Зосимо-Савватиевская церковь




Коптева Алиса Александровна,

Класс

МБОУ «СОШ №4».

Руководитель:

Задворникова Нелли Владимировна.

 

город Великий Устюг

2017 год

Содержание

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Выводы.

Литература.


 

«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего!»

М. Горький

Введение.

Тема: Храмы и часовни Устюгской земли.

Объект исследования: история церквей Великоустюгского района

Предмет исследования: православные храмы и часовни Великоустюгского района.

Актуальность выбранной темы:

В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся мечети и часовни. В нашем районе история церквей начинается с 1600 года. У каждого храма есть своя история.

В своём исследовании мы систематизировали сведения обо всех храмах нашего района, о тех, которые сохранились до наших дней полностью или частично или были утрачены нами навсегда.

Великий Устюг – туристический город, и для него как ни для какого другого места актуальна тема исследования церквей – наш город является одним из православных центров русского севера.Сюда приезжают гости со всех уголков страны и зарубежья – в данное время очень популярны паломнические туры.В экскурсии включены некоторые храмы города, но большинство паломников и туристов даже не подозревает о существовании храмов и церквей в Великоустюгском районе, ведь о них собрано так мало сведений. Мы решили это исправить.

Гипотеза:

Исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. На территории Великоустюгского района с конца XIX века до 30-х годов XX века церкви и храмы были в каждом крупном селе и сельском поселении.

Систематизация знаний о храмах и часовнях Великоустюгского района поможет гостям и жителям города ориентироваться в историко-культурном наследии Великоустюгского района.

Цель: изучить историческое прошлое и настоящее православных храмов Великоустюгского района и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

  • Найти сведения о возникновении православных храмов в селах Великоустюгского района.
  • Изучить историю храмов.
  • Выяснить, какие храмы сохранились, и какие функционируют в наши дни на территории района.

· Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому.

  • Побеседовать с церковнослужителями, сделать фотографии.
  • Создать сборник-справочник «Храмы и часовни Устюгской земли».
  • Создать презентацию для проведения уроков истоков и истории Вологодского края: «Сохранённые храмы».
  • Провести уроки, презентующие сборник-справочник.

Для проведения работы были использованы методы теоретического анализа и синтеза, обобщения.

Анализ, как метод исследования, заключается в мысленном расчленении изучаемого предмета на его составные части для их исследования, а синтез — в последующем соединении в целое с помощью другого логического приема.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Новизна: Создание сборника-справочника, включающего в себя обобщающую структурированную информацию обо всех храмах и часовнях Великоустюгского района.

Этапы работы:

1. Планирование работы.

2. Разработка структуры сборника-справочника "Храмы и часовни Устюгской земли".

3. Подбор необходимой информации.

4. Систематизация информации.

5. Изготовление сборника-справочника.

6. Проведение внеклассных мероприятий в младшей и средней школе.

Способы исследования:

Сбор информации о храмах и часовнях района:

- изучение интернет-ресурсов;

-изучение исторических источников (церковные книги и записи из Архива Великоустюгского района);

-изучение специальной литературы в библиотеках района;

-общение со старожилами;

-чтение и просмотр видео интервью современников утраченных храмов нашего района.

Ожидаемые результаты:

Распространение в широкой общественности сведений о храмах и часовнях Великоустюгского района.

Сроки выполнения:

Сентябрь 2016 – январь 2017

Способы оценки:

- получение обратной связи от обучающихся и учителей;

- опрос обучающихся на знание храмов и часовен Великоустюгского района (игровая форма).

 

Форма представления результатов:

Выпуск сборника-справочника «Храмы и часовни Устюгской земли», создание презентации «Сохранённые храмы и часовни».


Основное содержание:

История Великого Устюга как православного древнего города – одна из примечательных глав летописного свода истории Русской церкви. Устюг издревле был центром духовности на Севере России, начиная с ХIII века здесь идёт начало устройства монастырских обителей. С 1682 года по 1788 год в Великом Устюге существовала Устюжская епархия, имевшая владения от Тотьмы до Урала, и на начало ХVIII века она насчитывала 277 храмов. Великоустюгская земля находится под молитвенным покровом своих святых. Первый на Руси – Христа ради юродивый – святой Прокопий праведный открывает этот удивительный сонм, а продолжается он десятками имён мучеников, пострадавших за Христианскую веру.

В ХХ веке историческому, духовному и культурному наследию края был нанесён невосполнимый урон. Разрушались храмы и часовни, уничтожались иконы, переплавлялись колокола. Сейчас на территории современного Великоустюгского административного района из 40 сохранились 26 полуразрушенных храмов, а 12 уничтожены полностью. Из 58 часовен сохранилось всего 2.


Карта храмов и часовен Великоустюгского района.

 

 

Храмы и часовни, изученные в ходе исследования:

1. Зосимо-Савватиевская церковь­

2.Благовещенская Близгородняя церковь

3.Крестовоздвиженская Близгородняя церковь

4.Ивановская Иоанно-Богославская церковь

5.Теплогорская Богородская церковь

6.Орловская Всехсвятская церковь

7.Шемогодская Николаевская церковь

8.Ратмеровская Богородская церковь

9.Богородская Тихвинская церковь

10.Будринская Ильинская церковь

11.Морозовская Спасская церковь

12.Синегодская Богородице-Успенская церковь

13.Симоноволомская Крестовоздвиженская церковь

14.Церковь Св. Иоанна Праведного, Устюжского чудотворца

15.Ерогодская Успенская церковь

16.Бобровниковская Богородская церковь

17.Городецко-Палемская Николаевская церковь

18.Викторовская Николаевская церковь

19.Ратмеровская Ильинская церковь

20.Варженская Николаевская церковь

21.Шарденгско-Николаевская церковь

22.Нокшинская Богородская церковь

23.Шемогодская Богородская церковь

24.Параскево-Пятницкая Погореловская церковь

25.Щекино-Спасская Преображенская церковь

26.Шасская Васильевская церковь

27.Опоцкая Николаевская церковь

28.Троицко-Орловская церковь

29.Чучерская Покровская церковь

30.Пырзенская Николаевская церковь

31.Шарденгско-Георгиевская церковь

32.Стреленская Богоявленская церковь

33.Луженская Николаевская церковь

34.Церковь Св. Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца

35.Орловско-Успенская церковь

36.Князе-Владимировская Красавинская церковь

37.Трёх-Святительская Ерогодская церковь

38.Придорожная часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца

39.Иоанно-Богословская варженская церковь

40.Часовня Успения Пресвятой Богородицы

 


Структура сборника:

Зосимо-Савватиевская церковь

2)

3) Основание: 1618 г. (перестроена в 1855г.)

4) Состояние: Разрушена

5) Справка: Первая церковь во имя Прп. Зосимы и Савватия Чудотворцев Соровецких построена в 1618 году и перестроена в 1855 году. Второй храм во имя Св. Николая Чудотворца построен в 1836 году. Денежную помощь оказывали никольский купец Илья Попов и действительный статский советник, первой гильдии никольский купец Илья Грибанов. Две часовни: д. Загорье – во имя Великомученика Георгия Победоносца и в д. Коробовском – во имя Николая Чудотворца.

6) Проезд: Находится на высоком правом берегу р. Сев. Двина, напротив г.Красавино. Проезжих дорог нет, проще переправиться на лодке.

7) Координаты: 60.956701, 46.531352

8) Особенности: Вторичное освящение Зосимо-Савватиевской церкви произошло в 1855 году, вторичное освящение придела - в 1865 году, иконостас в холодной церкви обновлен в 1867 году. Все ремонтные работы проводились на средства благотворителя - никольского купца Ильи Попова.

На том и другом берегу реки стояли деревянные часовни, приписные к Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви: в Загорье – святителя Николая Мирликийского, в Коробовском – великомученика Георгия Победоносца. С 1890 года по 1917 год в Зосимо-Савватиевской церкви служил священник Алексей Александрович Попов, 1865 года рождения, сын диакона Близлальской церкви, выпускник Вологодской духовной семинарии 1887 года.

 

1) Название.

2) Изображение (если таковое было найдено).

3) Дата основания.

4) Состояние церкви на данный момент времени.

5) Краткие исторические сведения по поводу истории храма (часовни) с момента основания по настоящее время.

6) Способ проезда к зданию (месту, где церковь располагалась ранее) для паломников или туристов.

7) Координаты для GPS-навигатора, так как мы живём в современно мире и такое устройство повсеместно используется.

8) Интересные факты о данном храме (часовне), запечатлённые в летописях либо в памяти старожила.

 


Заключение и вывод:

Вновь возрождаются благочестивые обычаи и традиции, открываются новые приходы и воскресные школы, проводятся общегородские православные праздники, дни памяти святых, покровителей Великоустюгской земли, устанавливаются Поклонные кресты, люди возвращаются к своим православным истокам.

 


Используемые ресурсы:

Мальцева С.А., Мальцев С.К. «Храмы и часовни Великоустюгского района (сохранённые и утраченные)»; ОАО «Вологодская коммерческая компания», 2003 г.;

«sobory.ru»;

«booksite.ru»;

«temples.ru»;

«Parishes.mrezha.ru»;

«Выписки из метрических книг церквей Великоустюгского района»;

Газета «Советская мысль»;

Архивные документы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: