ПМ.01 (Гр. 44) Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования




ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

АО "Промсинтез"

 

Обслуживание и ремонт электрических аппаратов

 

Монтаж и ремонт устройства защитного отключения, дифференциальных выключателей.

Устройство защитного отключения (сокращено УЗО) призвано защищать не столько сами электроприборы от пробоя, сколько нас с вами от поражения электрическим током. Основным функциональным блоком УЗО является так называемый дифференциальный трансформатор. Именно он и улавливает разницу в силе тока в фазном и нулевом проводниках. В нормальном режиме, когда нет тока замыкания на землю, токи в фазном и нулевом рабочем проводниках (проводах) равны по значению, но противоположны по знаку. В дифференциальном трансформаторе находятся две первичные обмотки: одна подключена к фазному проводнику, другая - к нулевому рабочему, плюс одна вторичная обмотка. Таким образом, в нормальном режиме обе первичные обмотки создают абсолютно одинаковые магнитные потоки в магнитном сердечнике дифференциального трансформатора, которые направлены навстречу друг другу. Эти потоки как бы "гасят" друг друга и в сумме дают "ноль". В результате ток во вторичной обмотке равен нулю. При пробое изоляции или прикосновении человека к одной токоведущей части (которая находится под напряжением) появляется ток замыкания на землю. Силы токов в фазном и нулевом рабочем проводниках становятся разными. УЗО бывают двух видов - А и АС. УЗО типа АС имеет специальное обозначение на корпусе - синусоида в прямоугольнике: Этот тип может работать только на переменных (синусоидальных) токах. А в быту применяются приборы, которые искажают, выпрямляют синусоиду - стиральные машины, видео, компьютеры, аудио-техника - и в таких условиях УЗО типа АС резко теряет увствительность, а значит - и способность надежно защищать человека от поражения током.

 

Монтаж и ремонт релейных схем

 

В системах автоматизации часто используют релейные схемы, т. е. схемы, на которых показаны связь и взаимодействие релейных устройств, работающих по принципу «включено — выключено», — иначе, имеющих релейную характеристику. Релейные устройства применяют преимущественно в схемах автоматического и дистанционного управления и в схемах сигнализации и блокировки. Схемы сигнализации применяют для сигнализации состояния технологических параметров, режимов работы агрегатов и т.д. Выходом схемы сигнализации может быть один из трех сигналов: нормального режима, предупредительный и аварийный. Сигнал нормального режима выдается схемой в том случае, когда контролируемый параметр находится в зоне нормального режима, предварительный - когда контролируемый параметр перешел из зоны нормального режима в зону допустимого, аварийный сигнал оповещает о выходе контролируемого параметра за зону допустимого режима. Одновременно с появлением аварийного сигнала схема может предусматривать срабатывание защиты.

При наладке релейных схем изучают проектную документацию, осматривают, проверяют отдельные элементы схемы, проверяют и анализируют всю схему, опробуют и включают схему в работу. Релейные схемы проверяют и анализируют, чтобы выявить монтажные и схемные ошибки (короткие замыкания, несоответствие рабочего напряжения номинальному, неправильное срабатывание защитных устройств, несоответствие циклограммы схемы техническому заданию и т. п.). Для сложных схем рекомендуются метод моделирования на релейном стенде и метод алгебраических схем. Для анализа релейных схем с помощью компьютера применяют метод элементно-кодового анализа. При использовании этого метода каждый двухполюсный элемент релейной схемы заменяют числовым кодом, состоящим из двух частей — постоянной, в которой записывают все функциональные признаки этого элемента, и переменной, в которой записывают изменение состояния элемента в ходе работы схемы. В результате этого релейную схему заменяют числовым аналогом — таблицей кодов, меняющейся от такта к такту. Для анализа работы схемы используют правила обработки таблиц кодов.

Монтаж схем автоматизированного управления электродвигателя

 

Кнопки управления. Предназначаются для замыкания и размыкания цепей дистанционного управления аппаратами и выполняются с нормально открытыми или с нормально закрытыми контактами.


Кнопочный элемент (а), кнопочная станция (б):
1 - неподвижные контакты, 2 - подвижные контакты, 3 - пружина, 4 - головка штифта.

Для управления электрическими приводами широко применяются так называемые двух цепные кнопки. Они имеют две пары контактов для одновременного воздействия на две цепи, при этом одна пара выполняется с нормально открытыми, а другая с нормально закрытыми контактами. Эта возможность одновременного воздействия на две цепи используется при осуществлении разного рода блокировок, применяемых при управлении электродвигателями. Сущность блокировки заключается, в частности, в том, чтобы исключить возможность одновременной работы двух цепей. Более подробно вопрос о блокировках рассматривается ниже при разборе отдельных конкретных схем.

 

Монтаж и ремонт контакторов и магнитных пускателей

Магнитные контакторы. Контактор представляет собой электромагнитный аппарат, используемый для частых включений и отключений силовых электрических цепей. Современные контакторы допускают до 1500 вкл/час. Принципиальное устройство однополюсного контактора показано на рис. Основными частями аппарата являются: магнитная система, состоящая из сердечника 4 и якоря 3, тяговая катушка / и контакты 6 цепи главного тока.

Принципиальное устройство однополюсного контактора:
1 - тяговая катушка, 2 - пружина, 3 - якорь, 4 - сердечник катушки, 5 - пружина, 6 - контакты цепи главного тока, 7 - контакты цепи катушки.

При включении контактора электромагнит, преодолев сопротивление пружины 2, притянет якорь 3, в результате чего произойдет замыкание контактов 6 цепи главного тока. Пружина 5 обеспечивает нормальное давление в контактах. При отключении, когда цепь питания катушки будет разорвана, якорь под действием пружины и собственного веса отпадает, разомкнув контакты. Основное различие контакторов постоянного и переменного тока заключается в том, что первые выполняются преимущественно однополюсными, а вторые — трех полюсными. Кроме того, контакторы постоянного тока строятся как с нормально закрытыми, так и с нормально открытыми контактами, а контакторы переменного тока — только с нормально открытыми контактами. У контакторов переменного тока вследствие изменений направления магнитного потока возникает вибрация якоря, сопровождающаяся гудением. Для устранения гудения конец сердечника якоря распиливается и в полученную прорезь вставляется медный виток или латунный короткозамкнутый виток. В витке индуктируется э. д. с. и появляется ток, который наводит в части магнитной системы, охваченной витком, магнитный поток, сдвинутый почти на 90° по отношению к основному потоку. При этом прохождение потоков обеих частей сердечника через нуль теперь совпадать не будет, что сгладит явление вибрации и снизит гудение. Магнитные пускатели и контакторы проверяют и налаживают по следующей программе: внешний осмотр, регулировка магнитной системы; регулировка контактной системы, проверка сопротивления изоляции токоведущих частей. При внешнем осмотре контакторов и магнитных пускателей в первую очередь обращают внимание на состояние главных и блокировочных контактов, магнитной системы, проверяют наличие всех деталей контактора: немагнитной прокладки у контактора постоянного тока, крепежных болтов, гаек, шайб, короткозамкнутого витка у контакторов переменного тока, дугогасительных камер. При протекании тока по катушке контактор переменного тока должен издавать лишь слабый шум. Сильное гудение контактора может указывать на неправильное крепление якоря или сердечника, повреждение короткозамкнутого витка, охватывающего сердечник, или на неплотное прилегание якоря к сердечнику электромагнита. Для устранения чрезмерного гудения подтягивают винты, крепящие якорь и сердечник. Плотность прилегания якоря к сердечнику проверяют следующим образом. Подкладывают между якорем и сердечником листок бумаги и замыкают контактор от руки. Площадь соприкосновения должна составлять не менее 70% сечения магнитопровода, при меньшей площади соприкосновения дефект устраняют правильной установкой сердечника и якоря. При образовании общего зазора шабруют поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы. По мере работы контактора постоянного тока может происходить истирание немагнитной прокладки, что уменьшает зазор и способствует прилипанию якоря к сердечнику, поэтому при значительном износе прокладку заменяют на новую. Контактная система является наиболее ответственной частью контакторов магнитных пускателей, поэтому на ее состояние должно быть обращено особое внимание. В замкнутом состоянии контакты должны касаться друг друга нижними частями, образуя линейный контакт по всей ширине контакта без просветов. Наличие на контактной поверхности наплывов или застывших кусочков металла увеличивает контактное сопротивление (а следовательно, и потери в контактах) более чем в 10 раз. Поэтому при обнаружении наплывов необходимо удалить их напильником. Зачистка наждачной бумагой и смазка контактной поверхности не допускается. Кроме того, в особо ответственных контакторах и магнитных пускателях определяют начальную и конечную силы нажатия главных контактов. Начальное нажатие — сила, создаваемая контактной пружиной в момент соприкосновения контактов. Она характеризует упругость пружины. Конечная сила нажатия характеризует давление на контакты при полностью включенном контакторе и неизношенных контактах. Начальную и конечную силы нажатия определяют с помощью динамометра.

 

Электрические машины

Ремонт электрических двигателей переменного тока

В последнее время в мире получили широкое развитие методы диагностики состояния электрических машин, основанные на выполнении мониторинга потребляемого тока с последующим выполнением специального спектрального анализа полученного сигнала, что позволяет с высокой степенью достоверности определять состояние различных элементов двигателя.
Физический принцип, положенный в основу этого метода, заключается в том, что любые возмущения в работе электрической и/или механической частей электродвигателя и связанного с ним устройства приводят к изменениям магнитного потока в зазоре электрической машины и, следовательно, к слабой модуляции потребляемого электродвигателем тока. Соответственно, наличие в спектре тока двигателя характерных (и несовпадающих) частот определенной величины свидетельствует о наличии повреждений электрической и/или механической части электродвигателя и связанного с ним механического устройства. В настоящее время создан прибор ПУНС-5, позволяющего с высокой достоверностью диагностировать почти все электрические параметры "сердца" любого электроинструмента. Наиболее дорогим узлом электродвигателя является якорь (от 25 до 50% от стоимости инструмента) и статор (от 15 до 25% от стоимости инструмента). Рассмотрим методику измерения параметров и нахождения неисправностей якоря, как наиболее дорогостоящей составляющей коллекторного электродвигателя. Внешний вид якоря электродвигателя показан на рис. Все неисправности якоря можно разделить на две группы: электрические и механические. К механическим неисправностям якоря и узлов, связанных с ним, относятся: повышенное биение коллектора на валу якоря при вращении; плохой прижим щеток к коллектору; несоответствие между типом коллектора и материалом используемых щеток; несоответствие угла укладки (угла заноса) обмоток якоря исходному типу намотки.

Рассмотрим эти виды неисправностей подробнее.


Рис.. Якорь

Повышенное биение коллектора на валу якоря приводит к увеличенной вибрации щеток при вращении якоря, что усиливает искрообразование, и как следствие, приводит к повышенному выделению тепла и сокращению ресурса работы щеток и электродвигателя в целом.
Повышенное биение коллектора на валу якоря может быть вызвано следующими причинами: большим люфтом подшипника или разбитым посадочным местом подшипника; износом резиновой амортизационной втулки заднего подшипника; плохой балансировкой самого якоря.
В этом случае даже при исправных подшипниках и амортизационной втулке при включении машины ощущается повышенная вибрация и замечается повышенный шум от вращения якоря.
Подобный дефект устраняется балансировкой якоря на специальном балансировочном станке; неравномерным износом коллектора или недостаточно точным изготовлением коллектора.
Обнаружить повышенное биение коллектора можно с помощью микрометра, имеющего подпружиненную измерительную штангу. Плохой прижим щеток к коллектору возможен при износе щеток, ослаблении упругости пружины в щеткодержателе, а также при люфте или заедании щетки в щеткодержателе. Несоответствие между типом коллектора и материалом используемых щеток. Имеется четыре группы разновидностей щеток, различающихся типом материала и предназначенных для соответствующих видов коллекторов. Угол укладки - это смещение пластины коллектора относительно паза якоря, в котором расположена обмотка, начальный вывод которой соединен сданной пластиной коллектора.
Несоответствие угла укладки обмоток якоря исходному типу намотки якоря может возникнуть при перемотке обмоток якоря или его замене на новый якорь, изготовленный другим производителем.
Несоответствие угла укладки обмоток якоря может быть выявлено проверкой угла укладки исходного якоря и примененного якоря.

Рассмотрим более подробно электрические неисправности якорей.

К электрическим неисправностям якоря относятся: обрыв обмотки; короткозамкнутые витки в обмотке; пониженное сопротивление изоляции между обмоткой якоря и его сердечником (или валом); повышенное сопротивление между выводом обмотки и пластиной коллектора, так называемое переходное сопротивление между обмоткой и коллектором. Определение обрывов и переходных сопротивлений в обмотках якоря. Самый простой способ определить обрыв в обмотках якоря - это провести проверку электрического сопротивления обмоток при помощи омметра, прикоснувшись щупами последнего к двум смежным пластинам коллектора.При этом омметр регистрирует сопротивление Rэ, равное:R3 = R//(N-1)*R, где N - количество обмоток, R - сопротивление одной обмотки, (N-1) х R - сопротивление последовательно включенных(N-1)обмоток, // - знак параллельного соединения. Так как количество обмоток в якоре N, как правило, бывает не менее 20, то в случае обрыва обмотки, непосредственно к которой подключаются щупы омметра, показания последнего увеличиваются более чем в десять раз.
Однако при таком способе проверки сопротивления обмоток якоря потребуется достаточно большое время для проведения контроля, чтобы проверить все пластины коллектора. Кроме того, при измерении сопротивления низкоомных обмоток на результаты измерения будет существенно влиять сопротивление контакта между щупом и коллекторной пластиной.
Существует способ контроля сопротивления обмоток путем поворота якоря на 360 градусов, при этом к пластинам коллектора прижимаются два пружинящих контакта, сдвинутых на расстояние S, равное шагу Yk между пластинами коллектора.
Пружинящие контакты прижимаются к пластинам коллектора и подключаются к омметру, якорь поворачивают, контакты последовательно пробегают все пластины, омметр регистрирует сопротивление обмоток. Диаметр контролируемых коллекторов может находиться в диапазоне от 15 до 45 мм, шагYk между пластинами коллектора также бывает различным: от 2 до 4 мм.
Поскольку пластины коллектора разделены между собой изоляционными прокладками (дорожками) шириной 0,4...1,0 мм, то при попадании пружинящего контакта на эту прокладку омметр будет регистрировать ложный обрыв.
Избавиться от этого путем увеличения толщины пружинящего контакта свыше 1,0 мм не удастся, поскольку диаметры коллекторов различных типов якорей различаются в три раза. Значит и кривизна контактируемой поверхности также будет сильно меняться, и вследствие этого не удастся обеспечить плотного прилегания всей поверхности торца контакта к пластине коллектора вне зависимости от его диаметра.
Измерение сопротивления обмоток якоря при помощи пружинящих контактов а) коллектор с пружинящими контактами б) коллектор со сдвоенными пружинящими контактами При этом торцы сдвоенного контакта достаточно сдвинуть относительно друг друга на расстояние t = 1 мм, чтобы избавиться от регистрации ложных обрывов. Кроме того, использование сдвоенного пружинящего контакта позволяет применить более точную 4-про-водную схему измерения. Функциональная схема устройства оперативного определения обрыва в обмотках якоря показана на рис. Схема включает: источник постоянного тока Io, буферный каскад - инвертор (ОУ, R1, R2), цифровой вольтметр (мультиметр), компаратор напряжений СМР, световой индикатор обрыва HL1 и зуммер обрыва BF1. Пружинящие контакты А и В прижимаются к пластинам коллектора и на них подается фиксированный ток Io (мА) от источника тока. Напряжение на выходе ОУ будет равно: U(мВ) = lo*(R3+0,001Rn)
(при условии R1=R2>>Rэ), где: Ra - эквивалентное сопротивление обмоток, включенных между двумя смежными пластинами коллектора, Ом; Rn - переходное сопротивление между пружинящими контактами и пластинами коллектора, мОм. В случае обрыва обмотки измеряемое сопротивление резко возрастает (более чем в 10 раз), загорается индикатор брака HL1 и звучит зуммер BF1. Диапазон сопротивления обмоток(секций)различных типов якорей достаточно большой - от 0,1 до 20 Ом.

Проверка и ремонт обмоток электродвигателя, катушек реле и магнитных пускателей

При наружном осмотре проверяют действительное положение каждого выключателя по показанию его сигнального устройства и соответствие этого положения изображенному на оперативной схеме. Проверяют состояние поверхности фарфоровых покрышек вводов, изоляторов и тяг, целость мембран предохранительных клапанов и отсутствие выброса масла из газоотводов, отсутствие следов просачивания масла через сварные швы, разъемы и краны. На слух определяют отсутствие треска и шума внутри выключателя. По цвету термопленок или показаний тепловизоров устанавливают температуру контактных соединений. Обращают внимание на уровень масла в баках и соответствие его температурным отметкам на шкалах маслоуказателей. При значительном понижении уровня или ухода масла из бака принимают меры, препятствующие отключению выключателя тока нагрузки и тем более тока короткого замыкания. Для этого отключают автоматические выключатели (снимают предохранитель) на обоих полюсах цепи электромагнита отключения. Затем создают схему, при которой электрическая цепь с неуправляемым выключателем отключается другим выключателем, например шиносоединительным или обходным. На скорость и надежность работы выключателей большое влияние оказывает четкая работа их приводов при возможных в эксплуатации отклонениях напряжения от номинального в сети оперативного тока. При пониженном напряжении усилие, развиваемое электромагнитом отключения, может оказаться недостаточным и выключатель окажется в отключенном состоянии. При пониженном напряжении в силовых цепях привод может не полностью включить выключатель, что особенно опасно при его работе в цикле АПВ. При повышенном напряжении электромагниты могут развивать чрезмерно большие усилия, которые могут привести к поломкам деталей привода и сбоям в работе запирающего механизма. Для предупреждения отказов в работе приводов их действие периодически проверяют при напряжении 0,8 и 1,15 Uном. Если выключатель оборудован АПВ, опробование на отключение целесообразно производить от защиты с включением от АПВ. При отказе в отключении выключатель должен немедленно выводиться в ремонт. Капитальный ремонт масляных выключателей производится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и эксплуатационными инструкциями по ремонту выключателей. Весь объем ремонтных работ выполняют, как правило, на месте установки выключателя. Капитальный ремонт начинают с подготовки выключателя к разборке. Для этого выключатель осматривают снаружи, проводят несколько операций включения и отключения. Затем испытывают вводы: измеряют сопротивление изоляции, а также тангенс угла диэлектрических потерь, испытывают масло из вводов и измеряют сопротивление изоляции вторичных обмоток трансформаторов тока. После проведения испытаний и измерений из выключателя сливают масло и приступают к его очистке. Бакелитовые цилиндры дугогасительных камер могут иметь царапины, задиры и обугленные поверхности. Эти дефекты устраняют. Отремонтированные цилиндры не должны иметь трещин и расслоений, а также срывов ниток резьбы более чем на один виток. Указанные дефекты невозможно устранить в ходе ремонта, поэтому при их наличии цилиндры заменяют новыми.

Обслуживание и ремонт масляных выключателей

При наружном осмотре проверяют действительное положение каждого выключателя по показанию его сигнального устройства и соответствие этого положения изображенному на оперативной схеме. Проверяют состояние поверхности фарфоровых покрышек вводов, изоляторов и тяг, целость мембран предохранительных клапанов и отсутствие выброса масла из газоотводов, отсутствие следов просачивания масла через сварные швы, разъемы и краны. На слух определяют отсутствие треска и шума внутри выключателя. По цвету термопленок или показаний тепловизоров устанавливают температуру контактных соединений. Обращают внимание на уровень масла в баках и соответствие его температурным отметкам на шкалах маслоуказателей. При значительном понижении уровня или ухода масла из бака принимают меры, препятствующие отключению выключателя тока нагрузки и тем более тока короткого замыкания. Для этого отключают автоматические выключатели (снимают предохранитель) на обоих полюсах цепи электромагнита отключения. Затем создают схему, при которой электрическая цепь с неуправляемым выключателем отключается другим выключателем, например шиносоединительным или обходным. В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже -25 °С условия гашения дуги в масляных выключателях резко ухудшаются из-за повышения вязкости масла и уменьшения в связи с этим скорости движения подвижных частей. Для улучшения условий работы масляных выключателей при длительном (более суток) понижении температуры должен включаться электроподогрев, отключение которого производится при температуре выше -20 °С. На скорость и надежность работы выключателей большое влияние оказывает четкая работа их приводов при возможных в эксплуатации отклонениях напряжения от номинального в сети оперативного тока. При пониженном напряжении усилие, развиваемое электромагнитом отключения, может оказаться недостаточным и выключатель окажется в отключенном состоянии. При пониженном напряжении в силовых цепях привод может не полностью включить выключатель, что особенно опасно при его работе в цикле АПВ. При повышенном напряжении электромагниты могут развивать чрезмерно большие усилия, которые могут привести к поломкам деталей привода и сбоям в работе запирающего механизма. Для предупреждения отказов в работе приводов их действие периодически проверяют при напряжении 0,8 и 1,15 Uном. Если выключатель оборудован АПВ, опробование на отключение целесообразно производить от защиты с включением от АПВ. При отказе в отключении выключатель должен немедленно выводиться в ремонт.

Капитальный ремонт масляных выключателей производится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и эксплуатационными инструкциями по ремонту выключателей. Весь объем ремонтных работ выполняют, как правило, на месте установки выключателя. Лишь отдельные виды работ (ремонт вводов, встроенных трансформаторов тока и др.) могут выполняться в мастерских предприятия. Выключатель У-220 состоит из трех отдельных полюсов несущей конструкцией полюса служит бак 4, на крышке которого установлены маслонаполненные вводы 7, коробка приводного механизма 10 с пружинным и масляным буфером для поглощения энергии движущихся частей при включении и отключении выключателя, газопровод и предохранительный клапан для защиты бака от чрезмерного повышения давления при отключении выключателем мощных токов КЗ, встроенных трансформаторов тока 9. В самой нижней точке днища бака имеется маслосливная труба с краном, под днищем — устройства для электроподогрева масла 3, включаемые при низких температурах окружающего воздуха. Внутренняя поверхность бака покрыта тремя изоляционными слоями древесно-волокнистого пластика, защищенного от обгорания фибровыми листами. В нижней части бака расположен овальный люк. Каждый полюс выключателя имеет свой привод. Дугогасительные устройства 6 представляют собой камеры многократного разрыва с шунтирующими резисторами. Контакты камер имеют металлокерамические покрытия.

Обслуживание и ремонт разъединителей

Капитальный ремонт разъединителей в первый раз необходимо проводить в сроки, указанные в технической документации завода-изготовителя, а в дальнейшем – разъединителей наружной установки 1 раз в 4 года, разъединителей внутренней установки – по мере необходимости.
При капитальном ремонте выполняется следующий основной объем работ:

• Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ.

• Разошиновка разъединителя.

• Разборка контактных ножей, губок гибких связей, пружин кожухов.

• Дефектация и ремонт контактной системы.

• Дефектация и ремонт изоляторов поворотных колонок, замена дефектных изоляторов.

• Дефектация и ремонт, смазка подшипникового узла. Сборка, проверка работы подшипников.

• Дефектация и ремонт заземляющих ножей.

• Дефектация, разборка и ремонт механизма привода. Смазка, сборка и регулировка.

• Измерение сопротивления изоляции.

• Общая сборка разъединителя, установка.

• Контрольная обтяжка.

• Проверка работы заземляющих ножей.

• Покраска разъединителя.

• Ошиновка разъединителя.

• Измерение переходного сопротивления контактов, в том числе заземляющих ножей.

• Опробование работы разъединителя.

Обслуживание и ремонт безконтактных аппаратов низкого давления

Контактные системы зажигания уже в прошлом, на смену приходят все более новые виды бесконтактных систем. Преимущество основное – отсутствие контактов прерывателя. Кто имел дело с контактными системами, прекрасно знает, что контакты подгорают, отчего двигатель начинает неустойчиво работать, троить. В настоящее время в бесконтактных системах используют индуктивные датчики, датчик Холла. При работе этих датчиков они ни с чем не соприкасаются, что увеличивает их срок службы. Принцип работы бесконтактной системы заключается в том, что при включении зажигания и вращении коленвала ДВС датчик выдает серию импульсов напряжения на коммутатор. Коммутатор же, в свою очередь, является преобразователем в прерывистые импульсы тока, которые подаются на катушку зажигания. В момент, когда ток прерывается в первичной обмотке, во вторичной возникает ток с высоким напряжением, который через распределитель зажигания идет к свечам зажигания по бронепроводам.
Как правило, современные бесконтактные системы зажигания являются необслуживаемыми. Срок работы у них очень большой, особого ухода не требуют. Если же случилась поломка (например, нет искры), то можно при помощи простейшего тестера или лампы на 12 вольт проверить напряжение в низковольтных цепях. Обычно все находится и исправляется очень быстро.
Есть системы зажигания с управляемыми некоторыми характеристиками. Как правило, блок компьютерного зажигания анализирует некоторые характеристики (например, температуры ДВС и охлаждающей жидкости, давление масла, нагрузку на автомобиль), подбирает соответственно под каждую определенную ситуацию определенный режим работы системы зажигания.
В обслуживании самое главное – контроль работоспособности свечей зажигания и высоковольтных проводов. Сильно изношенные, с признаками повреждения провода следует как можно скорее заменять. Свечи зажигания имеют свойство покрываться нагаром, который желательно раз в десять тысяч километров пробега очищать, а замену свечей проводить примерно раз в тридцать тысяч километров пробега.
Что необходимо учитывать и знать при эксплуатации автомобиля с электронной системой зажигания:
1. Клемму «-» аккумулятора во время работы двигателя отсоединять категорически запрещено. Также запрещено к ней касаться;
2. Провода системы, приборов измерения, отсоединять лишь при отключенном зажигании. При включенном может возникнуть искровой промежуток, который выведет из строя датчик или блок управления;
3. Запрещено использование катушек зажигания для контактных систем зажигания;
4. При внешнем нагреве двигателя сначала дать ему остыть, а после разрешено запускать;
5. Провода низкого и высокого напряжений запрещено укладывать в одном жгуте.

Проверка полупроводниковых диодов, транзисторов, тиристоров

 

Для того чтобы понять как проверяется полупроводниковый диод достаточно просто вспомнить принцип его работы (а точнее просто вспомнить что такое полупроводник).

Как мы уже знаем работа полупроводникового диода основана на свойстве P-N перехода проводить электрический ток лишь в одну сторону. Следовательно исправный полупроводниковый диод так и должен работать: в одну сторону проводит, в другую-нет. Режим проверки диодов имеется в любом мультиметре, даже самом наипростейшем (обозначен соответствующим значком). Полупроводниковый диод можно проверить и при помощи стрелочного прибора в режиме Ом-метра: стрелка должна показать проводимость лишь в одну сторону. Какие неисправности могут быть у полупроводникового диода:

1. Обрыв. Диод не "прозванивается" ни в одну сторону.

2. Пробой. Диод показывает проводимость в обеих направлениях. При этом сопротивление очень низкое (КЗ или практически КЗ).

3. Утечка. Диод в обратном включении показывает небольшую проводимость.

Как проверить транзистор

В общем-то как проверить транзистор при помощи мультиметра уже рассказывалось в этой статье, сейчас-же мы остановимся на некоторых особенностях проверки транзисторов, а точнее на их характеристиках и разновидностях.

Простая проверка транзистора

Транзистор можно просто проверить на исправность P-N переходов. При этом проверяются переходы "база-эмиттер" и "база-коллектор": они должны "прозваниваться" как обыкновенный диод, переход "коллектор- эмиттер" проводить ток не должен. Кстати, насчет проверки транзисторов при помощь мультиметра отдельная статья...

Коэффициент усиления транзисторов

Один из важных параметров, который очень часто приходится учитывать при подборе аналогов транзисторов. Так-же этот значение этого параметра порою бывает единственным способом проверить составной (дарлингтон) транзистор.

Функцией проверки коэффициента транзисторов (h21э) снабжен практически любой мультиметр, в том числе и самый дешевый. Единственный нюанс, который может может возникнуть при проверке- это малый размер отверстий в разъеме мультиметра. Например более мощные транзисторы, к примеру типа КТ815 или КТ972 (дарлингтон, кстати....) проверить будет уже невозможно.

Для такого случая Вам может помочь самодельный прибор, схема которого приведена на этой странице.

 

Как проверить тиристор

Тиристор - это одна из разновидностей полупроводниковых приборов. Внешне он напоминает обыкновенный диод, но в отличие от простого диода он может работать как ключ: открываться и закрываться. Поэтому кроме анода и катода у него имеется еще и третий вывод- для управления. Его так и называют: управляющий электрод (сокращенно УЭ)
В общем-то тиристоры это целый подкласс диодов: они тоже имеют разновидности-
а. просто тиристор: в открытом состоянии пропускает ток лишь в одну сторону
б. симистор или симметричный тиристор: в открытом состоянии может пропускать ток в обе стороны.
г. динистор: не имеет управляющего электрода и управляется приложенным к нему напряжением. Главный параметр у динистора- это так называемое пробивное напряжение: порог при котором динистор открывается и начинает пропускать ток.

Обслуживание и ремонт трансформаторов тока

Трансформаторы предназначены для передачи сигнала измерительной информации измерительным приборам, устройствам защиты и управления, а также для изолирования цепей вторичных соединений от высокого напряжения в электрических установках переменного тока частоты 50 или 60 Гц на класс напряжений до 10 кВ включительно. Трансформаторы для дифференциальной защиты поставляются по специальному заказу. Трансформаторы предназначены для встраивания в распределительные устройства и токопроводы. Трансформаторы изготовлены в климатическом исполнении "У" или "Т" категории размещения 3 по ГОСТ 15150 для работы в следующих условиях: температура окружающего воздуха - от минус 45°С до плюс 40°С для исполнения "У3" и от минус 10°С до плюс 45°С для исполнения "Т3"; окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая пыли, химически активных газов и паров в концентрациях, разрушающих покрытия металлов и изоляцию; рабочее положение - любое. Трансформаторы комплектуются защитными прозрачными крышками для раздельного пломбирования вторичных выводов. В трансформаторах допускается использование вторичных обмоток для учета, классов точности 0,2S и 0,5S со значением вторичной нагрузки ниже 25% от номинальной. Минимально допустимая нагрузка для обмоток класса точности 0,2S и 0,5S составляет 1ВА. В паспорте на трансформаторы тока со вторичными обмотками для учета классов точности 0,2S и 0,5S указываются измеренные токовые и угловые погрешности при номинальной вторичной нагрузке 1ВА. Возможно изготовление трансформаторов с РАЗНЫМИ коэффициентами трансформации вторичных обмоток.

Включение и проверка однофазных счетчиков электроэнергии

Наши дома постоянно пополняются новой бытовой техникой, потребление электроэнергии неуклонно растёт, а проводка и счетчики, к сожалению, еще во многих квартирах и домах остались старыми. Какого-то положения или закона со стороны энергоснабжающих организаций, требующего от нас их обязательной замены нет, поэтому мы продолжаем пользоваться прежними приборами учёта электроэнергии. А между тем, счетчик электроэнергии, как прибор учета, обязательно должен проходить периодическую поверку. Электросчётчик можно смело сравнить с весами, измеряющими вес какого-либо товара, продукта, поэтому, необходимость точности его измерения очевидна всем. Каждому типу счётчика соответствует свой межповерочный интервал, который, чаще всего, бывает превышен. В этом случае, точности показаний счетчика, разумеется, никто не гарантирует. Хорошо, если вращение диска все же в пределах его класса точности, а если нет? Насколько счетчик "убегает" или, наоборот отстает, вполне можно прикинуть самостоятельно. Ниже приведён способ определения правильности измерения однофазного индукционного электросчётчика. Каких-то специфичных знаний он не потребует – будет вполне достаточно курса школьной математики: Отключаем все приборы из розеток, выключаем все в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: