В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца – зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша – она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега. Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены – амадо – делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи. Первоначально веранда (энгава) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума, чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками. При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки. Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76х0,88 м. В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) – эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев. Во время праздников в токонома помещают соответствующие атрибуты и украшения, правда, в последнее время чаще всего в нише ставят телевизор. |
Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса. Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет – достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами. Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома: - дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби. - камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование. Таким образом, обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе – по мере уменьшения дохода и престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор – проще. Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным. В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет. В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж. |
Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра. Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе. Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев. В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь" площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня – в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж. |
Одежда. Немало пришедшего из прошлой культуры сохранилось в домашнем костюме японцев. Если в качестве рабочей одежды ими используются современные спецовки и европейский костюм, то дома японцы предпочитают носить кимоно (прямокройный халат). По покрою мужские и женские кимоно одинаковы. В мужском варианте лишь рукава значительно короче. Непременная принадлежность костюма – пояс (оби): у мужчин узкий, у женщин широкий, завязывающийся на спине большим бантом. Для особо торжественных случаев надевают кимоно монцуки из ткани черного цвета, с белыми фамильными гербами на груди, спине и рукавах. В холодную погоду можно надеть стеганые кимано на вате (вата-ирэ). Под обычным кимано носят нижнее кимано светлого цвета, покороче. Кимоно может дополняться курткой (хаппи), жакетом (хаори). Низ кимоно может оставаться свободным, не заправленным, а может – во время работы – заправляться в узкие штаны – ноговицы (момпэ), а в торжественных случаях – в плиссированную длинную юбку-штаны (хакама).
Деревянная обувь – «гета» представляет собой подошву на двух поперечных дощечках высотой до 10 см с креплением, которое пропускается между большим и остальными пальцами. Припродолжительной ходьбе пользуются также соломенными или резиновыми сандалиями с обычной плоской подошвой, но с таким же креплением, как у гета.
Особенности социального быта. В современных социальных структурах японского общества сохранилось немало особенностей от прошлых эпох. С тех пор как предводитель мелкопоместного служилого дворянства — самураев — Минамото Ритомо объявил себя сегуном — верховным правителем (XII в.), самураи играли весьма заметную роль в политической жизни Японии. Был разработан кодекс рыцарской чести «Бy- сидо» («Путь воина»), регламентировавший поведение самураев, в том числе обряд самоубийства (харакири).
В значительной мере моральные устои общества по традиции подчинены идее исключительности японского характера. Патриархальные отношения, т. е. полное подчинение всех членов семьи воле главы семьи, остаются господствующими. Приниженное, неравноправное положение женщины проявляется и на государственном уровне. За равный с мужчиной труд женщина получает меньшее вознаграждение. Японцы придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой является необходимым условием приличий и достойного общественного поведения.
Фактически сохраняется деление японского общества на касты. Униженное, неполноправное положение в обществе занимает каста буракумин, или эта. К ней в Японии принадлежит около 3 млн. человек. Они проживают в особых поселках (числом до 600). Буракумины — люди так называемых «подлых профессий» — мусорщики, кожевники, скоморохи и т. п. Официально они равноправны с остальными японцами, но на практике их дискриминация сохраняется.
Браки между буракуминами и остальными японцами осуждаются обществом. Буракуминам гораздо труднее, чем иным представителям японского общества, получить образование. Доступ к высококвалифицированному труду в современных условиях, когда все производство основано на высоких технологиях, для них практически закрыт.
Потребности современного хозяйства воздействуют на формирование системы образования. В Японии обязательно девятилетнее среднее образование.
Верования. Не совсем обычна и религиозная обстановка в стране, где одновременно сосуществуют две религии. Религиозная ситуация уникальна. Лишь 30% населения связывают себя с какой-либо религией, а 70% являются атеистами. Первая из них — синтоизм (сшшю-по-японски — «путь богов») — поклонение солнечной богине Аматэрасу и почитание ее «потомков» — членов императорской фамилии. До конца Второй мировой войны синтоизм считался государственной религией, точнее — идеологией, обязательной для всех японцев (при этом принадлежность человека к другой религии не имела значения). Вторая религия, имеющая много последователей, — буддизм. В бытовой, повседневной практике эти религии мирно «поделили» между собой сферы влияния. Буддизм «ведает» похоронной обрядностью, а синтоизм — повседневной религиозной практикой японцев, многие из которых являются стихийными, атеистами.