Конец цитаты Ибн аль-Каййима.




Посмотри же на слова Ибн аль Каййима, да смилуется над ним Аллах, и на то, что мы уже привели ранее из слов ученых, которые упомянул хафиз Мухаммад Ибн аль-Ваддах – об их пути, и их вражде к нововведенцам и ненависти к ним, и порочении их, и запрете сидеть и общаться с ними.

И когда поразмыслит над этим справедливый, и свободный от фанатизма и невежества человек – он поймет путь праведных предшественников и первых поколений, и поймет, какая у них была ревность за Аллаха и Его религию, и разъяснится ему невежество этих возражающих

И цель здесь – объяснить, что «Ихваны» были на прямом пути соответствующем пути Пророка, мир ему, и пути его сподвижников, и вынесли такфир тем, кому вынесли такфир Аллах и Его Посланник и на чем единогласны ученые, и перестали давать салям тем, кто не выносит им такфир, и проявляет к ним уаля, и защищает их – и сделали с ними лишь это, потому что отнесли их к невежеству и отсутствию знания, и тому, что у них есть шубха и тауиль которые побудили их препираться за тех кафиров.

И «Ихваны» сделали так потому, что это у них – из призыва к Аллаху, и поэтому обращались с ними лишь отказом давать им салям и возвращать его.

И в то же время, когда такой бойкот был из пути Пророка и его правдивых искренних сподвижников с теми, кто совершили легкий грех, Пророк оставил бойкот мунафиков, потому при их грехе не приносит пользу воспитание и бойкот, и Пророк принял их оправдание и оставил их дело Аллаху.

И Пророк оставил их и не наказал лишь потому, что боялся, что люди будут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников, а не потому, что их грех не требует наказания.

И подробно поговорил об этом шейх уль Ислам Ибн Теймия в «Ас-Сарим аль-Маслюль аля шатим ар Расуль».

Поэтому, претензии и порочение требующих знания за бойкот грешников, не говоря уже о бойкоте врагов Аллаха и Его Посланника, отрицающих Возвышенность Аллаха над Его творениями, и придающих Ему сотоварищей – величайшая ошибка, и порочная и опасная претензия, и чрезмерный и глубокий джахль!

Что же касается слов этого возражающего: «И по причине этих людей – стали плохо думать о делающих насыха, и когда некоторые люди делают насыха, другие говорят: «Не принимайте их насыха, ведь они такфиристы, делают такфир людям!». И причина этого – невежество невежд, в упоминании чьих имен нам нет нужды, и умному хватит указания. Они утверждают, что они призывающие к Аллаху, и что они призывают к одобряемому, и запрещают порицаемое – однако они делают больше нечестия, чем исправляют»

Скажу в ответ: субхан Аллах, как же велик Аллах, и сколь же мощна Его Власть! Вот так он запечатывает сердца тех, которые не ведают! Как же сильно открываются причисляющие себя к знанию перед шайтаном – до того, что доходят до такого предела!

Истинно, шайтан открыл перед многими людьми разные двери шубухатов для отбрасывания призыва к одобряемому, и запрета порицаемого, и толкнул на их языки эту шубху, с целью добиться этим того, чтобы люди оставили призыв к одобряемому и запрет порицаемого, потому что в нём – отталкивание людей от принятия насыхатов!

И они думают, что призыв к одобряемому и запрет порицаемого – невежество приказывающего и запрещающего, и что разум не дозволяет этого.

И подобное мышление – удел многих людей, и даже большинства их, и оно и есть самая настоящая погибель, и плод лицемерия.

Ведь истинно, обладатели такого мышления считают, что разумным является сделать так, чтобы все люди были довольными тобой, и не противоречить людям в их устремлениях и страстях, и добиваться их любви. И они говорят: «Исправь себя, войдя к людям, и идя вместе с ними, и не делай себя ненавистным для них, ведь тогда они не будут принимать от тебя насыхаты»

И это и есть порча души, и введение ее в погибель, и тот, кто так делает – ищет довольства людей за счет гнева Аллаха, и творения в его душе стали величественней Аллаха. И кто ищет довольства людей за счёт гнева Аллаха – то Аллах разгневается на него, и сделает так, чтобы люди тоже разгневались на него. А кто искренен к себе и хочет спастись, пусть ищет довольства Аллаха посредством вражды с врагами Аллаха, и Его Посланника, и пусть знает, что не устоит основа основ религии, и не будет она прямой, и не утвердится – кроме как при разрыве с врагами Аллаха, и джихаде с ними, и отречения от них, и приближения к Аллаху посредством ненависти к ним, и порочения их.

И сказал Аллах: «Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучатся вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами » (аль-Маида, 78-81)

И большинство людей поклоняется Аллаху лишь тем, что хорошо в традициях людей, и за что их будут хвалить. А то, что содержит в себе разрыв, и джихад, и бойкот ради Аллаха, и избегание врагов Аллаха – сюда не входит и не относится, однако, вполне возможно, такие люди будут удерживать от этого, и порочить того, кто так делает.

И так поступают многие приписывающие себя к традициям, или приписывающие себя к религии и знанию, и шайтану такое поведение от них нужно больше всего, потому что, они как правило считают такое поведение соответствующим религии, и хорошим характером, и поэтому не приносят покаяние от него, и не просят прощения.

И также шайтан стремится к подталкиванию их к такому поведению потому, что другие люди следуют за ними в этом, и идут их путём – и это является фитной для других.

И поэтому Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от фитны испорченных ученых и аскетов, и боялся за свою Умму их фитны.

И верующий, когда понял истинные смыслы Имана, и им доволен Милостивый Царь – то он добился самой лучшей доли, и большого счастья, что бы о нём не говорили люди.

Как сказал поэт:

«Когда доволен любимый, меня не волнует, рядом он или далёк»

Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:

«Основа религии Ислам, и его фундамент- две вещи.

Первая: приказ поклоняться одному лишь Аллаху, не придавая ему сотоварища, и побуждение к этому, и дружба ради этого, и такфир того, кто оставил это.

Вторая: Предостережение от ширка (многобожия) в поклонении Аллаху, и утяжеление слова в этом, и вражда ради этого, и такфир того, кто делает ширк»

Конец цитаты

Поэтому, следует выносить такфир тем, кто делает ширк, и предостерегать от ширка, и утяжелять слово в этом, и враждовать ради этого.

И также – проявлять уаля к тем, кто приказывает поклоняться одному лишь Аллаху, не придавая его сотоварищей, и поощрять к этому, и выносить такфир тому, кто оставил поклонение Аллаху. И просим Аллаха привести нас, и наших братьев мусульман к следованию прямым путем.

 

 

Что же касается его слов: «И должен тот, кто призывает к одобряемому, и запрещает порицаемое, быть очень знающим, иметь серьезное понимание, быть мягким и терпеливым»

То я скажу: это истина, и это обязательно. Однако этим не зажимают горло тем, кто выявил вражду к врагам Аллаха джахмитам, и ибадитам, и муртаддам, даже если тот, кто враждует с ними, и не является очень знающим, или мягким, или обладающим серьезным пониманием.

Однако каждый муслим должен враждовать с врагами Аллаха, по степени его знания и понимания, и не должен пересекать границы узаконенного

И сказал Пророк, мир ему: «Кто из вас увидел порицаемое, пусть исправит его своей рукой, а кто не может рукой – тот языком, а кто не может языком – тот сердцем, и это – самая слабая степень Имана »

Что же касается его слов: «Разве не хватает вам этого аята: «Призывай к пути твоего Господа с мудростью и хорошим увещеванием?»? То есть – побуждая и устрашая, «И спорь с ними наилучшим образом..» – то есть, спорь с ними посредством доводов с которыми соглашается всякий, так пришло в «Аль-Хисба» шейх уль Ислама Ибн Теймии»

Я скажу: это истина в которой нет сомнения. Однако, когда мусульманин призвал их к Аллаху упомянутым в аяте хорошим увещеванием, и поспорил с ними наилучшим образом, а они не останавливаются – то в аяте нет указания на то, что он не разрывает с ними, и не враждует с ними, и не отрекается от них ради Аллаха!

И раз это так, то эти джахмиты, ибадиты, и муртадды-могилопоклонники могут быть в одном из трёх состояний:

- Либо вы призвали их с мудростью и хорошим увещеванием, и поспорили с ними посредством доводов, которые признает всякий, и они приняли истинную религию к которой вы их призывали, и отказались от своего заблуждения, и покаялись, и стали придерживаться того, на чём ахли-Сунна уаль Джамаа.

В таком случае тот, кто продолжает проявлять к ним вражду, и доставать их – будет ошибающимся и преступающим и несправедливым.

- Либо они не приняли истинную религию, к которой вы их призывали, и путь ахли-Сунна уаль джамаа. Однако напротив, возгордились, и заупрямились, и восстали, и убежали от пути Аллаха как убегает верблюд от своего хозяина. В таком случае довод установился над ними, и нет никакого препятствия объявить об их такфире, и выявить им вражду, и непричастность к ним, и ненависть к ним, и предостерегать от них, и отдаляться от них, и разрывать с ними отношения – ведь довод дошел до них и установился над ними

- Либо вы не призывали их, и не делали им насыха. В таком случае, вы их помощники и адвокаты, и делаете это до того, как их призвать, к Аллаху с мудростью и хорошим увещеванием, и установить довод. А Аллах сказал: «Вот вы препираетесь за них в этом мире. Но кто станет препираться за них с Аллахом в День воскресения? Или кто будет их защитником?» (ан-Ниса, 109). И вы подставляете себя под удар ради них, и пишете опровержения тем, кто объявил им вражду, и причинял им неудобства, и возненавидел их, и распространил их тайное, и их позор, и их заблуждение. Разве вы не побоитесь дня, в который вы вернетесь и предстанете перед Аллахом?!

 

 

Что же касается его слов: «И это – приказ господину Посланников, мир им всем, и приказ каждому Пророку. Приказал им Аллах терпеть во многих местах Корана, и хадисов об этом много»

То я скажу: это истина, однако это было в начале Ислама. И сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, в избранных местах из сиры, которые он передал и о которых подробно поговорил: «Второе место: то, что Пророк, мир ему, когда встал и начал предостерегать их от ширка, и приказывать им к его противоположности, а это таухид – они не имели ненависти к этому, и посчитали это хорошим, и начали обдумывать войти в этот призыв – и так было вплоть до того, как он ясно обругал их религию, и отнес к невежеству их ученых.

И когда Пророк сделал так – они принялись враждовать с Пророком и его сподвижниками, и сказал: «Он назвал нас глупцами, и опорочил нашу религию, и обругал наших идолов». И известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ругал Ису, и Марьям, и праведников и ангелов, однако, когда он объяснил, что нельзя делать к ним дуа, и что они не приносят пользу или вред – они посчитали это руганием.

И если ты понял это – то поймешь, что не станет прямым Ислам человека, даже если он уединил Аллаха, и оставил ширк – кроме как с враждой к мушрикам, и ясным заявлением о вражде к ним, и ненависти, как сказал Аллах: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и Судный День, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником » (Аль-Муджадиля, 22).

И если ты поймешь это, то сможешь очень хорошо понять, что многие из тех, кто заявляют о религии, не знают ее, и не понимают ее.

Если бы это было бы не так, то, что же тогда принудило первых мусульман терпеть это мучение, и плен, и избиения от мушриков, и что принудило их сделать хиджру в Эфиопию?

Наряду с тем, что Пророк – самый милостивый из людей, и если бы он мог найти им послабление в этом, то дал бы его. Однако Аллах ниспослал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха». Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха » (аль-Анкабут, 10).

И этот аят был лишь о тех, кто согласился с ними языком, когда был подвергнут неприятностям, так что же говорить про другое!» конец слов шейха Ибн Абдуль Ваххаба.

Поэтому, разъяснилось, что это было состоянием Пророка мир ему лишь в начале, а когда Аллах ниспослал: «Так обьяви же громко о том, о чем тебе приказано, и отвернись от многобожников » (Аль-Хаджр, 93), то Пророк начал ругать их религию, и объявлять глупостью их взгляды, и тогда они объявили вражду Пророку и его сподвижникам.

Поэтому, тот, кто враждует с врагами Аллаха и Его Посланника, и ясно заявил об их такфире и отречении от них – они объявляют ему вражду, и причиняют ему страдания, и это непременно должно произойти. Ведь таким было состояние Посланника Аллаха, и его путь, и его призыв к Аллаху, и это наряду с тем, что он – самый милостивый из людей, и самый мягкий, и самый желающий делать призыв к Аллаху. И нам в Посланнике Аллаха прекрасный пример, как мы уже разъяснили.

 

 

Что же касается его слов: «Приказал им Аллах терпеть во многих местах Корана, и хадисов об этом много»

 

То скажу: это истина, и это – противоречие тому, о чем вы заявляете! Истинно, Аллах приказал им терпеть неприятности и страдания, и терпеть, призывая к Аллаху, и выдерживать трудности, а не приказал им терпеть от выполнения призыва к одобряемому и запрещения порицаемого, и терпеть, идя туда куда идут люди, и терпеть в мягкости к ним, несмотря на их упорство на ослушаниях Аллаха, потому что в запрете им того что запретил Аллах, и приказе им к тому, что приказали Аллах и его Посланник якобы отпугивание их от истинного пути, по мнению этих невежд!

И предшествовали слова имамов по этому вопросу которых хватит и которые исцелят того, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом.

И известно, что терпение – относится качествам искренних рабов Аллаха. И пришло в описании качеств имама Ахмада да смилуется над ним Аллах: «Как он был терпелив к дунья, и отказывался от нее». И это – состояние богобоязненных имамов, которых Аллах описал в своей книге, сказав: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения » (ас-Саджда 24).

С помощью терпения оставляются страсти, а с помощью убежденности отталкиваются сомнения. И пришло в одном из хадисов категории мурсаль: «Истинно, Аллах любит глубоко понимающего критика при появлении шубухатов, и любит полноценный разум при распространении страстей»

И тот, кто препирается за приверженцев нововведений, не говоря уже о том, кто препирается за приверженцев неверия в Аллаха – тот противоречил пути саляфов, которым Аллах приказал терпеть обиды врагов Аллаха и Его Посланника.

Сказал Аллах: «Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей » (Аль-Фуссылят, 35)

И не входит в похвальное и приказанное терпение – терпение проявляемое в постоянной мягкости и заискивании к врагам Аллаха, Его Посланников и Его религии! Наряду с закрыванием глаза на совершение запретных дел и упорстве на них, и зная, что они остаются на той же акыде что и были!

А затем обманывает такому человеку шайтан, преукрашивая ему, что если он чуть-чуть посоветует врагам Аллаха оставить то, на чём они, то он являлся терпевшим обиды, и терпевшим на пути к призыва Аллаху!

А затем, на следующий день после этого, он сидит с ними, разделяют трапезу, и радуется им! И пришло в «Аль-Муснаде», и «Ас-Сунане», от Абу Убейды, от Абдуллаха Ибн Мас’уда, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха: «Те народы, кто был до вас – когда один из них делал грех, приходил к нему порицающий порицаемое, и чуть-чуть порицал, а затем на следующий день сидел с ним, и ел и пил с ним, как будто не видел то, что он совершал вчера! И когда Аллах увидел это, он столкнул их сердца друг с другом, и проклял их на языке Дауда и Исы Ибн Марьяма. И это – за то, как они ослушались Его и преступали. И клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, вы непременно будете призывать к одобряемому, и порицать порицаемое, и останавливать глупца, и сгибать его к истине – либо Аллах столкнет ваши сердца друг с другом, а затем проклянет вас, как проклял их »

Поэтому, идти вместе со всеми людьми, и удовлетворять их за счет Гнева Аллаха, и проявлять мягкость к ним, и не причинять им неприятностей, когда они противоречат приказам Аллаха и Его Посланника, и заявлять, что это терпение на призыве к Аллаху – и это то, вокруг чего ходят эти невежды – это и есть суть противоречия приказу Аллаха и Его Посланника.

И даже если бы согласиться с ними в этом – то это было бы лишь касательно людей ослушаний и грехов из числа мусульман – наряду с борьбой с ними и бойкотом.

Что же касается джахмитов, ибадитов, и могилопоклонников, то мягкость с ними, и жалость к ним, и доброе отношение к ним, и любезность с ними, и терпение, и милость, и радости ими – это то, что отрицает Иман, и вводит под Гнев Милостивого, ведь довод давно уже дошёл до них, и сказал Аллах: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником» (аль-Муджадиля, 22).

И предшествовавшего хватит ответом на остальные его слова в этом разделе

Что же касается упомянутого им от некоторых невежд: «Когда они видят, как кто-то приказывает к Сунне Пророка, мир ему, или совершает Сунну – то они порицают на него – как например на того, кто делает сидение отдыха в молитве, или тасбих правой рукой, или иногда делает молитву в сандалиях. И эти невежды говорят – мы не видели чтобы наши шейхи так делали»

То я скажу: такое не выйдет ни от кого, кроме невежды, который не знает Сунны Посланника Аллаха. И то, что узаконил Посланник Аллаха, посредством приказа, или действия, кроме того, что является его личными особенностями – это и есть истина, и всякий мусульманин должен принимать её, и не возражать ей словом кого бы то ни было! И единогласны ученые, что тот, кому разъяснилась Сунна Посланника Аллаха, мир ему, не разрешено ему оставлять ее из-за слова кого-либо, кем бы он ни был.

И это не является частным касательно упомянутых им Сунн, однако это касается каждой Сунны Посланника Аллаха, которую он узаконил и приказал ее делать или делал ее сам.

Но что касается сидения для отдыха в молитве, то в этом разногласят ученые, является ли это из желательных действий молитвы в общем, или это желательно лишь для нужды в отдыхе, как мы это разъясним позже, инша Аллах.

И разногласие в этом намного легче в сравненении с тем, о чем шла речь ранее, ведь мы разъяснили ранее обязательность вражды с врагами Аллаха, и врагами Его Посланника. Истинно, это относится к обязательствам религии! Что же касается сидения для отдыха, и молитвы в сандалиях, и другого – то это из желательных действий, а не обязательных, и кто сделал это – тот сделал хорошо, а кто нет – на том нет проблем.

В то время как мы разъяснили ранее слова имамов Ислама из числа саляфов, и других – касательно такфира джахмитов, и могилопоклонников, и разъяснили, что до них дошёл призыв, и установился над ними довод, и упомянули слова имамов о предостережении от всех видов приверженцев нововведений, и запрете сидеть с ними и общаться, и давать им салям, и обязательности бойкота их, и отдаления от них.

И тот, кто внушил простолюдинам, у которых нет знаний о словах различных групп, что хукм этих джахмитов, и могилопоклонников, и ибадитов – хукм людей фатры, и тех, у кого нет следов Посланничества и Пророчества, которыми они могли бы узнать истину, из числа тех, до кого не дошёл довод посредством дохождения призыва, и что их хукм – хукм тех, кто ошибся в вопросах, в которых разногласят люди Киблы, далиль которых может спрятаться – тот облёк истину в ложь, и открыл двери введения в заблуждение, и ввел простолюдинов в зло!

Поэтому, обязательно вам всем вместе ради Аллаха посмотреть в слова имамов Ислама взглядом ищущего понимания, и отказаться от гордыни в грехе, и анализировать и обсуждать. И из пути мусульман и верующих – что когда их призывают к Аллаху и Его Посланнику, они говорят: «Слушаемся и подчиняемся». И если у вас есть затруднения с чем-то из того, что мы упомянули, то требуйте далиль, а мы же ответим вам, и истина – то, что постоянно ищет верующий.

Что же касается ибадитов, то они, насколько мы знаем – группа из хариджитов, последователи Абдуллаха Ибн Абада, и последователи Хафса Ибн Аби аль-Микдама, и последователи Язида Ибн Насия, и последователи Абу аль Хариса, и наша акыда касательно них – то, что упомянул имама Ахмад в книге «Ас-Сунна» Абдуллаха Ибн Ахмада.

Что же касается современных ибадитов, то я думаю, что они не на мазхабе своих предков и предшественников. Однако до нас дошло, что они совершают в молитве, и в других обрядах такие действия, которые не может совершать тот, кто верует в Аллаха и Судный День. И также вместе с этим, до нас дошло, что они имеют многобожные убеждения касательно авлия и праведников, поэтому они входят в число могилопоклонников. И также они выносят такфир за грехи, и отрицают Водоем Пророка, и отрицают Заступничество, и обвиняют в фиске первое поколение Уммы – сподвижников, и имеют акыду му’тазилитов касательно отрицания Качеств Аллаха.

И тот, чье состояние таково – нет сомнения в его куфре, и в обязательности бойкота его, и запрет на уаля к нему.

И тот, кто проявляет уаля к нему, и защищает его – невежда о пути истины и пути саляфов.

Что же касается того, что он упомянул в первой главе про искреннее отношение и насыха, то это истина в которой нет сомнения, и нам очевидно, что то, что делают «Ихваны» из числа требующих знания в Омане – это искреннее отношение к Аллаху, и Его Книге, и Его Посланнику, и имамам мусульман и мусульманам простолюдинам. И оно заключается в их вражде к джахмитам, и могилопоклонникам, и ибадитам, и предостережении людей от них, и от сидения с ними, и оставлении саляма им, и саляма тем, кто проявляет уаля к джахмитам и могилопоклонникам и ибадитам, и сидит с ними.

Тоже самое касается того, что он упомянул во второй главе про призыв к одобряемому и запрет порицаемого – это из самых главных обязательств религии. И то, что сделали «Ихваны» – это было обязательно им сделать. Да, мягкость и вежливость обязательны, но их место - в том, что легче отрицания от Творца Его Качеств и Имен, и отрицания Его Утверждения над Троном, и заявления о том, что у него нет ни Силы, ни Желания, ни Жизни, ни Знания, и что Он не совершает никаких действий абсолютно. И в том, что легче большого ширка, который заключается в поклонении не Аллаху, или поклонении наряду с Аллахом Пророкам, праведникам, и авлия.

Истинно, это то, в чем никто не оправдан по невежеству! Напротив, знание об этом, и вера в это – предельно ясная основа Ислама.

И поэтому, каждый мусульманин должен враждовать с такими людьми, и ненавидеть их, и порочить их, и порицать их. И польза от порицания их будет больше, чем вред оставления этого, со всех сторон.

Поэтому, такие убеждения не входят в раздел грехов и ослушаний, которые легче их, и не будет делать тальбис посредством путания между этим и тем никто, кроме погрязшего в нифаке и фитне человека, или невежды сложносоставным невежеством, который не знает, и не знает, что он не знает, или того, кто продал свою религии за кусок из этой дунья»

На этом кончается то, что мы хотели перевести из этой прекрасной книги. Да воздаст Аллах благом благородному имаму, муджахиду, шейху Сулейману Ибн Сахману за его прекрасное разьяснение, и помощь саляфитской акыде.

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров

Абу Муса ас-Саляфи, 1 сафар 1435 года по хиджре

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: