Тема 1. Теоретико-методологические подходы изучению феномена агрессии.




Модуль 1. АГРЕССИВНОСТЬ И МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 1. Теоретико-методологические подходы изучению феномена агрессии.

Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям поведении людей. Формы перестройки индивидуального сознания поведения очень разнообразны, но, к сожалению, чаще всего они сопровождаются повышением уровня агрессии. Этот факт мы можем наблюдать как в официальных статистических сводках о динамике преступности, так и в повседневной жизни и деятельности. Особенно актуальна проблема агрессивного поведения представляется в усло виях глобального мирового кризиса, за которым следует изменение в социально-экономическом и психологическом самочувствии людей, усиление экстремизации, росте насилия и ксенофобии. Очевидно, что определенные социально-психологические условия ведут к формированию негативных установок, в том числе и предубеждений, которые, в свою очередь, лежат в основе таких феноменов как ксенофобия и экстремизм.

Аналитическая компания Economist Intelligence Unit и Институт экономики и мира обнародовали рейтинг миролюбивости и спокойствия жизни граждан (Global Peace Index) по 153 странам. Россия в рейтинге заняла 147-е место.

Миролюбивость планеты продолжает снижаться уже третий год подряд. К такому неутешительному выводу пришли авторы глобального рейтинга миролюбия Global Peace Index (GPI). На результаты рейтинга значительно повлияли рост террористической угрозы, а также нестабильность в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, на результатах все еще сказываются негативные последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Несмотря на «войну против террора», в 29 странах (в основном, в странах Африки, Ближнего Востока и Европы) наметилась тенденция к росту террористической угрозы, что оказало самое существенное негативное влияние на расстановку сил в Global Peace Index в текущем году. Кроме того, в 33 странах увеличилась вероятность демонстраций с проявлениями агрессии. «Причиной столь масштабной перестановки сил в Global Peace Index стал не конфликт между странами, а внутреннее противостояние между

гражданами и руководством отдельных стран.

Анализ особенностей стабильных и мирных участников рейтинга доказывает несостоятельность насильственного насаждения мира с помощью силовых методов», – отметил основатель и исполняющий обязанности председателя Института экономики и мира Стив Киллелеа1. Global Peace Index – не имеющий аналогов рейтинг, который служит для оценки уровня миролюбивости и агрессивности государств. Исследование охватывает 153 страны и базируется на 23 показателях, включая наличие внутренних и внешних конфликтов, стабильность и безопасность общества, уровень милитаризации, а также – уровень коррупции в стране.

В этом году самой миролюбивой страной мира эксперты назвали Исландию. Вслед за ней идут Новая Зеландия, Япония, Дания и Чешская Республика. В прошлом году Исландии пришлось довольствоваться вторым местом из-за ожесточенных демонстраций, спровоцированных развалом финансовой системы страны и падением курса национальной валюты. Однако в этом году ей удалось вернуть лидерство.

Действительно, российское общество и внутренне, и внешне становится все более агрессивным. Глава аналитического «Левада-центра» Лев Гудков находит место России в рейтинге «похожим на правду». «У нас высокий уровень преступности, с 1,3 млн заключенных мы находимся на втором месте в мире после США, где их 2 млн. У нас общество с высоким уровнем ксенофобии и агрессивной социальной завистью к более обеспеченным людям и богатым странам, прежде всего к США и Евросоюзу»2.

2. Проблема

Проблема агрессии в социологии имеет не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Современный этап развития человечества требует синтеза старых и разработки новых теоретико-методологических и концептуальных основ исследования агрессии. В последнее время накоплен такой огромный фак- тический материал в области биологии, этнологии, психологии, социологии, антропологии и этнографии. Несмотря на это, существует объективная необходимость в выработке системного подхода к проблеме агрессии, агрессивности и деструктивности. Кроме этого необходимо более внимательно изучить феномен агрессии с точки зрения социологической науки.

В истории исследования проблемы агрессии можно зафиксировать ряд ключевых точек роста (психоаналитическая традиция, социально-психологические теории агрессии, этология и др.). Творчество З. Фрейда и К. Лоренца инициировали постановку и возможные интерпретации проблемы агрессии в ее современной форме, составило методологическую и концептуальную основу всех последующих разнообразных теорий агрессии. Далее в процессе многочисленных исследований сформировался ряд основополагающих теоретических представлений об агрессии и соответствующий категориаль ный аппарат. Большой вклад в исследование агрессии внесли такие зарубежные ученые, как А. Бандура, Л. Берковитц, Р. Бэрон, Р. Джин, Э. Доннерштейн, К. Лоренц, К. Мойер, Д. Ричардсон, Дж. П. Скотт, А. Сторр, С. Фешбек и др.

Наряду с определенными достижениями в изучении проблемы выявился и ряд трудностей методологического характера. Некоторые из этих трудностей были детерминированы спецификой самого предмета познания (человеческой агрессии). Доминирующие методы традиционного естествознания (наблюдение и эксперимент) не позволяли воссоздавать реальные жизненные ситуации агрессивного поведения. По мнению П.В. Агапова, современный этап развития теоретических представлений об агрессии требует от социологии выработки новых теоретико-методологических основ, учитывающих не только социобиологические, этологические, психологические, но и социокультурные факторы. Все это предполагает переосмыс- ление сложившихся ранее социальных и психологических теорий, критику старых доктрин, не способных отвечать методологическим требованиям.

Для того, чтобы предложить свой подход к изучению агрессии, необходимо внимательно рассмотреть основные теоретические подходы к изучению агрессии. К. Лоранц стал основоположником инстинктивистской теории. Свои взгляды на агрессию он изложил работе «О так называемом зле; к естественной истории агрессии» («Das SogenamiteBose, ZurNaturgeschichteder aggression»), опублико- ванной в 1963 году, а затем переведенной в 1966 году на английский язык под названием «Об агрессии» («On Aggression»). К. Лоренц определяет агрессию как «инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, у животных и у человека». К. Лоренц останавливается на описании только биосоциальной природы агрессивности, не беря во внимание социальной детерминированности агрессивного поведения человека.

Классические и модернистские теории фрустрации-агрессии связаны с выявлением особого агрессивного мотива как побуждения, направленного на причинение вреда другим индивидуумам или неодушевленным объектам. В историко-социологической традиции существует несколько вариантов таких теорий, основными представителями которых являются Л. Берковитц, Р. Джин, Э. Доннерштейн, С. Фешбек и др. Зародившись в конце 30-х – начале 40-х в рамках сформулированной тогда классической гипотезы фрустрации-агрессии, согласно которой агрессия всегда основывается на фрустрации. Фрустрация всегда ведет к агрессии. Гипотеза фрустрации-агрессии положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям феномена человеческой агрессии.

Решительный поворот в изучении проблем агрессии был совершен Фрейдом в 1920 г., когда он опубликовал работу «По ту сторону принципа удовольствия». Теперь рядом с сексуальным влечением стоит независимое деструктивное – «инстинкт смерти». Первоначально деструктивное влечение направлено внутрь, против самой психики, затем оно направляется на внешний мир и выступает как агрессия.

В случае подавления внешне направленной агрессивности она накапливается вокруг «Сверх-Я», что ведет к болезненному чувству вины, беспричинному страху, неврозам, мании преследования, а то и к самоубийствам. Фрейд высказывал мысль, что, чем меньше агрессивность выплескивается вовне в деструктивных актах, тем сильнее ее давление на психику индивида, тем больше вероятность, что данное влечение прорвет все запруды и заявит о себе в актах немотивированного насилия. Поскольку агрессивность принадлежит человеческой природе, никакими общественными реформами нельзя обуздать насилие. Происходит вечная борьба между инстинктом жизни, Эросом, объединяющим живые существа во все более сложные союзы, и Танатосом, «инстинктом смерти» и разрушения.

с точки зрения фрейдизма, агрессивность правомерно рассматривать как форму сублимации инстинкта смерти – т.е. она носит врожденный характер. Фрейд считает агрессию ответом на фрустрации любого вида. В течение долгих лет своей работы его интересовала проблема проявления агрессии против самого себя. Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. Фрейд вначале использовал термины «агрессивный» и «активный» как синонимы, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность.

Проблема агрессии и деструктивности звучит у большинства авторов психоаналитической традиции – К. Юнга, В. Райха, К. Хорни, Г.С. Салливана, Г. Маркузе, А. Мичерлиха и др., но рассматривается лишь попутно с другими вопросами, не выделяется в качестве самостоятельного или специального предмета исследования. Интересен опыт социокультурного психоанализа (который принято называть неофрейдистским направлением в истории социологии). Хорни, Салливен, Фромм отвергли инстинктивистские и либидозные теории агрессии. Для понимания человеческой природы намного важнее рассмотрение социальных и культурных, нежели биологических, факторов. Оригинальность подхода – соединение социально-психологического, философско-антропологичес-кого и социально-исторического анализа при объяснении феномена агрессии. Главным отличительным признаком рассматриваемых концепций становится, с одной стороны, отказ от трактовки агрессии в качестве первичного биологического инстинкта, а с другой – рассмотрение данного явления как некоего производного образования, результата вторичных искажений подлинной человеческой природы, т.е. как продукта культуры и совокупности социальных факторов8.

Проблема агрессии подробно рассмотрена Эрихом Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности», в ней Фромм детально описывает актуальность изучения феномена агрессии – «Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость».

По мнению Э. Фромма, человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Человек предстал перед животным миром чрезвычайно агрессивным. Человек от- личается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие.

По мнению исследователя, одинаково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологических инстинктах, так те, кто отрицает значимость этих инстинктов и интерпретирует человека как марионетку социальной среды. Ученый считает, что агрессивность – достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разную генетическую природу и различную причинную об- условленность.

Э. Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим, как для человека, так и для животных – это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, «доброкачественная» агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен «злокачественной» агрессией – деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкаче- ственно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру: инстинкт – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти – это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими. И по мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает (а не наоборот). Современная цивилизация порождает миллионные массы отчужденных людей. Человек воспринимает себя и свое тело как отвлеченные средства достижения собственных успехов. Все сферы человеческой жизнедеятельности машинизированы и умерщвлены. Современное индустриальное общество ориентировано почти исключительно на «простые стимулы»: секс, накопительство, садизм, нарциссизм, деструктивность». Представительница этнопсихологического направления в этнологии Рут Бенедикт в своих произведениях «Психологические типы культур Юго-Запада», «Конфигурации культур в Северной Америке», «Модели культуры» рассматривает образцы поведения и характера разных этносов, и в зависимости от наличия агрессивного поведения выделяет три типа культурных конфигураций (аполлонийскую, дионисийскую и параноидальную). Дионисийский тип является самым агрессивным типом, ориентированным на индивидуализм. В нем нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останав- ливающимся перед насильственным достижением целей. Бенедикт впервые в основание социальной квалификации поместила уровень агрессивности и насилия.

С середины 70-х в социальной мысли формируется подход к пони- манию природы человеческой агрессии – теории социального детерминизма (научения) агрессии. Основные положения этого подхода были разработаны в рамках необихевиористской исследовательской парадигмы (Д. Зилменн, П. Зимбардо и др.) Наиболее ярким ее выразителем является американский ученый А. Бандура. Он рассматривает агрессию как специфическую форму социального поведения личности, приобретаемую и поддерживаемую всеми условиями ее социального окружения. Теория социального детерминизма агрессии являет собой попытку серьезного и всестороннего осмысления основных механизмов формирования, поддержания и регулирования человеческой агрессии. Теория социального объяснения агрессии является чисто социологической моделью. Ее авторами являются М. Биллиг и Р. Добэш. Они переносят акцент с описания психологической мотивации и других субъективных предрасположенностей индивида на конкретные структуры современного общества. Крайняя социологизация всего многообразия факторов, входящих в содержание понятия детерминант агрессии, является своеобразной противоположной инстинктивизму. Интерес представляет научные разработки группы американских исследователей: Дж. Тедещи, Р. Смит, Р. Браун и др. Они разработали теорию социального влияния для описания и объяснения действий, обычно ассоциируемых с человеческой агрессией. Новый подход – использование понятия «принудительная сила». Наиболее видным выразителем данной трактовки агрессии является Дж. Тедещи. Эти ученые коренным образом пересматривают статус самого понятия «агрессия», считая, что оно не может относиться к какому-то одному конкретному виду человеческих действий, а является только своеобразным социальным символом, используемым для обозначения тех действий, в которых главным способом социального влияния избрана принудительная сила.

Формы и проявления насилия и агрессии в молодежной среде изучаются в рамках Чикагской школы социальной мысли, а также соци ологии девиантного поведения. К примеру, мексиканский социолог Кастилло Бертиер Гектор исследует роль насилия и агрессии в формировании городской культуры у современной молодежи. О схожем феномене писал американский социолог Г. Бидуэлл: «задача молодых людей, обычно возлагаемая на них родителями и остро ощущаемая ими, заключается в том, чтобы добиться успеха в какой-нибудь профессии, социальный ранг которой эквивалентен в полной мере социальному рангу профессии отца». Когда традиционные структу- ры не дают реализовать потребность в достижении, которую А. Шюц назвал «жизненным активизмом».

Люди ищут новые пути, отсюда возникает стремление получить более высокий статус посредством девиантной социальной практикой. «Разумеется, во всех странах, – подчеркивал С. Липсет, – реальность обычно не соответствует принципам, и молодые люди, особенно те из них, кто был избалован в отрочестве, ощущают это остро. Поэтому непропорционально большая часть образованных молодых людей склонна поддерживать идеалистические движения, которые принимают идеологию взрослого мира более серьезно, чем сам взрослый мир».

Очень большое значение в формировании агрессивности молодежи играют СМИ. Американский социолог К. Лэш в книге «Восстание элит и предательство демократии», что «телевизор, по бедности, становится главной нянькой при ребенке… [Дети] подвергаются его воздействию в той грубой, однако соблазнительной форме, которая представляет ценности рынка на понятом им простейшем языке. Самым недвусмысленным образом коммерческое телевидение ярко высвечивает тот цинизм, который всегда косвенно подразумевается идеологией рынка».

Анализируя все перечисленные теории можно сделать вывод, что различные теории агрессии раскрывают многоаспектность и многоплановость агрессии, полифакторную обусловленность агрессии как поведенческого акта и агрессивности как свойства личности. Историческая эволюция теорий агрессивности человека характеризуется тенденцией постепенного замещения объяснительных моделей био- логического типа моделями социально-психологического и социологического характера. Предельная биологизация, психологизация и социологизация всего многообразия факторов, входящих в содержание понятия детерминант агрессии является крайностью в изучении проблемы. Процесс индивидуального и социального развития очень сложен и зависит от множества составляющих: наследственность, среда, культура, воспитание и многие др.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Финансовый кризис и последовавшие за ним социальные и экономические процессы привели наше общество к серьезным трудностям внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

Агрессия, насилие и конфликт являются наиболее серьезными проблемами современного общества. Человек – весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая поли- тиков и военных, но и на поведение общества и государства в целом.

С точки зрения социологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы и общества в целом на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд социальных групп, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообщества, но, по сути дела, необходимым условием физического выживания. На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массового явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных молодежных группировок – футбольных фанатов, скинхедов и т. п. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств, однако и гораздо более локальные проявления агрессивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.

 

4.

Основными источниками агрессивного поведения и молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовый культуры; распространение социальных проявлений «ухода от жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего семье и в отношениях со сверстниками19.

Современное общество живет в информационной эре, когда человек не мыслит свое существование без информации, которая помогает ему сориентироваться в жизни и выжить. Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, под- сознание и, в итоге, поведение людей. Один из основных каналов, по которым общество получает информацию, – это СМИ, которые стремятся осветить максимально возможное количество явлений действительности. В том числе – и о насилии и агрессии.

Жестокость и агрессивность может выступать как свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении к их причинению, и как осознанные действия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные неосторожные действия (либо когда действия по той или иной причине не осознаются человеком), даже с самыми тяжелыми последствиями, не являются жестокими. Таким образом, природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения. Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте, на ранних этапах социализации.

Молодежь больше других возрастных групп страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Они считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сей- час каждый живет для себя», старается как-то извернуться, обмануть другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средства- ми информации. Все это провоцирует агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Современное общество живет в информационной эре, когда человек не мыслит свое существование без информации, которая помогает ему сориентироваться в жизни и выжить. Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, под- сознание и, в итоге, поведение людей. Один из основных каналов, по которым общество получает информацию, – это СМИ, которые стремятся осветить максимально возможное количество явлений действительности. В том числе – и о насилии и агрессии.

Нашумевшие в СМИ, в последнее время, акции скинхедов – это начало межнациональной войны, являющейся порождением глубокого социально-экономического и духовного кризиса в современном обществе. Поэтому радикализм сегодняшних молодых правых и левых радикалов – это зеркальное отражение жесткого и антисоциального характера существующей общественной системы, сложившейся в России.

Кризисное состояние социума, его политических и экономических структур, разрушение символического мира, присущего советскому типу социализации, отсутствие целостной идеи нового воспитания привели к фрустрации всех социально-демографических групп населения, но особенно дезориентировали молодежь, которая ищет чет- кие и привлекательные идеалы, но не находит их, что способствует росту социальной агрессии.

Следует отметить, что необходимо уделять большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

• агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следователь- но, чем скорее начнется работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрос- лой жизни;

• серьезные формы насилия распространенные среди подростков причиняют вред большему количеству людей.

Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за ее пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени

в завязывают социальные отношения. Поэтому школы, вузы, и центры дополнительного образования – это «горячие точки» агрессии, и тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ.

Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии – животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений.

Нет, к сожалению, системного и взвешенного подхода к решению национального вопроса. На государственном уровне делаются лишь первые попытки создания эффектных программ национальной политики, и также необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств ведомств (Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»).

24. 2001 г. по инициативе ЮНЕСКО проводится Международное десятилетие культуры мира и ненасилия для всего мира. В этом контексте программа толерантности была инициирована в рамках национальной стратегии развития гражданского общества и направлена на восстановление и укрепление культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим факто- ром национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру российского общества.

Следующая особенность заключается в том, что в рамках такой деятельности огромное внимание должно быть уделено молодежи, значительную часть которой составляют студенты. Именно они наиболее чутко воспринимают социокультурные изменения в обществе. Нельзя забывать и том, что многие сегодняшние студенты обучались воспитывалась в школе в обостренной обстановке межнациональ- ных, межэтнических конфликтов.

Необходимо осуществлять спланированное воздействие на процесс формирования жизненных ориентаций молодежи и собственно, на будущее тех народов, к которым эта молодежь принадлежит. Одним из методов предупреждения проявления экстремизма молодежной среде должен стать диалог между разными общностями. Диалог является краеугольным камнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те, что основаны на фанатизме и нетерпимости. Диалог основан скорее на понимании того, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы все одинаковы и согласны друг с другом. Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение удовлетворяющие нужды населения на протяжении истории, приносила огромный вред. Когда разнообразие идентичности ставится под сомнение, когда отрицается какой-либо образ жизни, когда существует угроза фундаментальной свободе выбирать свой образ жизни, именно тогда неизбежен конфликт, насилие страдание.

Мы все должны осознать, что являемся продуктами многих культур и воспоминаний; что толерантность позволяет нам изучить другие культуры и учиться у них.

Современная история показывает, что от националистических движений не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные, ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к вооруженным столкновениям на межнациональной почве, влекущими за собой человеческие жертвы. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта – процесс длительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и движений.

Для каждого общества роль такого события как случаи проявления национализма и ксенофобии, следует рассматривать как особый сиг нал беспокойства и тревожности, так как за этим может следовать открытое противостояние, в том числе и вооруженное. Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению обострения межнациональных отношений. В свою очередь предупреждение межнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны органов государственной власти и других организаций. Таким образом, в общем, и довольно абстрактном смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Это скорее не просто крайнее отрицание существующих устоев, но и возможно, до конца не осознанное стремление политических субъектов к утверждению чего-либо нового: за крайним отрицанием существующего положения вещей скрывается жажда преображения мира. Экстремизм относится к разряду исключительно негативных феноменов, укладывающихся в существующие трактовки девиантности, и не может иметь в себе ничего позитивного. Однако далеко не всякое действие может быть отнесено к классу экстремистских. Процессы глобализации, затронувшие Европу за последние десятилетия, не могли не оказать непосредственного влияния на социо- культурное самосознание российского человека. Согласно взглядам Э. Дюркгейма, одной из главных причин преступности называл патологию потребительства, когда проявляется ненасытная жажда наживы. Интенсивное влияние «философии потребления» постепенно формирует у индивида желание бороться за успех, за обладание статусом человека среднего класса с соответствующей репутацией, финансовым обеспечением, стилем жизни. Безусловно, не все из стремящихся получить общественное признание хотят только материального благосостояния, но большинство проявляет стремление к достижению большого успеха. Этому способствует окружающая среда, школа, общественные и политические деятели и средства массовой информации.

 

Средства массовой информации оказывают чрезвычайное влияние на формирование сознания молодого человека. В результате социологического опроса, проведенного силами студентов Между- народного университета бизнеса и управления, о том, какую роль играют средства массовой коммуникации в формировании агрессив- ного поведения членов социума (на примере жителей Москвы), было выявлено, что информацию, получаемую из зарубежных источников, оценивают как агрессивную 39,2 % респондентов. 45,4 % опрошен- ных считают агрессивными новостные зарубежные программы и 21,2 % обозначают таковыми художественные фильмы26.

о результате сравнения позиций в отношении отечественных и зарубежных средств массовой информации было обнаружено, что косвенной немаловажной причиной повышения уровня насилия в обществе можно считать повышение агрессивности в содержании передач, что является общим и для отечественных, и для зарубежных средств массовой информации. Зарубежные кинофильмы несут в себе значительно больше агрессии, чем отечественные (21 % выска- завшихся против 6 % соответственно). Люди это отмечают и желали бы изменить количество передач, связанных с насилием. Они не ви- дят в содержании такого рода сообщений для себя разрядки агрес- сивности (согласно бытующему мнению об эмоциональной разряд- ке при помощи просмотров триллеров и кровавых происшествий), а видят в этом пример для недостаточно социализированных людей. Поэтому респонденты, отвечая на вопрос о том, считают ли они, что насилие, предлагаемое средствами массовой информации, позво- ляет избежать насилия в реальной жизни определились, что нет, не позволяет (60,8 % опрошенных). И только 9,2 % согласны с мнением том, что позволяет.

Что касается общего уровня насилия в обществе, то 71,5 % отме- чают, что он повысился, и только 13,8 % считают, что он остался на прежнем уровне. Хотя 78,5 % людей не связывают повышение уровня насилия в обществе с насилием, получаемым из средств массовой информации (в том числе 18,1 % думают, что все зависит от самих людей, есть люди агрессивные по своей природе), но 21,5 % респон- дентов связывают повышение уровня насилия в обществе именно с получением информации агрессивного характера.

Вообще для подростков, которым свойственно придерживаться отклоняющегося поведения, характерно использование лишь не- которых каналов получения информации. Так, книги читают всего 10-20 % опрошенных. Газеты – менее 10 %, причем преимущественно спортивно-развлекательного характера. Основной мотив восприятия информации – получение удовольствия. Большую роль для них игра- ет и информация, полученная по «своим» каналам, именно с ее по- мощью осуществляется связь в больших группах подростков. Анализ мотивов преступного поведения дает возможность выявить его по- будительные причины. Без анализа объективных мотивообразующих факторов содержание криминальн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: