Характеристика десяти ролей менеджера




Роли и компетенции менеджера

Роль – набор норм (образцов) поведения.

Классификация ролей менеджера по Генри Минцбергу:

· межличностные роли (управление людьми);

· информационные роли (управление информацией);

· роли, связанные с принятием решений (управление действиями).

 

Таблица 1

Характеристика десяти ролей менеджера

Роли Краткое описание ролей
Межличностные роли
Лицо организации Проведение церемониальных, протокольных мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов
Лидер Отбор и развитие персонала, мотивация работников, научение поведению
Связующее звено Осуществление контактов за пределами вертикальной должностной иерархии (с коллегами из других организаций, подразделений, поставщиками, властными структурами и др.)
Информационные роли
Аналитик Сбор и обработка внешней и внутренней информации посредством личных контактов, изучения отчетов, печатных изданий, электронной информации и др.
Информатор Передача информации подчиненным
Выразитель мнения организации Передача информации внешним пользователям (акционерам, государственным чиновникам и др.) о планах, политике, финансовом положении и др.
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Инициация и курирование новых проектов, идей по развитию организации и подразделений
Стабилизатор Урегулирование споров, проблем, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде
Распределитель ресурсов Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов; расстановка приоритетов; формирование организационной структуры; утверждение всех решений (визирование)
Переговорщик Участие в переговорах о закупках, бюджетах, с представителями профсоюзов о контрактах, зарплатах и др; представление интересов подразделений

Компетенции – базовые качества людей, продуцирующие «варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени» /Р.М. Гуйон/.

Компетенции - это комплекс способностей, знаний, навыков, мотивов, установок, ценностей человека, который интерпретирован посредством индикаторов поведения. Модели компетенций используются для эффективного управления человеческими ресурсами.

Способности – природная одаренность, влияющая на предрасположенность выполнять определенную физическую или умственную работу.

Знания – «сплав» информации, которой обладает человек в разных отраслях наук (например, в менеджменте, маркетинге и др.), его уровня аналитического и концептуального мышления и жизненного и профессионального опыта. Знания используются индивидом для понимания явлений, процессов, диагностики и разрешения проблем.

Навыки – умения, закрепленные упражнениями, привычкой (практическим опытом).

Мотивы – субъективно выраженные побуждения к действиям.
Установки – состояние психологической готовности вести себя определенным образом.

Ценности – устойчивые представления о том, что является важным и значимым для человека.

 

 

Таблица 2

  Компетенции Степень важности компетенций для работы менеджера (в количестве Х (иксов), помимо базовых компетенций)
1. Нравственно-этические компетенции (совесть, честность, ответственность, справедливость) Базовые компетенции
2. Пониманиеповедения индивидов (диагностика поведения людей, их ценностей, потребностей, личностных характеристик и др.) Базовые компетенции
3. Построение отношений (установление и развитие контактов; умение слушать; проявление эмпатии; умение вызывать доверие; использование психологической гибкости; стремление к повышению степени близости в отношениях и др.) Базовые компетенции
4. Понимание организации (миссии, стратегии развития; политики организации в отношении клиентов, поставщиков, конкурентов, региональной власти; проблем организации; организационной структуры, организационной культуры и др.) Базовые компетенции
5. Знания по специальности (глубина, широта, приверженность непрерывному обучению) Базовые компетенции
6. Влияние на людей (использование всех форм влияния: власти, убеждения, сотрудничающего влияния; широта охвата влияния) ХХХХХХ
7. Ориентация на достижение результатов / эффективности в соответствии с установленными целями, стандартами ХХХХХХ
8. Командная работа (стремление к сотрудничеству, сплоченности; формирование и развитие команды; управление социально-психологическим климатом; мотивация других; проявление активности, инициативы в роли командного игрока) ХХХХ
9. Аналитическое мышление (демонстрация способностей к линейно-последовательному мышлению, логическим размышлениям, структурированию, сравнительному анализу, расстановке приоритетов, определению временной последовательности, пониманию причинно-следственных связей) ХХХХ
10. Инициатива (проактивность, поиск новых возможностей, инновативность; желание делать больше, чем требуется и реализовывать задуманное) ХХХХ
11. Развитие подчиненных (выполнение роли наставника, коуча; диагностика потребностей в обучении; инструктирование подчиненных; консультирование и поддержка; направление на тренинги, стажировки; использование положительного подкрепления (обратной связи, поощрений) ХХХ
12. Уверенность (степень независимости, спокойствия, самостоятельности в суждениях, решительности, готовности взять ответственность; признание своих ошибок и желание их исправить и др.) ХХ
13. Директивность (делегирование полномочий другим; контроль исполнения; поддержание дисциплины; требовательность; решительность при наказании) ХХ
14. Поиск информации (стремление к получению большей информации посредством разнообразных источников; проведение личных исследований; подключение к поиску информации других людей) ХХ
15. Командное лидерство (умение прояснить и определить смысл работы, формировать миссии группы и индивидов, их систему ценностей; установление групповых целей; принятие роли лидера; желание вести за собой людей; демонстрация заботы о группе и др.) ХХ
16. Концептуальное мышление (понимание ситуации или проблемы в целом, путем сложения частей; использование критического мышления, интуиции, образности; практическое применение и адаптация научных концепций или методов; видение возможностей и др.) ХХ

Рамочная модель компетенций менеджера



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: