Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в Свердловской области. Меры государственной поддержки.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По трудоустройству инвалидов

В Екатеринбургском филиале

 

 

г. Екатеринбург

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Общие положения ……………………………………………………………….  
2. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в Свердловской  
области. Меры государственной поддержки…………………………………...  
3. Создание рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства  
инвалидов…………………………………………………………………………  
4. Общие требования к режиму труда инвалидов ………………………………..  
5. Административная ответственность …………………………………………...  

Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по трудоустройству инвалидов в Екатеринбургском филиале ОАО «Одуванчик» (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»,

1.2. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, если это нарушение здоровья приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость в социальной защите.

1.3. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ). К федеральным госучреждениям МСЭ относятся: Федеральное бюро МСЭ; главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда; главные бюро МСЭ, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах.

1.4. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. При этом инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

1.5. При осуществлении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности орган МСЭ использует классификации и критерии, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Критерии, используемые при МСЭ граждан, определяют условия установления групп инвалидности:

- I группа инвалидности характеризуется наиболее тяжелыми расстройствами функций организма. Данная группа устанавливается лицам, состояние здоровья которых не позволяет обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, ориентироваться или контролировать свои действия; которым необходим постоянный уход другого человека;

- II группа инвалидности устанавливается лицам, которые не могут обслуживать себя без вспомогательных средств; нуждаются в частичном уходе других людей; имеют высокие ограничения к работе либо полностью неспособны к труду; неспособны получить знания, необходимые для трудовой деятельности; ограничены в передвижении, общении и ориентировании в пространстве; неспособны полностью контролировать свое поведение;

- III группа инвалидности устанавливается лицам, имеющим менее значительные нарушения функций организма, но при этом нуждающимся в мерах социальной поддержки.

1.6. По результатам МСЭ в соответствующих случаях выдается справка об инвалидности. Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления». В справке обязательно указывается группа инвалидности, причина и срок установления инвалидности, дата очередного освидетельствования.

1.7. Помимо справки выдается индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР). Документ содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. ИПР готовится специалистами соответствующего бюро МСЭ и заверяется его руководителем. Форма и порядок разработки ИПР утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 4.08.2008 № 379н.

1.8. Разработку ИПР проводят при медико-социальной экспертизе на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. Программа может быть рассчитана на год, на два года, либо бессрочно.

Индивидуальная программа включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Данные, содержащиеся в ИПР, важны для последующего трудоустройства либо продолжения трудовой деятельности. В программе указываются: степень ограничения способности к трудовой деятельности лица, признанного инвалидом; перечень мероприятий по профессиональной реабилитации инвалида, в том числе мероприятия по профориентации, профобучению (переобучению), содействию в трудоустройстве и производственной адаптации; сведения о противопоказанных и доступных для инвалида видах труда. Программу осуществляют организации-работодатели, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, а также негосударственные реабилитационные и образовательные учреждения.

ИПР обязательна к исполнению соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также организациями-работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР для самого инвалида носит рекомендательный характер: он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий или же от реализации ИПР в целом.Но такой отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации от ответственности за выполнение ИПР.

1.9. Справка об инвалидности и ИПР не указаны в перечне документов, предъявляемых при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Более того, наниматель не вправе требовать от соискателя какие-либо документы кроме предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). Не предусмотрена данными нормативно-правовыми актами и обязанность работника предъявлять при трудоустройстве документы, подтверждающие наличие инвалидности либо ее отсутствие.

Таким образом, работник может получить работу на общих основаниях и не заявлять нанимателю о своей инвалидности, но в этом случае работодатель не несет ответственности за непредставление такому работнику гарантий и льгот, за необеспечение условий труда, предусмотренных законодательством для инвалидов. Если же работник претендует на квотированное для трудоустройства инвалидов, либо на специально оборудованное рабочее место, то без подтверждения факта инвалидности и ознакомления с ИПР работодатель не может принять работника на такие места. Предъявление справки об инвалидности и ИПР в данном случае - в интересах работника.

1.10. Гарантии трудовой занятости инвалидам предоставляются федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Для этого такие органы проводят специальные мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. В их числе:

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- обучение инвалидов новым профессиям.

1.11. Законодательством субъектов РФ для организаций, где численность работников превышает сто человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота действительна для организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников и должна составлять от 2 до 4 процентов (ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Кроме того, федеральным законом № 183 от 02.07.2013 внесены изменения в ст. 21 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г.: с 14 июля 2013 года субъектам РФ предоставлено право устанавливать в региональном законодательстве квоту для приема на работу инвалидов для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек; при этом квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников.

Квотирование рабочих мест подразумевает обязанность работодателя создавать или резервировать рабочие места для инвалидов, обеспечивать на таких местах условия труда в соответствии с ИПР инвалида, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Квота служит минимумом, ниже которого работодатель не вправе опускаться. За неисполнение обязанности по созданию или выделению мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты установлено административное наказание работодателя в виде штрафа. В то же время работодатель может принять инвалидов на работу сверх установленной квоты, но это уже его право, а не обязанность. Отказ в приеме на работу инвалида сверх установленной квоты признается правомерным.

Установленную квоту для трудоустройства инвалидов нельзя рассматривать как гарантию приема инвалида на работу в любую организацию численностью более ста человек. Ведь места, выделенные для инвалидов, могут быть уже заняты другими работниками с ограниченными возможностями, также для работы на квотируемых местах может потребоваться квалификация, которой соискатель-инвалид не обладает.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса право на труд может быть ограничено, если это обусловлено заботой государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите. Право инвалида может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, ему противопоказана.

1.12. Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах квоты для трудоустройства инвалидов устанавливают для каждого предприятия, учреждения и организации минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Такие места требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

1.13. Создание специальных рабочих мест для инвалидов требует от работодателя финансовых затрат. В связи с этим возможна финансовая поддержка со стороны государства. Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать в региональном законодательстве порядок и условия предоставления средств на создание рабочих мест для инвалидов.

 

 

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в Свердловской области. Меры государственной поддержки.

2.1. Законом Свердловской области от 25 марта 2013 г. N 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» организациям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда более 50 процентов рабочих мест признаны имеющими тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда и (или) имеющими иные особые условия труда, противопоказанные для трудоустройства инвалидов, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.

Работодатели (в том числе обособленные структурные подразделения, филиалы, представительства юридического лица, самостоятельно осуществляющие прием на работу) обязаны ежемесячно представлять в территориальные центры занятости населения сведения о квотируемых рабочих местах для инвалидов по форме согласно Приложению к Постановлению Правительства Свердловской области от 23 августа 2013 г. N 1033-ПП. Количество рабочих мест, подлежащих квотированию, работодатель исчисляет самостоятельно ежемесячно с учетом данных о среднесписочной численности работников. Полученное значение численности инвалидов, принимаемых на работу в пределах установленной квоты, округляется до целого в сторону уменьшения.

2.3. Работодатель самостоятельно создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и принимает локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. Сведения о принятых локальных нормативных актах (либо их копии) в течение 5 дней с момента их принятия (внесения в них изменений или дополнений) направляются работодателем в центр занятости по месту учета.

2.4. Законом Свердловской области от 25 марта 2013 г. N 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» устанавливаются следующие меры государственной поддержки, которые могут предоставляться юридическим лицам, принявшим на работу инвалидов сверх квоты для приема на работу инвалидов, в Свердловской области:

1) предоставление субсидий из областного бюджета;

2) установление особенностей налогообложения налогами субъектов Российской Федерации, а также федеральными налогами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: