Преследование членов апостольства со стороны НКВД - МГБ




С момента своего основания Руссикум находился в поле зрения органов советской политической разведки ОГПУ - НКВД - МГБ[182]. Законодательство СССР позволяло преследовать за антисоветскую деятельность в т.ч. и иностранных граждан, если они оказались в зоне действия органов безопасности.

У руководства апостольства были подозрения, что советская разведка попытается внедрить своих агентов в число студентов Руссикума. При приеме в коллегию ректор проводил специальное длительное собеседование, чтобы выяснить истинные мотивы поступающих. Однажды, Венделину Яворке в период своего ректорства в результате многочасового анкетирования методом косвенных вопросов удалось выявить, по его мнению, явного советского агента, который вскоре исчез из поля зрения.

Кроме необдуманных высказываний д'Эрбиньи об ориентации Руссикума на крестовый поход против мирового коммунизма, в конце 30-х гг. иезуит Иосиф Леди создал в подвале коллегии антикоммунистическую выставку и выпускал антисоветский журнал «Lettre de Rome». В конце концов, неизвестные злоумышленники, вероятно агенты НКВД, бросили в подвал бомбу.

Предположительно, выходец из Эстонии студент Руссикума Александр Куртна, собирал информацию по заданию НКВД о студентах и преподавателях Руссикума в середине 30-х гг. Документально доказана лишь работа Куртны на Германию. После разгрома штаб-квартиры Гестапо, там были обнаружены его расписки.

Оперативное внимание советской разведки было сосредоточено на Руссикуме. Манипул руссипетов и Восточная конгрегация не попали в сферу ее внимания. Чекистам удалось установить имена менее половины деятелей русского апостольства. В розыскном списке НКВД находились 32 фамилии. Из них с 1939 по 1948 гг. советской контрразведке в результате оперативных действий удалось задержать 11 человек: Григория Сыроида, Дорофея Бесчастного, Александра Ильницкого, Петра Леони, Иоанна Кельнера, Виктора Новикова, Владимира Чишека, Фому Подзяву, Павла Шалея, Павла Портнягина и Кузьму Найловича[183]. Кроме того, при переходе границы был задержан иезуит Георгий Москва, не входивший в список. Все они были осуждены по статье 58 за «антисоветскую деятельность». Георгий Москва и Иоанн Кельнер были расстреляны в 1941 г., все остальные кроме Найловича отбывали большие сроки заключения.

Эта трагическая страница истории легла в основу героического эпоса об обреченности выпускников Руссикума пытаться проникнуть в СССР, чтобы мученически погибнуть от рук сталинских палачей. До сего времени неизвестен документ Апостольского Престола, который бы ставил это целью апостольства. Мифическая подготовка католических шпионов в Руссикуме стала излюбленным клише советской пропаганды. В течение долгих десятилетий персонал Руссикума воспроизводил этот эпос для любопытных журналистов, поддерживая ореол таинственности вокруг коллегии. В действительности, Восточная конгрегация ставила задачу перед выпускниками Руссикума поселиться среди русской диаспоры, основать византо-католические церкви и переманить туда прихожан из русских православных приходов. Практическая невыполнимость этой миссии после многолетних титанических усилий привела к появлению героического эпоса о Руссикуме как семинарии по подготовке мучеников.

В результате занятия Советской армией восточной Европы всем бывшим белогвардейцам угрожал арест и обвинение в антисоветской деятельности. Любой эмигрант, даже с паспортом европейской страны, мог быть принудительно вывезен в СССР. В Берлине советская контрразведка СМЕРШ арестовала священника апостольства Александра Дейбнера, формально бельгийского подданного, большую часть жизни, прожившего в Европе. В его паспорте был указан Тобольск как место рождения. Он был вывезен в СССР и осужден по пресловутой 58-й статье.

В 1945 г. Советская армия заняла Харбин. Рядом с лицеем святого Николая в Харбине была обустроена резиденция для маршала Малиновского, который интересовался лицеем. В первое время советская контрразведка занималась расстрелами бывших белогвардейцев, поэтому не обратила внимания на миссию мариан. Десятки тысяч русских были обвинены в шпионаже в пользу Японии и высланы в лагеря. В Харбине открылось советское консульство. Чтобы избежать ареста, остальные эмигранты были вынуждены получать советские паспорта и уезжать в СССР добровольно. Тем не менее, многим удалось бежать из города и через порты выехать из Китая. Поздней осенью 1945 г. советские войска покинули Харбин, оставив в покое мариан.[184]

В 1948 г. все священники и активные миряне Харбинского ординариата были арестованы китайской милицией и выданы в СССР, несмотря на то, что формально не были советскими гражданами. Процесс над марианами проходил в Чите, где они содержались в изоляторе МГБ. Все они получили значительные сроки заключения. Русское население в Харбине постепенно исчезло, и ординариат фактически прекратил существование.

Иезуиты, руководившие миссией в Шанхае, сумели организовать эвакуацию. При этом они спасли наиболее ценные русские книги и более ста икон, которые они перевезли в США и использовали при создании русского центра в Фордамском католическом университете Нью-Йорка[185]. Много русских оказалось во временном лагере на острове Тубабао (Филиппины) и в Гонг-Конге. Иезуиты помогали им получать визы и выезжать в США, Южную Америку и Австралию.

В 1946 г. русских католиков не более 2000 душ обоего пола, из них 450 числилось в Харбинском экзархате.[186] В результате политических изменений после II Мировой войны в географии русского апостольства произошли существенные изменения: прекратились важные миссии в Восточной Европе и Китае.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: