Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»




В кратком психологическом словаре понятие «самоопределение личности» трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, ее особыми формами являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение».[19] Данное понятие имеет несколько аспектов: психологический, педагогический, социологический и философский, поэтому и подходы к его определению различны. Соответственно, в науке утвердились словосочетания «социальное», «жизненное», «профессиональное» и др. самоопределение, каждое из которых отражает различное явление и требует индивидуального истолкования.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение, в связи с этим, такое сложное психологическое явление не получило «единственно правильное» объяснение в психологической науке. [19]

В педагогическом терминологическом словаре дается такое определение профессиональному самоопределению: «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии».[4]

Климов Е.А., который занимался анализом профессионального самоопределения, понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов»[16]. Ученый выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Пряжников Н.С. определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения».[37] Также ученый указывал, что «профессиональное самоопределение зависит от внешних (благоприятных) условий, в то время как личностное самоопределение – непосредственно от самого человека, причем именно неблагоприятные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему».[36] Профессиональное самоопределение, по мнению ученого, процесс менее сложный, в отличие от личностного, так как его проще оформить официально (например, получить диплом). Тем не менее, эти два понятия (личностное и профессиональное самоопределение) довольно схожи, а в высших своих проявлениях практически совпадают.

Ученый предложил свою модель профессионального самоопределения, которая заключается в следующих компонентах:

¾ осознание личностью ценности общественно полезного труда, а также в осознании необходимости профессиональной подготовки;

¾ ориентирование личности в социально-экономических процессах, прогнозирование престижности выбираемой профессии;

¾ определение профессиональной цели как идеала;

¾ выделение ближайших профессиональных целей, в качестве первостепенных основ для достижения дальнейших целей;

¾ поиск информации, касающейся специальностей и профессий, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

¾ представление о личностных и профессиональных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также информированность о возможных трудностях на пути их достижения;

¾ наличие резервных вариантов, в случае неудачи при основном варианте самоопределения;

¾ практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Пряжникову Н.С. происходит на следующих уровнях:

¾ самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл в выполнении конкретных функций, однако свобода выбора действий ограничена);

¾ самоопределение на конкретном трудовом посту (ограничение прав, обязанностей, средств труда);

¾ самоопределение на уровне определенной специальности, где у индивида есть возможность перехода т одного трудового поста к другому без ограничений в самореализации);

¾ самоопределение по конкретной профессии;

¾ жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, включающее досуг и самообразование;

¾ личностное самоопределение определяется тем, что индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином своей жизни, в итоге окружающие видят в нем не только хорошего специалиста, но и уважаемую личность;

¾ самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется весомым вкладом в развитие культуры; такой индивид становится для общества бессмертным.

Свое представление о структуре процесса профессионального самоопределения Борисова Е.М. формулирует таким образом:

Первым звеном данной структуры ученая обозначает мотивационную сферу личности, т. к. именно мотив личности ведет к выбору той или иной сферы деятельности, а в дальнейшем продвижения в ней как профессионала.

Профессиональные способности. Именно наличие каких-либо навыков, умений, интересов и способностей к тому или иному делу определяет выбор профессии.

Для каждого человека важно, чтобы дело, которым он занимается соответствовало его темпераменту, характеру, индивидуальным чертам его личности. Поэтому Борисова Е.М. обозначает следующим элементом структуры индивидуально-типологические особенности человека.

Кроме того, знания о собственных реакциях на ту или иную ситуацию, способность реагировать в конфликтах или возможность переживать стрессы и т.д. формируют самосознание личности.

Последним, но не менее важным, ученая обозначает социальный статус человека. Данный аспект не только влияет на сам выбор профессиональной деятельности, но и может влиять на межличностные отношения в коллективе не меньше, чем черты характера и темперамент.

Как отмечает Зеер Э.Ф., «профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а скорее своеобразный творческий процесс развития личности».[12] Обуславливается это тем, что данные процесс может протекать на разных стадиях становления личности человека.

Дошкольное детство. В данный период жизни ребенок начинает узнавать и сравнивать различные виды профессий. Познавать их и выявлять наиболее привлекательные для себя лично. Интерес к этому зарождается у ребенка в процессе наблюдения за работой взрослых, а затем описанием содержания труда. Важное значение имеют первые трудовые пробы ребенка, начиная с простейших бытовых обязанностей, человек проявляет все больший интерес к труду. Интерес также возникает на почве различных игр, в основе которых заложена та или иная профессия (например, игры, где дети исполняют роли врачей, продавцов, поваров и т.д.)

Младший школьный возраст. Данный период обусловлен подражанием различным профессиям взрослых. Примером для детей младшего школьного возраста могут быть родители, учителя, родственники, близкие знакомые семьи, словом, наиболее значимые взрослые в их окружении. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. У ребенка формируются фантазии относительно своей будущей профессиональной деятельности, которые впоследствии окажут большое влияние на профессиональное самоопределение в целом.

Подростковый возраст. Проявление дифференцированного отношения к разным учебным предметам, формируют предпочтения подростка. Возможно также углубленное изучение какой-либо деятельности, например, посещение разнообразных кружков, секций, дополнительных занятий и т.д. У подростка формируется особый мотив к обучению, цель, к которой он стремится. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Ранняя юность. Основной задачей данного периода является выбор профессии. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.[13]

Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.[13]

Молодость (до 27 лет). Это возраст социальной и профессиональной активности. Как правило, человек уже определился с выбором профессии, имеет профессиональный опыт и даже место работы. Актуальным становится карьерый рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.

Для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.[13]

Зрелость. Именно в этом возрасте человек реализует свои жизненные и профессиональные планы. Данный период можно назвать «расцветом профессиональных сил». Человек способен проявить свои профессиональные навыки на деле, демонстрируя профессионализм в выбранной ранее области труда.

Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма. [13]

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь.

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 ~ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Поэтому многие пенсионеры продолжают свою профессиональную деятельность, хотя для многих труд уже становится привычкой, в то время как сил на полноценную работу уже не хватает.

Для тех же людей, кто после выхода на пенсию, прекращает свою трудовую деятельность, вновь возникает проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности.

Таким образом, Зеер Э.Ф. определяет профессиональное самоопределение как процесс самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.

Борисова Е.М. дает другое определение профессиональному самоопределению, по ее мнению, это «процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей».[3] Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. Ученый рассматривает профессиональное самоопределение как длительный процесс, включающий в себя две основные составляющие:

1) развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидуальных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути;

2) творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий.

Также Борисова Е.М. выделяет «стадии или фазы профессионального самоопределения:

1) выбор профессии;

2) профессиональное обучение;

3) овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности);

4) самореализация в профессиональной деятельности;

5) творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям».[3]

Ученый указывает, что данные стации могут зависеть от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, а также внешних благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, способных повлиять на данный процесс.

Профессиональное самоопределение, по мнений Максимовой З.Р., это «процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенной профессиональной роли, ее самоидентификация с этой ролью».[25] То есть основным компонентом данного процесса является психологическая установка, где человек формирует позитивное отношение к профессиональной деятельности и к себе как к ее представителю. Однако, важным остается то, что отношение личности к профессии не всегда может быть позитивным, а формироваться как негативное или безразличное.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения человека можно обосновать как непрерывный личностный путь, в ходе которого личность определяет для себя, к какой сфере деятельность она предрасположена, помимо этого человек формирует и подстраивает свои личностные качества и другие факторы личности с целью «найти себя» в выбранной профессии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: