ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ В РОССИЙСКИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ




ИМИДЖ ЛИДЕРА

ОпНКЧПСтПСППЫС р<{)п1;11Ш1)1Ч:

<)()1:111(>/1 ПО. и11Ч11ЧеС1,И.\ 1К1у1:

Е. Егорова- Гаитман

И. Миптусов

 

Коллектив авторов:

Е Абаткина, Е. ЕгороваТантман,

Ю. Косолапова, С.Разворотиева,

М. Сиверцев, Т. Федоренко

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ:

ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ

ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ........................ 7

Глава I. Я-концепция политического лидера:

Представления политического лидера о себе самом

и как они влияют на политическое поведение................... 7

Глава 2. Потребности и мотивы лидеров, влияющие

на политическое поведение:

Что лвижет политиком....................................... 15

Глава 3. Убеждения, влияющие на политическое поведение.:

Как лидер ориентируется в мире политики.................... 34

Глава 4. Стиль принятия политических решении:

Как делается выбор.......................................... 41

Глава 5. Стиль межличностных отношений политического лидера:

Как политик общается с людьми.............................. 48

Глава 6. Устойчивость к стрессу и механизмы его преодоления:

Как политик реагирует на <кризисный синдром>............... 55

РАЗДЕЛ П. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА:

КАКАЯ МАСКА ВАМ К ЛИЦУ.............................. 64

Глава?. Психологическая основа лидерства:

Власть и влияние............................................ 65

Глава 2. Механизмы и средства;

Как политик влияет на других людой.......................... 70

Глава 3. Из чего и как строится личностное влияние лидера:

Власть харизмы............................................. 83

Глава 4. формулы харизматического дискурса:

От поиска героя до его канонизации......................... 104

РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМЫВОСПРИЯТИЯ:

КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР

ВЫГЛЯДИТ СО СТОРОНЫ................................ 123

Глава 1. Познавательные факторы влияния политического лидера:

Как использовать инерцию политического мышления,

чтобы добиться успеха...................................... 129

Глава 2. Мотивационные факторы, влияющие па восприятие

образа политического лидера:

Кто и почему вас поддерживает.............................. 154

Глава 3. Социально-психологические факторы влияния

политического лидера:

Как добиться помержки со стороны

больших групп последователей.............................. 177

РАЗДЕЛ I

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ:

ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫОТЛИЧАЮТСЯ

О Г ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Великие и малые мира сего

имеют те же несчастья, те же

огорчения, те же страсти...

Ювенол

Личность политического лидера является сложнейшим

многомерным образованием и состоит из различных взаимо-

связанных структурных элементов. Не все они в одинаковой

степени <ответственны> за политическое поведение, прояв-

ляются в нем. Для удобства сгруппируем в шесть блоков

наиболее влиятельные личностные характеристики:

представления политического лидера о себе самом;

потребности и мотивы, влияющие на политическое по-

ведение;

система важнейших политических убеждений;

стиль принятия политических решений;

стиль межличностных отношений;

устойчивость к стрессу.

Глава 1

Я-концепция политического лидера:

Представления политического лидера

о себе самом и как они влияют

на политическое поведение

Человек рожден для великих

дел, когда у него хватает сил по-

бедить себя самого.

Жан Массильон

Худшее из всех бед - презре-

ние к себе.

Бертпльд Ауэрбах

Проблема компенсации реальных или воображаемых

дефектов личности была поставлена еще <соратником>

3. Фрейда А. Адлером. Эта идея получила свое более полное

развитие в работах Г. Лассуэлла. Согласно его концепции,

человек для компенсации личностного дефицита и, в частности,

низкой самооценки стремится к власти как средству такой

компенсации. Таким образом, самооценка, будучи неадекват-

ной, может стимулировать поведение человека в отношении

политически релевантных целей - власти, достижений, контроля

и других.

Внимание Г. Лассуэлла было приковано к развитию пред-

ставлений человека о самом себе, степени развития и качеству

самооценки и их воплощению в политическом поведении.

Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают

необычайно сильной потребностью во власти или других лич-

ностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как

в средствах компенсации травмированной или неадекватной

самооценки. Личные <ценности> или потребности такого

рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они

часть эго-системы личности.

Политический лидер в любой ситуацииза редким исключе-

нием/ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией.

Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как

он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я-концепция, то есть осознание человеком, кто он, имеет

несколько аспектов. Наиболее существенные из них - это

образ <Я>, самооценка и социальная ориентация политичес-

кого лидера.

Классик психологии У. Джеме считал, что наша самооценка

может быть выражена как отношение наших достижений к

нашим претензиям.

Под социальной ориентацией подразумевается чувство ав-

тономности в противоположность чувству зависимости от

других людей в самоопределении. По мнению психолога

Е.Т. Соколовой, <автономизация самооценки окончательно

оформляется в подростковом возрасте, и преимущественная

ориентация на оценку значимых других или на собственную

самооценку становится показателем стойких индивидуальных

различий, характеризующицелостный стиль личности>.

Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер

рассматривают образ Я политика, который соответствует

<общей сумме восприятий, мыслей и чувств человека по от-

ношению к себе... Эти восприятия, мысли и чувства могут

быть более или менее ясно проговорены в образе Я, в котором

Я разделено на шесть различных частей, тесно взаимодейст-

вующих>. Эти шесть Я следующие: физическое Я, сексуальное Я,

семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодоле-

вающее конфликты Я. Как отмечает Е.Т. Соколова, <ценность

и субъективная значимость качеств и их отражения в образе

Я и самооценке могут маскироваться действием защитных

механизмов>.

Физическое Я - это представления политического лидера

о состоянии своего здоровья, чизической силе или слабости.

Политический лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы

недуги не препятствовали его деятельности. В политологиче-

ской и психологической литературе были описаны страдания,

которые причиняло президентам США Рузвельту, Вильсону и

Кеннеди их плохое здоровье. Хорошо известны также, пере-

живания Гитлера и Сталина в связи с их физическими недо-

статками.

По поводу сексуального Я, то есть представлений политика

о своих претензиях и возможностях в этой сфере, ученые

отмечают отсутствие статистических данных о том, как сек-

суальные преференции или сексуальное поведение связано с

лидерскими способностями. Мы сомневаемся, что президентом

современного развитого государства может стать гомосек-

суалист или эксгибиционист. Прежде всего такие наклонности

закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от

лидерских качеств. В истории же известные тираны отличались

патологией сексуальной сферы и нередко страдали различ-

ными извращениями.

Семейяое Я является очень важным элементом личности

политика. Хорошо известно, и прежде всего из психоанализа,

какое огромное влияние оказывают отношения в родительской

семье на поведение взрослого человека. Некоторые полити-

ческие лидеры преодолевают ранние травмы и конфликты,

другие - нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации

из своего детства на свое окружение в стране и в мире.

Для людей, находящихся на высшем государственном посту,

очень важно обладать способностью к совместной деятельнос-

ти с другими. Представления политика об этом качестве отра-

жены в социальном Я. Политический лидер должен научиться

тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег

к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным

использовать навыки межличностных отношений для эффек-

тивной работы с различными, порой враждебными группами

людей, с лидерами других стран.

Психологическое Я составляют представления о своем вну-

треннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, стра-

хах, конфликтах - важнейшем аспекте жизни политического

лидера. 3. Фрейд говорил, что психопатология - участь

обыденной жизни. Как и у обычных людей, у лидеров нет

врожденного иммунитета от невротических конфликтов, пси-

хологических проблем, а иногда и более серьезных форм пси-

хопатологии, таких как психоз. Страдает ли политик от осо-

знания собственных страхов или относится к этому спокойно

или даже с юмором - это проявляется в его поведении,

особенно в периоды ослабления самоконтроля.

Преодолевающее конфликты Я - представления полити-

ческого лидера о своей способности к творческому преодоле-

нию конфликтов и нахождению новых решений для старых

проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и

интеллектом, чтобы смочь воспринять проблему. Он должен

быть достаточно самоуверенным при принятии политических

решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим.

Иной аспект преодолевающего конфликты Я - осознание

лидером своей способности к преодолению стрессов, связан-

ных с его ролью и деятельностью на посту, например, главы

государства. Стресс может привести к тяжелым симптомам,

которые самым серьезным образом ограничивают интеллек-

туальные и поведенческие возможности политического ли-

дера. Он может увеличивать жесткость познавательных и

мыслительных процессов в исторически сложные моменты,

приводить к снижению гибкости и самообладания, в особен-

ности тогда, когда они необходимы.

Сложность Я-концепции понимается как число аспектов Я,

воспринимаемых политическим лидером, или как степень

дифференциации Я-концепции. На ранних стадиях самосо-

знания происходит отделение человеком себя от других,

Далее Я в его сознании разделяется на неограниченное число

частей. Впоследствии у человека проявляется тенденция

оценивать себя в сравнении с другими людьми. Через процесс

социального сравнения у человека устанавливаются рамки

социального рассмотрения Я как точки отсчета. Политики

со сложной Я-концепцией имеют тенденцию стремиться к

получению большей информации перед принятием решения

и более вероятно воспримут информацию от других лиц, чем

не обладающие сложной Я-концепцией. Политические лидеры

со сложной Я-концепцией имеют тенденцию легче ассимили-

ровать как позитивную, так и негативную информацию и

таким образом реагировать на ситуацию на основе обратной

связи.

В то же время чем выше самооценка у политиков, тем ху-

же они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность.

Лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних

обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние

стандарты, на которых основывают свою самооценку.

Политические деятели с низкой самооценкой оказываются

более зависимыми от других людей и, таким образом, более

реактивными. Они являются более чувствительными к обрат-

ной связи и изменяют свою самооценку в зависимости от

одобрения или неодобрения других.

Самооценка политического лидера накладывает очень важ-

ный отпечаток на внутри- и внешнеполитический курс страны.

Если у него в течение жизни сформировалась заниженная

самооценка, то его постоянное недовольство собой может

стать той самой движущей силой, которая будет толкать его

на взятие все новых и новых барьеров в сфере внутренней

или внешней политики. Такими были Ленин, Сталин, Никсон,

Рейган, Дудаев, таким является Саддам Хусейн. Каждой своей

победой они постоянно доказывали себе, что чего-то стоят.

Но взятые барьеры их уже не радовали, И они стремились к

новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости.

Заниженная самооценка толкает политического лидера на

<великие> шаги на международной арене: крупномасштабные

военные или, наоборот, миротворческие акции, неожиданные

для окружения экстравагантные повороты во внешней поли-

тике и многое другое.

Лидеры государств с завышенной самооценкой, переоце-

нивая собственные качества политика и главнокомандующего,

зачастую не замечают всеобщей и внешней, и внутренней

реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются

ц

собственным успехом (даже если он мифический) и относят

критику на счет злобствующих завистников. Здесь можно

говорить о нарушении обратной связи между последствиями

политического действия и субъектом. Почти никакие по-

следствия не способны заставить такого лидера испугаться

или содрогнуться от мысли о том, к чему могут привести его

поступки.

Другой тип лидеров с завышенной самооценкой, сталкиваясь

с недооценивавшем их политики как в стране, так и за рубежом,

сильно страдает от аффекта неадекватности. Когда политика

таких лидеров строилась с их собственной точки зрения на

принципах высокой морали или же казалась им продуманной

и продуктивной, а была воспринята как безнравственная или

же бессмысленная, то тогда они шли на самые неожиданные

шаги. И чем больше обижались и переживали, тем чаще повто-

ряли аналогичные политические акции, еще больше вызывая

неодобрение. Американский президент Джонсон очень сильно

страдал от того, что вьетнамская война стала вызывать нега-

тивное отношение и в США, и в мире. Его близкие советники

отмечали, что весьма часто, получив донесение об острой не-

гативной реакции в других странах и в различных слоях аме-

риканского общества, сетуя на то, что его не ценят, не любят

и не понимают, он отдавал приказ об очередной бомбарди-

ровке Вьетнама. Кругтем самым,замыкался.

Лидеры с адекватной самооценкой представляют собой

лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя

и внутренняя политика не мотивирована стремлением к само-

утверждению, обратная связь между последствиями акций и

ними самими работает неукоснительно. Адекватно оцениваю-

щий свои политические способности лидер, как правило, ува-

жительно и высоко оценивает других лидеров. Не боясь, что

его унизят, обидят, обойдут, твердо зная собственную высокую

цену, считая себя не хуже тех, с кем ему приходится взаимо-

действовать, такой лидер будет вести политику, которая поз-

волила бы добиться поставленных целей и дала бы обоюдную

выгоду. Отсутствие невротического компонента в самооценке

приводит, как правило, к его отсутствию и в политическом

поведении.

Правила. Советы. Рецепты

Ваши представления о себе влияют на все сферы Вашего

поведения но особенно - на политическое. Задумайтесь над

тем, как Вы себя воспринимаете и как Вы к себе относитесь,

насколько себя уважаете. Постарайтесь проанализировать

оценки, даваемые Вам другими и Вами самими.

1. Взгляните на себя, как на изучаемый объект. Сколько

различных сторон личности Вы заметили? Вероятно, их больше,

чем те шесть, о которых мы говорили. Подумайте, какие из

этих сторон вызывают у Вас чувство недовольства, раздра-

жение. Посмотрите, так ли уж они ужасны. Вы уже многого

добились; может быть, эти недостатки не мешают в полити-

ческой жизни. А если уж мешают, то проанализируйте, какими

Вашими личностными достоинствами они уравновешиваются.

2. Попробуйте каждый день анализировать новые две

личностные черты, входящие в образ Я. Каждому элементу

образа Я посвятите по четыре дня. Подведите итог своему

анализу: сколько черт Вы обнаружили в первый день, сколько -

в конце работы; какие причины породили те или иные черты

личности; почему Вы так относитесь к этим чертам.

3. Вспомните Ваши отношения с родителями. Не расстраи-

вайтесь еще раз, если Вам покажется, что они вас недоста-

точно любили или были недостаточно внимательны к Вашим

успехам и неудачам. Причина могла быть не в Вас - Вы,

вероятно, были им дороги как ребенок, но относились они к

Вам так, как могли. Может быть, это были максимальные

тепло и любовь, допущенные их эмоциональной сферой. Вы

не должны рассматривать себя как <недолюбленного> ребенка.

4. Если Вы находите, что кто-то из родителей, внимание

которого Вам было особенно дорого, не спешил общаться с

Вами, занимаясь своими делами, был <дистантным> с Вами,

подумайте, что от этого пострадал прежде всего родитель.

Он лишил себя Вашего тепла и общения с Вами. Возможно,

что у него была слишком трудная жизнь и физически не

оказалось времени и сил, чтобы пойти Вам навстречу.

5. Обнаружив, что Вам свойственны страхи и иллюзии, Вы

должны отнестись к этому с хладнокровием исследователя.

Вы должны понять их причину; вероятно, она кроется еще в

детских переживаниях. Возможно, страхи перестанут мучить

Вас, если Вы запомните, что бояться чего-либо не стыдно,

что это в принципе свойственно людям. И политики - не

исключение.

6. Отношение к Вам со стороны других людей может не

совпадать с Вашей самооценкой. Это не страшно, важно

понять, кто неверно оценивает реальность. Не бойтесь

критики - она поможет Вам отнестись к себе объективнее.

Научившись адекватно оценивать себя, Вы сможете эф-

фективнее действовать в мире политики.

7. Подумайте, кто для Вас наиболее значимое лицо или

группа лиц, мнение которых Вам необходимо знать, чтобы

сформулировать отношение к себе. Почему их мнение для

Вас столь уж значимо? Можете ли Вы определиться в само-

отношении независимо от них? Знать мнение других людей о

себе важно, но Вы должны уметь сами оценивать себя, свои

личностные достоинства и недостатки, качество исполнения

политических ролей.

8. Если у Вас заниженная самооценка и политика стала

для Вас сферой, где Вы пытаетесь ее повысить, постарайтесь

найти для себя ту область, где Ваши достоинства смогут

проявиться лучше всего.

9. Анализируя другого политика, Вам необходимо иметь

информацию о его различных личностных характеристиках и

их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные

характеристики сформировались. Поэтому/ при анализе

личности оппонента или партнера по политическому взаимо-

действию необходимо знать его биографические данные

начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимо-

отношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне

важна информация о системе и формах наказаний и поощрений,

имевших место в семье, когда он был ребенком.

10. На формирование многих личностных характеристик

имеет влияние физическое состояние политического лидера и

отношение к нему самого политика, а также его психическое

здоровье. Для того/чтобы Ваши знания о личности другого

политического лидера были более полными, а прогноз его

политического поведения более точным, необходима инфор-

мация о состоянии физического и психологического здоровья

его самого и ближайших родственников.

11. Я-концепция другого политического лидера является

ключом к пониманию его личностных проблем. Знание его

образа Я необходимо Вам для анализа его самооценки.

Даже один элемент образа Я может стать причиной для

формирования травмированной самооценки. Если у Вашего

оппонента или партнера по взаимодействию травмированная

самооценка, то способом улучшения Ваших с ним отношений

является предоставление ему возможности компенсировать

ее в избранной им зоне компетенции. Очень важно обнару-

жить у него наличие внутриличностного конфликта, особенно

разрыва между идеальным и реальным Я. Наличие <болевых

точек> в личности партнера осложняет Ваше взаимодействие

с ним. Вам необходимо проявлять осторожность, чтобы не

спровоцировать у него агрессивное и защитное поведение.

12. Знание социальной ориентации политического лидера

позволяет понимать механизм компенсации травмированной

самооценки, отношений с последователями, отношений с

другими политическими лидерами, с советниками.

13. Если у политического лидера сложная Я-концепция, то

есть он выделяет в своем Я множество нюансов, то его

восприятие других людей в своем окружении, партнеров и

противников, непосредственно Вас также будет сложным,

свободным от упрощений.

14. Политический лидер со сложной Я-концепцией и зани-

женной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике

и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение.

Глава 2

Потребности и мотивы лидеров,

влияющие на политическое поведение:

Что движет политиком

Политическое поведение лидера является целенаправленным

и мотивированным. Существует множество различных лич-

ностных потребностей, которые так или иначе, связаны с его

политической деятельностью. В многочисленных исследованиях,

проведенных учеными разных школ, выделены несколько

основных, но главными потребностями, мотивирующими

политическое поведение лидеров, являются:

потребность во власти;

тесно связанная с потребностью во власти потребность

в контроле над событиями и людьми;

потребность в достижении;

потребность в аффилиации, то есть, в принадлежности

к какой-то группе и получении одобрения.

Характер и содержание потребности во власти у человека

могут быть сформированы условиями, в которых у него обра-

зовывалась низкая самооценка. Один из возможных случаев

образования потребности во власти связан с наличием страха

пассивности, слабости, страха.оказаться под чьим-то домини-

рованием. В другом случае, потребность во власти может

сформироваться при наличии агрессивных и деструктивных

черт личности. Поэтому власть может быть желанна по многим

причинам, причем у одного и того же человека в -различное

время эти причины могут быть разными. Условно можно

выделить три типа причин, по которым власть для политиче-

ского лидера желанна:

чтобы доминировать над другими и/или ограничивать

действия других, создавать для них определенную де-

привацию;

чтобы другие люди над ним не доминировали и/или не

вмешивались в его дела;

чтобы осуществлять политические достижения.

Последний пункт особенно важен для понимания мотива-

ции политического лидера. Во-первых, потребности политика

во власти и в достижении в действительности оказываются

тесно связанными. Во-вторых, потребность во власти предпо-

лагает, что она может быть не только и не столько компенса-

торной, но скорее инструментальной, то есть власть может

быть желанна для удовлетворения других личностных по-

требностей, таких как потребность в достижении, в уважении,

в одобрении, в безопасности.

Иногда желание достичь того, чтобы над политиком никто

не доминировал, может быть само по себе его конечной и

более высоко ценимой целью, чем другие. Потребность во

власти, возникшая как компенсаторный механизм, прояв-

ляется у политика по-разному в зависимости от условий. Эта

потребность может быть усилена другими потребностями -

в любви, аффилиации, достижении, которые лидер также

стремится удовлетворить на политической сцене, или, напротив,

вступить с ними в конфликт.

В случае, когда у политического лидера одновременно много

целей, перед нами стоит сложная задача выяснения иерархии

потребностей и характера их взаимодействия. В попытках

определить роль личностных структур в политическом пове-

дении лидера необходимо оценить относительную силу кон-

кретной потребности, а также способы, с помощью которых

он согласовывает и <примиряет> конфликтующие потребно-

сти при выборе целей. Мы должны понять условия, в которых

та или другая потребность или их набор имеет первичное зна-

чение в поведении политического лидера.

При достижении власти и пользовании ею политический

лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев он испытывает

чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых

компонентов низкой самооценки, от которых он страдает.

Существует шесть видов поведения, служащих индикато-

рами стремления политика к власти:

нежелание разрешить другим разделить с ним действи-

тельную или предполагаемую власть;

нежелание получать советы относительно своих функций;

нежелание делегировать другим решение задач, которые,

как убежден политический лидер, принадлежат к его

прерогативе власти;

нежелание консультироваться относительно собственного

функционирования с теми, кто хотел бы разделить с ним

власть;

нежелание информировать других относительно своего

функционирования при осуществлении действительной

или предполагаемой власти;

желание изобретать и навязывать организованные системы

функционирования другим действующим лицам на поли-

тической арене.

В порядке компенсации политический лидер старается найти

себе сферу деятельности, в которой он может продемонстри-

ровать свою компетенцию и достоинство. Важность таких про-

цессов для лиц, страдающих от низкой самооценки, очевидна.

Достижение компенсации в данной сфере деятельности, в

ряде случаев, однако, узкой и специализированной, создает для

личности <поле>, в котором политический лидер функциони-

рует достаточно продуктивно и автономно (это <поле>

свободно от вмешательства других), возможно, агрессивно в

осуществлении действительной или предполагаемой власти,

самонадеянно, чтобы достичь личностного равновесия.

Из многочисленной психоаналитической литературы, в

которой анализировались эйфорические чувства, сопровож-

дающие обретение власти, А. Джордж а|йличные

виды эйфорических чувств, возникакдтГОдкГиского

лидера при компенсации различныхэтмрйгентов нй-зкой

самооценки за счет осуществления власТи:

 

 

чувство собственной незначительности компенсируется

чувством уникальности;

чувство моральной неполноценности компенсируется

чувством превосходства;

чувство слабости компенсируется чувством обладания

высшей силой;

чувство посредственности компенсируется чувством

обладания высшими способностями;

чувство интеллектуальной неадекватности компенси-

руется чувством интеллектуального превосходства и

компетенции.

Эти эйфорические чувства не всегда можно встретить в

открытом виде, хотя в ряде случаев они содержатся в прямых

текстах политических лидеров.

Процесс создания сферы компетентности отличается

тенденцией к сдвигу от одного полюса субъективных чувств

к другому - то есть от отсутствия уверенности в себе к

высокой самооценке и самоуверенности в своих действиях

в реальном или предполагаемом <поле> власти.

Другой взгляд на потребность во власти представляет собой

концепция Д. Винтера, развиваемая им в ряде теоретических

трудов, среди которых отметим <Потребность во власти>.

Д. Винтер считает, что потребность во власти является со-

циальным мотивом и поэтому теснейшим образом связана

с президентским поведением. Она приведет президента к

успешному политическому поведению. Президенты с высокой

потребностью во власти будут активны, оживленны и счаст-

ливы в мире конфликтов и интенсивного политического торга.

При необходимости удержаться наверху они будут эксплуа-

тировать союзников, атаковать врагов. У них обычно нет

тенденции консультироваться с экспертами и изменять свое

поведение, поэтому они могут столкнуться с непредвиден-

ными вредными последствиями действий, которые предпри-

няли для сохранения своего престижа. В возникшей ситуации

они могут увидеть угрозу своей власти, испытать стресс и

<отступить в нереальный субъективный мир риска, престижа

и обеспокоенности своим внутренним чувством потенции>.

В крайних, экстремальных случаях они могут реагировать на

поражение путем взятия своего мира - своих друзей, врагов,

цивилизации - с собой, как это сдолх Гитлер в конце второй

мировой войны.

Д. Винтер и А. Стюарт обнаружили в своей работе индика-

торы потребности во власти в содержании вербальных текстов,

поведении и межхичностном взаимодействии, которые были

выявлены во многих исследованиях различных авторов. Так,

в образах, содержащихся в текстах политического лидера, по-

требность во власти проявляется в заботе о влиянии на другие

лица или страны посредством властных действий, возбуждении

сильных эмоций у других, заботе о своей репутации. Это имеет

прямое отношение к <образам> власти в текстах речей и доку-

ментов - описанию прошлых событий только в сочетании с

инструментальной деятельностью - преодолением кризиса,

достижениями и стремлением к экономическому успеху,

свободе и демократии.

Показателем потребности во власти в поведении полити-

ческого лидера является занятие позиции, дающей формальную

социальную власть. Он проявляет беспокойство о престиже и

престижных вещах, нередко потребляет алкогольные напитки,

проявляет склонность к относительно высокому риску в

азартных ситуациях и враждебность к другим лицам, имеющим

высокий статус. Он окружает себя малопрестижными друзьями,

активен и влиятелен в малых группах, сексуально обычно

рано созревает.

В межличностных отношениях типа <торга>, наиболее часто

встречающихся в политике, лидер с высокой потребностью

во власти склонен к эксплуатации других людей, особенно

в ситуации, когда от партнера ожидается кооперативное

поведение.

В долговременных межличностных отношениях, где <торг>

также имеет место, такой политический лидер нередко от-

правляет двойственные послания, объясняет причины собст-

венного поведения. Он воспринимает партнера как соперника,

игрока. Политические лидеры с высокой потребностью во

власти конфликтны, склонны к манипулятивным действиям и

затратам огромных военных усилий. Д. Винтером выявлены

важные корреляции между потребностью во власти у прези-

дентов и событиями во внешней политике, проводимой ими.

Так, обнаружена значимая корреляция между потребностью

во власти у президента и началом войны с другой страной

(коэффициент корреляции г = 0,40), присвоением территории,

принадлежащей другой стране (г = 0,74).

У многих политических лидеров потребность во власти яв-

ляется хорошо развитой. Однако она может иметь умеренный

или гипертрофированный характер. Во многом сам пост главы

государства с присущими ему атрибутами власти уже должен

удовлетворить эту потребность у лидера. Но поскольку лидер

действует от имени государства на международной арене, то

он, во-первых, взаимодействует с другими лидерами, не являясь,

таким образом, единственной вершиной пирамиды власти,

каковой он стал в собственной стране, и здесь есть поле для

соперничества и конкуренции. Во-вторых, действуя от имени

собственного государства, он стремится утвердить его власть

над другими государствами.

Потребность политического лидера в личном контроле над

событиями и людьми. Эта потребность является проявлением

в политической деятельности базовой человеческой потреб-

ности в контроле над внешними силами и событиями, влияю-

щими на нашу жизнь. Когда эти силы и события относятся к

сфере политики, то образуется связь между личным контролем

и политической жизнью.

Личный контроль имеет два измерения: степень и сферу.

Степень личного контроля имеет прямое отношение к убеж-

дению человека в его способности контролировать события и

людей. Это связано, в свою очередь, с двумя важными и свя-

занными между собой способностями: способностью разви-

вать и использовать разнообразные навыки в достижении

личных целей и способностью к успешной проверке реаль-

ности. Например, чтобы стать президентом, человек должен

развить определенные интеллектуальные, межличностные и

другие навыки Более того, он должен научиться применять

эти навыки подходящим к конкретным проблемам способом.

Нередко бывают значительные разрывы между сильным

убеждением человека в своей способности к личному контролю

и реальностью, приводящие политических лидеров к провалу.

Естественно, что у политических лидеров есть значительные

индивидуальные различия в потребности в личном контроле.

Очевидно, что политические лидеры с низкой потребностью

будут удовлетворены меньшим, лидеры с высоким уровнем

потребности будут требовать огромного контроля над собы-

тиями и людьми, чтобы удовлетвориться.

Сфера контроля - это широта области жизненного прост-

ранства и деятельности, которую политический лидер ищет

для своего влияния. Эта сфера может варьировать от очень

ограниченной, включающей лишь одну специальную область,

до широкой, включающей многие области политики. Чем шире

желаемая сфера личного контроля, тем обычно меньше его

степень, поскольку у политического лидера ограниченные

возможности и навыки, а каждый <сектор> сферы контроля

требует использования определенных навыков и возможностей.

Политический лидер может отбирать определенные области

для своего контроля, релевантные его навыкам, причем делать

этот выбор на основе собственного восприятия этих навыков

и способностей: где он силен, а где нет. Таким образом, пра-

вильность и успешность выбора политическим лидером области

для своего контроля зависит во многом от адекватности его

Я-концепции и самооценки.

Потребность политического лидера в контроле над собы-

тиями и людьми также находит свое удовлетворение и во

внешнеполитической деятельности, равно как и мотивирует

его поступки на международной арене. Есть смысл разделить

эту потребность на две, исходя из объектов контроля: потреб-

ность в контроле над международными событиями и потреб-

ность в контроле над политическими лидерами других стран.

Потребность в контроле над международными событиями.

Эта потребность у политического лидера тесно связана с его

потребностью во власти. Многое зависит от понимания лиде-

рами места и роли личности в истории. Если политический

лидер убежден, что история прогнозируема, контролируема

и управляема, то международные события представляются



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: