Динамика развития активной речи детей, третьего года жизни




 

Цель: выявить эффективность проведённой работы, определить изменения, которые произошли у детей относительно результатов констатирующего эксперимента. Итоги повторных диагностик отражены в таблицах и диаграммах.

В результате проведения 1 ситуации «Общение с взрослым» выявляли активность детей в общении:

- Эллина, Катя, Соня: были активны и инициативны в общении, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате. В желании разделить с взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь (много раз подходили ко мне, говорили различные слова и предложения «Тётя, это кукла», «Тётя пошли со мной», «Почитай мне книжку», «Пойдем играть», «Мяч, кубик, куколка» все общение было выстроено словами. Они набрали наибольшее количество баллов (3балла), что соответствует высокому уровню;

- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: чем активнее взрослый, тем инициативнее и активны дети. Проявляли инициативу, свою активность в общении, но их общение было однообразным, то есть говорили слова «Тётя», «Это машинка», а далее проявляли действия (брали за руку), они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- Семён: были малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривал, редко брал на себя инициативу и были не активен в общении, следовал за мной (никаких слов не говорил, только возле меня стоял, смотрел и ждал действий от меня). Он набрал наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 ситуации «Совместная игра с взрослым» выявляли проявление активной речи:

- Эллина, Катя, Соня: охотно и с удовольствием принимала предложение поиграть вместе, средства общения у неё богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, составляя короткие, но связные предложения из 2- 3 слов. Она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню;

- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: самостоятельно произносят названия предметов и действий, которые им знакомы, составляют 2 –х словное предложение, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- Семён: практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 3 ситуации «Совместное разглядывание картинок», работа была направлена также на выявление активной речи детей, и было отмечено следующее:

- Эллина, катя, соня: самостоятельно называла на картинках все изображенные предметы и животных, правильно отвечала на задаваемые вопросы, она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: они называли самостоятельно знакомых животных, отвечали на вопросы: «Это кто?», но испытывали затруднения на задаваемый вопрос: «Что делает?» требовалось моя помощь в повторении вопроса и проговаривание действий, изображенных на картинке, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню

- Семён: необходима помощь взрослого в названии изображенных на картинке предметов, после чего повторял слова, он набрал наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

На основе первой диагностики и всех 3-х ситуаций был получен следующий результат: он отражен в таблице 4 (Приложение).

Таблица 4 - Уровень развития активной речи детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента.

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2 - ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3 - я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
  Алина                           средний
  Семён                           низкий
  Элина                           высокий
  Егор                           средний
  Катя                           высокий
  Соня                           высокий
  Лера                           средний
  Глеб                           средний
  Виолетта                           средний
  Влад                           средний

Примечание:

О – отсутствие;

Н - низкий;

С - средний;

В - высокий

В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме:

Рисунок 4 - Уровень развития активной речи детей на этапе контрольного эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

- высокий уровень – 30% (у Эллины, Кати и Сони). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы;

- средний уровень – 60% (у Алины, Влада, Глеба, Леры, Виолетты, Егора). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок;

- низкий уровень – 10% (у Семена). Этот мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым.

В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- Лера, Соня, Катя, Егор, Элина: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Виолетта, Глеб, Влад: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

- Семён: называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- Лера, Соня, Катя, Егор, Элина: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Семён, Глеб, Виолетта, Влад: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

На основе второй диагностики и 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 2 (Приложение)

 

Таблица 5- Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента

 

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в    
  Алина                                       средний
  Семён                                       низкий
  Элина                                       высокий
  Егор                                       высокий
  Катя                                       высокий
  Соня                                       высокий
  Лера                                       высокий
  Глеб                                       средний
  Виолетта                                       средний
  Влад                                       средний

Примечание:

Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме:

Рисунок 5 - Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

Высокий уровень – 50% ( у пяти детей, Элины, Егора, Кати, Сони и Леры) – дети активны в общении, запас словаря достаточный;

Средний уровень – 40% (у четырёх детей, Алины, Виолетты, Глеба, Влада) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря;

Низкий уровень – 10% (у одного мальчика, Семёна) - мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден.

По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе контрольного эксперимента получили следующие уровни:

- у Эллины, Кати и Сони: активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.

- у Алины, Виолетты, Леры, Егора, Влада и Глеба: характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.

- у Семена: характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.

Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе контрольного эксперимента

 

№ п/п Имя ребенка Названия диагностик Уровни
1 – ая диагностика активной речи 2 - ая диагностика развития словаря
Уровни Уровни
  Алина средний средний средний
  Семён низкий низкий низкий
  Элина высокий высокий высокий
  Егор средний высокий средний
  Катя высокий высокий высокий
  Соня высокий высокий высокий
  Лера средний высокий средний
  Глеб средний средний средний
  Виолетта средний средний средний
  Влад средний средний средний

 

В основном результаты совпали, расхождения получились только у Егора и Леры, потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.

В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме:

Рисунок 6 - Общий уровень диагностик на этапе контрольного эксперимента

 

Таким образом, итоговые результаты контрольного эксперимента следующие:

Высокий уровень – 30% (Эллина, Катя и Соня) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.

Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Глеб и Влад) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.

Низкий уровень – 10% ( Семён) такой мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым, мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден, у мальчика не развита активная речь и словарь.

Таблица 7 – Результаты констатирующего и контрольного эксперимента.

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий 10% 30%
Средний 60% 60%
Низкий 30% 10%

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего эксперимента (таблица 7), следует отметить:

· число детей с высоким уровнем развития активной речи и словаря увеличилось на 20% (было 10%, стало 30%);

· число детей со средним уровнем развития активной речи и словаря не изменилось (60%);

· на 20% уменьшилось число детей с низким уровнем развития активной речи и словаря (было 30%, стало 10%).

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных отражает положительную динамику развития активной речи и словаря детей третьего года жизни, тем самым подтверждает выбранную гипотезу и позволяет констатировать эффективность использования дидактических игр для развития активной речи и словаря у детей данного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: