Обитаемые подводные аппараты Базы «Гидронавт»




 

Анатолий Помозов, заместитель директора Базы «Гидронавт» в 1991-2000 г.г., гидронавт-исследователь 1 класса,

Михаил Гирс, к.т.н., капитан-наставник ОПА «ТИНРО-2», гидронавт 1 класса

Александр Гадалин, председатель секции «Подводные технологии и гидронавтика» РОС НТО судостроителей им.акад. А.Н.Крылова, президент МА «СПб-Севастополь», гидронавт-исследователь III класса.

 

Мировой океан, занимающий 2/3 поверхности Земли, во многом определял и определяет будущее нашей планеты. Поиск и изучение находящихся в нем сырьевых и минеральных ресурсов все сильнее привлекает внимание человечества.

С середины 60-х годов экономически развитые страны мира одновременно с реализацией космических программ, приступили к более детальному изучению и освоению Мирового океана при помощи обитаемых подводных аппаратов (ОПА). Обычно ОПА объединяют по глубине погружения: аппараты малых глубин – до 100 м; средних глубин – от 100 до 2000 м; свыше 2000 м – глубоководные (1).

В СССР первый гидростат ЭПРОН-1 конструкции Е.Г. Даниленко, глубина погружения до 150 м был построен в 1923 году для Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). 2 сентября 1923 г. ЭПРОН-1 совершил первое погружение в составе экипажа Е. Даниленко и Д. Карповича, которые стали первыми русскими гидронавтами. 9 сентября 1923 г. было выполнено рекордное погружение гидростата на глубину 123 метра.

Гидростат ГКС-В конструкции А. Каплановского с глубиной погружения 400 м совершил первое погружение в 1944 году.

С 1953 года он стал успешно применяться сотрудниками Полярного института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) при изучении поведения и распределения промысловых рыб в Баренцевом море.

ГКС-В выполнил около 200 погружений, его опускали на тросе с борта научно-исследовательского судна (НИС) «Персей-2».

В 1958 году в Баренцевом море состоялся первый научно-исследовательский рейс «Северянки», бывшей боевой подводной лодки ВМФ, переданной в распоряжение ученых Всесоюзного научного института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) решением правительства СССР в 1957 году.

В 1960 году в «Гипрорыбфлоте» был спроектирован и начал активно работать на Северном бассейне (до глубин 600 м) гидростат «Север-1». За 20 лет он совершил около 600 научных погружений с сотрудниками ПИНРО и ВНИРО. «Север-1» был оборудован фото- и кинокамерами, поворотными светильниками, средствами связи с судном-носителем, глубиномером и гирокомпасом.

Первый буксируемый подводный аппарат (БПА) «Атлант-1» с глубиной погружения до 100 м был построен в 1963 году с целью изучения работы траловых систем промысловых судов. «Атлант-1» принимал участие во многих рейсах в Атлантическом океане на борту НИС «Муксун». Подводные наблюдения, фотографии и кинокадры, полученные гидронавтами В. Коротковым и В. Мартышевским во время погружения этого аппарата, помогли конструкторам делать тралы лучше и уловистей. БПА «Атлант-2» был спроектирован и построен в Ленинграде в 1968 году при участии «Гипрорыбфлота». Его экипаж состоял из двух гидронавтов, а глубина погружения в режиме буксировки составляла 200 м, в гидростатическом режиме – 300 м. БПА «Атлант-2» был представлен на международной выставке Инрыбпром в г. Ленинграде и вызвал большой интерес у специалистов Министерства рыбного хозяйства (Минрыбхоз).

С 1972 года было начато строительство серии БПА «Тетис» с глубиной погружения 200 м, с 1990 года – серии БПА «Тетис-Н» с глубиной погружения 300 м. С помощью этих БПА советские ученые впервые в мире провели длительные наблюдения под водой за поведением пелагических рыб и работой орудий лова. В 1970 году был построен автономный глубоководный ОПА «Север-2», который впервые в СССР в марте 1971 года успешно выполнил погружение в составе экипажа (М. Диомидов, А. Дегтярев, А. Бабай, Д. Логвиненко) на глубину 2020 м в Ялтинском каньоне Черного моря.

В 1976 г. на ЛАО завершилось строительство головного ОПА «Север-2 бис», который уже осенью 1976 г. приступил к испытаниям в Чёрном море. 1 декабря 1976 г. Государственная комиссия назначила экипаж «Север-2 бис» из представителей завода-строителя и основных сдаточных предприятий, капитаном ОПА «Север-2 бис» был утвержден Олег Донец. 2 декабря 1976 г. погружением на 2100 м были успешно завершены государственные испытания ОПА «Север-2 бис» и он был принят в эксплуатацию.

Глубоководные ОПА «Север-2» и «Север-2 бис» интенсивно работали по заданию учёных на глубинах до 2000 м на подводных хребтах Мирового океана, выполнив более 700 погружений общей продолжительностью около 4000 часов.

В 1973-1975 г.г. были построены два ОПА «Тинро-2» с глубиной погружения 400 м. Ведущим конструктором аппаратов «Тинро-2» был к.т.н. Михаил Гирс – «отец» севастопольских гидронавтов. Он же впоследствии участвовал в двадцати научных экспедициях во все океаны как капитан-наставник этих ОПА. 12 ноября 1974 года впервые в СССР экипаж ОПА «ТИНРО-2» (капитан М. Гирс, гидронавт-исследователь к.б.н. М. Аронов) погрузился на глубину 200 м в Атлантическом океане на возвышенности (банке) Сен. Весной 1976 года завершилось строительство подводной лаборатории (ПЛ) «Бентос-300», которая уже осенью 1976 года закончила приемочные испытания, совершив погружения на глубину 320 м в Черном море. Разработка и строительство большинства автономных обитаемых подводных аппаратов проводились под руководством талантливого ленинградского конструктора к.т.н. Александра Дмитриева.

В 1985-1987 г.г. в опытно-конструкторском бюро специальных технических средств (ОКБ СТС г. Москва) были спроектированы и построены аппараты ОПА «Лангуст» и «Омар» с глубиной погружения 540 м и ОПА «Риф» для работы на шельфе с глубиной погружения 85 м.

Разработчики аппаратов сталкивались с многочисленными трудностями на каждом шагу. И это были трудности не только финансового порядка. Несмотря на то, что индустрия Советского Союза была уже отлажена на производство сталей и других материалов для кораблестроения, при постройке специализированных подводных аппаратов специалисты сталкивались с неизведанными до этого физическими параметрами, во всем была новизна. Так, только в 60-е годы начали разработку новых материалов для иллюминаторов подводных аппаратов – специализированных пластмасс. Неизвестно было даже, какую сталь использовать, устанавливать ли манипулятор, и как он себя поведет на глубине, как себя поведет вал основного двигателя на большой глубине и т.д.

Несмотря на все трудности, конструкторы и инженеры, рабочие и гидронавты в сравнительно короткий срок построили и испытали мощный рыбопоисковый подводный флот с глубиной погружения до 2000 м для Минрыбхоза. В СССР появилась новая профессия - «гидронавт». Так стали называть специалистов, работающих в обитаемых подводных аппаратах.

В декабре 1975 года приказом Минрыбхоза СССР в г. Севастополе была создана специализированная организация – Севастопольское Экспериментальное Конструкторское Бюро Подводных Исследований (База «Гидронавт»), к которой были приписаны суда-носители и 16 ОПА: два ОПА «Север-2» (глубина погружения (Н) – 2000 м), два ОПА «ТИНРО-2» (Н – 400 м), два ПЛ «Бентос-300» (Н – 300 м), ОПА «Риф» (Н – 85 м), ОПА «Лангуст» (Н – 540 м), ОПА «Омар» (Н – 540 м), три БПА «Тетис» (Н – 200 м) и четыре БПА «Тетис-Н» (Н – 300 м). Для повышения эффективности подводных исследований сырьевых и минеральных ресурсов Мирового океана Базой «Гидронавт» были привлечены профессиональные водолазы, инженеры различных специализаций и научные сотрудники (биологи, океанологи, геологи, акустики, математики и др.). Первым директором Базы «Гидронавт» был назначен опытный капитан дальнего плавания Василий Иванович Сергеев. Высокий профессионализм, настойчивость и энергичность позволили В.И. Сергееву в начале 1977 года организовать первый рейс НИС «Ихтиандр» с ОПА «Север-2 бис» в Индийский океан, результаты которого показали высокую надежность ОПА и эффективность подводных исследований в районах рыбного промысла. В этом рейсе экипаж ОПА «Север-2 бис» успешно выполнил погружение на 2000 метров южнее Сейшельских островов.

Рекомендации, которые получили капитаны промысловых судов, по поведению, распределению и запасам пелагических и придонных рыб на Маскаренском хребте (банка Сая-де-Малья), позволили им значительно увеличить добычу этих гидробионтов.

Для многих ученых, изучавших океан, открылись широкие возможности для подводных исследований сырьевых и минеральных ресурсов Мирового Океана. Благодаря визуальным наблюдениям из подводных аппаратов, ученые могли оперативно получать характеристики экологического состояния поверхности дна, данные по запасам водорослей, беспозвоночных, ракообразных и донных рыб, численные параметры антропогенного воздействия на поверхность дна, геоморфологические характеристики и особенности рельефа на значительных акваториях.

Решая комплексные задачи и программы, гидронавты успешно проводили поиск новых объектов и районов промысла гидробионтов, изучали и определяли запасы минеральных и сырьевых ресурсов на дне морей и океанов, разрабатывали рекомендации для практической добычи гидробионтов.

В Тихом океане были обнаружены новые промысловые скопления лангустов, креветок, крабов, моллюсков, донных и придонных рыб. На подводных горах Тихого океана в погружениях ОПА «Север-2» открыта промышленная рудная провинция (геол. термин) железо-марганцевых конкреций (ЖМК) с повышенным содержанием редких металлов (никель, серебро, кобальт, вольфрам). С применением ЖМК на Никопольском металлургическом заводе были получены стали, представляющие большой интерес для судостроения, авиации и космонавтики. По заключению Управления минеральных ресурсов Мирового океана экипаж НИС «Одиссей» и гидронавты ОПА «Север-2» обнаружили крупные залежи ЖМК, являющиеся потенциально важным сырьем и представляющие значительный интерес для Министерства геологии СССР.

Впервые в мире на ОПА «Север-2» были выполнены погружения в антарктических водах Атлантического и Индийского океанов за южным полярным кругом и обнаружены промысловые скопления ледяной рыбы, серебрянки и криля.

На подводных хребтах Индийского океана были обнаружены скопления лангуста, кальмара, светящегося анчоуса, пелагических и придонных рыб.

В Атлантическом океане с помощью ОПА «Север-2» были обследованы до глубин 2000 м большинство подводных хребтов, на которых были изучены и определены запасы пелагических и придонных рыб, креветок, крабов, кальмаров, ЖМК и фосфоритов.

Во всех основных районах промысла с применением БПА «Тетис» осмотрено и настроено свыше 400 тралов рыболовных судов. После осмотра траловых систем промсудов с помощью БПА «Тетис» и устранения выявленных отклонений в работе тралов, а также внедрения рекомендаций, на промысловых судах было не только сокращено время настройки траловых систем, но и увеличены уловы на 10-15% по данным капитанов промсудов.

Научная информация по запасам гидробионтов, полученная в погружениях ОПА, оперативно передавалась капитанам промысловых судов и начальникам промысловых районов, которая ими использовалась с целью увеличения добычи морепродуктов.

В Черном море суда-носители ПЛ «Бентос-300» и ОПА «ТИНРО-2» выполнили исследования по определению запасов филлофоры в районе поля Зернова, промысловых видов рыб и беспозвоночных.

Совместно с учеными Института биологии южных морей, Морского гидрофизического института и Института Геологических наук НАНУ в Черном море были изучены участки шельфа и склона с выходами метана до глубин 250 м.

В погружениях ОПА «Риф» были осмотрены сотни километров подводных газопроводов и трубопроводов сточных вод в Черном море. На газопроводах и межпромысловых коллекторах были выявлены и обозначены на карте все дефектные участки, в том числе и потенциально аварийные. На основе анализа полученных данных определялись объемы и сроки работ по устранению опасных дефектов на газопроводах. По расчетам специалистов для детального обследования только действующей нитки газопровода «Галицино-4» - «Берег» водолазам потребовалось бы 2,5 года. С помощью ОПА «Риф» эта задача была решена менее чем за 50 суток. Подтвержденный экономический эффект от применения ОПА «Риф» по сравнению с водолазными работами только в 1986 году составил более 1,3 млн. рублей.

Гидронавты ОПА «Север-2» и ОПА «ТИНРО-2» принимали участие в международной антарктической программе «Файбекс» с целью определения запасов криля в море Скоттия и изучения сырьевых ресурсов на шельфах Йемена и Вьетнама.

ОПА «Риф» и БПА «Тетис-Н» участвовали в международных гео­экологических экспедициях в Балтийском море (2).

ОПА Базы «Гидронавт» выполняли также широкий спектр подводно-технических работ на трубопроводах сточных вод, газопроводах и морских буровых платформах, устраняли аварии на подводных нефтегазопроводах, осуществляли поиск и подъем акустических систем, торпед и ракет на морских полигонах, первыми обнаружили сбитый южно-корейский «Боинг» в Татарском проливе в сентябре 1983 г.

Все выполненные подводные работы получали высокие оценки со стороны отечественных и зарубежных заказчиков. За 25 лет безаварийной работы комплексы судов-носителей ОПА Базы «Гидронавт» обследовали большинство подводных хребтов в Мировом океане до глубин 2000 м, произвели более 6000 погружений, совершили свыше 300 экспедиций во внутренних морях СССР и всех океанов, включая Арктику и Антарктику. Специалистами Базы «Гидронавт» было подготовлено около 300 гидронавтов и гидронавтов-исследователей.

Коллектив Базы «Гидронавт» работал в напряженном режиме: в период 1980-1990 гг. количество экспедиций с применением ОПА варьировало от 10 до 15 в год; количество погружений ОПА – от 350 до 450 в год.

Гидронавты 1 класса, капитаны-наставники ОПА, БПА и ПЛ, к.т.н. М. Гирс, В. Дерябин, Б. Иштуганов, О. Донец, Л. Скрипкин, Г. Бельников, В. Климов, С. Лихарев, И. Аврашов, Н. Цебрик, А. Грязнов, И. Виноградов, капитаны И. Коник, А. Николаев, Ю. Сидоренко, Л. Пилунский, М. Болгов, Н. Сапожников, А. Тарасов, В.Захаров, Е.Виноградов, А.Игнатьев, И.Суворов, старшие помощники ПЛ В. Шаляпин, А. Дроздов, ст.механики Ю.Матюшин, А.Банников и др. совершили каждый от 300 до 700 погружений средней продолжительностью 2500 часов. Гидронавт-исследователь 1 класса Александр Королёв отработал под водой 10480 часов: 8248 часов как водолаз и 2232 часа в должности гидронавта-исследователя ПЛ «Бентос-300».

Интенсивная безаварийная работа судов-носителей ОПА стала возможной благодаря высокому профессионализму гидронавтов, групп технического обслуживания ОПА, гидронавтов-исследователей, экипажей судов-носителей, грамотному планированию и обеспечению экспедиций со стороны руководства Базы «Гидронавт».

Востребованность судов-носителей ОПА была наиболее значительной
со стороны научно-исследовательских институтов, промышленности и различных министерств СССР (Минрыбхоза, Министерства Геологии, Министерства обороны и др.).

За 25 лет эксплуатации ОПА, несмотря на исключительно высокую интенсивность подводных работ, сложные районы исследований в Мировом океане, удаленность от места базирования и не всегда благоприятные погодные условия, ни один из подводных аппаратов не попал в сложные аварийные ситуации, что говорит о высокой надежности подводной техники и хорошей профессиональной подготовке экипажей ОПА и судов-носителей. За успешное проведение испытаний, многолетнюю безаварийную работу и успешное выполнение правительственных заданий капитан-наставник ОПА «ТИНРО-2» к.т.н. Михаил Гирс и капитан-наставник ОПА «Север-2» Олег Донец были награждены высокими правительственными наградами, в городе Севастополе появился бульвар Гидронавтов.

После развала СССР в 1992 году часть судов-носителей ОПА была арестована в иностранных портах из-за отсутствия финансирования и в дальнейшем продана за долги.

Коллектив Базы «Гидронавт» неоднократно обращался к высшему руководству Украины и Национальной Академии Наук Украины с просьбой оказать посильную помощь по возврату судов, однако, никакой реакции не последовало.

В период 1992-2002 г.г. База «Гидронавт» существовала за счет самофинансирования, благодаря выполнению прямых договоров с различными заказчиками и сдачи промысловых судов в аренду Российским компаниям.

Но в 2002 году База «Гидронавт» была искусственно подведена под банкротство, и в 2003 году – ликвидирована.

Удалось сохранить только два рабочих подводных аппарата (ОПА «Риф» и ОПА «Лангуст»), переданных в «Государственный Океанариум», и которые под руководством капитан-наставников Олега Донца, Геннадия Бельникова и Игоря Аврашова продолжают успешно выполнять подводно-технические работы и экологические исследования в Черном море. В 2012-2013 гг на ОПА «Риф» под руководством О.Донца были проведены подводные изыскания и найдена ПЛ типа «Щ» погибшая в 1943 году у берегов Крыма. Руководство Украины и России было заинтересовано в этой находке, планировалось выделение средств для поднятия лодки.

По мнению гидронавтов различных ведомств в Севастополе целесообразно создать межведомственный Подводно-технический центр (ПТЦ), с подчинением (под патронажем) МЧС и Русскому географическому обществу (РГО), для выполнения работ в Азово-Черноморском бассейне. Предполагаемое место базирование центра в Балаклаве, выявленное после анализа береговой линии, туристических потоков, имиджа, инфраструктуры, зданий, акваторий, совместной деятельности с Ялтинской киностудией.

В состав ПТЦ могут войти гидронавты и обитаемые подводные аппараты (ОПА) «Государственного океанариума»: ОПА «Риф» (глубина погружения 85 м) с судном-носителем; ОПА «Лангуст» (540 м); буксируемый подводный аппарат (БПА) «Тетис-Н» (300 м); ОПА «Север-2» (2000 м), требующий ремонта и судна-носителя. Судном-носителем ОПА «Лангуст» может быть гидрографическое судно с краном грузоподъемностью 12 тонн, БПА «Тетис-Н» по существующему проекту в течение года можно переоборудовать в автономный ОПА с глубиной погружения 300 м.

ОПА «Риф» и «Лангуст» могут быть практически сразу загружены важной для бассейна и экономически эффективной работой по осмотру и ревизии газопроводов «Черноморнефтегаза», нефтепроводов в портах Новороссийска, Туапсе, Феодосии и глубоководных трубопроводов сточных вод всех приморских городов, которые в течение последних 30 лет детально не осматривались ОПА.

На втором этапе могут выполняться подводно-технические работы по поиску затонувших судов, обнаружению и подъему технических изделий, установке акустических буев и систем на морских полигонах Черного моря.

Во всех погружениях ОПА гидронавты и гидронавты-исследователи будут выполнять экологические и археологические исследования, поиск промысловых скоплений и определение запасов морепродуктов (водоросли, мидии, придонные и донные рыбы). Ко всем перечисленным подводным работам возможно привлечение частного ОПА «Омар» (Н – 540 м), владельцем которого является гидронавт 1 класса Ю. Брага.

Перспективными также являются работы по поиску участков дна с интенсивным выходом метана («сипов»), осмотру гидротехнических сооружений (ГТС), морских стационарных платформ (МСП) и самоподъемных буровых установок (СПБУ).

Ввод в строй частного ОПА «Север-2» позволит проводить научные исследования (поиск газогидратов), подводно-технические и аварийно-спасательные работы на 95% дна Черного моря, выполнять работы при прокладке и ревизии газопровода «Южный поток» и кабелей связи.

Подводно-технические и аварийно-спасательные работы будут оперативно выполняться экипажами ОПА в подводно техническом центре (ПТЦ) по указанию МЧС и с другими потенциальными заказчиками.

Все подводные исследования и работы с применением ОПА планируется проводить на основании Комплексной Программы, разработанной МЧС, РГО, ПТЦ и согласованной с Аварийно-спасательной службой (АСС) Черноморского флота и Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) МО РФ. В эту программу могут войти и планируемые работы подводных исследований научных институтов (ИнБЮМ, Гирофизический институт и т.д.)

 

Литература:

1. А.Б. Королёв. Штурм гидрокосмоса. М. – 2011.

2. А. Помозов, И. Бондарев, А. Подосинников. География применения ОПА. Отчёт базы «Гидронавт», 1989 г.

 

В 2014 г. статья была представлена на международной конференции “SUBSEA 2014» в июне 2014 года в СПбГМТУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: