Постановления комитета офицеров, назначенного




Для рассмотрения Народного соглашения и с

Равнения его с декларациями, 30 сентября 1647 г.

 

Постановлено:

1. Что существующий в настоящее время парламент должен быть распущен 1 сентября 1648 г.

2. Что должно быть издано постановление, обеспечивающее последовательность, организацию и круг полномочий будущих парламентов, а именно:

а) Парламенты должны быть двухгодичными, собираемыми в первый четверг апреля каждого второго года, начиная со времени окончания полномочий настоящего парламента, с таким порядком выполнения этого, как это будет признано необходимым до окончания полномочий настоящего парламента (место собраний для каждого последующего парламента устанавливается последним предшествующим парламентом, если только Государственный совет во время промежутка между парламентами, в силу какой-либо непредвиденной причины, не назначит другое).

б) Каждый двухгодичный парламент должен продолжать свои задания до последнего дня ближайшего сентября месяца, наступающего после открытия парламента, если только парламент не отсрочен или распущен ранее, с его собственного согласия, причем в указанный выше последний день сентября парламент должен быть непременно распущен.

3. Что настоящий парламент и каждый из последующих парламентов, при его отсрочке или роспуске или ранее этого, должен назначить комитет или Государственный совет, а такие комитеты должны существовать во время промежутков с теми полномочиями, какие парламент найдет нужным им предоставить для тех целей и намерений, которые указаны и возложены на него в настоящих постановлениях.

4. Что в промежутках между двухгодичными парламентами король не может созвать без ведома и согласия Государственного совета чрезвычайный парламент; с ведома Государственного совета и в силу уполномочия его на это может быть созван чрезвычайный парламент с тем, что открытие его должно последовать не позднее, чем через 70 дней со дня созыва очередного двухгодичного парламента, а роспуск его должен иметь место по крайней мере за 40 дней до этого дня, так, чтобы производство выборов в двухгодичный парламент не могло бы быть никогда прервано.

5. О составе будущих парламентов:

а) Избрание членов палаты общин в последующие парламенты должно быть распределено между всеми графствами и другими частями или делениями королевства на основах равномерности представительства, чтобы сделать палату общин, насколько это представится осуществимым, правильным представительством всей массы населения, являющейся избирателями; для достижения этого все препятствия свободе и равенству в избрании представителей, установленные путем петиций, хартий или иных пожалованных привилегий, должны быть упразднены, а подробности о числе, месте и порядке более справедливого распределения представителей должны быть установлены общинами, заседающими в настоящем парламенте, до истечения срока его полномочий..

б) Что качества, требующиеся от населения, которое должно иметь право голоса при выборах, а также от тех лиц, которые могут быть избраны, должны быть установлены общинами, заседающими в настоящем парламенте до истечения его срока, таким образом, чтобы допустить возможно большее расширение общей свободы, как это представится осуществимым, в соответствии со справедливостью и целями в этом отношении настоящей конституции.

в) Ни один пэр, назначенный после 21 мая 1642 г., не должен быть допускаем к заседанию в парламенте без согласия обеих палат.

 

Заседание армейского совета

В Пэтни, 1 ноября 1647 г.

 

Кромвель:... Переходим к мероприятиям, которые нужно предпринять, и к тому, что должно быть сделано для этого. Я полагаю, что наиболее правильным разрешением вопроса будет поручить парламенту, чтобы последний устроил это дело... Скажу несколько слов о теперешнем положении в армии... От армии поступило несколько деклараций; нарушаются приказы генерала относительно созыва собраний; и проч. Я должен сознаться, что я имею от главнокомандующего поручения, в соответствии с которыми я должен поступать... Я буду выполнять их согласно военным правилам и дисциплине. Я считаю, что никакое отдельное лицо, никакая отдельная группа в армии не имеет права созывать собрание роты или полка и ни в какой мере не может освобождать армию от приказов главнокомандующего. Такой путь гибелен для армии. Мы сами себя зарежем, если мы не будем подчиняться правилам войны, и поэтому я вношу предложение подтянуться... Я думаю, что армии следует довольствоваться тем, что находится в сфере ее деятельности. Из того, что сделано армией, «Дело армии» правильно составлено. Многое в нем полезно и заслуживает одобрения, но я не знаю, в какой мере мы должны принуждать к его принятию. Или существующий парламент является настоящим парламентом, или он вовсе не парламент. Но если он не парламент, то он — ничто, и вместе с тем и мы также ничто; если до сих пор он был парламентом, то к нему и должны быть направлены наши пожелания... Поэтому предоставим обсуждение вопроса о соответствующем образе правления: для английского королевства парламенту, правильно составленному в порядке своего образования и выбора — в рамках, определение которых я предоставлю самому парламенту...

Аллен:...Расхождение между нами касается вопроса о короле и лордах, ибо некоторые высказывались против звания и сана короля и лордов. Что касается меня, то я прочно стою за то, что мы начали, и я полагаю, что мы не можем называться христианами, если с этим не справимся... Если сохранение королевского сана будет не соответствовать свободам Англии, а нарушать их, тогда уничтожьте его, но если сан короля может быть сохранен на указанных основаниях, что, как я полагаю, может быть сделано, то сохраните его; и это является не только нашим мнением, но и тех, которые составили «Дело армии».

Сексби: Некоторые здесь говорили о действиях и проявлениях божиих через них. Скажу об этом свое слово. Бог привел вас в такое состояние или, по крайней мере, допустил, чтобы вы сами себя привели, в такое состояние, что вы не знаете, где вы находитесь, вы заблудились...

Кромвель:...Мне кажется, что все мы говорим об одной и той же цели и расхождения имеются лишь в вопросах о путях. Цель - освободить наш народ от подавления и рабства, совершить ту работу, которую господь возложил на нас, установить... право и справедливость. В этом мы все согласны. Я думаю, что мы можем идти и дальше: все мы понимаем опасность от личности короля и от лордов... Я думаю, что, по-видимому, если бы мы были совершенно свободны в решении вопроса о том, нужно ли устанавливать то или другое, то в армии не нашлось бы никого, кто желал бы их установить... До сих пор мы согласны, и поскольку мы согласны, я думаю, что это от бога... Разногласие в нашей среде замечается лишь в том, можно ли сохранить эти институты [уже существующие фактически], не создавая опасности для королевства... С одной стороны, существует такое мнение, что мы не можем с достаточным правом и по справедливости уничтожить или изъять, или совсем устранить те интересы, которые король и лорды имеют в делах государства; и те, которые думают так, готовы несколько поступиться безопасностью, оставить известный риск, но сохранить короля и лордов... Те же, кто придерживается иной точки зрения, рассуждают так: нет никакой гарантии и безопасности для свободы королевства и для государственных интересов, пока остаются эти учреждения. И думающие так считают этот довод несравненно более веским, чем доводы о каких-либо частных обязательствах во имя справедливости или права к королю или лордам.

Уайлдмен:...Народ нашей страны ни в коем случае не будет удовлетворен, если вся верховная власть полностью не будет принадлежать палате общин. Я же считаю, согласно тому, что здесь предлагается, власть палаты общин была бы много меньше того, что по справедливости составляет ее право, хотя и не меньше, чем это имеет место теперь, вследствие узурпации короля и лордов. Если здесь говорилось, что никакой закон не должен быть издан без согласия общин, то это предполагает каких-то других законодателей. Кроме представителей палаты общин. Если говорилось, что в некоторых случаях лорды должны заседать, как палата парламента, давая согласие на законы, то это предоставляет им такие полномочия, которыми они никогда не пользовались до нормандского завоевания: ведь мы же сами ссылались на королевскую присягу, где говорится о том, что король должен изъявлять согласие на те законы, которые одобрил народ, а лорды не имеют никаких полномочий...

[В результате обсуждения было постановлено: передать вопрос на согласование комиссии.]

The Clarke Papers, v. I, pp. 391—393

 

15. Постановление [согласительной]

Комиссии, 2 ноября 1647 г.

 

Постановлено:

1. Что полномочия настоящего и всех последующих представительств общин в парламенте должны распространяться от имени и в интересах всех общин Англии на издание, изменение и отмену законов, окончательное их истолкование и разъяснение, а также на окончательное разрешение без каких-либо дальнейших обжалований, и вообще на все предметы, относящиеся к государственным делам, за исключением тех, которые сохранены представляемыми за ними самими, как это будет далее изложено.

2. Что никакой закон не может быть отменен или издан какой-либо новый закон или указ, обязательный для палаты общин, и никакое парламентское решение, процесс, приказ или иное производство не может признаваться действительным против какого-либо коммонера без специального участия и согласия палаты общин, за исключением, совершения коммонерами прямого насилия или оскорбления палаты лордов, действующей в качестве суда, но и в этом случае не допускаются никакие иные преследования, кроме как палатой общин, за исключением задержания или исключения личности правонарушителя впредь до суда над ним.

3. Что ни один коммонер Англии не должен быть изъят, но должен быть подчинен и подлежать власти и суждению палаты общин без права дальнейшего обжалования, а равно всем тем предписаниям, указам, законам или их толкованиям и разъяснениям, как это будет поставлено, решено и утверждено в отношении него этой палатой, за исключением тех основных прав, которые населением при общих выборах оставлены за собою, как об этом сказано в дальнейшем.

4. Что никакое лицо, кто бы оно ни было, состоя в судейском звании или государственным чиновником, не должно быть изъято, но должно быть ответственно и подлежит власти и суждению палаты общин за должностные злоупотребления...; однако пэры, иначе, чем в том качестве, которое указано выше, подлежат суду и приговору только своих пэров.

5. Что никакое лицо, кто бы оно ни было, осужденное парламентом описанным выше порядком, не может получать покровительство или помилование со стороны короля или уменьшение наложенных на него штрафов без ведома и согласия парламента, а означенные выше денежные штрафы не могут быть использованы иначе, чем предписано указанным выше решением, постановлением или согласием.

6. Что при выборах народных представителей следующие права сохраняют за собой избиратели,. а именно:

а) Вопросы, относящиеся к религии и способам богопочитания, так как какое-либо положительное принуждение в делах веры не предоставлено никакой человеческой власти;

б) Вопросы, относящиеся к принуждению или обязыванию всякого свободного английского гражданина нести военную службу сверх того или иначе, чем это необходимо для непосредственной защиты английского королевства и охраны мира, так же сохраняются за народом;

в) Ни один гражданин отныне не может быть привлечен к ответственности за что-либо им сказанное, или сделанное во время последних войн, или общественных омут в английском королевстве и в связи с ними иначе, как на основании постановления или с согласия настоящей палаты общин, или в осуществление, или исполнение такого постановления.

 

 

НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

(2-я редакция)

11 декабря 1648 г.

Генералу и генеральному совету армии вручено новое положение о народном представительстве, или "Народное соглашение", предназначенное служить руководством для будущего правительства с целью установления прочного и постоянного мира; указанное положение, или соглашение, должно быть подписано всем королевством... Основы этого соглашения в общих чертах состоят в следующем.

Имея в виду, что наши прежние бедствия и не прекращающиеся смуты происходили или вследствие редкого созыва национальных народных представительств, или вследствие ненадлежащей или неправильной их организации, или вследствие отсутствия какой-либо плодотворности в деятельности этих собраний, мы пришли к единодушному соглашению и решили установить, что народные представительства на будущее время не должны ни оставаться несозываемыми в течение неопределенного времени, ни неправильно организуемыми, ни делаемы бесполезными для выполнения тех целей, для которых они предназначены. Для достижения вышеуказанных целей мы объявляем и соглашаемся:

1. Для предотвращения многих неудобств, несомненно возникающих, вследствие продолжительного обладания одними и теми же лицами верховной властью, настоящий парламент должен быть распущен в последний день апреля 1649 г. или ранее этого времени.

2. Английский народ, представительство интересов которого в парламенте в настоящее время весьма неравномерно распределено между графствами, городами и парламентскими местечками (бургами), должен получить более равномерное представительство; для этой цели представительное собрание всей нации будет состоять из 300 лиц...

В отношении порядка выборов мы предлагаем:

1. Что избирателями в каждом округе должны быть природные англичане или иностранцы, получившие права английского гражданства, подписавшие настоящее соглашение, причем избирателями не могут быть ни лица, получающие пособие по бедности, а только те, которые облагаются налогами на содержание бедных, ни состоящие в услужении, ни лица, получающие заработную плату от какого-либо частного лица; во всех выборах, за исключением университетов; избиратели должны быть мужчинам и, достигшими возраста в 21 год или выше, домохозяевами, проживающими в пределах округа, в котором выборы производятся. (Лица, сражавшиеся на стороне короля против парламента, не могут получить избирательное право ранее истечения 7 лет со дня окончания полномочий настоящего парламента. Не получают избирательного права также лица, противодействующие проведению в жизнь настоящего соглашения и не подписавшего до истечения полномочий настоящего парламента; лица, подписавшие это соглашение впоследствии, получают право участвовать в выборах ближайшего парламента, если они подписали это соглашение ранее, чем за шесть месяцев до выборов.)

2. Что до истечения 14 лет со дня окончания срока полномочий настоящего парламента могут быть избраны в народные представители от какого-либо округа лишь те лица, которые, согласно вышеизложенным постановлениям, пользуются правом голоса при выборах в том или ином месте.

(Не могут быть избраны в первое или во второе народное представительство, следующее за настоящим парламентом, лица, которые не добровольно поддерживали парламент лично или имуществом во время его войны с королем, или которые присоединились или содействовали изменническому соглашению, заключенному в 1647 г., или которые соглашались или обещали положить оружие при вторжении шотландцев летом 1648 г., или входили в сговор с участниками мятежей, имевших место в это лето, или с принцем Уэльским, или с его соучастниками в мятежном флоте.)

3. (Лица, не имеющие права избирать или быть избранными в число членов парламента, в случае участия в выборах подвергаются наказанию в виде конфискации в пользу государства половины принадлежащего им имущества. Если же их имущество не превышает 50 фунтов ст., такие лица подвергаются заключению в тюрьме сроком на три месяца.)

И если кто-либо будет насильственно противодействовать, стеснять или препятствовать лицам, имеющим избирательные права, согласно указанным выше правилам, в осуществлении ими беспрепятственного и свободного выбора своих представителей, то каждое лицо, допустившее такие правонарушения, должно быть подвергнуто наказанию в виде конфискации всего принадлежащего ему имущества, как движимого, так и недвижимого, а если это лицо не располагает имуществом стоимостью в 50 ф. ст., оно должно быть подвергнуто лишению свободы в течение одного года без права представления поручительства или поруки, причем виновный в каждом таком случае должен быть привлечен к ответственности в течение ближайших трех месяцев после совершения им преступления.

4. Что всегда должно присутствовать по крайней мере 150 членов в каждом заседании народного представительства для издания каких-либо законов или совершения какого-либо акта, обязательного для населения.

5. Что каждое народное представительство должно в течение 20 дней после своего первого заседания избрать государственный совет для управления государственными делами до наступления нового дня заседаний ближайшего народного представительства. Названный выше совет обязан управлять и вести дела в соответствии с теми инструкциями и в тех пределах, какие будут предоставлены ему народным представительством, а не иначе.

6. В целях, чтобы все должностные лица государства подлежали ответственности без всякого исключения и чтобы не возникали заговоры для способствования преступным целям, ни один член государственного совета или офицер, получающий вознаграждение в армии или гарнизоне, казначей или сборщик государственных доходов не могут быть избраны в число членов народного представительства, пока они состоят в означенных выше должностях. В случае, если такое избрание состоится, оно признается недействительным. Если какой-либо правовед будет избран народным представителем или членом государственного совета, он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока он состоит в этих должностях.

7. Что полномочия народных представителей распространяются, без согласия или участия какого-либо другого лица или лиц. на издание, изменение, отмену и обнародование законов, удаление должностных лиц, судебных установлении, упразднение их должностей и на все то, что не указано в настоящем соглашении как изъятое или не предоставленное их ведению.

В частности:

1. Мы не вверяем нашим представителям права сохранять в силе или издавать какие-либо законы, устанавливать клятвенные обязательства и соглашения, посредством которых принуждать путем наложения взысканий или иным образом какое-нибудь лицо к чему-либо в области, касающейся или относящейся к делам веры, религии или богопочитания, или препятствовать какому-нибудь лицу в исповедании своей веры или совершении им религиозных обрядов, согласно его убеждениям, в каком-либо доме или месте, за исключением тех, которые в настоящее время или впоследствии будут закрыты для публичного богопочитания. Однако предписание или распоряжение нации в публичном порядке по делам веры, богопочитания или благочиния, не носящее принудительного характера или не устанавливающее изъятие для папистов, относятся к компетенции представителей.

2. Мы не предоставляем им права принуждать или заставлять какое-либо лицо состоять на военной службе на море или на суше. Совесть каждого человека должна быть убеждена в правоте того дела, за которое он рискует своей жизнью.

3. (После прекращения деятельности настоящего парламента никто не должен подвергаться ответственности за что-либо сказанное или сделанное во время имевших место гражданских войн или смут иначе, как во исполнение постановлений ныне существующей палаты общин в отношении сторонников короля; лица, обязанные отчетностью в полученных ими государственных средствах, сохраняют обязанность в них отчитаться.)

4. Что в законах, имеющих быть изданными впоследствии, никакое лицо в силу своего положения, пожалования, хартии или патента, звания или происхождения не должно быть изъято от подчинения этим законам или от обязательности их (для указанных выше лиц) на тех же основаниях, как и для других.

5. (Все существующие привилегии и изъятия для каких-либо лиц из-под действия законов должны быть признанными недействительными и не имеющими никакой силы; они не могут устанавливаться вновь.)

6. Что народные представители не должны ни вмешиваться в исполнение законов, ни выносить приговоры в отношении личности или имущества граждан за деяния, наказания за которые не предусмотрены изданными ранее законами, за исключением случаев привлечения к ответственности и наказания государственных должностных лиц за учинение ими злоупотреблений или упущений при исполнении ими возложенных на них обязанностей.

7. Что ни один член какого-либо будущего народного представительства не может быть назначен сборщиком, казначеем или иным должностным лицом во время состояния его народным представителем, за исключением должности члена государственного совета.

8. Что ни одно народное представительство не должно никаким способом посягать, нарушать или упразднять какую-либо из основ гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащихся в настоящем соглашении, а также уравнивать состояния людей, упразднять собственность и делать все имущества общими.

9. Что государственный совет в промежутках между заседаниями представительных собраний, в случае неминуемой опасности или крайней необходимости, может распорядиться о назначении выборов и созыве собрания с тем, чтобы его сессия не превышала 40 дней и оно было бы распущено за 2 месяца до начала заседаний следующего очередного представительного собрания.

10. (Все государственные долги должны быть оставлены в силе последующими представительными собраниями, за исключением выдач денежных сумм ныне существующей палатой общин своим членам, кому-либо из лордов или сторонников; такие выдачи могут быть или сохранены, или признаны недействительными полностью или частично.)

11. (Каждый офицер или командующий вооруженными силами, который позволит себе противодействие распоряжениям какого-либо народного представительства,.кроме случаев нарушения ими настоящего соглашения, лишается покровительства законов и предается смерти.)

НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

(3-я редакция)

15 января 1649 г.

...Имея в виду, что бедствия и бесконечные смуты, которые мы терпели, происходили или вследствие редкого созыва национальных собраний, или вследствие ненадлежащей или неправильной их организации, или вследствие отсутствия какой-либо плодотворности в деятельности этих собраний, мы пришли к единодушному соглашению и решили, с помощью бога, установить, что на будущее время наши представители не должны быть ни несозываемы в течение неопределенного времени, ни неправильно организуемы, ни сделаны бесполезными для выполнения тех щелей, для которых они предназначены. Для достижения вышеуказанного мы объявляем и соглашаемся:

1. Что для предотвращения многих неудобств, несомненно возникающих, вследствие продолжительного обладания одними и теми же лицами верховной властью, настоящий парламент должен прекратить свое существование и быть распущенным в последний день апреля 1649 г. или ранее этого времени.

2. Что английский народ (представительство интересов которого в парламенте в настоящее время весьма неравномерно распределено между графствами, городами и парламентскими местечками (бургами) должен получить равномерное представительство; и дня этой цели представительное собрание всей нации должно состоять из 400 лиц и не более (далее следует таблица, указывающая, какое число депутатов должны выбирать отдельные графства и города, пропорционально численности их населения.)

3. Что население должно, во всяком случае, производить выборы представительного собрания раз в 2 года... что все будущие выборы должны производиться согласно правилам, изложенным по этому вопросу в настоящем соглашении, а именно: 1) избирателями в каждом округе должны быть природные англичане или получившие права английского гражданства иностранцы, причем избирателями не могут быть ни лица, получающие пособие по бедности, а только те, кто облагается налогами на содержание бедных, ни состоящие в услужений, ни лица, получающие заработную плату от какого-либо частного лица, и во всех выборах, за исключением университетов, избиратели должны быть мужчинами возраста 21 года или выше, домохозяевами, проживающими в пределах округа, в котором выборы производятся; 2) могут быть избраны в народные представители лишь те лица, которые, согласно вышеизложенным правилам, пользуются правом голоса на выборах в том или ином месте...4) ни один член государственного совета, ни один офицер, командующий войсками, состоящими на жаловании в армии или гарнизоне, ни один казначей или сборщик публичных средств не должен, пока он состоит в перечисленных выше должностях, быть избираем в народные представители, а в случае, если такое избрание состоялось, оно признается недействительным; в случае, если бы какой-нибудь правовед был избран в какое-либо представительное собрание или в государственный совет, он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока он состоит в этих должностях; 5) для достижения большего удобства выборов народных представителей каждое графство, от которого должно быть избрано более трех народных представителей, с городами, пользующимися правами корпорации, и другими городами, если такие имеются, расположенными в его пределах, которые не пользуются самостоятельным правом выбора представителей, должно быть разбито в соответствующей пропорции на столько и такие округа, чтобы каждый округ мог избирать 2 и не более 3 представителей.

4. (Кворум членов представительного собрания, для издания законов или совершения иных актов, обязательных для населения, определяется в 150 человек, а для подготовительного обсуждения указанных выше законов или актов в 60 человек.)

5. (Представительное собрание обязано избрать в течение 20 дней после своего открытия государственный совет для управления государственными делами, который выполняет свои обязанности по 10-й день открытия следующего представительного собрания.)

6. В промежутках между двухгодичными представительными собраниями государственный совет, в случае неминуемой опасности или крайней необходимости, вправе собрать чрезвычайное представительное собрание с тем, что сессия его не может продолжаться свыше 80 дней до начала заседаний следующего двухгодичного представительного собрания.

7. Ни один член какого-либо представительного собрания не может быть сборщиком, казначеем или Другим должностным лицом во время его пребывания в этом звании, за исключением занятия должности члена государственного совета.

8....Полномочия (представительных собраний) распространяются, без согласия или участия какого-либо другого лица или лиц, на учреждение и упразднение судебных мест и публичных должностей, на издание, отмену и обнародование законов и высшее окончательное разрешение всех обычных или гражданских дел, но не дел духовных или евангельских... (Из гражданских дел из ведения представительного собрания изъяты): 1) Представительное собрание не вправе устанавливать принудительного набора на военную службу, за исключением случаев вторжения неприятеля, подавления мятежей и необходимости содействия в исполнении законов, причем в этих случаях граждане не могут быть принуждаемы оставлять пределы графств, в которых они проживают. 2) Участникам гражданских смут, боровшимся против парламента, даруется амнистия. 3) Государственные займы и обязательства, сделанные или принятые на себя одним представительным собранием, не могут быть уничтожены следующими. 4) Никому не должно предоставляться никаких льгот или изъятий из-под действия законов. 5) Представительное собрание не может постановлять приговоры относительно лиц или их имуществ за деяния, наказание за которые не предусмотрено законом, за исключением случаев злоупотребления должностными лицами предоставленными им правами. 6) Ни одно представительное собрание не может никаким способом посягать, допускать нарушение или упразднять какие-либо из основ гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащихся в настоящем соглашении, или уравнивать состояния, упразднять собственность или делать все имущества общими... 9) (Христианство признается государственной религией. Содержание духовенства должно производиться из государственного казначейства, а не путем взимания десятины. Устанавливается терпимость для всех христианских культов, но католичество и англиканство не должны быть публично исповедоваемы.) 10) Признается, что всякий, кто бы он ни был, оказывающий сопротивление силою оружия предписаниям ближайшего или следующих представительных собраний (за исключением того случая, когда представительное собрание, очевидно, посягнуло, допустило нарушить или упразднило основы гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащиеся в настоящем соглашении), признается немедленно после его или их сопротивления утратившим защиту и покровительство законов и подлежит наказанию смертью как враг народа и изменник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: