Порядок формирования оценок по дисциплине.




Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за ответ на устном экзамене по 10-балльной шкале, Онакопленная – накопленная оценка за выполнение задания к семинарам и участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий (80% накопленной оценки) и выполнение контрольной работы (в соотношении: семинары –, контрольная работа – 20%):

Оитоговый = k1накопленная + k2экзамен

k1 =60%;

k2 =40%.

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.

  1. Содержание дисциплины

Раздел 1: История России до 1855 г. (3 модуль )

Лекции 1 и 2. «Ремесло историка».

Как работают историки? Исторические источники, типы источников и методы их использования. Архивы и работа с архивными документами. Проблема научности в истории, признаки научности текста. Ссылки, цитирование, плагиат. Событие и факт с точки зрения исторической науки. Критерии установления факта. Приемы доказывания в исторической науке. Границы интерпретации. «Политика памяти» и ее инструменты. История в интернете, приемы выявления надежных источников информации.

 

Лекции 3 и 4. Славяне, варяги и древнерусское государство. Русь и Степь.

Древнейшие славяне: что мы знаем о них, и чего мы не знаем. Важнейшие источники по ранней истории древнерусской государственности. Спор «норманистов» с «антинорманистами». Версии происхождения слова «Русь». Возникновение древнерусского государства как научная проблема.

Распад Древнерусского государства. Нашествие. Взаимоотношения Северо-Восточной Руси с Ордой, Москва в системе вассальных отношений Орды. Александр Невский: между Тевтонским орденом и Ордой, интерпретация выбора. Проблема заимствования ордынских политических институтов. Возвышение Москвы и свержение ордынского ига.

Лекция 5. От Ивана III к Ивану IV: Формирование московской самодержавной монархии.

«Русское Средневековье»: Северо-Восточная Русь в эпоху феодальной раздробленности. Москва и ее конкуренты. Основные события царствования Грозного и формирование образа царя. «Ранний» и «поздний» Иван. Опричнина и ее возможные причины. Переписка Грозного с Курбским: идеология источника, его интерпретация и достоверность. Тема сатанизма Грозного в современном летописании. «Оправдание» Грозного и призывы к его канонизации.

Семинар 1. «Политика памяти» и ее инструменты вокруг нас.

Материалы к семинару:

1. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992. – «Предисловие» и главы 5 («История ислама или история арабов?») и 7 («От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы»).

2. Историческая политика в начале XXI века / под ред. А. Миллера и М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. (Любая статья на выбор).

3. Кинофильм «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн, Дм. Васильев). Доступен в сети Интернет.

4. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. – М., 2007. – С. 35-57.

5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): Курс лекций. - М., 2001. – Лекции 7 (Александр Невский: Русь и Орден) и 8 (Александр Невский: Русь и Орда). – С. 181-228.

Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

1. Прочитайте материалы к семинару, самостоятельно посмотрите кинофильм;

2. Подумайте, какие темы российской истории наиболее часто являются предметами манипуляций и умолчаний (по аналогии с тем, как это показывает М. Ферро в отношении европейских и арабских стран. NB: Следует учитывать, что книга Ферро написана несколько десятилетий назад и ситуация с преподаванием истории во многих странах с тех пор изменилась);

3. Что историкам сегодня известно об Александре Невском, в чем историческое знание расходится с мифом? Как происходило построение мифа об Александре Невском?

4. Самостоятельно найдите, распечатайте и принесите на семинар современные публицистические тексты, использующие миф об Александре Невском. Подготовьтесь охарактеризовать жанр и происхождение этих текстов: Кто их автор? Что за издание их публикует? Покажите, как именно их авторы манипулируют мифом об Александре.

Лекция 6. Западные соседи Москвы в XIV-XVII веках: Альтернативная история Руси?

Новгородская республика, ее политическое устройство и место среди средневековых европейских городов-республик. Великое Княжество Литовское как русское государство. Русские, «руськие», русины: терминология и этническая идентичность. Речь Посполитая как политический проект. «Украина»: смысл понятия. Присоединение Левобережной Украины к Московии. Украинское влияние в русской культуре XVII-XVIII веков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: