Рекомендации по организации профессионального самоопределения студентов в современных условиях рынка труда




Профессиональный выбор современной молодежи в основном зависит от ситуации на рынке труда. Именно состояние современной экономики диктует поступать молодежи в данном вопросе, основываясь на занятости в современных условиях. Разумеется, такие тенденции обусловлены трудностями в поиске работы, поэтому важно выбрать профессию, которая впоследствии будет приносить регулярный стабильный доход. Однако, чаще всего такой подход к выбору будущей профессии у молодых людей не связан с их истинными предпочтениями в профессиональной сфере.

Поэтому, весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию, пройти профессиональную ориентацию. Но на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают где это можно сделать, а если и проходят в школе, то относятся к результатам весьма не серьезно, не придавая им значения. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации.

Работа, которая проводится в школах, направленная на определение профессиональных предпочтений, не обязательно остается услышана окружающим ребенка социумом (родителями, учителями и т.д.) и, главное – им самим. Формируется особое отношение к работе и труду в целом. Труд воспринимается как средство добычи денежных средств и других благ, но теряется немаловажный смысл трудовой деятельности, - удовлетворение от выполняемой работы.

Поэтому, рамки реалий, в которые заключает нас рынок труда, заведомо диктуют модель и специфику поведения молодежи в данном вопросе. Рынок труда формирует отношение молодежи к выбору профессиональной деятельности.

Но показатели о востребованности той или иной профессии – это лишь вершина айсберга действительной картины происходящего. Население не проинформировано о возможностях продвижения в абсолютно любой сфере деятельности, что перекрывает кислород молодым людям в выборе профессии.

Важным остается и то, что выбор молодым человеком направления трудовой деятельности зачастую имеет побочный эффект разочарования. Выбрав область труда, молодежь не всегда правильно оценивает как свои возможности, так и реальные перспективы работы в данной профессии. Имея неправильное представление о роде деятельности, должностях в рамках профессии, молодые люди оценивают ее с позиции вершины карьерной лестницы. Такие представления молодежи доказаны опытом ярмарок вакансий, куда обращаются выпускники, с целью найти работу, при этом занять высокую должность. Соответственно, такое представление у выпускников складывается в виду отсутствия информации. Работодатели указывают на элементарное не знание составление резюме, неподкрепленная опытом и действующими проектами амбициозность, а так же безграмотность в вопросах самопрезентации.

К сожалению, устранением этих пробелов не всегда занимаются учебные заведения. Проектов в этом направлении не так много, больше государственных программ, которые действуют в центрах занятости населения, а также в коммерческих фирмах, работающих в данном направлении.

Рекомендуется популяризировать пропаганду и распространение информации о программах Центра занятости населения в учебных заведениях. Именно в школе активно протекает процесс профессионального самоопределения, а сотрудничество школ, лицеев и других учебных заведений позволит учащимся расширить границы данного процесса. Совместно со школами Центры занятости населения организуют профориентационное тестирование, экскурсии на предприятия, а также информируют о ситуации на рынке труда.

Важно распространение информации о различных конкурсах, направленных на определение будущей трудовой деятельности. Например, в России активно действует конкурс проектов «ЗА собой», направленный на профессиональнее самоопределение. «ЗА собой» не просто способствует разработке новых креативных методик по профессиональному самоопределению, но и вовлекает в данный процесс самих учеников школ и интернатов. Участниками являются ученики 9-11 классов, которые как никто другой могут адекватно оценить происходящие в них самих процессы самоопределения в мире профессий. Данный проект выполняет сразу две функции: возникновение современной методологии в области профессионального самоопределения; активизация профессиональной деятельности у школьников, разрабатывающих данные методики.

Школа как одна из основных площадок профориентационной работы должна решать множество задач, в решении данной проблемы:

- составление для класса плана-сетки работы по профориентации, которая будет включать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организация различных бесед, диспутов со старшеклассниками по проблемам выбора профессии;

- ведение психолого-педагогических наблюдений склонностей учащихся;

- организация посещения учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организация тематических и комплексных экскурсий учащихся на предприятия;

- оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- организация встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений;

- организация встреч с работниками центров занятости населения для ознакомления с различными программами, помогающими в профессиональном самоопределении школьников.

Желательно, чтобы уже на этапе обучения в школе, юноша имел план дальнейших действий по достижению целей своего профессионального выбора. Такой подход обеспечит качественное профессиональное самоопределение в дальнейшем. К сожалению, пробелы в этом направлении влияют на качество знаний и навыков выпускников вузов и сузов, поголовное поступление на «кормящую» специальность приводит к потере элитарности профессионального образования. Это в дальнейшем сказывается и на рынке труда, в особенности на требования, предъявляемые будущему работнику. Возникает профессиональный тупик, в который выпускники сами загоняют себя, выбирая наиболее популярную специализацию, предпочитая ее делу, которое больше подходит именно ему как личности.

Работа в данном направлении необходима так же в вузах и сузах, особенно учитывая то, что главной целью данных учреждений является непосредственная подготовка молодых людей к трудовой деятельности. Выпускникам важно обладать навыками необходимыми при устройстве на работу, поэтому профессиональные учебные заведения должны решать такие задачи, как:

-проведение работы по адаптации студента как в жизни внутри учебного заведения, так и в будущей профессиональной сфере;

- организация дискуссионных встреч, направленных на решение проблем занятости;

- ознакомление студентов с нормами составления резюме;

- организация мастер-классов, направленных на обучение будущих выпускников вузов и сузов самопрезентации при устройстве на место работы;

- организация встречи с работодателями непосредственно в области деятельности, в которой студенты специализируются в процессе обучения.

Действительно, ситуация, складывающаяся на рынке труда, выставляет молодежь слабым звеном. Самый высокий процент безработицы приходится именно на данную возрастную группу. Поэтому так необходимо защитить данную группу населения в вопросе занятости. Основой для защиты необходимо определить систему профессионального самоопределения и профориентационную работу, которая должна вестись непосредственно в учебных заведениях.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положение молодежи на современном рынке труда неустойчиво, это подтверждает статистика и опыт молодых людей. Во многом причиной данного явления остается отсутствие опыта работы, но и немаловажным остается факт того, что процесс профессионального самоопределения претерпевает трудности. В основном это связано с факторами, влияющими на выбор молодого человека. Человек, проходя институты общества, изменяется, адаптируется и самоопределяется, в том числе и профессионально. Профессиональное самоопределение – это выбор человеком своего профессионального пути, зачастую юноша делает этот выбор еще в школе, когда задается вопросом «Кем я стану?» Ведь именно в старших классах школы, человек решает, где он продолжит свое обучение, куда поступит, какую профессию освоит.

Несомненно, сделав свой выбор и определившись с местом обучения, молодой человек способен достигнуть своей цели, но не всегда процесс адаптации в новом учебном заведении, а главное, процесс профессионального самоопределения, проходят гладко. Бывает, что, уже осваивая профессии, молодой человек может сделать вывод, что ошибался относительно выбранной сферы деятельности. Она может не оправдать его ожиданий, изменить представление о себе, возможно даже разочаровать. Тогда для молодого человека важно ответить на вопросы о том, терпимы ли для него эти неожиданности, видит ли он себя в этой профессии, способен ли он реализоваться через данный вид деятельности. Если ответ «нет», то для юноши происходит процесс переориентации, он ищет новую профессию, новую сферу, которая ему действительно подходит. Если же ответ «да», то молодой человек продолжает, начавшийся еще в школе, а возможно и раньше, процесс профессионального самоопределения.

Для эффективности данного процесса необходимо вовлечение учебных заведений в процесс профессионального самоопределения молодых людей. А также пропаганда и внедрение в этот процесс служб занятости. Работа в данном направлении осуществляется Центром занятости населения Тульской области.

В рамках исследовательской работы мною были рассмотрены основы понятия «профессиональное самоопределение», история и методология исследований в этой области. Также мною было изучено положение молодежи на рынке труда, специфика профессионального самоопределения студентов и выпускников в современных условиях.

На основе опыта работы Центра занятости населения Тульской области с безработной молодежи, мною были исследованы программы, регламентирующие работу в данном направлении. Анализ опыта центра по работе, направленной на профессиональное самоопределение молодежи на современном рынке труда показал, что в Тульской области ведется активная деятельность по корректировке профориентации молодых людей, а также оказывается помощь в дальнейшем трудоустройстве молодежи.

Практическая значимость исследования. Опыт ГУ ТО «ЦЗН ТО» по адаптации молодежи в условиях современного рынка труда может быть использован в качестве образца для работы по обучению и профессиональной ориентации молодежи в учебных заведениях. Исследование доказало эффективность реализации данного опыта, а также возможность внедрения новых форм работы по профессиональному самоопределению молодых людей и сотрудничеству учебных заведений с государственными службами занятости.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования находят свое отражение:

1) в статье «Профессиональное самоопределение молодежи на современном рынке труда», опубликованной в сборнике материалов X Международной ежегодной студенческой научной конференции «Гуманитарные знания в современном мире», проходившей в 2015 году в Тульском институте ВГУЮ (РПА Минюста России);

2) в выступлении на Региональной студенческой научно-практической конференция с международным участием «Молодёжь и наука – третье тысячелетие»;

3) в статье «Центр занятости населения как институт социальной адаптации молодежи на рынке труда», опубликованной в сборнике материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Экономика и управление на современном этапе», проходившей 22 апреля 2016 года в РЭУ им. Г. В. Плеханова (Тульский филиал);

4) в статье «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов – будущих организаторов работы с молодежью», опубликованной в сборнике материалов XVII Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», проходившей в 2014 г. в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности//Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В.А.Бодрова.– М.: 1991.– с. 3 – 26.

2. Болучевская, В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий: Монография / В.В.Болучевская. – Волгоград: ВолГМУ, 2010. – 264 c.

3. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. - 78 с.

4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 224-225

5. Быков, В.В. Профессиональная ориентация молодежи [Текст]/ В.В.Быков // Профессиональный потенциал. 2005. - №2. - С.2-5.

6. Вебер, Э.И. Положение Российской молодежи на рынке труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №1-2. - С.82-85.

7. Винокур, А.Ю. Индивидуальные особенности принятия решения о выборе профессии и их учет в профконсультации [Текст] / А.Ю. Винокур. – Сыктывкар.: Альфа-книга, 2010. - 242 с.

8. Гневашева, В. А. Особенности молодежного рынка труда в России [Текст] / В. А. Гневашева // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Б. Г. Юдин [и др.]; под общ. ред. Вал. А. Лукова. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. — С. 463–478.

9. Дмитриева, С. Н. Исследование сформированности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза/С.Н.Дмитриева, Т.В.Евдокарова [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 456–460. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95376.htm

10. Думенко, Г.А. Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов: сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 4. – С. 59-61.

11. Забродин, Ю.М. Проблемы профессионального самоопределения современных школьников [Текст]/ Ю.М. Забродин // Профессиональный потенциал. 2007. - №1. - С.43-51.

12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]/Э.Ф.Зеер – М.: Академический проект, 2003. – 400с.

13. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. Учебное пособие для ВУЗов/Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк. - М., Академический Проект; Екатеринбург "Деловая книга, 2005. – 240с.

14. Иванайская, Т.Л. Профессиональное самоопределение как фактор развития социальной и профессиональной компетенции молодёжи. // Труд и его роль в социализации молодёжи: Сб. мат-лов девятой Международной научно-практической конференции, Оренбург: Изд-во ОУП «Академия труда и социальных отношений. 22 апреля 2009. - С. 56-63. - 45 с.

15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотив: Теория и методы изучения / Е.Ильин. — Киев, 2008.-190с.

16. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособ./Е.А.Климов М.: Изд-во МГУ, 2011.-224с.

17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения.// Высшее профессиональное образование/ Е.А. Климов - М.: Академия, 2010. – 304с.

18. Коршунов, А.В. Современная российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности // Теория и практика общественного развития. 2011. - №8. - С.54-57.

19. Краткий психологический словарь. /Под общей ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.

20. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях/Н.А. Криволапова// Народное образование. - 2010. - N 5. - С. 170-176.

21. Кривонос, Ю.Е. Экономическая теория: курс лекций / Ю.Е. Кривонос. – Таганрог. ТТИ ЮФУ. - 2012. – 244 с.

22. Кузнецов, И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 2000.

23. Ларионова, Л.А. Влияние семьи на профессиональное самоопределение студентов младших курс/ Л.А. Ларионова, С.В. Алеев// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11 – С. 287-291.

24. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2010. - №1. - С.57-65.

25. Максимова, З.Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО // Среднее профессиональное образование. 2007. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-stanovleniya-studentov-v-sisteme-spo

26. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Сб. материалов/ Под общ. ред. М.К. Горшкова и А.А. Нелюбина. – М.Издание Совета Федерации, 2006. –192 с.

27. Муфтахова, Ю.Д. Профессиональное самоопределения студента [Электронный ресурс]//Социосфера: научно-издательский центр. Башкирский государственный университет. 2013. URL: https://sociosphera.com/publication/conference/2013/176/professionalnoe_samoopredelenie_studenta/

28. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) // Российская газета.1996, 29 апреля, - № 84.

29. Поваренков, Ю.П. Влияние личностных качеств на результативность профессионального самоопределения студентов педагогического ВУЗа/Поваренков Ю.П., Угарова М.Г.// Психология XXI столетия. Т.3. – Ярославль: МАПН, 2006. – С. 85-90.

30. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека/ Ю.П. Поваренков - М.: УРАО, 2002. - 160с.

31. Помазкова, И. С. Профессиональное самоопределение российской молодежи в условиях социальной неопределенности./ И.С. Помазкова - Ростов-на-Дону: 2011.- 152 с.

32. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.07.2008 N 11938)

33. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2007 N 726 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.12.2007 N 10687)

34. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 N 400 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.2007 N 9835)

35. Профориентация молодежи. «Штокман Девелопмент АГ». [Электрон. ресурс]//URL: https://www.shtokman.ru/career/universities/prof_orient/

36. Пряжников, Н. С. Направления и методы профориентации [Текст] / Н. Пряжников // Директор школы. 2006. - №2.

37. Пряжников Н.С. Профориентация [Текст] / Н.С. Пряжников, Л.Е. Пряжникова. - М.: ИНФРА, 2006.

38. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика/ Н.С. Пряжников – М.: Академия, 2008. – 320с.

39. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./ Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников – М.: «Академия», 2007. – 496с.

40. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с.

41. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»

42. Рожкова, Л.В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи/ Л.В. Рожкова// Социология образования. – 2010. - №11

43. Реан, A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии /A.A. Реан.-№1.- 2010- С.83.

44. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе/ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев: Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416с.

45. Солодова, Г.Г. Профессиональное самоопределение студентов как будущих педагогов: социокультурный аспект [Текст] / Г.Г. Солодова// Ползуновский вестник. – 2006. - №3. – с.243-247.

46. Сорокина, Н.В. Программа социально-психологического тренинга развития профессионального самоопределения «Моё профессиональное будущее»: Сб. метод, материалов ЦСППМ «Шанс». - Тула: Инфра, 2013. - С. 89-110.

47. Тихомиров, М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов. В кн.: Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной науч.-практ. конф., Волгоград: ВГСПУ, 2011. - с. 127–132.

48. Фадеева, Е. И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методич. пособие/ Е.И. Фадеева, М. И. Ясюкевич - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.

49. Филиппович, Е.И. Кризис профессионального выбора студентов-психологов на начальном этапе обучения и условия его преодоления. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психологич. наук. – Пятигорск, 2009.

50. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие/ С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 176 с.

51. Шевкиева, Н.Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения на этапе вузовского обучения: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – Ставрополь, 2006.

52. Ягуфарова, С.В. Профессиональное самоопределение – фактор социализации студентов колледжа/ С. В. Ягуфарова// Учитель. – 2009. - №4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: