Тема 12. Теории молодежи: историко-социологический анализ.
1. Предпосылки теоретического осмысления молодежи.
2. Молодежь как носитель психофизических качеств.
3. Молодежь как феномен культуры.
4. Молодежь как объект и субъект процесса преемственности поколений.
Предпосылки теоретического осмысления молодежи.
К предпосылкам теоретического осмысления молодежи относят:
1.Труды Г.Спенсера. 2.Марксистская теория. 3.Влияние Ж-Ж Руссо.
Одним из первых, кто рассматривал значение и роль молодежи, был О.Конт - Молодежь - это важный фактор развития общества, и чем быстрее сменяются поколения, тем более молодежь интегрирована в общественные процессы, тем быстрее и активнее происходят процессы в обществе.
Его последователь, Спенсер, был первым, кто использовал термин «дети» и проанализировал их положение в контексте развития общества. Он написал главу «Положение детей» в книге «Основание социологии». Показал:
1. Отношение к детям было жестоким и оно уменьшается с развитием общества.
2. Сравнил положение девушек и парней, пришел к выводу, что становление девушек было хуже.
3.Доказал, постепенно отношение к ребятам улучшалось, а к девушкам не менялось.
Развитие детей в Спенсором зависит от права родителей руководить их деятельностью и право это заканчивается, когда молодежь способна к самоподдержке.
Марксистская теория. Карл Маркс очень обстоятельно подошел к роли и значению молодежи в жизни общества, но рассматривал ее с т.з классовых позиций.
Т.е. = Основной методологический способ – классовый подход. Классовый подход к молодежи сочетается с пониманием того, что ей присущи общие соц.-психол. черты (юношеский энтузиазм, энергия, отсутствие прочных убеждений и т.д.)
Маркс впервые сделал дифференциацию молодежи, т.е. выделил из общего понятия молодежи первого слоя. Критерий дифференциации - принадлежность к классам и соответственно отслеживания активности молодежи в плане участия в революционном движении. И предложил рассматривать различные группы молодежи, а не молодежь как целостное и неделимое образование.
К. Маркс сделал выводы:
1. Молодежь не является ресурсом, резервом, а молодежь - современность.
2. Молодежь связана не с обществом, а с социально-экономической формацией. Маркс рассматривал молодежь не изолированной общности, а носителем смены поколений и воспроизводителям социально-классовой структуры.
Маркс вводит в научный оборот термин «социальная практика». Он считал, что это деятельность молодежи революционном преобразовании общества.
Маркс считал, что, несмотря на четкие классовые признаки, молодежь и общие признаки: возрастные. Обуславливающих социально-психологические качества молодежи. Именно эта неустойчивая позиция молодежи предполагает манипулирование.
Ленин также развивал вопрос субъективности молодежи; считал, что в современных соц.-экономических условиях эта субъективность проявляется в специально созданных для этого движениях, объединений, организаций.
Антропологический подход. (Ж-Ж Руссо). Делал акцент на соц.-психол. особенностях, одним из первых поставил вопрос о периодизации молодежного возраста.
В работе «Эмиль, или о воспитании» Руссо выделил 5 этапов становления молодежи:
1.рождение - 1год. 2.2-12. 3.12-15. 4.15-20. 5.20-25.
Утверждал, что молодость заканчивается вступлением в брак и рождением детей.
Молодежь как носитель психофизических качеств.
1 группа теорий развивает частично психологический подход и антропологический подход. И основана на физических и психических особенностях молодежного поколения (когорты).
Родоначальник этого направления — американский психолог Стэнли Холл (1884—1923) —главным законом психологии развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие — онтогенез — повторяет главные стадии филогенеза.
Младенчество воспроизводит животную фазу развития.
Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство.
Период от 8 до 12 лет, который иногда называют предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации,
а юность, охватывающая период от начала полового созревания (12—13 лет) до наступления взрослости (22—25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности».
Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке психологии юношества. Но его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения.
Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Шарлотта Бюлер (1893-1974) – австрийский психолог, эмигрировала в США. Раскрывает более сложное соотношение психических и биологических факторов становления личности в период молодости. Работа «Душевная жизнь юных» (1922) – попытка обобщить эмпирические данные для объяснения специфики юношеского возраста. Она подчеркивала биологическую ориентацию своей концепции.
Впервые дала многостороннюю характеристику периода созревания (пубертации). Время пубертации – это «период, когда происходит становление первичных и вторичных половых признаков. С наступлением их созревания заканчивается детство и наступает юность».
Последовательно проводит идею, что генеральной потребностью юношеского возраста является «потребность в дополнении», которая вытекает из полового инстинкта. Потребность в дополнении осуществляется в двух формах: примитивной и культурной. Примитивная форма психологических реакций зависит от биологической первоосновы: повышенная чувствительность, возбудимость, усиление всех способностей и интересов, обостренное чувство красоты, «стремление к прихорашиванию, выставлению себя на передний план», желание странствовать, томление. Культурная форма психического созревания проявляется как душевное созревание (возвышается над примитивной).
Предприняла попытку разграничить этапы психологического развития молодого человека: отрочество (10-12 лет – 17 лет) и юность (17 лет – 24 года).
Эпигенетический принцип Э. Эриксона позволил представить развитие индивида как последовательное прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего:
• доверие — недоверие (грудной возраст);
• автономия — стыд и сомнения (1-2 года);
• инициатива — чувство вины (3-5 лет);
• трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);
• становление индивидуальности (идентификация) — ролевая
(юность);
• интимность — одиночество (начало взрослого периода);
• творческая активность — застой (средний возраст);
• умиротворение — отчаяние (старость).
В период юности, согласно Эриксону, происходит два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; одновременно им приходится выбирать свое место в жизни, самоидентифицироваться.
Развивая концепцию Э. Эриксона, Р. Бенедикт доказывала, что на любом этапе развития индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т. е. «социальный характер», соответствующий конкретному обществу.
Идеи Бенедикт о социальном характере в рамках психоаналитической концепции дополнил Д. Рисмен, связавший существование различных социальных характеров с различными типами общества. По мнению Рисмена, детские годы представляют огромную важность для формирования характера. Детские годы нельзя рассматривать в отрыве от структуры общества, которое оказывает влияние как на родителей, воспитывающих детей, так и непосредственно на детей. Рисмен доказывал, что каждое общество воспитывает в своих членах конформизм, который закладывается в ребенка, а затем поддерживается или разрушается взрослой жизнью человека.
Д. Рисмен рассматривает три типа социального характера, соответствующего трем этапам развития общества. Традиционным обществам присущ тип социального характера «ориентация-на-тради-цию». В обществах данного типа число рождений приблизительно равно числу смертей, поэтому значительная часть населения составляет молодежь, жизненные ожидания молодежи здесь низки, а оборот поколений — чрезвычайно быстрый. Мотивация поведения у «ориентированного-на-традицию» человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут.
В процессе модернизации общество порождает новый тип социального характера — «ориентация-на-себя». Для нового общества характерны резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Такому обществу нужен новый тип характера — предприимчивый, инициативный, любящий риск и все новое. «Ориентация-на-себя» означает внутренний, а не внешний источник мотивации, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и прочих авторитетов.
Основной характеристикой общения в молодежной среде является выделяемый Рисменом социальный характер, обусловленный «ориентацией-на-другого». Главным источником иодобной ориентации оказывается «группа равных» (Peer group) — категория, активно разрабатываемая в западной социологии молодежи. Социальный характер «ориентация-на-другого» получил свое развитие в США и других развитых странах во второй половине XX века. В данных обществах образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации. Потребность в получении одобрения со стороны группы равных становится главным источником достижения целей для «ориентированного-на-других» индивида.
История человечества, по Рисмену, представляет собой постепенный переход от «ориентированного-на-традицию» к «ориентированному-на-других» социальному характеру.