Правовой режим космического пространства.




 

Комитет по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях – постоянный комитет ГА ООН с 1958 года. Управление ООН по вопросам космического пространства. 1968, 82, 99 – конференции ООН ЮНИСПЭЙС в Вене по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

 

1967 год – Договор по космосу. 98 государств. 68 год – о космонавтах.

1963 год – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

1972 год – конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

 

На благо и в интересах всех стран, открыты для исследования и использования всеми государствами, свободны для научных исследований, не подлежат национальному присвоению, на орбиту не выводятся объекты с ядерным оружием или другими видами ОМУ, только в мирных целях, международная ответственность.

Ядерные испытания – с 1963 года запрещены.

Безъядерная зона. Можно суборбитальный пролет.

 

33+. Правовой режим космического пространства.

Правовой режим космического пространства и небесных тел установлен серией резолюций Генеральной Ассамблеи ООН от1961 г., 1962 г., 1963 г. и др. и Договором о принципах деятельности, государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне). Поскольку участниками Договора по космосу и Соглашения о Луне являются не все государства, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, особенно резолюция 1962 (XVIII), провозгласившая единогласно Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, продолжают сохранять большое значение в качестве источника обычно-правовых норм.

Общими элементами правового режима космического пространства и небесных тел являются следующие.

Они открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследований. Это означает признание космоса территорией общего пользования (res communis). В этом одно из отличий космического пространства от воздушного, которое делится на национальное воздушное пространство и территорию общего пользования. Использование космоса "в соответствии с международным правом" означает, прежде всего, применимость к этой сфере всех основных принципов международного права.

Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В теории этот режим характеризуется как res extra commercium (вещь, изъятая из оборота).

Космос является частично демилитаризованной зоной в силу того, что государства обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Доктринальное толкование этого положения исключает из данного запрета суборбитальный (т.е. не совершающий хотя бы одного полного витка вокруг Земли) пролет через космос объектов с ядерным оружием на борту, то есть стратегических межконтинентальных ракет, а также размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту. В космосе запрещено производить любые испытательные взрывы ядерного оружия (согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе международных организаций.

Правовой режим Луны и других небесных тел в дополнение к общим элементам правового режима космоса включает их полную нейтрализацию - они могут использоваться исключительно в мирных целях (запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров). Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях (например, в целях самообороны).

Еще одним специфическим элементом правового режима Луны и других небесных тел является их провозглашение, включая природные ресурсы, "общим наследием человечества". Такой международный режим включает упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов, их рациональное регулирование, расширение возможностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, "с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Особой зоной космоса является пространство, в котором проходят орбиты геостационарных спутников. Спутники на этих орбитах, стоящих от поверхности Земли на 36 тыс. км и находящихся в плоскости экватора Земли, вращаются по орбитам со скоростью, которая равна угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В силу этого феномена геостационарный спутник постоянно остается неподвижным относительно определенной точки поверхности Земли. Это явление в практическом плане весьма полезно. Например, с такого спутника можно транслировать телевизионные передачи, которые могут быть приняты непосредственно на бытовые антенны (для приема сигнала с других спутников требуется специальная синхронная следящая антенна). Геостационарное пространство является уникальным, а потому признано ограниченным естественным ресурсом. Размещенное в нем количество спутников связи ограничено определенными рамками. Регулирование использования геостационарного пространства осуществляется в рамках МСЭ. Вместе с тем, поскольку проблема носит политический характер, вопрос о геостационарной орбите (ГСО) стоит в повестке дня Комитета ООН по космосу и правовой режим ГСО остается несогласованным.

Остается нерешенным и вопрос о нижней границе космического пространства. Правовой режим воздушного и космического пространств различен. В основе этих отраслей международного права лежат неодинаковые принципы. Вопрос о делимитации (т.е определение гос-ной границы с описанием её происхождения и нанесением на карту в соответствии с заключенным договором:-))воздушного и космического пространств уже многие годы стоит в повестке дня Комитета ООН по космосу, но не находит всеобщего согласия. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана (это предложение было внесено делегацией СССР в Комитете ООН по космосу).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: