Традиционный японский дом




 

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца – зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша – она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега. Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены – амадо – делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи. Первоначально веранда (энгава) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума, чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками. При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки. Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76х0,88 м. В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) – эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев. Во время праздников в токонома помещают соответствующие атрибуты и украшения, правда, в последнее время чаще всего в нише ставят телевизор.
Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса. Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет – достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами. Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома: - дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби. - камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование. Таким образом, обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе – по мере уменьшения дохода и престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор – проще. Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным. В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет. В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж.
Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра. Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе. Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев. В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь" площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня – в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж.

Одежда. Немало пришедшего из прошлой культуры сохра­нилось в домашнем костюме японцев. Если в качестве рабочей одежды ими используются современные спе­цовки и европейский костюм, то дома японцы предпочитают носить кимоно (прямокройный халат). По покрою мужские и женские кимоно одинаковы. В мужс­ком варианте лишь рукава значительно короче. Непременная принадлежность костюма – пояс (оби): у мужчин узкий, у женщин широкий, завязывающийся на спине большим бантом. Для особо торжественных случаев надевают кимоно монцуки из ткани черного цвета, с белыми фамильными гербами на груди, спине и рукавах. В холодную погоду можно надеть стеганые кимано на вате (вата-ирэ). Под обычным кимано носят нижнее кимано светлого цвета, покороче. Кимоно может дополняться курткой (хаппи), жакетом (хаори). Низ кимоно может оставаться свободным, не заправленным, а может – во время работы – заправляться в узкие штаны – ноговицы (момпэ), а в торжественных случаях – в плиссированную длинную юбку-штаны (хакама).

Деревянная обувь – «гета» представляет собой подошву на двух поперечных дощечках высотой до 10 см с креплением, которое пропускается между большим и остальными пальцами. Припродолжительной ходьбе пользуются также соломенными или резиновыми сандалиями с обычной плоской подошвой, но с таким же креплением, как у гета.

Особенности социального быта. В современных социальных структурах японского общества сохранилось немало особенностей от прошлых эпох. С тех пор как предводитель мелкопоместного служилого дворян­ства — самураев — Минамото Ритомо объявил себя сегуном — верховным правителем (XII в.), самураи играли весьма заметную роль в политической жизни Японии. Был разработан кодекс рыцарской чести «Бy- сидо» («Путь воина»), регламентировавший поведение самураев, в том числе обряд самоубийства (харакири).

В значительной мере моральные устои общества по традиции подчинены идее исключительности японско­го характера. Патриархальные отношения, т. е. полное подчинение всех членов семьи воле главы семьи, оста­ются господствующими. Приниженное, неравноправное положение женщины проявляется и на государствен­ном уровне. За равный с мужчиной труд женщина получает меньшее вознаграждение. Японцы придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой является необходимым условием приличий и достойного общественного поведения.

Фактически сохраняется деление японского обще­ства на касты. Униженное, неполноправное положение в обществе занимает каста буракумин, или эта. К ней в Японии принад­лежит около 3 млн. человек. Они про­живают в особых поселках (числом до 600). Буракумины — люди так на­зываемых «подлых профессий» — му­сорщики, кожевни­ки, скоморохи и т. п. Официально они равноправны с остальными япон­цами, но на прак­тике их дискриминация сохраняется.

Браки между буракуминами и остальными японцами осуждаются обществом. Буракуминам гораздо труднее, чем иным представителям японского общества, полу­чить образование. Доступ к высококвалифицированно­му труду в современных условиях, когда все производ­ство основано на высоких технологиях, для них прак­тически закрыт.

Потребности современного хозяйства воздейству­ют на формирование системы образования. В Японии обязательно девятилетнее среднее образование.

Верования. Не совсем обычна и религиозная об­становка в стране, где одновременно сосуществуют две религии. Религиозная ситуация уникальна. Лишь 30% населения связывают себя с какой-либо религией, а 70% являются атеистами. Первая из них — синтоизм (сшшю-по-японски — «путь богов») — поклонение солнечной богине Аматэрасу и почитание ее «потомков» — членов импе­раторской фамилии. До конца Второй мировой войны синтоизм считался государственной религией, точ­нее — идеологией, обязательной для всех японцев (при этом принадлежность человека к другой религии не имела значения). Вторая религия, имеющая много последова­телей, — буддизм. В бытовой, повседневной практике эти религии мирно «поделили» между собой сферы влияния. Буддизм «ведает» похоронной обрядностью, а синтоизм — повседневной религиозной практикой японцев, многие из которых являются стихийными, атеистами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: