враждебных действиях против парламента, не имеет права без согласия парламента или Государственного совета занимать какую бы то ни было должность, связанную с властью или общественным доверием государства, в течение 5 лет, или быть членом или служащим какой-либо из палат парламента вплоть до окончания полномочий второго парламента.

III. В настоящее время с целью обеспечения мира и безопасности королевства и службы в Ирландии устанавливается нижеследующий порядок распоряжения воинской силой:

1. Адмиралтейство управляется комиссарами с вице-адмиралом, контр-адмиралом с полномочиями формировать, назначать офицеров и снабжать морские силы и распоряжаться ими для несения. обычной службы королевства.

2. Командование сухопутными силами, как полевыми, так и крепостными, находится в руках генерала.

3. Для руководства постоянной милицией графства назначаются комиссары.

4. Должен быть учрежден Государственный совет для надзора и руководства различными отрядами милиции в интересах мира и безопасности...

5. Указанному Государственному совету присваиваются в дела относящихся к сношениям со всеми иностранными государства права Тайного совета короля, причем объявление войны и заключение мира с каким-либо другим государством или королевством не может производиться без ведома и согласия парламента.

6. Означенные выше права Государственного совета должны быть вручены достойным доверия и способным людям...; названные сохраняют свои полномочия [если они хорошо себя ведут] в течение срока не свыше семи лет.

7. Для заботы о наемной армии в Англии и Ирландии должно быть создано надлежащее хозяйственное учреждение...

IV. Проводится акт о назначении на все руководящие должности в течение 10 лет по постановлению лордов и коммонеров в парламенте. Через 10 лет парламент намечает трех кандидатов на соответствующую должность, из которых король назначает одного. Проводится акт об ограничении прав всех лордов, назначенных после 21 мая 1642 г...

IX. Актом парламента утверждается ордонанс об упразднении суда феодальных опек и вводов во владение...

XI. Проводится акт о лишении епископов и всех других церковных должностных лиц всякой принудительной власти, полномочий и юрисдикции, касающихся наложения гражданских наказаний на. кого бы то ни было...

XII. Отменяются все акты или статьи каких-либо актов, предписывающие пользование «служебником англиканской церкви» и обусловливающие наложение наказаний за невыполнение этого...

XIII. Не должно быть насильственного принуждения кого-либо к принятию Ковенанта, и на отказывающихся от этого не должно налагаться наказаний...

XIV. После того как изложенные ранее предложения для обеспечения и установления прав, вольностей, мира и безопасности королевства будут осуществлены, его величество король, королева и их королевское потомство восстанавливаются в условиях безопасности, почета и свободы...

XVI. Общий акт амнистии должен распространяться на всех за исключением лиц, которые будут оставлены под изъятием...

С недавнего времени со стороны мятежной партии, предпринимаются усиленные попытки и злостные ухищрения втянуть королевство в новую войну и с этой целью склонить короля, королеву и принца к тому, чтобы объявить себя на стороне названной партии. Однако многим из королевской партии прилагают свои усилия к тому, чтобы предотвратить эти планы и попытки. Мы поэтому выражаем пожелание, чтобы те из королевской партии, относительно которых будет установлено, что они проявили или проявят в дальнейшем свою твердость и преданность миру и благоденствию королевства и будут бороться против втягивания его в новую войну, были освобождены в виде исключения от уплаты денежных взысканий или были бы обязаны к уплате лишь одногодичного дохода или двадцатой части имущества.

Предшествующие положения являются тезисами тех предложений, на которые мы согласились для внесения их с целью содействовать установлению мира этого королевства...

Наряду с изложенными предложениями для немедленного установления мира мы хотим, чтобы парламент, не теряя времени, быстро осуществил ряд других мероприятий, имеющих целью содействовать процветанию, успокоению и справедливому удовлетворению королевства.

I. Должна быть отчетливо провозглашена и твердо установлена справедливая и необходимая свобода населения представлять свои жалобы и пожелания в форме петиций.

II. Обычные жалобы населения должны быстро рассматриваться и получать надлежащее удовлетворение.

1. Должны быть отменены налоги на те предметы потребления, которые в первую очередь обычно необходимы для жизни бедной части населения.

2. Должны быть предотвращены для будущего всякие нарушения и незаконные вторжения в область чужих прав в отношении лесных законов.

3. Все монополии и ограничения свободы торговли должны быть отменены.

4. Должен быть взят курс на устранение и исправление всяческого неравенства поземельных налогов, которыми облагаются отдельные графства...

5. Должен быть подвергнут рассмотрению применяемый в настоящее время способ содержания священников путем отчисления десятины, как способ несправедливый и сопряженный с неудобствами и ссорами...

6. Правила и процедура применения законов и люди, служащие в судебных учреждениях, должны быть реформированы таким образом, чтобы судебные процессы не были столь утомительны и дороги, как теперь...

7. Лица, подвергнутые тюремному заключению за долги, или другие должники не должны получать преимущества для обмена своих кредитов; с этой целью все имущество должно быть привлечено к оплате долгов.

IV. Должны быть приняты действительные меры для того, чтобы королевство получило удовлетворение по вопросу о больших средствах, которые были собраны путем налогов.

V. Должны быть приняты меры к выплате задолженности армии и прочим солдатам королевства, затем так же и к выплате общественных долгов и убытков.

По полномочию его превосходительства сэра

Томаса Ферфакса ц военного

совета подписал Дж. Рэшворс

 

Дело армии, 1647 г.

 

В декларации от 14 июня подчеркивается, что армия взялась за оружие с сознанием того, что она борется за справедливые права и свободы народа. Она не является армией из наемных солдат, обязанной служить деспотической власти. Однако теперь все стараются убедить солдат и агитаторов в том, что они призваны только служить государству, но не смеют, как свободные люди, требовать принадлежащие им права и свободы... Несмотря на все обещания, народ не получил до сих пор освобождения ни от тиранической власти, ни от монополий, ни от несправедливостей закона, ни от десятины, ни от акциза и т. п. Нет никакой надежды, что он это получит в будущем. До сих пор не заложены основы свободы. Для изменения существующего положения необходимо:

1. Чтобы существующий парламент был распущен через 9—10 месяцев. Новый парламент должен быть избран на основе постоянного закона, который не мог бы быть изменен парламентом. Этот закон должен обеспечить право народа собираться по графствам в определенный день один раз в два года для выборов своих представителей в парламент...

Правом выбирать должны пользоваться все свободнорожденные от 21 года и выше, за исключением тех, кто лишил себя свободы, примкнув к делинквентам. Таким образом, избранный парламент должен заседать определенное время, в течение которого он не мог бы быть распущен никем без собственного согласия его членов.

2. Следует помнить, что всякая власть по происхождению и по существу исходит от народов в целом, и его свободный выбор представителей является основой всякого справедливого правительства; поэтому должно быть установлено, что вся деятельность парламента должна преследовать одну цель — обеспечить благосостояние народа... Всякие патенты, грамоты и привилегии, мешающие осуществлению народных прав, должны быть отменены...

3. Справедливо распределить налоги между народом и богачами, обложив значительными налогами банкиров Сити. Налоги необходимо взимать с тех, кто имеет достаточно собственности и никак не пострадал во время войны.

4. Должны быть уничтожены все монополий...

5. Следует отменить акциз на пиво, одежду и другие товары. Этот налог может быть сохранен только на товары иностранного происхождения.

11. Должны быть отменены все изъятия из действия закона для кого бы то ни было.

12. Необходимо вернуть ранее огороженные земли независимо от того, кому эти земли теперь принадлежат.

13. Должен быть создан Комитет ученых людей для пересмотра законов... Число законов должно быть уменьшено для того, чтобы все законы вместились в один том. Законы должны быть изложены на английском языке, чтобы каждый англичанин мог их понимать.

Tho Leveller Tracts, ed. by W. Haller, and G. Davies, London, 1944. pp. 78-83.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: