О системной детерминации поведения и психики




Выявление объективного закона, которому подчиняется психичес­кое, всегда есть результат обобщений и абстракций. Но восхожде­ние от конкретного к абстрактному, как отмечалось,— это лишь одно направление научного мышления. А далее, как того требует диа­лектика, возникает задача — на основе абстракций воссоздать кон­кретный объект (идеальный), т. е. пройти путь в направлении от абстрактного к конкретному.

Сочетание этих направлений научного мышления является не­обходимым условием построения целостной непротиворечивой пси­хологической теории. Не менее важно оно также для решения практических задач.

Для психолога это значит: опираясь на знание законов, полу­ченных путем обобщения и абстракции, объяснить те или иные конкретные поведенческие акты (и действия) субъекта, выявить их тенденции и найти, если это необходимо, средства и способы воз­действия на него.

Но как только психолог обращается к объяснению реального поведения конкретных людей, сразу же обнаруживается ограничен­ность любого из известных в психологии законов. Действуют ли, например, законы ассоциаций в реальном поведении? Конечно, действуют. Их знание, безусловно, дает возможность объяснить не­которые моменты поведения и решить некоторые практические за­дачи. Но позволяют ли они объяснить поведение в целом? Конечно, нет. Можно ли на основе законов ассоциаций раскрыть действи­тельные детерминанты поведения? Тоже нет.

Рассмотрим несколько подробнее вопрос о детерминантах дей­ствий субъекта, его поступков, поведения в целом.

В психологии, как отмечалось, было (да и до сих пор есть) не­мало попыток исследования поведения на основе принципа линей­ного детерминизма.

Наиболее полное выражение этот принцип получил в крайних направлениях бихевиоризма. В формуле «стимул—реакция» стимул (S) — это всегда причина, реакция (R) — всегда следствие. Одна­ко описать поведение (не только человека, но даже и животного) как жесткую цепочку стимулов и реакций никогда и никому еще не удавалось. Любое исследование, проводимое в плане линейного детерминизма, сталкивалось с массой «нарушений» такой цепочки.

В этой связи пришлось в понятийный аппарат бихевиоризма ввести понятие «промежуточные переменные»; связь между стиму­лом и реакцией стала рассматриваться не как прямая и жесткая, а как опосредствованная состояниями реагирующего организма. Не обсуждая вопроса о том, насколько продуктивным оказалось это понятие, отметим, что самый факт его использования в схемах анализа поведения подчеркнул несостоятельность (или по крайней мере ограниченность) принципа линейного детерминизма. Вместе с тем, как справедливо отмечает Д. Ковач [216], для бихевиоризма был снят запрет на использование менталистских понятий, которые первоначально им отвергались как якобы ненаучные. Бихевиористы «благодаря этому (введению понятия «промежуточные перемен­ные».— Б. Л.), — пишет он,— стали свободно пользоваться поня­тиями, взятыми из ментализма, такими, например, как побуждение, память, принятие решения, интеллект и др., правда, только в каче­стве гипотетических конструктов промежуточных переменных» [216, с. 50].

Казалось, что включение в формулу S— R «промежуточных переменных» дает возможность выхода из тупика, в который зашел би­хевиоризм, следуя принципу линейного детерминизма.

Однако самое понятие «промежуточные переменные» — весьма неопределенно. Оно лишь указывает на то, что связь между S и R опосредствуется чем-то и что это «что-то» является переменным.

В конкретных исследованиях, опирающихся на принцип «про­межуточных переменных», непрерывно накапливались новые и но­вые факты, которые не только не вносили определенности в пони­мание детерминации поведения, а, напротив, делали это понимание еще более расплывчатым. Складывалась картина нагромождения большого числа промежуточных переменных, связи между которы­ми оказывались очень запутанными.

В этой ситуации спасательным якорем показалась идея веро­ятностного детерминизма, согласно которой связь между причиной и следствием является не жесткой и однозначной, а вероятностной. Воздействие события А (причина) может вызвать ответ (следствие) либо В, либо С, либо Вит.д.; при этом вероятности каждого из ответов могут быть различными. Конечно, это был некоторый шаг вперед. Реализация принципа вероятностного детерминизма в ис­следованиях поведения позволила получить новые ценные для пси­хологии результаты (в частности, в психофизике и исследовании реакций).

И все же определение вероятностей возможных вариантов пове­денческого акта в разных ситуациях дает лишь внешнюю, формаль­ную картину, но не раскрывает характер детерминации содержа­тельно. Остается вопрос: почему? Почему, казалось бы, одно и то же воздействие вызывает то один, то другой, то третий и т. д. от­вет?

В общем виде, можно сказать, что это зависит от условий, в ко­торых происходит поведенческий акт. Или иначе, связь причины и следствия опосредствуется внешними и внутренними условиями, в которых она осуществляется. Здесь мы снова возвращаемся к идее опосредствования. В самой этой идее, конечно, ничего дурного нет. Туман и неопределенность возникают тогда, когда просто утверждается факт опосредствования, но не раскрывается, что и как опосредствует связи между изучаемыми явлениями. Понятие «про межуточные переменные» в этом плане мало что объясняет. Оно, как уже отмечалось, констатирует, что есть «нечто» (гипотетиче­ский конструкт) между внешним воздействием и поведенческим актом и это «нечто» — переменное. Но что представляет собой это «нечто», как оно включено в причинно-следственные связи и необходимо ли это включение? Эти вопросы в концепции промежуточных переменных не раскрываются.

Чтобы понять причинно-следственные связи в сложных систем­ных объектах, мало сказать, что они являются опосредствованны­ми. Необходимо раскрыть реальные функции тех звеньев системы, которые выступают в роли опосредствующих. Если эти функции не раскрыты, то мы попадем в «трясину неопределенности»[1].

Именно в связи с задачей изучения реальных функций психики в поведении сформировалась и развивается та линия психологиче­ских исследований, которая заложена трудами основоположника отечественной психологии И. М. Сеченова, твердо стоявшего на по­зициях материалистического детерминизма. Сеченов писал, что «действия человека... безусловно подчинены закону причинности» [437, с. 439]. Вместе с тем, сравнивая человека с автоматом, он от­мечал, что человек отличается от автомата чрезвычайным разнооб­разием действий «при одинаковых с виду условиях» [437, с. 437]. За человеком всегда остается возможность поступать «на много разных ладов при одинаковых условиях» [437, с. 431].

Анализируя поведение, Сеченов утверждал, что внешние условия действуют не иначе, как через посредство психологических харак­теристик и свойств человека. Именно психика является тем звеном, которое необходимым образом опосредствует связь внешних воз­действий и поведенческих актов. Тем самым психическое было по­ставлено в единый ряд причинно-следственных связей материаль­ного мира. Из рефлекторной теории Сеченова вытекает, что мы не можем понять психическое иначе, как через изучение поведения, и что вместе с тем анализ поведения предполагает необходимым об­разом изучение психического. Раскрывая основные функции психики в поведении, Сеченов показал, что она является отражением окружающих условии и по­этому — регулятором движений и действий. Учение об отражатель­ной и регулирующей функциях психики позднее было развито в ра­ботах советских психологов (см. главу третью).

Еще раз подчеркнем, что именно благодаря этим функциям психика необходимым образом включена в деятельность и поведе­ние, поэтому и попытки их изолированного рассмотрения не могут привести к пониманию управляющих ими законов. Как бы деталь­но нам ни удалось описать так называемую внешнюю картину по­ведения, мы не поймем его детерминант, если не раскроем ту роль, которую играет психика в единстве ее отражательной и регулятив­ной функций в организации поведения. Точно так же попытки изу­чения психических процессов самих по себе, вне поведения, неиз­бежно приводят к отказу от научных методов познания,

Когда говорится о том, что связь внешних воздействий и ответ­ных актов опосредствуется психикой, то естественно может возник­нуть мысль о том, чтобы разложить эту сложную связь на состав­ляющие. Можно рассуждать, например, так: если связь А и В опосредствуется С, то вполне разумно и достаточно изучить отдель­ные непосредственные связи А и С, С и В, чтобы понять суть опо­средствованной связи А и В, т. е. представить связь А я В как простую сумму связей А я С, С я В. Однако на деле оказывается, что как только мы пытаемся вырвать отдельные «непосредственные» связи из системы, в которой они только и существуют и вне кото­рой они существовать не могут, мы неизбежно получаем неточную, искаженную картину. Такая «вивисекция» не продвигает нас по пу­ти понимания действительной детерминации поведения[2].

Если бы психика не осуществляла функций отражения окружаю­щей среды и регуляции поведения, то она была бы просто ненуж­ной; если бы поведение не включало необходимым образом этих функций, то оно не могло бы быть адекватным окружающей среде.

Отсюда вытекает необходимость рассмотрения поведенческого акта и включенных в него психических процессов как единой си­стемы.

Поскольку представить человеческое поведение без желаний, намерений, мотивов и т. п. невозможно, парадокс (антиномия), о котором шла речь в предыдущем параграфе, приобретает особенно заостренную форму. Здесь он выступает как кажущееся неразре­шимым противоречие между сознательными, волевыми (произволь­ными) действиями человека и объективными законами действитель­ности, в которой этот человек живет (независимыми от его созна­ния и воли).

Одной из попыток разрешения этого парадокса, получившей до­вольно широкое распространение, явился фрейдизм и другие, свя­занные с ним направления. Основной объяснительной категорией в них стало понятие бессознательного. Казалось бы, выход из парадокса найден: определено нечто, существующее вне сознания и не­зависящее от него, т. е. объективное, и вместе с тем бессознательное, конечно же, является субъективным[3]. Однако — это только кажу­щееся разрешение парадокса. Дело в том, что бессознательное ха­рактеризуется через противопоставление сознательному, созна­нию. В поисках же объективных законов самого бессознательного фрейдизм не выходит «за рамки субъекта», т. е. пытается вывести эти законы изнутри субъекта, взятого как таковой; психическое рассматривается вне связей с другими явлениями объективного мира, т. е. как некоторая замкнутая в себе реальность. Поэтому вме­сто формулировок действительных, хотя пока еще и слабо изучен­ных законов предлагаются метафорические описания (порой весьма интересные, содержащие «зерно» объективной истины). Иногда утверждается, что самая возможность подхода к изучению объек­тивных законов психики определяется тем или, по крайней мере, зависит от того, какую позицию занять в отношении бессознатель­ного (см., например: [69]).

Высказываются утверждения о том, что то или иное решение этой проблемы является обязательным требованием к любому пси­хологическому исследованию. Но с этим вряд ли можно согласиться. Исследователь, разрабатывающий какую-либо определенную про­блему, имеет право абстрагироваться от других, и это не закрывает ему путь к познанию объективных законов психики.

В свое время в советской психологии проблема бессознатель­ного (подсознательного, неосознаваемого) была фактически сня­та, что сказалось и на разработке проблемы сознания. Но сейчас вряд ли кто-нибудь подвергнет сомнению реальность неосознавае­мых компонентов психики. Проблема соотношения неосознаваемого (подсознательного, бессознательного — между этими понятиями есть тонкие различия, которые здесь не обсуждаются) и осознавае­мого является в психологии одной из важнейших. Весь вопрос в том, как подойти к ее решению. Вряд ли она может быть понята, если исходить только «изнутри субъекта». С нашей точки зрения, и не­осознаваемое и осознаваемое являются разными уровнями субъек­тивного, психического отражения и как таковые подчиняются объ­ективным законам. Исследовательская задача состоит в том, что­бы вскрыть эти объективные законы, т. е. выявить, когда, как и при каких условиях возникает каждый из уровней и изменяются соотношения между ними.

Однако динамика сознательного и бессознательного (осозна­ваемого и неосознаваемого) является лишь одним из моментов в структуре поведения человека — важным, но не единственным.

Эта динамика должна рассматриваться в плане более общей, принципиальной проблемы объективной детерминации поведения.

Марксизм никогда не противопоставлял друг другу объектив ные законы и сознательную деятельность человека (в каких бы формах она ни проявлялась). Напротив, из марксистской методо­логии вытекает требование исследовать диалектику их взаимосвя­зей: раскрыть самые детерминанты сознательных, волевых дейст­вий человека, рассмотреть их в контексте других объективных про­цессов и вместе с тем понять, как объективные законы жизни людей реализуются в этих действиях.

Одним из основных требований, вытекающих из теории отраже­ния, является требование: рассматривать психические явления в системе других явлений материального мира. Их детерминация не может быть понята вне этой системы.

Здесь мы должны снова обратиться к тому толкованию детер­минизма, который вытекает из принципов системного подхода, раз­вивающегося на основе материалистической диалектики.

Прежде всего, напомним, что системный подход требует несколь­ко иначе (чем это иногда принято) рассматривать те события или внешние воздействия, которые обычно оцениваются как причи­ны поведенческих актов. В лабораторных исследованиях в качест­ве таковых обычно берутся некоторые отдельные элементы реальной ситуации (например, оптический, акустический или какой-либо иной сигнал). Между тем даже в самом тщательном организован­ном эксперименте очень трудно исключить из этой ситуации все остальное, оставив только данный элемент как единственное воз­действие. Более того, даже если и удается как-то элиминировать (или сбалансировать) все внешние воздействия, кроме одного — изучаемого, то и в этом случае далеко не всегда можно быть уве­ренным в том, что именно он-то и является причиной полученного следствия.

Когда речь идет об исследовании поведенческих актов (даже са­мых простых), то нужно иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с отдельными изолированно существующими воздействиями, а с системой воздействий. В качестве причин того или иного поведен­ческого акта выступает, как правило, не отдельное событие, а си­стема событий, или ситуация[4]. При этом ситуация должна рассмат­риваться соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью. Дело в том, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохра­няется в неизменном виде. Напротив, она изменяется под влиянием поведения (деятельности), благодаря чему возникают новые воз­действия на субъекта. Здесь важно подчеркнуть, что влияние че­ловека на свое собственное развитие и на свои состояния выступает не как непосредственное «внутреннее духовное самоусовершенство­вание», оно опосредствуется реальным изменением той ситуации, в которой человек живет, осуществляемым в процессе его материаль­ной деятельности. Это хорошо отмечено И. Ф. Иващенко: «Вовле­кая в свою деятельность все новые и новые обстоятельства, условия, он (человек. — Б. Л.) тем самым создает новые связи, «взаи­мосцепления событий», следовательно, и новые причины своего по­ведения. Индивид, например, становится активнее или пассивнее, поступает более избирательно или менее избирательно под влиянием создаваемых им же самим результатов, под влиянием следствий, вытекающих из его поступков» [189, с. 17—18]. Иначе говоря, связь между причинами и следствиями в деятельности (в поведе­нии в целом) человека (да и не только человека) является диалек­тической. То, что в одних условиях и при одних обстоятельствах выступает в качестве причины, в других — оказывается следствием Раскрыть, каким образом в процессе реального поведения субъ­екта происходит взаимопревращение причин и следствий, и найти способы конкретно-научного анализа таких взаимопревращений — это, конечно, одна из сложнейших задач.

С не меньшими трудностями мы сталкиваемся, когда от анализа ситуации обращаемся к анализу самого поведенческого акта (или действия), либо более широко — поведения.

В современной психологии и смежных с нею науках в этой об­ласти разработано немало концепций и теоретических моделей. Не рассматривая их подробно (это могло бы составить задачу специ­ального исследования), отметим только, что во всех концепциях и моделях поведение (и деятельность) рассматривается как система, имеющая сложное строение.

Любая деятельность (как и поведение в целом) исходит из оп­ределенных мотивов и направлена на достижение определенной цели. Ее «психологическими составляющими» являются процессы антиципации, планирования, восприятия и переработки текущей информации, принятия решения и контроля результатов (о структу­ре деятельности см. главу четвертую).

В любой конкретной деятельности каждая из этих составляю­щих, так же как и их соотношения, обладают определенной специ­фикой. Так, в одних видах деятельности ведущим уровнем антици­пации является сенсомоторный, в других — перцептивный, в третьих — речемыслительный. Динамика процессов антиципации в разных видах деятельности также оказывается различной[5]. Это же можно сказать и обо всех других составляющих деятельности.

Внешне деятельность выступает как реализация некоторой про­граммы, определяемой целью. Здесь сразу возникает вопрос: не противоречит ли признание этого принципу детерминизма. Известно, что понятие «цель» очень часто связывается с телеологическими представлениями, противопоставляемыми детерминистическим. Материалистическая диалектика преодолевает это противопостав­ление, обеспечивая возможность рассматривать самый процесс целеобразования и целеполагания как детерминируемый. Цель и связанная с ней программа формируются на основе отражения той действительности, в которой человек живет. Вместе с тем она регу­лирует его деятельность. Таким образом, она органически вклю чается в общую систему причинно-следственных связей, более ши­роко: всех форм связей, характеризующих детерминацию[6].

Весьма трудным моментом в анализе детерминации деятельно­сти (и поведении в целом) является тот факт, что она представляет собой систему саморегулирующуюся, а потому и чрезвычайно ди­намичную. Саморегуляция выступает не как некоторое выражение свободы человека, независящей от объективных законов. Напротив, она является формой проявления самодетерминации, возможность которой закономерно возникает на определенной ступени развития человека. Когда и как именно она возникает, это вопрос специаль­ного исследования.

В психологии уже накоплено немало данных, связанных с про­блемой саморегуляции[7]. Так, в исследованиях Ковача показано, что саморегуляция оказывает определенное влияние на результаты пространственного различения, а также заучивания чисел и конфи­гураций линий [216]. Г. С. Никифоров выявил аналогичное влияние в исследованиях работы человека-оператора с приборной инфор­мацией. Он показал также, что саморегуляция деятельности чело­века-оператора является важнейшим фактором, определяющим на­дежность системы «человек—машина» [346].

Наиболее полно проблема саморегуляции деятельности исследо­вана О. А. Конопкиным [222]. Он показал, что возможность психи­ческого отражения предмета, средств и условий деятельности по­зволяет человеку регулировать процессы приема и переработки ин­формации, скорость ответных действий, темп работы и более широ­ко — расходование собственных резервов.

Как отмечает Ковач, саморегуляция личности дает возможность в некотором смысле «преодолевать» действие внешних факторов. Это, конечно, очень сильно затрудняет анализ причинно-следствен­ных связей в поведении человека. В самом деле, допустим, прово­дится простейший психологический эксперимент, в котором испы­туемый должен при появлении некоторого сигнала выполнить какое-то движение. Исходя из известных законов обнаружения, различе­ния, опознания и т. п., ожидаются определенные характеристики этого движения. Но вдруг оказывается, что испытуемый действует совсем не так, как ожидалось. Нередко данные, не соответствующие общей тенденции (некоторому предполагаемому закону), рассмат­риваются как артефакты: их просто не принимают в расчет как случайные.

Однако далеко не всегда они являются делом случая. Очень часто (а может быть, даже в своем большинстве) подобные факты возникают как результат саморегуляции и являются вполне закономерными. Значит, изучая поведение, необходимо всегда. Иметь в ви­ду их сложное строение и большие возможности человека в плане саморегуляции[8]. Это, конечно, создает значительные трудности в познании объективных законов психики.

Дело осложняется еще и тем, что в психологических исследова­ниях мы очень часто сталкиваемся с разделенностыо причины и следствия во времени. При этом «отдаленность» причины от следст­вия во времени может быть весьма большой. Если не учитывать это обстоятельство, то может возникнуть (и на самом деле нередко воз­никает) иллюзия: за причину интересующего события принимается то, что произошло непосредственно перед ним, а на самом деле реальная причина наблюдаемого события отделена от него значи­тельным интервалом времени. В анализе поведения и деятельности, пожалуй, как нигде, часто совершается ошибка post hoc, ergo propter hoc, приводящая к тому, что действительная причина заме­няется псевдопричиной.

В связи с вопросом об отношении причин и следствий во време­ни отметим еще один важный момент. Анализируя поведенческие акты, мы нередко стремимся рассматривать в качестве причины ин­тересующего акта некоторое единственное предшествующее ему событие. Между тем действительной причиной оказывается целый ряд событий, предшествующих изучаемому поведенческому акту. Каждое из них само по себе не вызывает эффекта — эффект дает лишь их накопление (и сохранение информации об этих событиях в памяти). Как отмечал Сеченов, «всякое душевное движение, как бы просто оно ни было, представляет собой результат всего пред­шествующего и настоящего развития человека» [437, с. 430], т. е. в психологических исследованиях мы нередко имеем дело с причинно-следственными связями, которые можно было бы назвать кумуля­тивными. К этому нужно добавить, что для психического развития человека (а также процесса формирования его деятельности) характерна гетерохронность (Ананьев [37], Шадриков [516]), по­этому одна ита же причина в отношении одних «составляющих» приводит к одним результатам, в отношении других — к иным.

Вообще вопрос о соотношении причин и следствий во времени имеет для психологического исследования исключительно большое значение и требует специального методологического рассмотрения[9]. Изучая поведение, мы сталкиваемся с фактами, свидетельствую­щими о широком спектре этих соотношений. Можно полагать, что особенности детерминации психики во временном плане существен­но связаны с ее отражательной природой.

В любом поведенческом акте (действии) настоящее связано с прошлым и будущим специфическим образом. Его цель — более или менее определенная — формируется, конечно, до того как этот акт

будет совершен. Но относится цель к будущему; это становится возможным только благодаря тому, что формируется она на основе отражения общих или частных тенденций развития событий, зако­номерных связей между событиями и т. д. При этом дальность про­гнозирования (и соответственно отдаленность цели во времени от момента ее формирования) может быть различной.

В поведенческий акт, совершаемый в настоящем, включаются навыки, знания, умения, сформированные в прошлом, т. е. «акку­мулированное прошлое». При этом интервалы между моментами их приобретения и использования также могут быть различны. На­конец, поведенческий акт зависит от конкретных условий в данный момент времени (настоящее).

При этом, надо полагать, соотношение всех перечисленных мо­ментов складывается в различных видах поведенческих актов (дей­ствий) по-разному.

Детерминанты поведенческого акта выступают не просто в роли некоего «первого толчка», только инициирующего его начало. Са­мая реализация детерминации представляет собой развернутый во времени процесс, осуществляемый в ходе выполнения этого акта; при этом может изменяться ее состав и структура. Иначе говоря, в систему детерминации так или иначе включается и самый пове­денческий акт с его прошлым, настоящим и будущим.

Когда обращаются к изучению поведенческих актов, то их ва­риативность, определяемая их целенаправленностью, саморегуля­цией, различной степенью накопления и интеграции прошлого опы­та и другими факторами, обстоятельствами, условиями и т. п., соз­дает подчас внешнее впечатление господства случайностей, якобы проявлений «абсолютной свободы» и т. д. Но на самом деле эти ак­ты также объективно детерминированы, как и любые другие явле­ния. Более того, их вариативность закономерна. Она вытекает из системного характера детерминации.

Мы описали те трудности (далеко не все и неполностью), с ко­торыми сталкивается психолог, стремящийся раскрыть объективные законы поведения и психики. Все эти трудности для линейного де­терминизма непреодолимы. Их можно преодолеть только на пути системного подхода, требующего рассматривать изучаемые явления как сложные, многомерные, многоуровневые, динамические. Такой подход позволяет рассматривать накапливаемые в психологии раз­норечивые (а часто и противоречащие друг Другу) данные в единой логике, объяснить их действием одних и тех же закономерностей.

И все же остается вопрос: почему один и тот же человек в ана­логичных условиях действует различным образом? Вряд ли кого-ли­бо удовлетворит такое объяснение, которое полагает, что в одних случаях действует один закон, в других — другой. Это объяснение не снимает вопроса: почему? Почему в одних условиях действует один закон, в других — другой?

Представляется, что очень важным для раскрытия причинно- следственных связей в поведенческом акте является понятие «систе­мообразующий фактор». Именно этот фактор определяет в каждом конкретном случае особенности психического отражения предмета, средств и условий деятельности, а также уровень и динамику ее ре­гуляции. В зависимости от него одна и та же закономерность мо­жет проявляться и неизбежно проявляется по-разному. Системооб­разующий фактор как бы задает «направление действия» закона. Причины, воздействующие на систему, могут быть сходны или даже идентичны, но следствия — различны, даже противоположны, и наоборот. Но тем не менее в их связях может проявляться один и тот же закон. Какое следствие будет закономерно получено при воздействии данной причины, зависит от того, каков системообра­зующий фактор.

В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-лич­ностные отношения, эмоциональные состояния и т. д.[10]

Естественно возникают вопросы: а откуда берется, чем детерми­нируется, как формируется системообразующий фактор? Кратко можно сказать, что он формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Чтобы понять закономерности форми­рования системообразующего фактора, мы должны выйти за преде­лы анализа отдельных поведенческих актов и обратиться к другому уровню и к другому масштабу рассмотрения жизнедеятельности человека, исследовать эту жизнедеятельность в контексте развития общества, т. е. перейти к анализу макросистемы. Но здесь уже воз­никает новая задача, требующая специального исследования.

В исследовании детерминации поведения (и отдельных поведен­ческих актов) психология сталкивается с детерминантами разного порядка: единичными, особенными и общими. Иногда при этом на первый план выдвигаются единичные детерминанты, с которыми связывается уникальность индивидуальных проявлений психики. В своем предельном варианте такой подход потребовал бы исследо­вания всей жизни одного отдельного индивида во всех деталях. Вряд ли этот подход может дать много ценного для науки, да и едва ли он осуществим. Однако это не исключает целесообразности и полезности для психологии исследовать специфические единичные случаи (например, жизнь выдающихся людей), но даже и в этих исследованиях единичное неизбежно рассматривается в связи с осо­бенным и общим.

В марксизме уже давно дано принципиальное решение пробле­мы этих связей. К сожалению, однако, в конкретных психологиче­ских исследованиях оно не всегда реализуется достаточно последо­вательно. Иногда, как только что отмечалось, упор делается на еди­ничные детерминанты, при этом затушевываются особенные и об­щие; иногда, наоборот, при изучении общих и особенных детерминант игнорируются единичные: характеризующие их данные про­сто отбрасываются. Это, конечно, сильно обедняет действительную картину.

Во втором параграфе этой главы уже говорилось, что формы де­терминации не сводятся только к каузальным отношениям. Они мно­гообразны. В реальном человеческом поведении (да и поведении животных) так или иначе проявляются все эти формы. Когда речь идет о законах поведения, то важно выявить не только его причи­ны (единичную, особенную и общую), но также условия, в которых оно осуществляется, общие и специальные предпосылки, объектив­ные основания свойств индивида, факторы, влияющие на него. В сложную систему детерминации включаются и сами действия инди­вида, и уровень саморегуляции.

Соответственно и формулировка законов поведения не может ограничиваться констатацией только какого-либо одного вида су­щественных связей (хотя в специальных исследованиях это и до­пустимо). Раскрывая причинно-следственную связь, как ведущее звено закона, она вместе с тем должна включать также условия, в которых эта связь реализуется, внешние и внутренние факторы, ко­торые на нее влияют, общие и специальные предпосылки, основа­ния, действия индивида и особенности саморегуляции. Понятно, что в реальном поведении между всеми этими формами детерминации соотношения складываются по-разному. Но каждый раз они яв­ляются определенными.

Что именно в данном конкретном акте поведения выступает в качестве причины, что — фактора, что — условия и т. д.? На эти вопросы, если известны законы поведения, можно ответить опреде­ленно; также определенно можно и предсказать возможное пове­дение человека (но при этом надо знать, как будут развиваться ус­ловия, какие факторы могут возникнуть и т. д.).

В формулировках законов поведения, таким образом, детерми­нация должна раскрываться как сложная система.

Мы попытались показать трудности, с которыми сталкивается психология в изучении объективных законов поведения и психики. а также наметить некоторые пути их преодоления. Вопросы, кото­рые здесь затронуты, безусловно, требуют дальнейшей разработки.

В предыдущем параграфе были перечислены некоторые группы относительно простых законов. Как показано в этом параграфе, ни один из них не может претендовать на исчерпывающее объяснение детерминации поведения. Оно оказывается значительно более слож­ным, чем те связи и отношения между явлениями, которые фикси­руются перечисленными законами.

Но значит ли это, что эти законы не включены никаким обра­зом в сложную структуру детерминации поведенческого акта? Большинство из них получено в лабораторных, т. е. искусственно созданных, условиях[11]. Но проявляются ли они в реальной жизни?

 

Конечно, проявляются. Однако эти проявления осложнены дей­ствием такого множества факторов, обстоятельств, условий, что выявить их не всегда легко. Однако такая задача перед психоло­гической наукой стоит. Для ее дальнейшего развития необходимо разобраться в том, как связаны между собой, например, законы, характеризующие «простые» механизмы и динамику восприятия, памяти, мышления и других психических процессов со «сложными» законами поведения, что важно для понимания детерминации самого этого поведения. Вряд ли без решения этих (и других по­добных) вопросов можно разобраться в механизмах целеобразова-ния, планирования деятельности, процессов корректировки дейст­вий и других ее составляющих.

С другой стороны, вопрос о соотношении «простых» законов требует рассмотрения их в структуре сложного целого. Можно надеяться, что именно это позволит решить задачу их классифика­ции в соответствии с объективной логикой реальной жизни чело­века.

Проблема «элементарного» и «сложного» в психологии весьма непроста. Как и в любой другой науке, изучение сложного в ней требует выявления элементарного (но при этом, конечно, многое теряется); с другой стороны, в изучении элементарного возникает необходимость соотнесения его со сложным.

В разработке этой проблемы существуют разные точки зрения. Так, например, анализируя эволюцию представлений о законах, Ф. В. Бассин пришел к выводу, что она пошла по линии «видения...элементарного сквозь призму сложного» [69, с. 147]. Вряд ли это — единственная линия развития психологической науки. Истр-рия показывает, что в нем есть и другая линия— изучение слож­ного сквозь «призму» простого. По мнению Бассина, репрезант про­стого —■ это преимущественно психофизиологическое, репрезант сложного — социально-психологическое. Конечно, психофизиологи­ческое и личностное (а также социально-психологическое) — это разные уровни. Как отмечалось, первое относится к микроуровню анализа, второе — к макроуровню. Но в каждом из них есть свое «простое» и свое «сложное».

Представляется, что в психологии постановка вопроса «про­стое»—«сложное» не отличается ничем от постановки этого вопро­са в любой другой науке. В каждой из них можно выявить диалек­тическое сочетание путей «от простого к сложному» и «от сложного к простому». По существу, здесь возникает общеметодологическая проблема: как происходит движение знания от конкретного к абст­рактному и от абстрактного к конкретному. Это вместе с тем и воп­рос о мере абстракции. Анализируя то или иное явление, мы выде­ляем в нем «простые» составляющие и изучаем их, абстрагируясь от тех или иных связей и отношений, т. е. переходим от сложного к простому. Но далее нужно рассмотреть абстрактно выделенное «простое» в системе «сложного». При этом в изучаемом явлении раскрываются такие свойства, признаки, стороны, которые не были обнаружены на первоначальной стадии исследования. В ходе движения познания «от простого к сложному» и «от сложного к про­стому» формируется и развивается идеальный объект науки, тео­ретическая модель объектов реальных, которая выступает в ка­честве базы для рационального решения практических задач.

Вопрос о соотношениях законов разного уровня и разного по­рядка в реальной жизни человека выходит за пределы психологи­ческой науки. И это требуется самим объектом ее изучения. В ис­следованиях связей между психологическими законами неизбежно возникает необходимость соотнести их с законами тех систем, в которых живет человек.

Выше отмечалось, что ведущая роль в детерминации поведения принадлежит системообразующему фактору. Но какой именно фак­тор выступает в роли системообразующего, определяется не только (и даже, пожалуй, не столько) «внутренними» законами развития субъекта, но и законами развития систем, которым он принадлежит. Формируемые ими факторы в известном смысле выступают как «вн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: