Тема № 1 Лекция 3. Основы делопроизводства в органах внутренних дел
Основная цель лекции: рассмотреть понятие и основные требования, предъявляемые к документированию в органах внутренних дел.
Цели занятия:
Учебная – формирование профессиональный знаний, навыков и умений слушателей в области составления, изготовления и оформления служебных документов в органах внутренних дел.
Воспитательная – воспитание слушателей в духе строгого соблюдения законодательства, режима государственной и служебной тайны в органах внутренних дел.
Развивающая – совершенствование навыков работы с юридическими терминами, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Учебные вопросы:
1. Осуществление делопроизводства при работе с письменными и устными обращениями граждан в органы внутренних дел.
2. Реквизиты и структура отдельных видов организационно-распорядительных документов.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции | мин |
Вступительная часть | |
1. Осуществление делопроизводства при работе с письменными и устными обращениями граждан в органы внутренних дел | |
2. Реквизиты и структура отдельных видов организационно-распорядительных документов | |
Заключительная часть (подведение итогов) |
Нормативные акты и рекомендуемая литература к теме № 1:
Основная:
1. Конституция Российской Федерации, 1993г.
2. Об архивном деле: Федеральный закон РФ от 22.19.2004 № 125-ФЗ //СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ //СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3448.
4. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ от 29.12.1994г. № 77-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - № 1. - Ст.1.
5. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 2.
6. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: ГОСТ Р 6.30-2003 (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003г. № 265-ст).
7. Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел РФ: Приказ МВД РФ от 20 июня 2012г. № 615//Опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 707 от 12 сентября 2013 г.
9. Демин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная:
10. Коренев А.П. Основы управления в ОВД. - М., 2003.
11. Калатанов Ю.Н. Делопроизводство и работа с обращениями граждан в МВД и его подразделениях // Вестник МВД России, 1999 г., № 3-4.
12. Кирсанова М.В., Кобух С.П., Аксенов Ю.М. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие. М.: ИНФРА, 2004
13. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
14. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: учебник для Вузов М.: МЦФЭР,2004.
Материально-техническое обеспечение:
1. На занятиях используется проектор для демонстрации презентаций по темам.
Осуществление делопроизводства при работе с письменными и устными обращениями граждан в органы внутренних дел
Организация работы с обращениями граждан в ОВД регламентируется федеральным законом от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 г. № 707 "Об утверждении Инструкции по организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России", представляет собой отдельное направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Обращение гражданина - направленные в подразделение системы МВД России в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Обращения граждан в органы внутренних дел можно классифицировать следующим образом:
А) по содержанию:
- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности системы МВД России, по развитию общественных отношений.
- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Б) по форме обращения:
- письменные;
- устные;
- обращения в форме электронных сообщений.
В) по особенностям рассмотрения обращения делятся на:
- коллективное обращение - совместное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, в том числе обращения членов одной семьи, обращения от имени трудовых коллективов, обращения, принятые на публичном мероприятии и подписанные участниками мероприятия или уполномоченным ими лицом;
- аналогичное обращение - второе (и последующие) обращение по одному и тому же вопросу при условии, что срок рассмотрения первого обращения не истек, в том числе копия или дубликат, поступившие из другого государственного органа или органа местного самоуправления;
- анонимные обращения, то есть письменные обращения или Интернет-обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- Обращения, некорректные по содержанию, по изложению и по форме - то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, лишенные логики и смысла, неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах;
- повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или гражданин не согласен с принятым по его обращению решением. Не считаются повторными обращения одного и того же гражданина по разным вопросам.
- неоднократное - обращение гражданина, содержащее вопрос, на который ему не менее двух раз давались письменные аргументированные ответы на ранее направленные обращения, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган внутренних дел или одному и тому же должностному лицу;
- типовое - обращение одного и того же содержания, поступившее от разных граждан.
Приказ МВД № 707 закрепляет требования, которые предъявляются к письменным и Интернет-обращениям.
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
- наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;
- почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
-личную подпись и дату.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
- адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К письменному и интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие указанных сведений, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа. В случае отсутствия в обращении фамилии гражданина, почтового или электронного адреса оно признается анонимным.
Алгоритм организации работы по рассмотрению обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы:
- прием и первичную обработку обращений;
- регистрацию и учет обращений;
- принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
- рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
- подготовку и направление ответов на обращения;
- хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
- личный прием граждан;
- анализ рассмотрения обращений;
- контроль за рассмотрением обращений.