Роли и компетенции менеджера
Роль – набор норм (образцов) поведения.
Классификация ролей менеджера по Генри Минцбергу:
· межличностные роли (управление людьми);
· информационные роли (управление информацией);
· роли, связанные с принятием решений (управление действиями).
Таблица 1
Характеристика десяти ролей менеджера
Роли | Краткое описание ролей |
Межличностные роли | |
Лицо организации | Проведение церемониальных, протокольных мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов |
Лидер | Отбор и развитие персонала, мотивация работников, научение поведению |
Связующее звено | Осуществление контактов за пределами вертикальной должностной иерархии (с коллегами из других организаций, подразделений, поставщиками, властными структурами и др.) |
Информационные роли | |
Аналитик | Сбор и обработка внешней и внутренней информации посредством личных контактов, изучения отчетов, печатных изданий, электронной информации и др. |
Информатор | Передача информации подчиненным |
Выразитель мнения организации | Передача информации внешним пользователям (акционерам, государственным чиновникам и др.) о планах, политике, финансовом положении и др. |
Роли, связанные с принятием решений | |
Предприниматель | Инициация и курирование новых проектов, идей по развитию организации и подразделений |
Стабилизатор | Урегулирование споров, проблем, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде |
Распределитель ресурсов | Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов; расстановка приоритетов; формирование организационной структуры; утверждение всех решений (визирование) |
Переговорщик | Участие в переговорах о закупках, бюджетах, с представителями профсоюзов о контрактах, зарплатах и др; представление интересов подразделений |
Компетенции – базовые качества людей, продуцирующие «варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени» /Р.М. Гуйон/.
Компетенции - это комплекс способностей, знаний, навыков, мотивов, установок, ценностей человека, который интерпретирован посредством индикаторов поведения. Модели компетенций используются для эффективного управления человеческими ресурсами.
Способности – природная одаренность, влияющая на предрасположенность выполнять определенную физическую или умственную работу.
Знания – «сплав» информации, которой обладает человек в разных отраслях наук (например, в менеджменте, маркетинге и др.), его уровня аналитического и концептуального мышления и жизненного и профессионального опыта. Знания используются индивидом для понимания явлений, процессов, диагностики и разрешения проблем.
Навыки – умения, закрепленные упражнениями, привычкой (практическим опытом).
Мотивы – субъективно выраженные побуждения к действиям.
Установки – состояние психологической готовности вести себя определенным образом.
Ценности – устойчивые представления о том, что является важным и значимым для человека.
Таблица 2
Компетенции | Степень важности компетенций для работы менеджера (в количестве Х (иксов), помимо базовых компетенций) |
1. Нравственно-этические компетенции (совесть, честность, ответственность, справедливость) | Базовые компетенции |
2. Пониманиеповедения индивидов (диагностика поведения людей, их ценностей, потребностей, личностных характеристик и др.) | Базовые компетенции |
3. Построение отношений (установление и развитие контактов; умение слушать; проявление эмпатии; умение вызывать доверие; использование психологической гибкости; стремление к повышению степени близости в отношениях и др.) | Базовые компетенции |
4. Понимание организации (миссии, стратегии развития; политики организации в отношении клиентов, поставщиков, конкурентов, региональной власти; проблем организации; организационной структуры, организационной культуры и др.) | Базовые компетенции |
5. Знания по специальности (глубина, широта, приверженность непрерывному обучению) | Базовые компетенции |
6. Влияние на людей (использование всех форм влияния: власти, убеждения, сотрудничающего влияния; широта охвата влияния) | ХХХХХХ |
7. Ориентация на достижение результатов / эффективности в соответствии с установленными целями, стандартами | ХХХХХХ |
8. Командная работа (стремление к сотрудничеству, сплоченности; формирование и развитие команды; управление социально-психологическим климатом; мотивация других; проявление активности, инициативы в роли командного игрока) | ХХХХ |
9. Аналитическое мышление (демонстрация способностей к линейно-последовательному мышлению, логическим размышлениям, структурированию, сравнительному анализу, расстановке приоритетов, определению временной последовательности, пониманию причинно-следственных связей) | ХХХХ |
10. Инициатива (проактивность, поиск новых возможностей, инновативность; желание делать больше, чем требуется и реализовывать задуманное) | ХХХХ |
11. Развитие подчиненных (выполнение роли наставника, коуча; диагностика потребностей в обучении; инструктирование подчиненных; консультирование и поддержка; направление на тренинги, стажировки; использование положительного подкрепления (обратной связи, поощрений) | ХХХ |
12. Уверенность (степень независимости, спокойствия, самостоятельности в суждениях, решительности, готовности взять ответственность; признание своих ошибок и желание их исправить и др.) | ХХ |
13. Директивность (делегирование полномочий другим; контроль исполнения; поддержание дисциплины; требовательность; решительность при наказании) | ХХ |
14. Поиск информации (стремление к получению большей информации посредством разнообразных источников; проведение личных исследований; подключение к поиску информации других людей) | ХХ |
15. Командное лидерство (умение прояснить и определить смысл работы, формировать миссии группы и индивидов, их систему ценностей; установление групповых целей; принятие роли лидера; желание вести за собой людей; демонстрация заботы о группе и др.) | ХХ |
16. Концептуальное мышление (понимание ситуации или проблемы в целом, путем сложения частей; использование критического мышления, интуиции, образности; практическое применение и адаптация научных концепций или методов; видение возможностей и др.) | ХХ |
Рамочная модель компетенций менеджера