Б). По количеству комнат.
В гостиницах могут быть однокомнатные номера, двухкомнатные, трехкомнатные и т.д.
в). По уровню комфорта и цене.
· бизнес класса;
Номера бизнес-класса предназначены для размещения лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках. В этом случае помимо стандартной обстановки в номерах должны быть созданы условия для работы (письменный стол, телефон, факс, компьютер).
· экономического класса
Номера экономического класса — номера для размещения широкого контингента клиентов. Они отличаются скромной, недорогой обстановкой и оборудованием, минимальным набором необходимых удобств (в номере — кровати, тумбочки, стол, стулья, шкаф, за пределами номера — душ или ванная, туалет, холодильник, телевизор), что прежде всего отражается на цене размещения.
· Номера-апартаменты
Номера-апартаменты — двух-, трех-, четырехкомнатные номера, предназначенные, как правило, для долгосрочного размещения семей. В составе комнат номера-апартамента обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники (кофеварка, микроволновая печь, миксер), что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания.
· Люкс - апартаменты
Люкс - апартаменты — трех-, четырехкомнатные номера жилой площадью не менее 45 кв. м, в составе которых кухня может отсутствовать. Это наиболее дорогая категория номеров.
г). По назначению:
Все больше внимания владельцы отелей уделяют созданию номеров, предназначенных для конкретных категорий гостей. Оснащение таких номеров зависит, прежде всего, от специализации отелей и потребностей гостей. Так, в бизнес-отеле важным элементом номера является оборудованное рабочее место (письменный стол, ноутбук, принтер, факс, быстрый Интернет, телефон и т.д.). Гости горнолыжного курорта оценят наличие в номере места для размещения и быстрой просушки спортивной одежды.
Номера для людей с ограниченными возможностями
(для гостей с нарушением опорно-двигательной системы).
Для гостей с ограниченными возможностями необходимо создать максимально удобные условия проживания, обращая внимание на следующие моменты:
· Номера для инвалидов на креслах-колясках желательно размещать на нижних этажах и вблизи от лифта.
· В номере, предназначенном для гостей с ограниченными возможностями, необходимо предусмотреть полное отсутствие порогов. Все дверные проемы должны быть шириной не менее 0,9 м. Двери снабжают магнитным стопором, позволяющим их фиксировать в открытом состоянии. Поручни на стенах облегчают передвижение гостя без посторонней помощи.
· Площадь номера превышает площадь обычного «стандарта». Дверной глазок и цепочка, дверной замок, ручки, включатели, розетки должны располагаться на высоте не более 1 м от уровня пола. Но люди с ограниченными возможностями, путешествуют не часто. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в номерах для инвалидов, при необходимости, могли бы размещаться любые гости и чтобы в этих номерах было комфортно и уютно всем гостям: например, тот же глазок можно разместить и на стандартном уровне.
· Очень важно уделить внимание сохранности номеров: укрепить углы комнаты защитными панелями (съемными и заменяющимися), чтобы коляска их не повреждала. Во многих отелях гостю выдают специальную коляску для внутреннего передвижения. Это создает удобство гостю и сохраняет в гостинице чистоту.
· Телевизор лучше установить на вращающейся панели.
· Розетки и выключатели располагаются на высоте 1-1,2 м от пола.
· Особым образом необходимо оборудовать шкафы: следует разместить вешалку для одежды на уровне 1,1-1,2 м, например, откидную. Как вариант - напольная вешалка (на колесах) для костюмов. Дверь шкафа желательно сделать по типу «шкаф-купе».
· Поверхности покрытий полов должны быть твердыми, прочными и не допускать скольжения.
· Ковровые покрытия должны плотно закрепляться, особенно по краям ковров. Толщина покрытия из ворсового ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса (в соответствии с ВСН 62-91).
· В номере также должны быть дополнительные подушки и «думки» на диванах и креслах. Дополнительное одеяло должно располагаться на высоте не выше 1,2 м. Идеально, когда номера оснащены специальным оборудованием для перехода с инвалидного кресла на кровать, к которой спроектированы прикроватные поручни.
· Телефонный аппарат в номере для людей с ограниченными возможностями должен быть переносным.
Чтобы гость с нарушением опорно-двигательной системы чувствовал себя комфортно в санузле, необходимо предусмотреть габариты помещения – в нем придется разворачивать коляску. В ванной комнате должны быть специальные поручни, облегчающие переход в ванну и на сиденье унитаза. Унитаз должен быть выше стандартного. Раковина, наоборот, крепится ниже стандартной высоты, лучше, если она изогнута по центру. Душ крепится на уровне 0,9-1 м от дна ванны. Зеркала, фен, диспенсоры для мыла и шампуни размещают на уровне сидящего человека.
Номера для гостей с ограниченными возможностями должны быть оборудованы системой сигнального оповещения и безопасности, с помощью которой человек имеет возможность, не вставая, подать сигнал о помощи.
Номера для аллергиков.
Люди, страдающие аллергией или астмой, хотели бы останавливаться в тех номерах, где отсутствуют следы шерсти и пыли. Для этого необходимо:
· покрыть поверхности специальным антибактериальным веществом, которое предотвращает появление микробов;
· использовать специальное постельное белье для аллергиков;
· отказаться от ковров в номере;
· отказаться от подушек и одеял с перьевым (пуховым) наполнителем.
Номера для гостей с животными.
Поскольку многие гости ни при каких условиях не согласятся жить в номере, где было животное, то отель должен располагать номерами, специально приготовленными для гостей с домашними питомцами. Это необходимо еще и потому, что у аллергиков даже после тщательной уборки
номера могут возникнуть проблемы со здоровьем. Для гостей с животными следует предусмотреть:
· место для кормления и сна животного;
· корзинки для сна;
· наполнитель для туалета;
· ассортимент кормов.
Номера для молодоженов.
Для этих гостей необходимо создать атмосферу праздника и роскоши, сделать их торжество особенным и незабываемым. Сотрудникам отеля следует подготовить для молодоженов:
· роскошную кровать декорированную цветами;
· шампанское, фрукты;
· маленькие подарки;
· наполненную водой и украшенную лепестками роз джакузи.
Номера для гостей с грудными детьми.
Туда, где детям комфортно, родители приедут снова и снова, так как в этом случае и сами родители имеют возможность полноценно отдохнуть. Гости с маленькими детьми высоко ценят:
· наличие места для приготовления пищи из сухих смесей;
· наличие колыбели или кроватки на колесиках;
· наличие детской ванночки с термометром, губки, детский шампунь и мыло;
· набор бутылочек и памперсов;
· детский уголок с игрушками;
· детский столик и стульчик;
· крючки в гардеробе на высоте детского роста, детские плечики;
· защитные решетки на балконе и на окнах;
· возможность установки дополнительного спального места для няни;
· номер просторный, незагруженный мебелью.
Номера для гостей с подростком.
Таким гостям можно предложить номер с двумя спальнями и общей гостиной или два смежных номера.
Номера для женщин.
Для женщин поездка – это в первую очередь ощущение комфорта.
И здесь очень важны положительные эмоции в процессе самой поездки и от пребывания в отеле.
При оборудовании гостиничного номера для деловой женщины особое внимание следует уделить:
· оснащению ванной комнаты (большое зеркало, зеркало для макияжа, множество полочек для косметики, более широкий ассортимент косметических и парфюмерных принадлежностей)
· наличию в номере большого шкафа для одежды или гардеробной.
· большое значение имеет освещение номера, качество мебели и звукоизоляция.
· наличию в номере брошюр о SPA или Fitness услугах отеля;
· модным журналам для женщин в зоне отдыха гостиничного номера;
· безопасности бизнес-леди: наличие в номере дверных цепочек, глазков, надежных замков.
· наличию в номере благоухающих цветов;
К заезду дамы в номер подают фрукты, шоколад.
Большое значение для дам имеют чистота и привлекательность отеля.
Продолжительность проживания женщин в отеле обычно больше, чем мужчин, а самые популярные услуги среди женщин - это бассейн и тренажеры.
Женщины более чувствительны к качеству обслуживания, отрицательный опыт может существенно повлиять на желание еще раз остановиться в отеле.
Номера для бизнесменов.
Для бизнесменов в структуре номерного фонда должна быть предусмотрена значительная доля одноместных номеров. Деловые гости высоко оценят наличие в номере:
· письменного стола с хорошим освещением, телефоном;
· компьютерной техники и высокоскоростного интернета;
· пресса для брюк.
Тематические номера.
Все большую популярность приобретают тематические номера. Проживая в таком номере можно не только забыть о повседневных заботах, но и оказаться в том месте, где порой невозможно побывать наяву.
В тематическом номере дизайн построен вокруг какой-то идеи, замысла, имеющей ярко выраженную индивидуальность, собственное лицо. Каждый тематический номер имеет свое имя. Так, номер может называться «Достоевский», «Рахманинов» или «Космос», «Роза», «Футбол» т.д.
Темы для фантазий могут быть самыми разнообразными:
· кинематографический сюжет («Белое солнце пустыни »)
· историческая или литературная тематика (Мини-отель «Братья Карамазовы»,СПб. Номера: «Катерина», «Настасья», «Аглая», «Грушенька» (рис.2.1).
· гостиничные номера могут быть посвящены деятелям искусства, истории, литературы (Отель «Астория», люкс-апартаменты «Чайковский», «Рахманинов», «Прокофьев»; Отель "Премьер Палас", г. Киев, номер «В.Высоцкий») (рис.2.2);
· спорт (номер – футбольное поле, номер – спортивный зал)
· сказочный, мистический, национальный и другие сюжеты;
· космический номер;
· номера оформлены в цветочной тематике. Например, мини-гостиница "Клумба", номер «Маки».
Творческий подход отельеров к оформлению, комфорту и тематике номеров высоко оценят гости. Такая гостиница не рискует остаться незамеченной на фоне многочисленных конкурентов.
Гостевые номера
Жилая часть гостиницы содержит гостевые номера, помещения общественного назначения (гостиные, холлы и др.)., а также служебные и складские помещения, необходимые для бесперебойного функционирования АХС.
Средства размещения - помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;
Номерной фонд - общее количество номеров (мест) средства размещения;
Койко-место – площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.
Номер в средстве размещения - одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов.
Выделяют 3 основные функциональные зоны гостевого номера:
n зона для сна – главная зона номера
n рабочая зона
n зона дневного отдыха.
Номер апартамент отличает наличие зоны кухни (столовой).
В зависимости от назначения гостиницы одной из этих зон отельеры отдают предпочтение: в номерах гостиниц для деловых людей - рабочей зоне, в курортных отелях – зоне дневного отдыха (на балконе).