Миссия, цели и задачи международных туристских организаций определены в их уставах и других программных документах. К мировым международным туристским организациям общего характера относятся:
2. Всемирная туристская организация (ВТО);
3. Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС);
4. Международная ассоциация мирового туризма (МТ);
5. Международный туристский союз (ТУИ);
6. Международный туристский альянс (АИТ); *°
7. Всемирная ассоциация по вопросам досуга и отдыха (ВЛРА) и другие.
Целями и задачами мировых международных туристских организаций общего характера являются представительство и защита интересов организаций и компаний туристской индустрии; определение политики в сфере туризма; формирование основных направлений развития мирового туризма; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества между странами - членами этих организаций и практическое содействие им в решении проблем развития туриндустрии и экономического роста страны.
Первой и старейшей туристской организацией общего характера явился созданный в 1925 г. Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма, который в 1927 г. получил название Международный конгресс официальных туристских организаций, а в 1930 г. - Международный союз организаций и пропаганды туризма. В 1947 г. на базе последовательно сменявших перечисленных туристских структур был учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) - неправительственная международная организация, действительными членами которой являлись министерства и ведомства по туризму, генеральные комиссариаты и директораты, министерские службы, а также официальные национальные туристские организации.
В середине 70-х гг. перед упразднением МСОТО в него входили туристские организации более ста стран мира. МСОТО имел консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, проводил широкую информационную и консультативную деятельность, издавал журнал «Мир туризма», вестник «Пограничные формальности» и целый ряд специальных бюллетеней («Туристское планирование и освоение территорий», «Туризм в свободное время», «Средства размещения» и другие).
Штаб-квартира МСОТО находилась в г. Женеве (Швейцария). Многие задачи, которые приходилось решать МСОТО, требовали повышения уровня этой организации, т. е. придания ей статуса межправительственной структуры ООН. На заседании чрезвычайной Генеральной ассамблеи МСОТО в сентябре 1970 г. был рассмотрен вопрос о преобразовании этого союза в межправительственную туристскую организацию - Всемирную туристскую организацию (ВТО). Устав ВТО был принят в 1975 г. Этот год официально считается годом создания международной специализированной организации системы ООН -ВТО. В соответствии с Уставом ВТО все государственные туристские организации - члены МСОТО имели право стать действительными членами ВТО без процедуры голосования, лишь направив заявления о том, что они признают Устав ВТО.
В настоящее время ВТО состоит из 138 действительных, ассоциированных и свыше 350 присоединившихся членов. Действительными членами являются государства, их правительственные учреждения; ассоциированными - территории, не имеющие внешнеполитической самостоятельности; присоединившимися - международные и национальные организации, туристские ассоциации и компании, а также компании, связанные с туризмом (авиационные и другие транспортные компании, туроператоры, турагенты, гостиничные и ресторанные ассоциации, банковские учреждения, издательские компании, учебные и исследовательские институты, местные и региональные туристские советы).
По значимости и влиянию на развитие туризма нет другой международной организации, равной ВТО. Ее деятельность охватывает все аспекты международного туризма: правовые, административные, экономические, финансовые, социальные, экологические, статистические, технические, кадровые.
Основополагающей целью ВТО в соответствии со ст. 3 Устава ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». Исходя из уставной цели основными задачами ВТО являются: расширение и углубление сотрудничества государств - членов этой организации в области туризма в целях развития стран и регионов; совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров; планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды в контексте мирового устойчивого развития; повышение качества туристского обслуживания и обеспечение безопасности туристских услуг; изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных, прогнозирование развития туризма; обеспечение связей и обмена информацией между странами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.
Руководящими органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат во главе с Генеральным секретарем.
Генеральная ассамблея - высший орган ВТО. Она собирается один раз в два года, утверждает бюджет и общую программу работы ВТО на последующий период. На ассамблее рассматриваются и утверждаются отчеты о деятельности организации, готовятся рекомендации по заключению международных соглашений, а также обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития туристской сферы.
Исполнительный совет принимает меры для обеспечения выполнения организацией своих задач в соответствии с программой работы и в рамках утвержденного бюджета, разрабатывает предложения и рекомендации для Генеральной ассамблеи. Исполнительный совет собирается два раза в год. Он состоит из 26 членов, избираемых Генеральной ассамблеей по принципу представительства - один от каждых пяти действительных членов. Ассоциированные и присоединившиеся члены участвуют в заседаниях Исполнительного совета на правах наблюдателей.
Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, назначаемым Генеральной ассамблеей сроком на 4 года, состоит из 80 постоянных работников. Секретариат отвечает за выполнение программы работы организации и реализацию потребностей и интересов ее членов.
На практике регулирование международной туристской деятельности ВТО осуществляет через свои региональные комиссии (по Африке, Америке, Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, Европе, Ближнему Востоку и Южной Азии). Эти комиссии состоят из действительных и ассоциированных членов региона и заседают не менее одного раза в год. Присоединившиеся члены от региона участвуют в заседаниях в качестве наблюдателей.
Помимо региональных комиссий в составе ВТО действуют специализированные комитеты. Они разрабатывают и предлагают рекомендации по управленческим, финансовым, организационным вопросам, а также по содержанию программы деятельности ВТО. Это Комитет по программе, Комитет по бюджету и финансам, Комитет по статистике, Комитет по окружающей среде, Комитет по поддержке качества и Комитет по образовательным центрам.
В структуре ВТО действуют рабочие группы: по инвестициям в туризме, туризму и его процессу, туризму и здоровью, туризму и окружающей среде, молодежному туризму.
В рамках соглашения с Организацией Объединенных Наций о сотрудничестве ВТО взаимодействует с ООН и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ЭКОСОС и другими) в разработке и реализации программ развития туризма. В течение одного года ВТО осуществляет программы и проекты туристского развития в 40-50 странах. Штаб-квартира ВТО находится в г. Мадриде (Испания).
К мировым международным туристским организациям отраслевого характера относятся:
2. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА);
3. Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА);
4. Международная гостиничная ассоциация (МГА);
5. Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (Хо-Ре-Ка) и многие другие.
Целями и задачами мировых международных туристских организаций отраслевого характера являются: представительство и защита интересов своей отрасли на международном уровне и определение тенденций и путей ее развития; развитие и координация сотрудничества организаций и компаний отрасли между собой и с организациями и компаниями других отраслей туристской индустрии; разработка и внедрение единых принципов, норм и стандартов качества обслуживания в своей отрасли, подготовка для нее специалистов, а также решение актуальных проблем ее развития; информационная, издательская и маркетинговая деятельность.
Одной из наиболее влиятельных международных туристских организаций отраслевого характера является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая была учреждена в 1919 г. В настоящее время ее членами являются 230 авиакомпаний из более чем 130 стран. Основная цель ИАТА - обеспечение сотрудничества авиакомпаний мира для обеспечения надежности, безопасности и экономичности международных пассажирских воздушных перевозок. Среди ключевых задач Ассоциации - развитие сотрудничества с международными организациями, определение путей и направлений сотрудничества с компаниями отрасли; упорядочение международного воздушного сообщения; обеспечение технических мер безопасности и надежности авиаперевозок; устранения угрозы травм и смерти пассажиров, порчи и утраты багажа; разработка и внедрение единых стандартов воздушной навигации, инфраструктуры аэропортов и обслуживания рейсов, документации; разработка и внедрение единых международных правил и процедур перевозок и обслуживания; установление единых международных авиатарифов. ИАТА имеет офисы в Женеве, Сингапуре и Монреале.
Международная гостиничная ассоциация (МГА) - член ВТО с 1979 г. Основная цель ассоциации - представительство интересов мировой гостиничной индустрии на международном уровне. Среди задач МГА - создание условий для широкого сотрудничества гостиничных предприятий; обеспечение информационного обслуживания организаций (своих членов) по вопросам развития гуманитарных ресурсов, технологии и автоматизации, защиты окружающей среды, маркетинга; контроль за исполнением международного законодательства; координация и публикация туристских исследований; финансирование целевых программ и другие задачи. Штаб-квартира МГА находится в Париже (Франция).
К региональным международным туристским организациям общего характера относятся:
2. Европейская комиссия по туризму (КЕТ);
3. Европейская туристская группа (ЕТАГ);
4. Бюро организаций - членов АИТ в Европейском союзе (АИТ-ЕС);
5. Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ);
6. Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА);
7. Туристская ассоциация стран Восточной Азии (EATА);
8. Федерация туристских ассоциаций стран - членов АСЕАН (ФАТА);
9. Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА); Конфедерация туристских организаций Латинской Америки (КОТАЛ);
10. Карибская туристская организация (КТО);
11. Арабский туристский союз (ЮАТ);
12. Панафриканская туристская организация (ПАТО);
13. Африканская ассоциация путешествий (АТА) и другие.
Целями и задачами региональных международных туристских организаций общего характера являются: представительство и защита интересов туристской индустрии своего региона на международном уровне; определение тенденций и путей развития туризма; продвижение въездного туризма; маркетинговая деятельность, содействие объединению и координации усилий всех секторов и компаний туристской индустрии; финансирование целевых программ развития туризма в регионе; внедрение новых технологий; разработка единых норм и стандартов туристского обслуживания, информационная и издательская деятельность.
Важную роль в развитии туризма на европейском континенте играет Европейская комиссия по туризму (КЕТ), которая является членом ВТО с 1977 г. Цель организации - содействие развитию туризма в Европе через продвижение основных мировых рынков, финансируемое национальными туристскими организациями в 26 странах мира. Основные задачи КЕТ - установление и развитие общественных связей, нацеленных на СМИ и потребителей; рекламная и издательская деятельность; проведение маркетинговых исследований; установление контактов с профессионалами в различных секторах туристской индустрии. Контакт с профессионалами Комиссия осуществляет через Европейскую туристскую группу (ЕТАГ).
Одна из ведущих региональных организаций общего характера - Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА). Учрежденная в 1951 г., ПАТА в настоящее время объединяет 38 национальных правительственных представительств, более 50 государственных и туристских администраций и 2 тыс. туристских компаний Азиатского и Тихоокеанского регионов. Цель организации - способствовать росту и повышению качества туризма в странах региона. Задачи ПАТА - формирование общей политики и стратегии развития туризма в регионе, обеспечение сбалансированного прироста туристских потоков, определение и принятие мер разумной консервации в целях сохранения природной и культурной среды в нем в связи с трехкратным увеличением здесь въездного туризма за последнее десятилетие, маркетинговая деятельность и мероприятия по продвижению туризма, разработка и реализация программ подготовки персонала для туристской индустрии региона, подготовка и проведение учебных семинаров, координация деятельности всех его туристских организаций и компаний.
ПАТА имеет офисы в пяти городах: Бангкок (Таиланд, оперативная штаб-квартира), Сан-Франциско (США, административная штаб-квартира), Сингапур, Сидней (Австралия) и Монако.
К региональным международным туристским организациям отраслевого характера относятся:
2. Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА);
3. Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА);
4. Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА);
5. Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА);
6. Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА);
7. Арабский гостиничный союз (ЮАХ);
8. Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоны (ХОТРЕК);
9. Европейская федерация мотелей (ЕМФ) и другие организации.
Целями и задачами региональных международных туристских организаций отраслевого характера являются представительство и защита интересов отраслевых организаций и компаний своего региона на международном уровне; определение тенденций и путей развития своей отрасли в регионе; развитие и координация сотрудничества отраслевых организаций и компаний между собой и с организациями и компаниями других отраслей туристской индустрии; разработка и внедрение норм и стандартов качества обслуживания в своей отрасли; решение актуальных проблем развития туризма в своем регионе; подготовка специалистов отрасли для региона; информационная, издательская и маркетинговая деятельность по региону.
К числу региональных международных туристских организаций отраслевого характера относится Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА). Она является членом ВТО с 1992 г. Основная ее цель - представительство гостиничной индустрии всего Американского региона (Северной и Южной Америки) на международном уровне. Задачи ИАХА - представление и защита интересов компаний гостиничной отрасли региона на международных форумах; осуществление коммуникаций и содействие сотрудничеству членских организаций с компаниями туристской индустрии; маркетинговые исследования; статистическая и издательская деятельность; организация и осуществление подготовки персонала для гостиничной отрасли региона. ИАХА имеет офисы в городах: Богота (Колумбия), Виехо (США), Лима (Перу).
Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоны (ХОТРЕК) - влиятельная европейская организация гостинично-ресторанной отрасли. ХОТРЕК представляет интересы 35 национальных ассоциаций индустрии гостиниц, ресторанов и кафе 19 европейских стран. Цель Конфедерации - максимальное содействие сотрудничеству своих членских организаций и защита интересов европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе на международном уровне. Задачи ХОТРЕК - выражение интересов организаций, учреждений и компаний индустрии гостиниц, ресторанов и кафе ЕС; сотрудничество с партнерскими организациями; взаимодействие с другими отраслями европейской индустрии туризма; поддержание и развитие связей с мировой индустрией туризма; разработка и реализация программ подготовки профессиональных кадров для европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе; издательская и рекламная деятельность; разработка норм и стандартов качества в своей отрасли. В целях международного регулирования гостинично-ресторанной отрасли Европы и для реализации своих задач ХОТРЕК, в частности, издает
Белую книгу, являющуюся сборником официальных документов и рекомендаций, где излагаются современные требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе. Штаб-квартира ХОТРЕК находится в Брюсселе (Бельгия).
К специализированным международным туристским организациям относятся такие структуры, деятельность которых охватывает специальные области туристского бизнеса и предпринимательства или отдельные виды туризма и путешествий. Специализированные туристские организации могут быть международными и региональными.
Цели и задачи специализированных международных туристских организаций определяются их конкретной специализацией в туризме и туристской деятельности.
К специализированным организациям в области туристского бизнеса и предпринимательства относятся:
2. Международная федерация туроператоров (ИФТО);
3. Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА);
4. Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ-УФТАА);
5. Международная ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ (ИСТА);
6. Международная ассоциация гидов по сопровождению (тур-эскорта) (ИАТМ) и другие организации.
Среди ведущих организаций, действующих в сфере туристского бизнеса и предпринимательства, - Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА). Она была создана в 1949 г., представляет собой международное объединение туристских агентств и имеет 185 членских организаций в 160 городах 82 стран мира. Основная цель организации - сотрудничество высокопрофессиональных туристских агентств мира для формирования единого рыночного имиджа и установления единых стандартов качества туристского обслуживания. Среди задач ВАТА - информационное обслуживание; координация и содействие деятельности турагентств; разработка и распространение документов, регулирующих развитие своего сектора туристского бизнеса; консультирование; финансовая помощь и защита экономических интересов своих членов; защита и представительство своих членов на международных форумах, выставках и ярмарках. Для реализации задач ассоциация, в частности, проводит семинары и заседания рабочих групп; разработала ваучер (WATA Voucher) - наиболее практичный документ для сотрудничества турагентов и поставщиков; издала сборник 130 конфиденциальных тарифов, которым пользуются 10 тыс. турагентств; ежеквартально издает информационный бюллетень (WATA Gazette). Штаб-квартира ВАТА находится в Женеве.
К специализированным организациям в области отдельных видов туризма относятся:
2. Международная ассоциация по туризму с деловыми целями (ИБТА);
3. Международная федерация организаций социального туризма (ИФПТО);
4. Международное бюро по социальному туризму (БИТС); Международная федерация социального туризма (ФИТС); Международное бюро по молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ);
5. Международная конфедерация по студенческому туризму (МКСТ);
6. Федерация международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО);
7. Международная федерация кемпинга и караванинга (ФИКК);
8. Международная федерация конно-спортивного туризма (ФИТЕ);
9. Европейская ассоциация туристских торговых ярмарок (ЕТТФА) и другие.
Международное бюро по социальному туризму (БИТС), учрежденное в 1963 г., является членом ВТО с 1977 г. Цель БИТС - способствовать организации и продвижению социального туризма, сделать туризм доступным для большинства населения. Среди задач БИТС - продвижение и развитие социального туризма на международном уровне; координация туристской деятельности своих членских организаций; информирование и консультирование своих членов по различным вопросам развития социального туризма; содействие национальным организациям в решении проблем продвижения и развития социального туризма. Среди важных направлений деятельности БИТС -такие вопросы, как финансирование отдыха социально незащищенных групп населения; законодательные инициативы в области социального туризма; повышение качества профессиональной подготовки управленческого персонала; ведущая роль в развитии социального туризма таких видов отдыха, как кемпинг и караванинг; исследование проблем молодежного туризма. Штаб-квартира БИТС - в Брюсселе.
Международная конфедерация по студенческому туризму (МКСТ) является членом ВТО с 1981 г. Цель этой организации - расширение международного взаимопонимания через продвижение туризма и обменов студентов, молодежи и академического сообщества. Задачи Конфедерации - создание условий для расширения международного представительства; содействие сотрудничеству между членскими организациями и совместной деятельности своих членов с туристской индустрией и педагогической общественностью; оказание административной и финансовой помощи; маркетинговые услуги. В рамках деятельности МКСТ членские ассоциации производят и распространяют 2 млн международных студенческих идентификационных карточек (ISIC) для своих членов и 1,3 млн авиабилетов, содействуя удешевлению и доступности студенческого туризма и обменов во всем мире. Штаб-квартира МКСТ - в Амстердаме (Нидерланды).
Одной из организаций, отвечающих за развитие выставочного туризма, является Европейская ассоциация туристских торговых ярмарок (ЕТТФА). Эта ассоциация обеспечивает механизм регулирования международной туристской выставочной деятельностью в рамках Европы. Ассоциация была учреждена в 1993 г. В настоящее время ее сфера деятельности охватывает 11 ярмарок. Штаб-квартира ЕТТФА находится в Брюсселе. Основная цель ассоциации - содействие эффективной организации и проведению международных туристских ярмарок. Задачи ЕТТФА - обеспечение успешного представительства туристских компаний и организаций на международных выставках-ярмарках; внедрение единых стандартов на ярмарках своих членских организаций; обеспечение качества обслуживания участников; выражение общих интересов членских организаций; формирование базы данных по основным участникам ярмарок.
К особым международным туристским организациям относятся международные структуры, которые созданы для выполнения специфических функций в сфере международного туризма и путешествий. Цели и задачи особых международных туристских организаций определяются их особой сферой? деятельности, специфическими функциями и компетенцией.
Во-первых, это организации, основной сферой деятельности которых является туристская информация. К их числу относятся:
2. Международная федерация журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ);
3. Международная федерация работников прессы - экспертов в гастрономии, виноградарстве и туризме (ФИПРЕГА);
4. Международная ассоциация по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ).
Международная федерация журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ), созданная в Париже в 1954 г., является членом ВТО с 1994 г. Цель Федерации - вносить вклад в развитие международного туризма через регулярные публикации, освещающие вопросы туризма в средствах массовой информации, и представлять интересы своих членов -журналистов и писателей. Задачи Федерации - поощрение журналистов и писателей, организации, города и страны, которые внесли наиболее весомый вклад в развитие туризма; привлечение и поощрение молодых журналистов; содействие обмену мнениями и изучению проблем развития туризма через систему семинаров; защита прав журналистов на доступ к информации, организация представительства ФИЖЕТ в разных странах через создание клубов журналистов и писателей.
Во-вторых, это организации, регулирующие профессиональное туристское образование. К ним относятся:
2. Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ);
3. Международная ассоциация выпускников гостиничных школ (УИАЕЕХ) и другие.
Одной из международных организаций, отвечающих за профессиональное образование и подготовку в сфере туризма, является Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ). Она является членом ВТО с 1987 г. Ключевая цель ассоциации - организация качественного профессионального туристского образования. Задачи АМФОРТ - рационализация методов профессиональной подготовки в туризме; стандартизация программ подготовки; сбор соответствующей документации; сотрудничество с преподавательскими кадрами в целях координации и гармонизации учебных программ и методов обучения; создание условий выпускникам для международных и профессиональных контактов; содействие техническому и образовательному сотрудничеству между учебными центрами и изданию учебников; определение потребностей туристского сектора в кадрах и многие другие задачи. Штаб-квартира Ассоциации - в г. Мадриде.
В-третьих, это организации, действующие в области научных туристских исследований. К таким организациям относятся:
- Ассоциация по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА);
- Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИЕСТ).
Ассоциация по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА) - профессиональная международная организация специалистов по туристским исследованиям, являющаяся лидером в своей области. ТТРА была учреждена в 1970 г. и в настоящее время объединяет 800 специалистов по научным и маркетинговым исследованиям. Цель ассоциации -повышение качества и обеспечение доступности информации по научным и маркетинговым исследованиям для повышения эффективности туристского маркетинга, планирования и развития.
Среди задач ТТРА - определение и внедрение стандартов туристских исследований; обеспечение качества туристских исследований и маркетинговой информации; содействие доступу к источникам информации в целях туристских исследований; обучение своих членов умениям и навыкам в области исследований, маркетинга и планирования; обеспечение условий для взаимодействия специалистов в области исследований; содействие разработке программ туристских исследований в, высших учебных заведениях и многие другие задачи. ТТРА имеет офисы в Европе, США и Канаде.