Международное законодательство в сфере туризма. Интеграционные процессы.




 

Туристские обмены связаны с пересечением границ государств, нахождением и перемещением туристов по территории иностранного государства, а эти вопросы регулируются не столько Международным правом, сколько национальными законами и административными правилами. В каждой стране имеются особые условия, и действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т.д. В силу этих причин, организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне, и является объектом внимания государств, правительств и международных организаций.

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется, прежде всего, в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Под международным регулированием понимаются международная система мер и комплекс мероприятий, нацеленных на эффективное управление каким-либо видом международной деятельности (поддержание стабильности или ее изменение, упорядочение) в соответствии с определенными международ­ными принципами, нормами и стандартами.

Международное регулирование туристской деятельности предполагает разработку и реализацию международной системы мер и проведение комплекса международных мероприятий в целях поддержания устойчивого развития туризма, упорядо­чения туристской деятельности, эффективного управления отдельными секторами туристской индустрии, обеспечения их скоординированного взаимодействия, стандартизации туристского обслуживания.

Основные мероприятия по координации и регулированию туристской деятельности - это конференции, ассамблеи, встре­чи, форумы, конгрессы, семинары, проводимые международны­ми организациями.

Одной из важных международно-правовых форм регулирования и координации деятельности государств в области туризма, выработки и внедрения правил и принципов их сотрудничества, норм и стандартов международной туристской деятельности являются конференции ООН по туризму, форумы междуна­родных туристских организаций, в первую очередь - конферен­ции ВТО.

Под инструментами регулирования международной ту­ристской деятельности понимаются правовые акты и офици­альные документы, направленные на установление определен­ного порядка, норм, правил, принципов и подходов в осуществ­лении туристской деятельности. Они служат целям информа­ции, ориентации, продвижения и реализации на практике заявленных и провозглашенных идей, принципов, концепций и стратегий.

К таким инструментам относятся международные декларации, конвенции, резолюции, соглашения, протоколы, рекомендации, принимаемые на международных конференциях и форумах.

Международные декларации - это официальные заявления международных организаций или участников международных конференций, провозглашающие основополагающие принципы политики или программные положения деятельности организа­ций в какой-либо конкретной области международных отноше­ний, например в сфере туризма.

Международные конвенции - это один из видов договоров. Они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специфической области человеческой деятельно­сти. Многие конвенции разрабатываются и принимаются спе­циализированными международными организациями.

В рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма, которые составили основу международного туристского права. Это:

• Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г). Статья. 24 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком «право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение рабочего времени и периодически оплачиваемые отпуска»;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г). Согласно статьям 7 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства «обязуются обеспечить каждому человеку право на отдых, свободное время, разумное ограничение рабочего времени и периодически оплачиваемые отпуска, а также оплату за праздничные дни»;

• Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г). Статьи 1 и 12 Международного пакта о гражданских и политических правах гласят: «Для обеспечения своего культурного развития все народы имеют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами»; Каждому гражданину принадлежит право на свободное передвижение и право покидать любую страну, включая собственную».;

• Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963г.;

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г;

• Манильская декларация по мировому туризму ВТО, 1980г.;

• Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму 1982г.;

• Хартия туризма (Кодекс туриста), одобрена на VI сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации 1985г.;

• Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989г.;

• Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентским союзом и Всемирной туристской организацией 1989г.;

• Декларация Мирового туристского форума Всемирной конференции министров по туризму (г. Осака, Япония), 1994г, и ряд других международных конвенций и соглашений регулирующие международно-правовые аспекты туризма.

На основе этих и других международно-правовых документов были сформулированы общие принципы международного туристского права:

1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск, а также право свободного передвижения без ограничений (статья 1 Хартии туризма).

2. Свобода передвижения и отсутствия дискриминации (Римская конференция ООН по международному туризму и путешествиям 1963г).

3. Содействие упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма (статья Хартии).

4. Содействие доступу туристов к общественному достоянию посещаемых мест на основе существующих документов ООН.

5. Содействие со стороны туристов взаимопониманию и дружественного отношения между народами.

6. Свободный доступ как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристского интереса.

7. Свобода передвижения с учетом существующих правил и ограничений.

8. Право каждого человека ставить в известность о своих потребностях в осуществлении прав на отдых и проведения досуга.

9. Возможность все более широких слов населения иметь отпуск и путешествовать (документ Акапулько).

10.Защита и приумножение туристских ресурсов.

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется путем: определения приоритетных направлений развития туризма как внутреннего, так и международного; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; создания благоприятных условий для развития туристской индустрии; взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Историческая практика показывает, что развитие услуг, в том числе туристских, в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государством и государственно-правовыми институтами. Любое государство путем принятия нормативно-правовых актов стремится регулировать деятельность в туристском бизнесе.

Туризм как один из динамично развивающихся отраслей экономики является важным средством углубления интеграционных процессов между различными странами. По мере увеличения количества туристских поездок, расширения их географии, развитие транспортных средств международные организации привлекают внимание государств и правительств к проблемам развития туризма.

Под эгидой ВТО в марте 1995г. в Кадисе (Испания) проведен Международный форум по туризму, в котором участвовали парламентарии из 52 стран мира. Форум признал, что государство должно содействовать решению следующих проблем, имеющих важное значение для развития туризма:

v упорядочение туристских формальностей и повышение безопасности путешествий;

v развитие туристской инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций;

v создание условий для обучения руководителей и персонала туристских предприятий;

v - обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах и в регионах посещения;

v защиту прав туристов;

v обеспечение льготного налогового режима для туристских фирм;

v - использование таких экономических и статистических механизмов, которые позволяют вести объективный статистический учет и контроль по принятым в туризме международным критериям и нормам.

Экономическими и административными механизмами поддержки развития туризма в ряде зарубежных стран являются:

· налоговые льготы, субсидии, дотации;

· национальные законодательные и нормативные акты, способствующие развитию туризма и защиты прав потребителя туристских услуг;

· стимулирование внесезонного туризма путем различного рода скидок и льгот;

· уменьшение паспортных и визовых ограничений при въезде в страну и выезде из нее;

· развитие и поддержка социального туризма;

· усиление требований к безопасности туристов;

· усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия, а также ряд других.

Некоторые страны (Испания, Греция), предоставляют инвесторам льготные налоговый режим и ставку амортизационных отчислений, а также, снижение налога с оборота.

Страны Европейского союза проводят политику, направленную на уравнивания налога на добавленную стоимость (НДС) на туристскую и гостиничную деятельность, сумма которого колеблется от 16 до 25 %. В Германии и Люксембурге установлен усредненный НДС в размере 15%, в Дании и Швеции максимальный - 25%.

Государством также стимулируется строительство новых туристских объектов путем продажи земли по низким ценам и сдачи ее в аренду на определенный срок (на Кипре до 99 лет, в Израиле и Турции до 49 лет) с возможностью последующего продления ареды на такой же срок.

В связи с нарастающими темпами загрязнения окружающей среды все больше государственная политика в области туризма ориентируется на ее защиту. Всемирная туристская организация в 1992г. в Рио-де-Жанейро была принята Программа действия XXI века, к которой присоединились 182 государств. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму.

Государственные органы занимают ведущее место в создании долгосрочных программ в туризме. Такие программы уже имеют ряд стран (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.).

Программа действия XXI век выдвигает перед государственными органами по туризму следующие основные задачи:

оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества, окружающую среду;

подготовка и обучение туристского персонала;

долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;

обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;

концепция нового туристского продукта;

установление партнерства в международной деятельности и ряд других задач. Весьма важным аспектом программы являются подготовка, обучение кадров и планирование в туризме.

В области планирования развития туризма государству отводится ведущая роль. Государственные органы регулируют этот процесс, чтобы избежать его стихийного развития, особенно в наиболее уязвимых в плане экологии районах. Например, на Бермудских островах принят ряд нормативных актов по планированию, направленных на защиту туристской индустрии островов. В частности, ограничено количество теплоходов, заходящих в порты, запрещены неоновые вывески, предусматривается, зашита флоры и фауны моря, ограничена высотность зданий и т.д.

В задачи государственных органов входит также и контроль за новым строительством с тем, чтобы туристские объекты имели соответствующее современное оборудование для водоснабжения, вывода сточных вод, вывоза мусора и отходов и т. п. Государство должно осуществлять контроль за тем, чтобы в строительстве использовались современные технологии, а строящиеся объекты туризма были спроектированы с учетом возможных стихийных бедствий, таких, как ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.

Глубокий анализ роли международного туризма в международных отношениях был дан на проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Всемирной конференции по туризму, в работе которой приняли участие делегации 107 государств и 91 делегации наблюдателей правительственных и неправительственных организаций. Конференция приняла Манильскую декларацию по мировому туризму, в которой, в частности, отмечалось, сто «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международные отношения. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга».

Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню материального обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами и экзогенными переменами, т. е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на его развитие.

Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска и т. д. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого турпродукта.

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:

Ø создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков;

Ø широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;

Ø рост благосостояние местного населения, устранение налоговых, таможенных и других и других трудностей, которые могли препятствовать развитию туризма;

Ø при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);

Ø осуществления более четкого маркетинга и выделения большого количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;

Ø повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма. Очевиден основной вывод: чтобы преуспеть в туристской деятельности в нынешнем столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнении требований законодательства подход к организации производства, продвижения и реализации турпродукта.

 

Резюме лекции:

Туристские обмены связаны с пересечением границ государств, нахождением и перемещением туристов по территории иностранного государства, а эти вопросы регулируются Международным правом, национальными законами и административными правилами. В силу отличий в национальном законодательстве существуют организационные проблемы в области международного туризма. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется, прежде всего, в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Огромную роль в развитии и интеграционных процессах в сфере туризма играют международные туристские организации. Туризм как один из динамично развивающихся отраслей экономики является важным средством углубления интеграционных процессов между различными странами.По мере увеличения количества туристских поездок, расширения их географии, развитие транспортных средств международные организации привлекают внимание государств и правительств к проблемам развития туризма. Поэтому на постоянной основе работают разнообразные международные организации, цель работы которых заключается в снижение барьеров на пути развития международного туризма, увеличение туристского потока.

 

Контрольные вопросы:

1. Приведите классификацию туристских организаций.

2. Перечислите специализированные учреждения системы ООН. Какова цель их работы?

3. Перечислите международные туристские организации общего характера. Какова цель их работы?

4. Какова цель функционирования Всемирной Туристской Организации? Какие органы ВТО существуют? Какие функции несут?

5. Перечислите международные туристские организации отраслевого характера. Какова цель их работы?

6. Перечислите региональные международные туристские организации отраслевого характера. Какова цель их работы?

7. Перечислите международные специализированные туристские организации в области отдельных видов туризма. Какова цель их работы?

8. В чем выражаются интеграционные процессы в международном законодательстве в сфере туризма?

9. Какие инструменты международного регулирования туристской деятельности существует? Приведите примеры. Каково их содержание.

 

Используемая и рекомендуемая литература:

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002.­464 с.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - 6-е издание, - СПб., 2004.- 448 с.

4. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 309-346.

5. Рагимов Т.С. Международно-правовое регулирование в сфере туризма кафедра «Автомобильный туризм» МГТУ «МАМИ». Материалы международной НТК ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». - Электронный ресурс: https://www.mami.ru/science/mami145/ scientific/article/s12/s12_48.pdf

 

Дополнительное задание:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: