В) ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ МОТОРНОЙ СВОБОДЫ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ




Идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали уже в детских дошкольных учреждениях.


Именно так мы и рекомендуем поступать. К сожалению, часто дети в школу приходят уже "засиженные", психо-моторно слабо активные.
При такой реально сложившейся ситуации мы вынуждены были предложить не просто переводить "по приказу" всех детей в телесную вертикаль, а разработать методику постепенной перестройки "засиженного" динамического стереотипа, методику постепенного вхождения ребенка в привычную удобную и потребную для него телесную вертикаль, как доминантную позу в организации учебного процесса. Для этого, как показала практика, нередко требуется значительный период времени (до 9-ти месяцев и дольше).
Учитывая, что все школы имеют столы (порой добротные), замена которых потребовала бы огромных экономических средств, которых к тому же просто нет, было решено разработать лишь приставку к столам в виде удобной настольной конторки с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (Рис. 5-6). Отличительными особенностями такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах).

Рис. 5. Вид класса с самодельными конторками.

 

 

Рис. 6. Конторка с регулируемой по высоте рабочей поверхностью

(из патента № 20032273, авторы В.Ф.Базарный, Ю.Н.Коновалов)

Наши специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов. Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами.


Задача педагога — изначально предоставить детям свободу такого выбора. Это принципиально! Это самый главный момент режима динамических поз!
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют Позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут.
Анализ же электрических потенциалов со стороны икроножных мышц, в т. ч. самочувствие детей, позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20—25 минут.
Опыт показал и другое: по мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность ко все более продолжительному стоянию. И спустя учебный год некоторые дети уже совсем не могут сидеть.
Вот почему на начальных этапах мы используем конторку на двоих. Позже уже многим детям вынуждены ставить по одной конторке каждому.
При этом, даже если весь класс предпочитает уже заниматься в режиме телесной вертикали, мы всегда рекомендуем в таком классе иметь хотя бы один свободный стол, за которым вдруг ребенок в любой момент мог бы присесть.
При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:
1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризнен
но в соответствии с ростом каждого школьника (по методике
подбора высоты конторки — см. ниже).
2) Конторка размещается на той половине стола, которая
максимально удалена от окна.
3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каж
дого из них было хоть какое-то свободное поле — поле для по
стоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в
движениях — зона организации малых форм непроизвольной
двигательной активности.
4)Расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц (см. ниже).
5) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь
снята и дети находятся в носочках из естественной ткани
(идеальный вариант - вообще босиком).
6) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка и т. д.).
Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: