Фонетическая стилистика
Задание на дом
Теоретические вопросы.
1. Стилистические средства фонетики. Средства авторские и исполнительские.
2. Из истории изучения фонетической стилистики.
3. Стили произношения и функциональные стили.
4. Стилистический потенциал звуков речи.
5. Стилистические возможности интонации и ее компонентов.
Терминологический минимум: аллитерация,архаизмы фонетические ассонанс, благозвучие, звукопись, звукоподражание, мелодика, размеры стихотворные, тембр, ударение логическое, ударение словесное, ударение эмфатическое, фонетическая анафора, фонетическая эпифора.
Задание 1. Подберите примеры использования звукописи и звуковой игры в произведениях устного народного творчества, в русской классической литературе, в публицистических текстах. Предложите варианты из использования на уроках русского языка или литературы (класс, тема, цель использования и проч.).
Задание 2. Прочитайте вслух, верно передавая указанную интонацию.
1. – Я не совсем согласен с тобою, – начал он, – не всегда природа намекает нам на… любовь. (Он не сразу произнес это слово.) Она также грозит нам; она напоминает о страшных… да, о недоступных тайнах (Тургенев).
2. Как? После нашего знакомства, после этих разговоров, после всего… Стало быть, если б я вас здесь не встретила случайно (голос Елены зазвенел, и она умолкла на мгновение)… так бы вы и уехали, и руки бы мне не пожали в последний раз, и вам бы не было жаль? (Тургенев).
3. – Ты больна? – произнес он трепетным голосом (они уже начали в важных случаях говорить «ты» друг другу). Так я сейчас за доктором… (Тургенев).
4. Вдалеке на колокольне пробило три часа, сейчас же запели вторые петухи. На улице опять появился однорукий. На этот раз он шел прямо на сторожей, к магазину. Они, замолчав, глядели на него. Вдруг сторож шепнул скороговоркой:
– Пропали мы, Иван, давай свисток (А.Н. Толстой).
5. – Нечего ребенку нервы мотать! – сказала она Глебу решительно. – Он и так нервный!! А все из-за тебя! Был бы у него нормальный отец – и сын был бы нормальный! (Устинова).
6. В театральном анекдоте очень важное место занимает интонация. Если она невыразительная, то анекдот не звучит. Например, такой. Сидят в театральном буфете два старых артиста – комик и трагик. Комик говорит (высоким, жизнеутверждающим голосом):
– У нас в театре кошмар. Ну болото сплошное. Черт-те что творится. Никаких новых работ. Но самое обидное – никто не помнит!
А трагик ему вторит (как и положено басом, мрачно):
– Да, в театре кошмар. Ну болото сплошное. Черт-те что творится. Никаких новых работ. Но помнят! Не забыли (М. Райкина).
Задание 3. Определите, какие особенности интонации переданы графическими средствами, в том числе знаками препинания. Установите, с какими целями использованы фонетические стилистические средства.
1. И снится вещий сон герою: он видит, будто бы княжна над страшной бездны глубинною стоит недвижна и бледна… И вдруг Людмила исчезает, стоит один над бездной он… Знакомый глас, призывный стон из тихой бездны вылетает… Руслан стремится за женой; стремглав летит во тьме глубокой… (Пушкин).
2. Тут ты подвернулся; ты идеалист, ты веришь… во что, бишь, ты веришь?.. ты краснеешь, смущаешься, толкуешь о Шиллере, о Шеллинге (она же всё отыскивает замечательных людей), вот ты и победил, а я, несчастный, стараюсь шутить…и… и… между тем… (Тургенев).
3. – Ну, если не разочарованный, то скептык, это еще хуже (выговор Михалевича отзывался его родиной, Малороссией). А с какого права можешь ты быть скептиком? (Тургенев).
4. – <…> Это слово: ци…ви…ли…зация (Потугин отчетливо, с ударением произнес каждый слог) и понятно, и чисто, и свято, а другие все, народность там, что ли, слава, кровью пахнут…бог с ними! (Тургенев).
5. – Елена… ты не бойся… иди туда… (Булгаков).
6. Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Катень-ка…
…Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем (А.Н. Толстой).
7. Наступили те прекрасные светлые сумерки, какие бывают только в Заполярье.
– Го-осподи! Тишина-то какая! – распевно сказала Люба (Соболев).
8. Я убежден, что если бы в тот миг ему сказали, кому он любезно передал головной убор корнета Подгурского, если бы он мог подумать, какая судьба ожидает этого молодого и любезного длинного Пипера (такова была полковая кличка Петра Врангеля в те дни), он пошел бы к врачам и попросил::Поместите меня в психиатрическую клинику! Смотрите, какая несообразица стала мне мерещиться!» (Л. Успенский).
9. Любое отклонение от привычного казалось Лизе, и она подозревала, что не только ей, фатальным и страшным. Что на этот раз?.. Взрыв, удушающий газ, захват заложников?.. И неужели сейчас… в меня? Неужели не пронесло? (Устинова).
10. Как назывался фильм, который он смотрел однажды вечером, лежа на диване в «домике охранника» и потягивая скверное пиво?
«Сестра его дворецкого», кажется?
Этот фильм называется «Внучка его хозяйки», и лучше его никогда не смотреть (Устинова).
Задание 4. Проанализируйте использование фонетических стилистических средств в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:
1) обратите внимание на качество гласных и согласных звуков;
2) определите стихотворный размер, найдите стопы с лишними, внесхемными, ударениями и стопы с пропуском ударений; попытайтесь объяснить причины / цели их использования;
3) проследите за сменой темпа чтения; мотивируйте, какие фрагменты следует читать быстрее, какие медленнее.
Дополнительные задания для желающих.
1. Составьте задание, подобное заданию 2, на материале текста одного из произведений, изучаемого в школе, и предложите его сокурсникам.
2. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Задания по фонетической стилистике в школьных учебниках»; «Фонетические особенности разговорной речи», «Фонетические особенности речи радио- и тележурналистов». (С сообщением надо будет выступить на занятии.)