Методики на развитие речи у детей 5 лет (норма)
1. Методика на развитие фонетико-фонематического строя
«КАК ГОВОРИТ ТАНЯ?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок?
(Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».
Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию
2. Методика на развитие словаря
«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»
Цель: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажите по-другому! Часы идут (ходят...). Мальчик идет (шагает...). Снег идет (падает...).
Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает...). Пароход идет (плывет...).
— Закончите предложения: Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел...
Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
— Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.
Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)
3. Методика на развитие грамматического строя
«КТО ЭТО ПОЛЗЕТ»
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже, составлять описание.
— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?» Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик, на рожки. И вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:
Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?
Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка?», «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»
4. Методика на развитие связной речи
«ШИШКА»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова шишка.
— Что растет на елке?
— Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом случае и про какие— во втором?
— Подберите к слову шишка складные слова (малышка, мышка, мишка...). Вспомните стихотворение про мишку.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
— Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»? (Про белку.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).
— Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка).
Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Методики на развитие ВПФ у детей 5 лет (норма)
Методика на развитие ощущений
Игра «Мешочек с секретами»
Игра способствует развитию:
· умения узнавать предметы по их основным признакам;
· на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
Ход игры: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.
Методика на развития слухового восприятия
Игра «Чей это звук?»
Игра развивает:
· слуховое восприятие;
· способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.
Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
Методика на развития зрительного восприятия
Игра «Помоги зайчику добраться до морковки»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.
На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.
Методика на развитие слуховой памяти
Упражнение "Снежный ком"
Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.
Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.
Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.
По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.
Методика на развитие зрительной памяти
Игра «Подбери ключи».
Цель: Развитие зрительной памяти.
Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии).
Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.
Усложнение: Когда дети освоят эту игру, то можно предлагать искать ключи на ощупь.
Методика на развитие внимания
«Геометрический мостик».
Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.
Оборудование: Геометрические фигуры разных цветов, большого и маленького размеров, 2 обруча, Зайка.
Ход игры: Педагог кладёт один обруч в одном конце комнаты, а второй – в другом. В одном обруче сидит Зайка и плачет о том, что ему никак не перебраться через речку на другой берег, где его домик. В другом обруче - набор геометрических фигур. Педагог предлагает построить мостик для Зайки, но есть одно условие для работы: «досочки» не должны быть подряд одного цвета, не должны встречаться треугольники. Постепенно задание усложняется за счет увеличения условий для строительства.
Методика на развитие мышления
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие памяти, связной речи, логического мышления.
Оборудование: Набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий). Каждая серия с каймой определённого цвета.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий изображённого. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.