Общая характеристика раздела




Информация «Плана маркетинга и продаж» призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукции компании. Примерная структура раздела может включать:

1) определение внешних и внутренних параметров среды предприятия;

2) описание требований потребителей к продукции и возможностей компании удовлетворить эти требования;

3) определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон;

4) описание рынка сбыта продукции;

5) описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления – упаковка, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировка к месту продажи, предпродажный сервис, продажа, послепродажное обслуживание;

6) описание канала сбыта продукции (магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжёры) и др.);

7) стратегию привлечения потребителей исходя из возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.);

8) механизм формирования цен и определение объёма сбыта продукции.

 

Анализ окружения

Анализ внутренней среды предприятия должен содержать ответы на следующие стратегические вопросы:

ü каковы размеры рынка, на котором будет реализовываться продукция и какова тенденция его роста; какова доля «нашей» фирмы на рынке. В данном пункте рекомендуется провести анализ рынка с помощью матрицы «BCG» или любой иной аналогичной (рис.5);

ü каково географическое расположение рынков сбыта;

ü кто является стратегическим потребителем данного вида продукции;

ü цикличен ли спрос на продукцию, и если «да», то каков его период;

ü каковы прогнозы роста спроса на долгосрочную перспективу.

 
 

 


Рис.5. Пример анализа рыночного положения фирмы с помощью матрицы «BCG»

Необходимо также проанализировать наличие, доступность, цены, перспективы бесперебойного обеспечения предприятия (на протяжении его жизненного цикла) необходимыми ресурсами, в том числе:

ü сырьём, материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами;

ü энергетическими ресурсами (электроэнергией, тепловой энергией, топливом, водой, инертными газами, сжатым воздухом и т.д.);

ü трудовыми ресурсами;

ü финансовыми ресурсами;

ü информацией.

Анализируются также доступность и цены приобретаемого капитального имущества:

ü земельные участки;

ü здания и сооружения;

ü передаточные устройства;

ü оборудование;

ü транспортные средства;

ü инструменты;

ü инвентарь и др.

Немаловажное значение имеет анализ основных сведений о конкурентах, в том числе:

ü формируется перечень, в котором наименования фирм-конкурентов располагаются в порядке убывания их значимости, и определяются главные среди них;

ü определяются их потенциальные задачи и стратегии;

ü определяются размеры и показатели занимаемых долей рынка основными конкурентами;

ü производится сравнение способов продвижения товаров на рынке;

ü выявляются сильные и слабые стороны конкурентов.

Анализ внешней среды предприятия включает в себя ответы на следующие вопросы:

1. Политическая обстановка – даётся прогноз стабильности (нестабильности) политической ситуации и определяются факторы, эту стабильность определяющие.

2. Экономическая обстановка – производится анализ:

ü состояния общей деловой активности в целом по стране и по целевым регионам в частности (снижение, стагнация, подъём, стабильность);

ü тенденций инфляции (дефляции) как в целом по стране, так и относительно разрабатываемого продукта и его комлектующих;

ü кредитно-денежной политики;

ü инвестиционной обстановки и др.

Из анализа этих факторов формируются сведения об экономическом окружении проекта, которые могут включать в себя:

ü прогноз общего индекса инфляции и прогноз абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен отдельных продуктов и ресурсов на весь период реализации проекта;

ü прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта (при необходимости);

ü сведения о системе налогообложения (см.рис.6.).

Примерная форма представления информации об экономическом окружении проекта приведена в табл. 3.

Таблица 3

Сведения об экономическом окружении проекта

Этап реализации проекта     ...
Длительность этапа (месяц, квартал, годы)      
Показатели      
Темп инфляции (или общий индекс инфляции по отношению к базисному моменту на конец шага), % в год      
Индекс валютного курса (или индекс внутренней инфляции иностранной валюты)      
Темп, или индекс, роста цен в отдельности на продукцию, основные средства, материальные, трудовые ресурсы и услуги[6], % в год      
Ставки налогов, обязательных к уплате предприятием      

Источниками информации об экономической обстановке являются перспективные планы и прогнозы органов государственного управления в области экономической политики и финансов, анализ тенденций изменения цен и валютного курса, анализ структуры цен на продукты (услуги) и ресурсы в России и в мире.

3. Социальные факторы – играют большую роль в формировании спроса на продукцию конечного потребления и гораздо меньшую – при формировании спроса на it-продукцию промышленного назначения. В случае необходимости следует провести анализ таких показателей, как:

ü глубина расслоения общества;

ü уровень доходов;

ü уровень безработицы;

ü социальная защита;

ü покупательная способность населения и др.

4. Законодательство. В данном пункте следует указать ожидаемые изменения в следующих законодательных актах:

ü Гражданский кодекс РФ;

ü Налоговый кодекс РФ;

ü Трудовой кодекс;

ü антидемпинговое, антимонопольное и иное аналогичное законодательство;

ü законодательство в сфере защиты прав потребителей;

ü законодательство по безопасности и качеству товаров;

ü законодательство по охране труда и технике безопасности;

ü законодательство по охране окружающей среды и др.

Кроме основных законодательных актов, необходимо изучение и анализ законодательных актов, касающихся конкретной предпринимательской деятельности.

Очень важной информацией для любого инвестиционного проекта является информация о системе налогообложения, которая должна включать полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных аналогичных платежей. С точки зрения учёта в расчётах эффективности инвестиционных проектов налоги и иные обязательные платежи могут быть разделены на следующие виды:

ü налог на добавленную стоимость (НДС);

ü налог на прибыль;

ü налог на имущество;

ü земельный налог;

ü таможенные пошлины и сборы;

ü начисления на заработную плату;

ü налоги на сырьё.

По каждому виду налогов необходимо привести следующие сведения:

ü база налогообложения;

ü ставка налога;

ü периодичность выплат налога (сроки уплаты);

ü льготы по налогу.

5. Научно-технические факторы, включая:

ü достижения фундаментальных и прикладных НИР;

ü факторы ускорения НТП;

ü рост ассигнований в данной сфере на НИР и ОКР;

ü положение дел в отрасли и др.

6. Природные факторы:

ü доступность (дефицит) необходимого для производства сырья;

ü рост цен на топливо и энергию;

ü возможность загрязнения окружающей среды и методы противодействия этому.

7. Демографические факторы (для сферы IT – играют незначительную роль):

ü изменения численности населения;

ü возрастной состав населения;

ü рождаемость и смертность;

ü миграция населения;

ü род занятий;

ü образование;

ü уровень доходов и др.

 

Ценообразование

Цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платёжеспособности организации. На уровень цен могут оказывать влияние большое количество факторов, вследствие чего для его обоснования следует указать следующее:

1. Тип рынка, на котором будет реализовываться товар. На практике принято выделять следующие типы рыночных структур:

ü При чистой монополии, т.е. когда предприятие будет единственным продавцом на рынке. В этом случае есть все шансы устанавливать практически любую цену, только бы её выдержал рынок.

ü В случае олигополии, рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов, на которые приходится основная часть продажи отрасли. Продавцы на этом рынке весьма чувствительны к политике ценообразования конкурентов, однако избегают ценовых войн.

ü Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счёт предложения покупателям диверсифицированных товаров и услуг.

ü Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей стандартизированного товара. Отдельный продавец в данном случае не может оказывать большого влияния на уровень текущих рыночных цен и вынужден устанавливать её, руководствуясь принципом «как у других».

2. Цели, которые ставит себе предприятие. Такими целями могут быть:

ü обеспечение выживаемости. Попавшие в трудное финансовое положение, предприятие прибегает к ценовым уступкам до тех пор, пока снижение цены покрывает издержки;

ü максимизация текущей прибыли. В случаях, когда текущие финансовые показатели для предприятия важнее долговременных, оно назначает такие цены, которые обеспечат максимальные поступления текущей прибыли;

ü завоевание лидерства по показателям доли рынка. Предприятие, которому принадлежит большая доля рынка, будет иметь низкие издержки и высокие долговременные прибыли;

ü завоевание лидерства по показателям качества товара. Предприятие, поставившее цель добиться, чтобы его товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке, обычно устанавливает на него высокие цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

3. Эластичность спроса на предлагаемый товар. В данном случае эластичность представляет собой меру реакции потребительского спроса на изменение уровня цен[7]. При неэластичном спросе рекомендуется повышать цену, а при эластичном – имеет смысл снижать цену (правда ни в коем случае не ниже себестоимости).

4. Принятый на предприятии механизм ценообразования. Принято выделять следующие механизмы:

ü расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Метод заключается в начислении определённой наценки на полную себестоимость товара;

ü расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен и их влияния на объём продаж, необходимый для преодоления точки безубыточности и получения целевой прибыли;

ü установление цены на основе ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования считаются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара в комплексах маркетинга используются неценовые приёмы воздействия. Цена в этом случае призвана отражать ощущаемую ценностную значимость товара;

ü установление цены на основе уровня текущих цен. При установлении цен с учётом уровня текущих цен предприятие в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек и спроса;

ü стратегия «снятия сливок». В данном случае на товар изначально устанавливаются самые высокие цены, которые только возможно запросить в определённом сегменте рынка. После того как начальная волна сбыта замедляется, предприятие снижает цену, чтобы привлечь следующий сегмент рынка, который устраивает новая цена. Действуя подобным образом, предприятие снимает максимально возможные финансовые «сливки» с самых разных сегментов рынка.

Возможны и иные факторы, оказывающие влияние на механизм ценообразования разработанного продукта.

Можно также указать и механизм установления скидок и надбавок на продукцию, к примеру, за авансовый платёж, своевременное исполнение условий контракта, приобретение клиентом оптовой партии товара и др.

 

Продвижение товара

Продвижение товара на рынок представляет собой деятельность по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Основные методы продвижения товара представлены в виде:

ü прямых (личных) продаж;

ü продаж с помощью крупнооптовых посредников;

ü продаж с помощью мелкооптовых посредников;

ü продаж с использованием комиссионеров и агентов.

Выбор канала распределения зависит от многих факторов, основными из которых следует признать следующие:

ü способ оплаты;

ü механизм перераспределения рисков;

ü принятые механизмы ведения переговоров и оформления заказа и др.

Для продвижения товара на рынок можно использовать один из следующих механизмов:

ü рекламу;

ü стимулирование сбыта;

ü пропаганду;

ü личные продажи.

Реклама считается наиболее результативным методом воздействия на покупателей. Определив задачи рекламы (информативная, увещевательная, напоминающая), следует определить величину рекламного бюджета на реализуемый товар. Данные о величине средств, направляемых на рекламу, целесообразно отобразить в том виде, как это представлено в табл. 4.

Таблица 4

Образец бюджета рекламы

Вид рекламы Краткое описание или макет Единица измерения Стоимость за единицу (руб.) Стоимость в конкретный период реализации проекта (тыс.руб.)
   
Прямая рассылка письмо   -  
Реклама в специальных изданиях см2      
Реклама по центральному телевидению секунда      
Наружная реклама м2      
Сувенирная реклама ед. сувенирной продукции   - -
Реклама в местах продаж вывеска     -
ИТОГО    

Следует определить, какое число лиц в рамках целевой аудитории должно ознакомиться с его рекламной кампанией за конкретный отрезок времени, а также сколько раз за конкретный отрезок времени должен будет столкнуться с рекламным обращением средний представитель целевой аудитории.

 

1.8. Производственный план

Количество этапов и работ, выполняемых на каждом этапе в процессе реализации проекта, зависит от особенностей конкретного проекта. Но практически все инвестиционные проекты выполняются в три этапа:

1) предпроизводственный период;

2) освоение производства или рынка;

3) работа на полную (проектную) мощность.

Ориентировочный состав работ первого (предпроизводственного) этапа может быть следующим:

ü государственная регистрация предприятия;

ü получение лицензии на право деятельности;

ü проектные работы;

ü приобретение (аренда) земельного участка и подготовка строительной площадки;

ü строительно-монтажные работы;

ü закупка оборудования и др. основных средств;

ü монтажные и пусконаладочные работы;

ü обучение персонала;

ü сдача объектов в эксплуатацию.

На втором этапе следует указать основные направления НИР и ОКР. Основные этапы НИР могут включать в себя:

ü разработку технического задания (ТЗ) НИР;

ü выбор направления исследования;

ü теоретические и экспериментальные исследования;

ü обобщение и оценку результатов исследований.

Конкретный состав этапов и работ на них определяется, естественно, спецификой НИР. Примерный перечень работ на этапах НИР представлен в табл. 5.

Таблица 5

Примерные этапы и состав работ НИР

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ НИР ü научное прогнозирование; ü анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований; ü изучение патентной документации
Выбор направления исследования ü формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и сравнительная оценка; ü выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач; ü сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов; ü оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции; ü разработка общей методики проведения исследований
Теоретические и экспериментальные исследования ü разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений; ü выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчётов; ü разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей, а также испытательного оборудования; ü проведение экспериментов, обработка полученных данных; ü сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями; ü корректировка теоретических моделей объекта; ü проведение при необходимости дополнительных экспериментов; ü проведение технико-экономических исследований
Обобщение и оценка результатов исследований ü обобщение результатов предыдущих этапов работ; ü оценка полноты решения задач; ü разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР; ü разработка проекта ТЗ на ОКР; ü составление итогового отчёта; ü приёмка НИР комиссией

После завершения прикладных НИР, при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения её целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). ОКР – важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.

Основные этапы ОКР могут включать в себя следующие работы:

1. Разработку ТЗ на ОКР.

2. Техническое предложение.

3. Эскизное проектирование.

4. Техническое проектирование.

5. Разработку рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца.

6. Предварительные испытания опытного образца.

7. Государственные (ведомственные) испытания опытного образца.

8. Отработку документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР приведён в табл. 6.

Таблица 6

Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР Основные задачи и состав работ
Разработка ТЗ на ОКР ü составление проекта ТЗ заказчиком; ü проработка проекта ТЗ исполнителем; ü установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ; ü согласование и утверждение ТЗ
Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта) ü выявление дополнительных или уточнённых требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ: ü проработка результатов НИР; ü проработка результатов прогнозирования; ü предварительные расчёты и уточнение требований ТЗ
Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования) ü разработка принципиальных технических решений; ü выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не производится; ü выбор элементной базы разработки; ü разработка структурных и функциональных схем изделия; ü выбор основных конструктивных элементов; ü разработка и испытание макетов
Техническое проектирование ü окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям: ü разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем; ü проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте; ü разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия; ü испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях
Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца ü разработка полного комплекта рабочей документации; ü согласование документации с заказчиком и изготовителем серийной продукции; ü проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию; ü изготовление в опытном производстве опытного образца: ü настройка и комплексная регулировка опытного образца
Предварительные испытания ü проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и возможного предъявления на государственные испытания: - стендовые испытания; - предварительные испытания на объекте; - испытания на надёжность
Государственные (ведомственные) испытания ü оценка соответствия ТЗ и возможности организации серийного производства
Отработка документации по результатам испытаний ü внесение необходимых уточнений и изменений в документацию; ü передача документации организации-изготовителю

Последний этап (работа на производственную мощность) включает в себя:

1. Описание производственного процесса. Данный элемент включает в себя схему производственных потоков, в которой наглядно продемонстрировано, откуда и как будут поступать все виды сырья, материалов и комплектующих, где и каким образом они будут перерабатываться в продукцию (услугу), как эта продукция (услуга) будет поставляться (продаваться). Пример решения по этому вопросу представлен на рис. 6.

 

 

 

 


Рис. 6. Технологическая блок-схема процесса допечатной подготовки однокрасочного текстоизобразительного издания в бумажной обложке

2. Специфические требования к организации производства. В данном пункте излагаются особые требования к производству и меры по их обеспечению.

3. Производственные мощности. Указывается:

ü какими средствами и где предприятие владеет или какие арендует в настоящее время: недвижимость, земельные участки, производственные площади, производственное оборудование;

ü вспомогательные и дополнительные площади, в т.ч. офисные и складские;

ü физическое состояние зданий и оборудования в настоящее время;

ü вспомогательное и дополнительное имущество или оборудование;

ü инженерные коммуникации, их состояние;

ü транспортные коммуникации, их состояние;

ü телекоммуникации;

ü наличие необходимых очистных сооружений.

Здесь же производится анализ сбалансированности производственных мощностей.

4. Сырьё и материалы. Материальные затраты на производство продукции состоят из следующих статей:

ü основное сырьё и материалы;

ü вспомогательное сырьё и материалы;

ü покупные полуфабрикаты;

ü покупные комплектующие изделия;

ü тара и тарные материалы;

ü топливо для технологических целей;

ü энергия для технологических целей;

ü транспортно-заготовительные расходы;

ü работы и услуги сторонних организаций производственного характера.

Стоимость сырья и материалов определяется на основании норм расходов каждого вида материалов и цен на них. Норма расходов материалов на деталь складывается из веса готовой детали в соответствии с чертежом и веса неизбежных отходов в зависимости от исходного материала и технологии изготовления. Результаты расчётов сводятся в таблицу (табл. 7).

Таблица 7

Определение стоимости сырья и материалов

Наименование сырья и/или материалов Марка материала, ГОСТ Единица измерения Цена единицы Норма расхода на одно изделие Стоимость одного изделия Примечание
  Итого            

 

При наличии возвратных отходов стоимость от их реализации следует вычесть из стоимости материалов.

Расходы по статьям «Покупные полуфабрикаты» и «Покупные комплектующие изделия» определяются в соответствии с ведомостью покупных изделий и полуфабрикатов и сводятся в соответствующую таблицу (табл.8).

Таблица 8

Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов

Наименование покупных изделий и полуфабрикатов Обозначение Ед. измерения Цена единицы Количество на одно изделие Стоимость на одно изделие
  Итого          

В статью «Топливо и энергия для технологических целей» включаются затраты на все виды расходуемого в производстве топлива и энергии;

ü уголь;

ü мазут;

ü природный газ и др.;

ü электроэнергия;

ü тепловая энергия;

ü вода;

ü инертные газы (CO2, аргон и др.);

ü сжатый воздух и т.д.

Результаты расчётов стоимости топлива и энергии на технологические цели сводятся в соответствующую таблицу (табл.9).

 

 

Таблица 9

Стоимость топлива и энергии на технологические цели

Наименование топлива и энергии Обозначение Ед. измерения Цена единицы Расход на одно изделие Стоимость на одно изделие
  Итого          

Итоговые данные также сводятся в таблицу (табл.10)

Таблица 10

Прямые материальные издержки на одно изделие

Номер шага     ...
Длительность шага (годы или доли года)      
Статьи затрат      
  Сырьё и материалы      
  Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия      
  Тара и тарные материалы      
  Топливо и энергия для технологических целей      
  Транспортно-заготовительные расходы      
  Работы и услуги сторонних организаций производственного характера      
  Итого      

Рациональным является и разделение издержек на условно-постоянные и условно-переменные:

ü переменные издержи представляют собой затраты, напрямую связанные с изменением объёмов производства, и обычно представляют собой затраты на сырьё и материалы, комплектующие изделия, затраты на производственный персонал, частично на топливо и электроэнергию;

ü постоянные издержки не зависят от объёмов производства и представляют собой затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования), торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, сбыт), административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).

При расчёте накладных расходов группировка затрат может быть любой (например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспортных средств, цеховые расходы, общезаводские расходы, или же общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы).

4. Контроль качества продукции. В данном пункте указываются существующие стандарты и требования, отмечается наличие необходимого контрольно-поверочного оборудования и соответствующих специалистов, выявляются потенциальные проблемы и определяются пути их решения.

 

План по персоналу

В данном разделе анализируется информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации; производится анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчёты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.

Работающих на предприятии сотрудником целесообразно поделить по составу на категории, представленные на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Примерная структура персонала предприятия

Деление персонала на категории может быть иным, чем на рис. 7, и определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Так, в частности, с повышением автоматизации производственных процессов уменьшается доля затрат труда основных производственных рабочих и увеличивается доля труда вспомогательных рабочих и специалистов, не говоря уже о гибком интегрированном производстве, где основные, вспомогательные и обслуживающие процессы интегрируются в единый производственный процесс.

Численность основных производственных рабочих определяется на основании трудоёмкости производственной программы и баланса времени одного рабочего.

Численность производственных рабочих-повременщиков и вспомогательных рабочих устанавливается по штатным расписаниям, где показывается численность, которая определяется по числу рабочих мест в соответствии с технологией производства, нормами обслуживания и сменностью работ.

Потребность в специалистах и служащих определяется в соответствии со структурой управления предприятием и штатным расписанием.

Численность охраны и пожарной охраны определяется по числу постов охраны, нормам обслуживания и режиму работы.

По каждой категории персонала указывается необходимый профессиональный уровень, опыт работы по данному направлению, должностные обязанности и система подчинения.

Затраты на оплату труда определяются для всех категорий персонала предприятия. Расходы на оплату труда для всех категорий персонала включают в себя:

ü основную заработную плату с учётом всех выплат из фонда оплаты труда (премии за производственные результаты, выплаты стимулирующего характера, надбавки за профессиональное мастерство, выплаты компенсирующего характера, связанные с режимами работы и условиями труда);

ü дополнительную заработную плату;

ü отчисления на социальные нужды.

Расчёты расходов на оплату труда сводятся в соответствующую таблицу (табл.11).

Таблица 11

Расходы на оплату труда

Категория персонала Количество, чел. Заработная плата (вместе с отчислениями)
Среднемесячная одного человека Среднегодовая одного человека Всего в год
Итого        

 

Если расходы на оплату труда планируется изменять в течение расчётного периода, то данные по зарплате необходимо указывать по шагам расчёта.

 

1.10. Финансовый план

Финансовый план является основным разделом бизнес-плана. Основной целью данного раздела является расчёт основных финансовых показателей. Источником информации являются данные предыдущих пунктов бизнес-плана, а для анализа рассчитанных данных целесообразно использовать нормативные показатели для конкретной сферы деятельности. Структура раздела может зависеть от специфики деятельности предприятия, однако должна предусматривать следующие пункты:

1. Объём финансирования проекта по каждому источнику. Источники финансирования проекта и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования денежных средств предприятия. Избыток финансирования означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Недостаток, в свою очередь – тормозит ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

Источниками формирования оборотных средств могут выступать:

ü собственные средства;

ü средства, приравненные к собственным;

ü заёмные средства;

ü привлечённые средства.

Рассмотрим содержание и характеристику каждого из этих источников (табл. 12).

За счёт собственных источников формируется, как правило, минимальная, но стабильная часть оборотных средств предприятия. Наличие собственных оборотных средств позволяет организации свободно маневрировать, повышать результативность и устойчивость своей деятельности.

 

 

Таблица 12

Характеристика источников финансирования[8]

№ п/п Виды финансирования Критерии оценки
Доступность Ёмкость Эффективность Уровень риска
1. Уставный капитал Максимальная Низкая Невысокая Минимальный
2. Нераспределённая прибыль Очень высокая Зависит от рентабельности деятельности Удовлетворительная Минимальный
3. Лизинг Низкая (сложность заключения договора) Низкая Существенная Высокий
4. Самофинансирование (внутренний рост) Удовлетворительная Низкая Невысокая Минимальный
5. Эмиссия облигаций Высокая (если соответствует законодательству) Существенная Высокая (высокая привлекательность при высоком дисконте) Высокий
6. Фонды развития Максимальная Незначительная (пропорции распределения прибыли на потребление и накопление) Максимальная (бесплатный ресурс) Минимальный
7. Эмиссия акций Удовлетворительная (для рентабельных предприятий) Существенная (привлекательность акций) Существенная (дивиденды по акциям) Удовлетворительный (структура акционерного капитала)
8. Консолидированные средства Удовлетворительная (интеграционная возможность предприятия) Удовлетворительные (условие договоров консолидирующихся структур) Удовлетворительная Удовлетворительные
9. Кредиты и ссуды Низкая (для высокорентабельных и надёжных предприятий) Максимальная Низкая (уровень кредитной ставки) Низкий (условия кредитного договора)
10. Государственные кредиты Минимальная (приоритетность предприятия) Максимальная Максимальная (дешёвый ресурс) Минимальный
11.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: