вопрос Психология формирования родительства.




Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно сказать, что будущее общества -это сегодняшнее состояние родительства.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований - как в отечественной, так и в зарубежной специальной и научной литературе: раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к семье (Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др.). При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно изучить детско-родительские отношения и их взаимовлияние, необходимо рассматривать семью не только со стороны ребенка, но и со стороны родителя.

Изучая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.

Таким образом, родительство понимается как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения феноменологического и системного подходов [5].

Феноменологический подход к пониманию сущности родительства

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1. Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2. Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь

приписать наблюдающиеся проявления феномена определенным структурам, а стараться лишь «вчувствоваться».

3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияние субъективного опыта исследователя.

4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Системный подход к пониманию сущности родительства

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1. Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

- как сложную комплексную структуру индивида;

- как надындивидуальное целое.

Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.

3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

- план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

- план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, т.е. анализ родительства по отношению к семейной системе;

- план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;

- план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4. Факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:

- макроуровень - это уровень общества;

- мезоуровень - это уровень родительской семьи;

- микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Что касается последнего положения системного подхода, то анализ литературы

показал, что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, до конца еще не решен. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя [2; 5].

В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства [1]. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В.В. Бойко выделяет здесь три группы факторов [1]:

1) социально-психологическую адаптацию (посредством рождаемости) к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

2) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

3) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства, ценность личности детей).

Если обратиться к кросс-культурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи [2], то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие:

1) совокупность общественно-экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и т.п.);

2) совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3) совокупность естественно-географических условий [3].

Опираясь на положение Л.Ф. Обуховой [3] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1) макросистема, или уровень общественных влияний;

2) мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3) микросистема, или уровень собственной семьи;

4) индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Факторы макросистемы реализуют свое воздействие непосредственно, путем социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задает для личности определенный образец родительства, дает отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личностью, необходимо отметить следующее: социальное регулирование системы

общества по большей части осознается личностью, значит формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Опосредованное воздействие осознается слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Факторы мезосистемы, или родительская семья, - это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определенных условиях и подражания.

Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Дымнова, 1996).

С точки зрения И.В. Дубровиной (1981), только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства - это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары - мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье [6].

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности;

согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Кроме того, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека. Данный уровень соотносим с факторами индивидуального уровня. Группа внешних факторов обусловлена

совокупностью внешних влияний. Их можно соотнести с факторами макро-, мезо- и микросистемы.

Итак, как мы видим, родительство является сложным образованием, которое поэтапно формируется на протяжении достаточно длительного времени. Следовательно, можно говорить о готовности или неготовности к родительству. Под термином «готовность к родительству» понимается в первую очередь готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни. Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка и родителей. На разных этапах этой последовательности соотношение ролей «природного обеспечения» и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей будет неодинакова. Но всегда будут существовать обе составляющие. Та и другая стороны этого тандема могут обладать большей или меньшей «готовностью», могут быть «подкорректированы» извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) или изнутри (физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а также некоторые сознательные усилия). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие («природное обеспечение» и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать.

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень готовности к родительству.

1. Желание иметь ребенка на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении ребенка. Родительство должно занять в системе ценностей достойное место, так как зачастую при появлении ребенка приходится жертвовать чем-то (личным временем, интересами, образом жизни, карьерой и т.п.).

2. Умение заботиться о ребенке. Для этого необходима предварительная подготовка к родительству.

3. Эмоциональная автономия от своих родителей, наличие своих взглядов и ценностей. Данный критерий необходим для того, чтобы родитель, при воспитании своего ребенка, не ориентировался во всем на своих родителей, иначе может произойти подмена - малыш получит «суррогатного» родителя в виде бабушки или дедушки.

4. Способность самостоятельно обеспечить ребенка. В данном случае предполагается материальная независимость как от родителей, так и от супруга. Данный критерий существует, к сожалению, в силу некрепости брачных отношений.

5. Наличие позитивного опыта любви, полученного в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт.

Существование родительства невозможно без родительских установок — определенного взгляда на свою роль родителя, включающего в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном,

эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Р.В. Овчарова [4] подчеркивает системный и многоплановый характер родительства и называет родительские установки и ожидания:

1) «мы - родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

2) «мы - родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

3) «это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Первый уровень характеризуется прежде всего наличием репродуктивной

установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин, 2000). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потребности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей сходятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую совокупность потребностей.

A.И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосредственно побуждающего к рождению детей. То есть потребность в детях не является биологически предопределенной, естественной. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, исключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях - это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, т.е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (Антонов, 1973).

B.В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродуктивной установки:

• поведенческий элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

• эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;

• когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору

в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т.д. (Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, т.е. здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей.

Второй уровень реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т.п.

В своей книге «Психотерапия нового решения» М. и Р. Гульдинги дают список основных родительских предписаний и установок и принятых на их основании детских решений.

Типы или виды родительских установок:

^ Предписание «не делай» обычно дают своему ребенку обуреваемые страхом родители, которые запрещают ему самые обычные вещи: лазать, ползать, бегать и т.д., заражая его неверием в собственные силы. Став взрослым, человек с таким предписанием не может принимать собственных решений.

^ Предписание «не будь» - одно из самых страшных, так как в дальнейшем может породить в человеке склонность к самоуничижению тем или иным способом. Звучит оно часто так: «Если бы не было тебя, я бы давно ушла от твоего отца», «Если бы тебя не было, я бы легче жила, а не тянула бы лямку», «Ты так тяжело рождался, что я с тех пор болею» и т.д.

> Предписание «не будь значимым» зарождается тогда, когда, одергивая ребенка, родители говорят: «Дети должны быть тихими и незаметными».

^ Предписание «не добейся» дается родителями часто во время игр. Когда в ответ на победу ребенка они обижаются, прерывают контакт, как бы сообщая: «Не будь выигрывающим, а не то...».

^ Предписание «не будь собой» часто дают ребенку «не того» пола (например, ждали мальчика, а родилась девочка), чтобы удовлетворить свои несбывшиеся надежды начинают одевать и воспитывать девочку, как мальчика или наоборот.

^ Предписание «не будь нормальным» и «не будь здоровым» получают те дети, о которых заботятся или любят только тогда, когда они тяжело заболевают.

Третий уровень касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложенная в 1937 г. О. Коннер, приведена ниже в таблице.

Типология родительских позиций

Тип позиции Характерные словесные выражения Способ поведения с ребенком Влияние на развитие ребенка

Приятие и любовь «Ребенок — центр моих интересов» Нежность, занятия с ребенком Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное отвержение «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться» Невнимательность, жестокость, избегание контактов Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности

Излишняя требовательность «Не хочу ребенка такого, какой он есть» Критика, отсутствие похвал, придирчивость Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека «Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя» Чрезмерные поблажки или ограничения свободы Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что родительство

- это сложный социально-психологический феномен, формирующийся под влиянием трех основных групп факторов: макросистемы (общественное влияние), мезосистемы (влияние родительской семьи) и микросистемы (уровень конкретной личности); являющийся базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социальнопсихологической функцией каждого человека, представляющий собой эмоционально и оценочно-окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя. Готовность к родительству закладывается на протяжении длительного времени, и от того, насколько правильно и адекватно сформировано родительство, напрямую зависит эмоциональное, психическое и даже физическое состояние самих родителей и их детей.

Список литературы

1. Бойко В.В. Семейная психология. - СПб.,1989.

2. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.

3. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок. - М., 1999.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

5. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005.

6. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М., 1993.

24 вопрос- Особенности воспитания ребенка в опекунской семье

В любой семье всегда достаточно проблем, а в опекунских, где воспитывают внуков, племянников или приемных детей, число проблем увеличивается. Трудности начинаются с первого дня приема ребенка в семью, с адаптации в семье. Решение этого вопроса зависит как от ряда социокультурных проблем, так и психологических характеристик опекуна и подопечного. Общение с ребенком сложнее происходит у тех опекунов, которые взяли детей из детского дома, и у тех которые взяли под опеку подростка. Практика показала, что, если подростков из детского дома берет полня семья, в которой есть еще дети, то успех адаптации обеспечен. Даже если в полной молодой семье нет своих детей, то при волевом начале опекунов (особенно мужа), подростки как правило, адаптируются в ней. [4]

Любые семьи, имеющие приемных детей как правило проходят через несколько этапов становления. В течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:

. «Ядерный шлейф» или стресс, связанный с нерешенными проблемами приемной семьи (до 6 мес.). Семья переживает структурные изменения, связанные с включением в нее новых членов. Приемные дети пытаются воспроизвести привычные стереотипы поведения. Они начинают идеализировать биологическую семью. Приемные родители идеализируют образ сплоченности биологической семьи приемного ребенка. У приемных матерей увеличивается эмоциональная нагрузка. Члены семьи ожидают от нее исполнение роли лидера. Статус приемных отцов резко снижается.

Для приемных родителей рекомендуется установление более открытых границ между членами семьи и введение некоторых ограничений во взаимодействии с окружением (соседями, друзьями). Необходимо научиться принимать решения совместно, это поможет при сплочении семьи.

. Этап перестройки, формирование новой детской подсистемы, актуализация борьбы психологических защит между родительской и детской подсистем (7 - 12 мес.). Ощущение эмоционального неблагополучия повышается у кровных детей. Они начинают чувствовать себя «неэффективными».

В этот период родителям необходимо фиксировать свое внимание на достижениях как приемных, так и кровных детей.

Практически весь первый год в приемных семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей.

К концу первого года семья должна выработать новые правила поведения и правила использования методов поощрения и наказания.

. Завершение «первой волны» перестройки семьи. Приемная семья начинает выступать в новом качестве - профессиональной замещающей семьи (до 24 мес.). К началу второго года у детей наблюдается первый пик состояния эмоционального благополучия. Это способствует большей раскрепощенности, активности детей. Начинает повышаться уровень агрессивности детей, может проявляться и асоциальное поведение. В тех семьях, где дети чувствуют принятие, они совершают различные неблагоприятные поступки дома (чаще всего это воровство). В семьях, где есть определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей детском саду. Это «проверка» на безусловность принятия. К 1,5 годам родители начинают испытывать чувство вины по отношению к приемным детям.

. Этап отделения приемных детей. Это «новая волна» перестройки семьи (до 42 мес.). К 3 годам начинается новый этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Кровные дети покидают дом, а приемные дети начинают переживать кризисы подросткового возраста. Приемная семья начинает переживать новую волну переструктурирования. Повышается уровень конфликтности в семье. Могут возобновиться случаи обмана и воровства детей.

Возрастает уровень неудовлетворенности у матерей. Они начинают ощущать свою ненужность для детей, возникает боль от близости «пустого гнезда». В этот период необходима близость в супружеских подсистемах, что поможет создать разумную автономию для приемного ребенка.

. Начало нового цикла «ожидания пустого гнезда». Детская подсистема становится более автономной, в связи с чем семейная система окончательно переструктурируется (48-60 мес.). Кризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье. [16]

Как правило, именно в данные этапы становления семейных отношений семьи сталкиваются с различными проблемами.

Стоит отметить, что дети младшего школьного и дошкольного возраста охотнее и быстрее идут на контакт, привыкают к новой обстановке и проявляют свой характер. Поэтому в таком случае легче обратить внимание на какую-то проблему в поведении или характере ребенка и начать заниматься ею. Подростки же чаще более замкнуты, закрыты от влияния посторонних пока для них людей, с ними сложнее установить контакт. [17]

Перед началом курсовой работы, было проанализировано много статей, связанных с опекой и попечительством, при анализе которых было выявлено, что проблемы касаются не только опекунов, но и самих подопечных.

Анализируя статьи, удалось выявить так же и другие проблемы. В статье «Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства» Михеевой, Л.Ю. указывается, что Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. [8]

Так же анализируя статьи, было замечено, что семьи, имеющие приемных детей, имеют и психологические проблемы.

В процессе психологической работы выясняется, что все это является следствием отношения к поведению ребенка (детей) в семье. Это поведение характеризуется тем, что ребенок «не слушается, не делает то, что ему говорят», «все делает по-своему, все делает не так», «бегает, бесится, кричит, мешает отдыхать», «пристает с глупыми вопросами», «обманывает, врет, ворует деньги из дома, лазит по карманам и шкафам», «все делает назло, проявляется глупая настырность», «не знает никакой меры». Отметим, что речь идет о детях 5-9 лет.

Поведение родителей характеризуется тем, что они кричат на детей, лишают сладкого, а то и ужина, запрещают смотреть телевизор и играть на компьютере, часто наказывают физически. «Я не могу сдерживаться», «я чувствую постоянное напряжение от необходимости постоянно уделять ребенку внимание», «меня тяготит, что я должна его воспитывать», «постоянно накапливается негатив», «время от времени растет желание отомстить ему» - вот что говорят родители о своем состоянии и своих переживаниях. [9]

В процессе психокоррекционной работы выясняется ряд установок, убеждений родителей данных семей.

. «Он не такой, он должен быть другим, я хочу, чтобы он стал другим». Смыслом этих убеждений является то, что ребенок не соответствует неким (всегда абстрактным и неопределенным) стандартам. У родителей до усыновления (удочерения) в воображении, на основании «благих намерений», фильмов, книг формируется некий «идеальный», воображаемый образ ребенка, того, каким он должен быть. Но перед ними живой ребенок, уже имеющий какой-то жизненный опыт, стремления, желания. У родителей не сформированы отношения с ним и к нему, как это обычно бывает, когда воспитывают ребенка начиная с рождения.

. Вторым убеждением является, что «это отнимает много сил и времени, я не думала, что моя жизнь должна быть полностью подчинена ребенку». Привычный, устоявшийся за много лет уклад жизни рушится. Необходимо много сил, времени и внимания уделять приемному ребенку. А по сути чужому человеку. чужой человек вторгается в жизнь и ломает уже привычное и комфортное существование. От «благих намерений» не остается и следа. Мы наблюдаем достаточно жесткую ломку жизненных стереотипов, что далеко не каждый может вынести. Не каждый может адаптироваться к новым условиям жизни. Эта ломка стереотипов становится выраженным стрессом для приемных родителей, что приводит к известным нарушениям, как к психологическим, так и соматическим. А ведь даже заведение дома рыбок требует некоторой перестройки образа жизни (кормление, уход). Но аквариум можно выбросить. А куда девать живого ребенка? Не зря будущие родители берут детей в семью «на пробу», временно, чтобы если что, можно было «вернуть» неугодного ребенка. [1]

Основные проблемы детей в приемных семьях можно назвать кризисом взаимоотношений. В данном кризисе выделяются четыре причины:

.Проявление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны - это и есть признак близости в отношениях.

2.Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Ухудшение поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка - он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства. Так же не следует приписывать малышу больше знаний и умений, чем у него есть.

.Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье.

.Предыдущий травмирующий опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше. [6]

Изучая различные статьи, удалось выяснить, что для многих приемных родителей проблемами являются, что приемные дети поначалу могут прятать еду под подушку, не знать, как пользоваться кастрюлей или чайником, или что такое поп-корн. [18]

Так же для семей с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность. Традиционный стереотип в отношении детей из детских домов - «все они умственно отсталые и потенциальные преступники». Очевидно, что предубеждения в отношении таких детей - это тоже форма насилия, эмоционального насилия, результатом которого является социальное отвержение, априори лишающее этих детей шансов на восстановление.

Часто дети из детских домов обладают слабой произвольностью и недостатком самоконтроля. Дети, о которых плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. Самостоятельными (не одинокими и одичавшими, а именно самостоятельными) они бывают крайне редко. Потому что изначально благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых, дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются основы навыков самообслуживания, которые в дальнейшем закрепляются непосредственным обучением, опять-таки со стороны взрослых. [19]

Данные проблемы приходится решать родителям совместно с педагогами, чтобы ребенок смог влиться в новую жизнь и его не угнетали стереотипы по отношению к нему.

Маленькие детдомовцы страдают огромным количеством комплексов, зачастую бывают обиженными не только на настоящих папу и маму, но и на весь свет в целом.

Такое отношение к людям, даже к тем, которые не сделали им ничего плохого, ведет к появлению серьезных проблем в новой семье.

Многие приемные родители ошибочно полагают, что для того чтобы излечить малыша от негативных воспоминаний и привычек будет достаточно их безграничной любви и преданности. Психологи предупреждают: этого будет недостаточно.

Большинству сирот необходим курс профессиональной психологической коррекции вкупе с постоянной работой родителей, которые должны не только понимать и любить ребенка, но и следовать советам специалиста, который подскажет, как преодолеть возможные неприятности.

Специалисты отмечают, что дети, которые пережили в своей жизни физическое насилие, очень часто проявляются неуважение к взрослым, открыто демонстрируют свое потребительское отношение к ним.

Как правило, у таких детишек отсутствует чувство привязанности.

Так же хотелось бы отметить, что приемные и опекунские семьи сталкиваются с различными проблемами задолго до появления такого ребенка в семье.

В различных статьях и интернет отзывах отмечается, что будущим приемным родителям и опекунам не нравится, что процедура усыновления и очень длительная и включает в себя: характеристики с места работы, справки о доходах, копия лицевого счета из домоуправления, автобиографии, характеристика от участкового милиционера, справки из УВД об отсутствии судимости за членовредительство и убийство, которые ждут обычно, целый месяц, посещение поликлиники, платная флюорография и поход в четыре диспансера, один из которых, естественно, кожно - венерологический, требуют написать, каковы планы семьи в предстоящем усыновлении ребенка. Потом работник ГОРОНО обследует квартиру и выдает заключение. Далее назначается дата суда, предпоследним этапом в процессе усыновления является официальное направление на осмотр выбранного ребенка. Там знакомят с документами ребенка: кто его мама, как прошли роды, чем болел, как себя ведет, но как отмечается многими семьями, в дальнейшем оказывается, что 90% содержимого медицинской карты - неправда. И последним этапом является официальное заключение суда о передаче ребенка. [7]

Все выше сказанное говорит о том, что приемные и опекунские семьи сталкиваются с проблемами в разные этапы появления ребенка в семье. Часто, из-за вышеперечисленных проблем, от таких детей отказываются или жизнь с ними становится, не выносима, поэтому помощь специалистов совершенно необходима как перед усыновлением, так и в первое время после, а потом периодически на протяжении длительного времени. Эта помощь направлена на то, чтобы родители, решившие усыновить ребенка, имели достаточное понимание своих сознательных и бессознательных мотивов этого чрезвычайно ответственного решения, чтобы уменьшить количество разочарований, неоправданных надежд. Психологи, психотерапевты, социальные работники обладают необходимой информацией и знаниями о правовых и социальных аспектах усыновления, особенностях психологии нормального ребенка и ребенка с особенностями развития, могут помочь б<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: