Семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе
Общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа «Развитие межведомственного взаимодействия для интеграции ресурсов учреждений дополнительного и общего образования в реализации задач физкультурно-спортивного воспитания»
Круглый стол «Мы вместе»
(Содействие формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья; повышение эмпатийности к «нетипичным» людям через «проживание» подобного опыта; развитие умений формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать мнения других через психологические проблемы)
Николаева Ю.М., педагог-психолог МБУ ДО ДЮСШ
1. Введение(30 сек.)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Тема «круглого стола» - «Мы вместе!». Этим мы хотим обозначить нашу позицию по проблеме социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья! Ведь только при поддержке окружающих людей, нас с Вами, дети с особыми потребностями смогут преодолевать трудности движения, общения, самовыражения!
Работа с упражнениями, позволяющими учащимся почувствовать состояние человека изолированного от общества: (3 мин.)
Ведущий: Ребята, скажите пожалуйста, легко ли вам было бы при таких ограничениях проявить смелость,…почувствовать равенство возможностей,…выразить решимость,…, испытать вдохновение…
(где многоточие там высказываются учащиеся)
Значимость физической культуры и спорта(1мин 30 сек.)
Ведущий: Я не случайно обратилась к Вам с подобными вопросами. Ведь СМЕЛОСТЬ, РАВЕНСТВО, РЕШИМОСТЬ, ВДОХНОВЕНИЕ являются принципами Паралимпийского движения. Ценности этого спортивного движения апеллируют к созданию равных прав и возможностей, социализации и самореализации людей с инвалидностью, говорят о том, что физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе.
Занятие детей-инвалидов физической культурой и спортом можно рассматривать не только как средство, но и как постоянную форму жизненной активности, социальной занятости и достижений. Систематические занятия физической культурой и спортом не только расширяют функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка-инвалида, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают детям с ограниченными возможностями здоровья чувство социальной защищённости и полезности.
Вопрос развития физической культуры и спорта среди инвалидов является актуальной задачей всего гражданского общества. Участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях предъявляет повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому, спортивное движение инвалидов и по сей день является предметом для дискуссии. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается, в том числе и в нашем городе.
4. Демонстрация опыта работы Перчаткина А.Г. (в формате презентации) (3 мин.)
Обсуждение проблем (4 мин.)
Ведущий: Вот такая работа ведется у нас в городе. Ребята, как вы думаете, с какими трудностями приходится сталкиваться организаторам и самим участникам при проведении спортивных мероприятий с детьми-инвалидами.
Проблемы, какие могут озвучить участники «круглого стола»
ü Психологическая неготовность свободного общения с детьми-инвалидами, особенно с «тяжелыми» формами инвалидности
ü Пассивность и мотивационная неготовность самих детей-инвалидов и их родителей
ü Неорганизованность пространства, отсутствие элементов «доступной среды»
ü Сложность соблюдения дисциплины и темпа ведения мероприятия
ü Сложность подведения итогов и определения победителей в силу наличия инвалидов различных нозологических групп (глухие, слепые, ПОДА, лица с интеллектуальными нарушениями).
6. Варианты решения проблем (работа в группах). (3 мин.)
Ведущий: Давайте сейчас разделимся на группы по тому же принципу, как и в начале нашего «круглого стола» (1 группа – ребята, которые были с завязанными глазами, 2 группа – с ограничением слышимости, 3 группа – с изолированными конечностями) и попробуем найти решение обозначенных проблем с различных точек зрения, а затем обсудим предложенные варианты.
Обсуждение. (3 мин.)
Практическая работа (7 мин.)
Хорошо! Мы с вами обсудили проблемы и пути их решения, многие проблемы должны решаться на уровне государственных институтов, но в наших с вами силах помочь детям-инвалидам проявить СМЕЛОСТЬ, РЕШИМОСТЬ, почувствовать РАВЕНСТВО с другими детьми, испытать ВДОХНОВЕНИЕ.
Давайте сейчас поработаем в группах: одна группа у нас будут «теоретики» и попробуют за отведенное время составить информационный буклет, который бы вдохновил ребенка-инвалида на регулярные занятия физической культурой и спортом.
Другая группа – «практики», которые разработают сценарный план спортивного мероприятия, в котором прослеживались бы принципы СМЕЛОСТЬ, РАВЕНСТВО, РЕШИМОСТЬ, ВДОХНОВЕНИЕ.
(Обучающимся раздаются шаблоны для изготовления буклета и сценарного плана)
Начинаем работу.
9. Обсуждение (1 мин.)
Ромашка» (3 мин.)